Юлия Хирбээ. Я все смогу и все сумею.
(Окончание. Начало в №6 от 19 февраля 2016 года)
Двадцать четыре шага к совершенству
– Юлия, как вы узнаете, закомплексованный ли ребенок пришел к вам или нет?
– Есть правило двадцати четырех шагов. За двадцать четыре секунды девочка должна сделать двадцать четыре шага к зеркалу. Я вижу, что в девяти случаях из десяти, она идет, опустив голову. Это верный признак того, что девочка не уверена в себе.
– Но ведь она пришла в незнакомое место к незнакомому человеку.
– Такое же повторяется и на втором занятии. Уверенная в себе девушка никогда не опустит глаз, смело будет смотреть на свое отражение в зеркале. Потому что она нравится самой себе и ей нечего стыдиться.
Обучая их, даю понять, что они красивы. Говорю: «Если хочешь что-то изменить в жизни, сначала надо изменить себя».
– Сколько времени требуется ученице для раскрепощения?
– Как минимум – четыре месяца. Но результат заметен сразу: с первых занятий ученица начинает понимать, как надо двигаться, держать руки, ставить ноги, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление.
Я работаю над внешним состоянием, а с внутренним разбираются приглашенные профессиональные психологи из Тувинского государственного университета. Они проводят разные тренинги, беседы, тестирования. Выявляют проблему в каждом конкретном случае и искореняют ее.
У нас также есть занятия по хореографии, фитнесу, этикету. Обучаем девочек и девушек красоте, во всех смыслах этого слова: летящая походка, царственная осанка, грамотный макияж, правильный подбор гардероба.
А особенность моих коллекций также в том, что один и тот же костюм, с небольшими отличиями, создается сразу на две модели: девочку и девушку. Этим подчеркиваю, что к красоте нужно приучать с детства.
Они уже благоухают
– Композитор Михаил Глинка сказал: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». А что для вас внешняя и внутренняя красота?
– Отвечу всем известными словами Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Иногда из-за невзрачной внешней красоты трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Поэтому нужно стремиться к гармонии тела и души.
В этом плане мне очень хорошо работается с девочками от семи и до двенадцати лет. Они свободны, не сдержаны. Всё схватывают на лету. Я сравниваю своих учениц с бутоном цветка, который еще не раскрылся. Но придет время, и он заблагоухает.
И они уже благоухают. С той же коллекцией «Урянхайские принцессы» мы стали обладателями гран-при Международного конкурса национального костюма и творчества «Хрустальная корона ЮНЕСКО-2015» в номинации «Театр мод». Он проходил в городе Сочи в январе 2015 года.
– Что это за конкурс?
– Он проводится уже тринадцатый год, что говорит о серьезности и значимости. «Хрустальная корона» – только первый его этап. Затем идут серебряная, золотая, бриллиантовая короны и, наконец, самая значимая – платиновая.
Мы не думали, что победим. Просто поставили цель достойно представить нашу республику, и это удалось.
– Чем же наградили победителей?
– Нам вручили статуэтку и диплом. Это в Туве мы привыкли получать за победу денежные вознаграждения, а в конкурсах российского, международного масштаба такого нет. Их ценность в другом: там набираешься опыта, завязываешь полезные знакомства.
Лучшие модели могут получить предложения работать с российскими дизайнерами. Моя ученица, десятилетняя Айшет Монгуш, удостоилась похвалы одного из членов жюри – французского модельера. Он сказал, что у нее есть все задатки стать в будущем прекрасной моделью. Главное, чтобы запаслась терпением и продолжала заниматься.
– Кто финансирует поездки на конкурсы?
– Всё держится на энтузиазме родителей. Я им благодарна за то, что поддерживают интерес детей, их мечту.
Дангына должна быть в форме
– Как начался ваш модельный путь?
– В 2006 году, пройдя кастинг в Кызыле, я вместе с пятью другими девушками стала моделью в ансамбле танца и костюма «Эдегей». Уже через неделю мы в составе многочисленной делегации, представляющей культуру России, поехали на гастроли в Германию, в город Берлин.
Искусству дефиле нас обучал художественный руководитель ансамбля Вячеслав Октябрович Донгак. После двух лет учебы сама стала преподавать в «Эдегее».
Первую свою коллекцию придумала именно там. Моей наставницей стала супруга Вячеслава Октябровича Кима Чозаровна Донгак. Она заметила, что люблю со вкусом одеваться, и предложила нарисовать несколько эскизов. Потом мы показали их Вячеславу Донгаку. Он тогда мне объяснил, что каждый костюм должен быть со смыслом, отражать какую-то идею. Люди должны понимать, зачем и о чем этот наряд, перед их глазами должна появиться картина. Вячеслав Октябрович выбрал лучшие эскизы, на основе которых и создала свою первую коллекцию.
После шести лет работы в ансамбле «Эдегей» поняла, что мне нужно двигаться дальше. Поэтому в 2012 году и открыла свое модельное агентство «Урянхай».
– Именно в тот период работы в «Эдегее» вы стали обладательницей титула «Дангына-2008», после чего конкурс не проводился пять лет. Всё это время вы носили титул самой красивой девушки Тувы. Быть публичным, узнаваемым человеком для вас радость или тягость?
– Честно признаюсь, от этого сильно устаешь. Не только как «Дангына», но и как руководитель модельного агентства, везде и всегда должна быть в форме. Даже если неважно себя чувствую, не имею права выглядеть неряшливо и неопрятно. Приходится постоянно следить за собой, быть для моих девочек примером. Мне нельзя их подводить и разочаровывать.
Замкнутый круговорот денег
– Помню, как уже будучи обладательницей титула «Дангына-2008» вы организовали социальную акцию в пользу детей из малообеспеченных семей.
– Мне всегда нравилось, что победительницы конкурсов красоты проводят различные благотворительные акции. Хотелось тоже сделать доброе дело, и в 2009 году с девочками из ансамбля «Эдегей» решили организовать сбор продуктов и одежды для многодетных и малообеспеченных семей Кызыла. Но сначала никто не откликнулся на нашу инициативу. Тогда мы пошли к предпринимателям центрального рынка с просьбой о помощи. И многие отозвались. За один день собрали почти тонну вещей.
Затем организовали эфир на местном телевидении. После этого всё пошло, как по маслу. Люди приносили летние и зимние вещи, обувь, даже бытовую технику. В День защиты детей в Доме народного творчества все собранное было нами роздано.
– Сейчас, сама став предпринимательницей с прибыльным успешным бизнесом, благотворительностью продолжаете заниматься?
– О прибыльном бизнесе – это шутка? Скажу откровенно: сейчас о прибыли речи совсем не веду, так как с создания швейного цеха прошло всего два года, а с создания модельного агентства – четыре. Плата за обучение уходит на создание коллекции, аренду помещения, оплату труда психологов, педагогов, швей. Замкнутый круговорот денег получается.
В конце каждого учебного года делаю концерт-отчет: показываю родителям, чему научились их дети. Для этого приходится шить новые костюмы, изготавливать билеты, распространять их. Иногда даже приходится брать в долг. Поэтому о прибыльности говорить не приходится.
Но то, что в моих силах, стараюсь делать. Ко мне ходят девочки с финансовыми проблемами в семье, поэтому с них я плату не беру. Например, одна моя воспитанница два года посещала модельное агентство, а в прошлом году отправила мне такое смс-сообщение: «У моей мамы три кредита, поэтому платить за обучение мы уже не сможем. А я так хочу у вас учиться. Если вы разрешите бесплатно посещать занятия, то взамен буду выполнять любую работу».
Конечно, я не вычеркнула ее из списка учениц, потому что была приятно удивлена смелостью девочки и тем, что она, несмотря ни на что, идет к своей мечте. Другая застеснялась бы и ничего не добилась.
Случайностей не бывает
– То, к чему вы пришли в свои двадцать восемь лет, – осуществление мечты или случайность?
– Считаю, что в жизни случайностей не бывает. Думаю, что меня направляла некая высшая сила. И в итоге пришла к тому, что имею.
Я ведь в Тес-Хемском районе, в селе Самагалтай родилась – 2 июня 1987 года, там и школу окончила. В детстве кем только ни мечтала быть: продавцом, банкиром, юристом. Но уже в старших классах учиться после школы планировала только в Кызыле, потому что не хотела от мамочки моей любимой далеко уезжать.
Поступала после школы в наше медицинское училище, но не прошла по конкурсу. Тогда как раз объявили дополнительный набор в Тувинский государственный университет на факультет начального обучения по специальности «Технология и предпринимательство». Благополучно сдала экзамены и поступила. Вот так получилось, что выбрала ту специальность, которая в дальнейшем так пригодилась, ведь мы изучали основы декоративного творчества, анатомию, экономику.
Забавно, но я, как и мои однокурсники, только к третьему курсу поняла, что нас учат не столько на предпринимателей, сколько на учителей технологии, если по-простому – учителей труда. Поступило нас двадцать пять студентов, а через пять лет окончили университет пятнадцать. Трое из них – с красным дипломом, в том числе и я. Правда, из нашего выпуска всего трое работают по специальности.
Но в какой-то степени все-таки являюсь педагогом, так как тоже обучаю девочек. Поэтому можно считать, что продолжаю семейную династию.
Моя бабушка Надежда Николаевна Хирбээ, ей сейчас семьдесят шесть лет, после окончания Кызыльского педагогического института, была направлена в Тес-Хемский район и сорок пять лет проработала учителем русского языка и литературы. У нее четверо детей, двое из них – тоже учителя в Самагалтайской средней школе.
Мамины плечи
– Мне кажется, что овладеть профессией преподавателя технологии могут только искусные люди с умелыми с детства руками. Это так?
– Не скажите. Среди моих однокурсниц были и такие, кто ни разу в жизни иголку в руках не держал. Поэтому вначале им было сложновато. Но за пять лет они обучились всему.
А мне было полегче. Моя любимая мамочка – Нонна Шуур-ооловна Хирбээ – с детства всему обучила: и шить, и вязать, и готовить. Школьницей я сама себе шила юбки, вязала джемперы.
Она одна вырастила меня. Когда я родилась, мамочка, чтобы не отлучаться от меня, не поехала учиться. Чтобы дочка ни в чем не нуждалась, работала одновременно на двух, трех работах.
Она всё сделала для того, чтобы я никогда не чувствовала отсутствия отца, не ощущала себя в чем-то обделенной. Помню, мама пришла забирать меня из детского сада, а я ей грустно так рассказываю, что папа одной из моих подружек посадил ее к себе на плечи, и они радостно ушли домой.
Тут мама начала щекотать меня, а потом закинула себе на спину и, смеясь, спрашивает: «Вот так он сделал, да?» И до самого дома несла меня на своих плечах.
Сейчас мы с мамой снова вместе. Я перевезла ее из Самагалтая в Кызыл, и она нянчится со своим ненаглядным внучком Начыном.
– Многие девушки отказываются от работы и карьеры в пользу семьи. Как вам удается совмещать и то, и другое?
– Моя работа хороша тем, что сама себе хозяйка, сама четко планирую свой график. Он у меня такой: одна половина недели посвящена семье, заботе о сыне и маме, другая – работе.
Если перестану работать, никто мне не поможет. Единственная кормилица в семье – это я. А ведь всё могло быть по-другому. Но случилось такое горе, что мой любимый человек, с которым мы ждали нашего сыночка и собирались создать семью, трагически погиб. Я тогда была на четвертом месяце беременности.
Сейчас моему сыночку Начыну шесть месяцев. Он такой серьезный. Обычно в младенчестве не разберешь, мальчик это или девочка. А глядя на моего сыночка, все сразу понимают, что это маленький мужчина. Наш мужичок – мы с мамой так его и зовем.
– Ваша любимая книга?
– Роман американской писательницы Перл Бак «Императрица».
– Любимый цвет?
– Бирюзовый.
– Любимый модельер?
– Валентин Юдашкин.
– Мечта?
– Со спокойной душой прожить счастливую жизнь.
– Девиз?
– Тот же и остался, что придумала для себя в пятнадцать лет: «Я всё смогу и всё сумею, все трудности в жизни преодолею».
Фото Василия Балчый-оола и из личного архива
Юлии Хирбээ.
Интервью Юлия Манчин-оол с Юлией Хирбээ «Я всё смогу и всё сумею» войдёт тридцать первым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. Юлия Хирбээ с своими воспитанницами из модельного агентства «Урянхай». Слева направо: Дарина Дандар, Айлуна Сарыглар, Онзагай Ондар, Айшет Монгуш, Наина Самбала. Кызыл, 13 февраля 2016 года. Фото Василия Балчый-оола.
2. Тувинский стилизованный костюм – дипломная работа выпускницы Тувинского государственного университета Юлии Хирбээ. Кызыл, июль 2010 года.
3. Юлия Хирбээ, модель ансамбля танца и костюма «Эдегей», в образе шаманки. Дизайнер – Вячеслав Донгак. Кызыл, 2009 год.
4. Коллекция «Урянхайские принцессы». Дизайнер – Юлия Хирбээ, особенность которой – создание схожих костюмов с небольшими отличиями сразу на две модели: девочку и девушку. Коллекцию демонстрируют воспитанницы модельного агентства «Урянхай». Кызыл, 13 февраля 2016 года. Фото Василия Балчый-оола.
5. Юлия Хирбээ с мамой Нонной Хирбээ. Кызыл, 13 февраля 2016 года. Фото Василия Балчый-оола.