Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому
Ойдуп Бартан – ученый, кандидат химических наук, автор научно-популярных трудов. Он завоевал приз зрительских симпатий по итогам соцопроса «Человек года – 97», после серии телепередач о природе и выхода книги «Пищевые растения и национальная пища тувинцев».
Мы встретились с ним на его рабочем месте, в научной лаборатории медико-биологических исследований при Министерстве здравоохранения Республики Тыва.
– Вы выпускник химического факультета МГУ. Расскажите, пожалуйста, трудно ли было поступить в то время в Московский университет и легко ли было учиться в этом самом престижном учебном заведении страны?
– Конкурс на химический факультет в 1954 году был очень большой, ведь тогда к известному лозунгу: «Коммунизм – это электрификация всей страны» добавилось «и химизация». Мы поступали на предоставленные республике целевые места. Конечно, сдавали экзамены, но поскольку я окончил школу с медалью, то поступил без экзаменов. На химическом факультете мы оказались в одной группе с одноклассницей Серин Кыргысовной Чоксум. В московские вузы тогда нас, выпускников второй школы, поступило больше десяти человек.
А учиться было очень трудно. Нынешние студенты не представляют себе как трудно.
Домой за пять лет смог приехать на каникулы только один раз. Летом зарабатывал на жизнь, как и большинство студентов, грузчиком. Нет в Москве такого вокзала, где бы я не работал. Я учился и окончил университет без пальто. Единственную куртку и брюки проели кислоты и щелочи – закроешь дырки книгами и бежишь. А чтобы зимой поехать в город, просишь у однокурсников плащ.
В МГУ не было никаких поблажек, что ты издалека и так далее. Когда приступили к учебе, выяснилось, что химию мы плохо понимали, а поступили на очень сложный факультет. Приходилось очень много читать, книга выпадает из рук от усталости, хватаешь, опять продолжаешь читать. Получить тройку в МГУ считалось большим позором. У меня была тройка по английскому, и, чтобы избавиться от этого позора, я на свои скудные средства покупал литературу на английском и фанатично изучал этот язык. Впоследствии эти знания очень помогли мне при поступлении в аспирантуру. Накопленные мной книги пригодились и моим детям.
Старший сын Айвар тоже окончил МГУ, по специальности – кибернетик, знает иностранные языки, свободно владеет английским. Младший сын Юлий – учащийся тыва-турецкого лицея, тоже владеет английским, турецким языками.
– Откуда вы родом?
– Родители были чабанами, известные в республике орденоносцы. Отцу Бартану Ондару Шадыповичу сейчас 89 лет, но все его знают по прозвищу как «Чолдак-Бызана», искусного мастера на все руки: по дереву, металлу. Считалось, что они неграмотные, хотя дед мой знал тибетскую, старомонгольскую письменность. Отец владеет старомонгольским языком.
Родом мы с Хемчика, Ондары, но всю жизнь прожили в пределах Кызыльского района, в местечке Ондум у реки Ак-Хем.
– Интересно, как вы познакомились с супругой и какая у нее профессия?
– Познакомились мы в Москве. Фаина Михайловна тогда, как и я, была аспиранткой. Сейчас она работает в нашем государственном университете, на факультете начального обучения, заведует кафедрой методики преподавания русского и родного языков в национальной школе.
– В 1997 году в местном издательстве вышла ваша книга «Пищевые растения и национальная пища тувинцев». На прилавках не залежалась. Возможно ли издание других ваших книг и будут ли они переведены на русский язык, чтобы быть доступными всем читателям?
– Материал собран на три-четыре книги. Издаваться все будут на русском языке. Если я получу грант (финансирование победившего научного проекта) Госкомитета по науке нашей республики, то в 1999 году одна из книг уже выйдет в печать. Она называется «Тувинский универсальный самомассаж и физиотерапия народов Тувы».
– То есть этой работой вы заявляете о себе уже как медик? Ваша работа в лаборатории министерства здавоохранения закономерна?
– Свою нынешнюю работу я знаю на уровне среднего российского ученого, имею научные труды и изобретения. При помощи самомассажа я победил свой остеохондроз, начавшийся артроз (изменение суставов). Не сочтите за нескромность, каждый имеет право гордиться плодами своего труда. Тувинским универсальным самомассажем можно лечить сосудистые заболевания (повышенное и пониженное давление), некоторые внутренние заболевания. Зимой я ездил в Новосибирск, делал доклад в Новосибирском медицинском институте, и у меня есть отзыв за подписью академика Щедриной, что метод действительно новый, его полезно применить на практике.
Если говорить об остальных книгах, есть «Народная медицина народов Тувы». Это очень интересная медицина: смешение тибетской, центрально-азиатской и русской.
Но русская народная медицина тоже очень своеобразная, не такая как в других регионах России. Есть здесь такие лекарственные растения, которые в других местах не используются. Каа-Хемские старообрядцы пользовались отварами, состоящими из 42 растений, чего нет в традиционных русских рецептах. Это, видимо, пришло из тибетской медицины.
Никто, к сожалению, не исследовал историю и влияние буддийских хурээ, особенно в Каа-Хемском районе. А хурээ Эртине-Булак было третьим по величине и значимости в Туве, после Эрзинского и Самагалтайского. Свидетельство того, что в Эртине-Булаке были сильные ламы, лекари, философы – находки в пещерах чуть повыше Кок-Тейского парома. Вплоть до сегодняшних дней там находят церковную утварь, тибетские книги. Последний раз цыгане нашли и разбросали свитки по всей округе.
К сожалению, никому нет дела. Бесследно исчезают и рецепты старообрядцев, многие из них утрачены навсегда. Я пытаюсь восстановить.
– А какая главная трудность, в ваших исследованиях, поисках?
– В последние годы езжу на свои деньги, только в этом году проездил более пяти тысяч рублей, теперь я нищий. Не обойти ли мне всю Туву пешком? Какие бесценные материалы я бы собрал!
– В предисловии книги о пищевых растениях тувинцев вы приводите данные о том, что разумным питанием в некоторых странах достигается излечение психических и онкологических заболеваний. Существует прямая зависимость между питанием и болезнями?
– Болезни большей частью связаны с питанием. Ведь существует научный термин «генетически обусловленное питание». Современная пища плохо переваривается, организм не может приспособиться к этой пище.
У нас резко континентальный климат: жаркое лето, очень холодная зима – и питание должно определенным образом быть отличным, чем например в Средней полосе России. Тувинцы всегда любили жирное мясо, но будучи кочевниками, скотоводами они постоянно находились в движении. В современных условиях человек, оказавшись в городе, селе, питается так же, как его предки полвека назад, но не двигаясь… Отсюда развитие сосудистых заболеваний, ведь атеросклероза раньше не было.
Чтобы не было отложений холестерина, человек должен двигаться. Зимой должна быть высококалорийная пища: разнообразная, богатая витаминами, микроэлементами. Пища тувинцев раньше была простой, но в ней были все необходимые вещества. Сейчас же, осваивая другую культуру питания, выращивая или покупая растительные продукты, неправильным приготовлением уничтожаются все полезные свойства пищи. Конечно, народ будет болеть.
Надо помнить, что мясом летом питались редко, в основном, употребляли молочные продукты. Это природная необходимость. Национальная пища – создание природы, обусловленное тысячелетней историей.
– У вас дома я не отказалась от чая, но допить его было трудно, непривычный очень пряный вкус. Какой чай вы пьете?
– Чай я пью сложного состава: из девяти трав. Но каждый день разный, ведь организм имеет свойство привыкать, поэтому состав растений надо менять в течение года несколько раз. Я меняю один из девяти составов. Кладу хороший байховый чай, добавляю сушеные дикие ягоды.
Думать, что одним лекарственным отваром или чаем можно поправить здоровье – ошибка большинства людей. Если пить чай и лежать на диванчике или у телевизора – здоровья не будет. Для поддержания хорошего здоровья наряду с этим должны предприниматься другие меры – труд.
У большинства людей иждивенческие настроения. Заболел – попью травки или лекарства и все пройдет. При острых заболеваниях, может быть, и помогает. Но для хорошего здоровья необходимы каждый день определенные физические упражнения. Самый лучший способ – быть на природе, ходить, бегать.
– Вы, наверное, личным примером пропагандируете активный и здоровый отдых?
– Я уже тридцать лет хожу вокруг Кызыла. Плаваю на лодке (сменил уже две лодки), хожу по тайге, горам, степям. Поразительно, что ни разу за эти годы не встретил ни одного человека, который ходил бы ради удовольствия. Конечно, не всем хочется бегать по горам, плавать в ледяных водах. Я чудом спасся, когда перевернулась моя лодка в весенней бурной воде, – проплыл пять километров. Зимой под лед проваливался, превращаясь за считанные минуту в сосульку. Но есть понятие в медицине «мышечная тоска», гиподинамия, она гораздо опаснее.
А как обычно едут отдыхать? Садятся на автотранспорт, приехав, разводят посреди зелени тайги костер, опять же достают свои городские продукты: консервы, конфеты, пряники, еще выпивают и называют это все «отдыхом». Это – самообман.
Отдыхать на природе – это не просто ходить. Со мною многие ходят, им бывает скучно. Надо любить природу, наблюдать за жизнью природы, жизнью самой маленькой букашки, как она готовит запасы, сражается, лечится – интереснейшее явление.
– А вы знаете необычные местные методы лечения?
– У тувинцев давали рану кусать муравьям, был интересный способ лечения язвы желудка обыкновенными жуками чернотелками «доос-кара» и экстрактом из них. Кстати, именно по ним защитила докторскую диссертацию преподаватель нашего университета, глубоко уважаемая мною Чечек Тулуш-ооловна Сагды.
В Туве насекомые совершенно не изучены, а сколько диссертаций можно защитить! Грибы наши совершенно не изучены. Единственный в Сибири ученый миколог (специалист по грибам) Светлана Ивановна Петрова выявила в Туве 105 видов только съедобных грибов.
Мухомора люди привыкли боятся, между тем это целебнейшее растение, им лечат рак, его употребляют для тонизирования организма, как корень женьшеня. Шампиньонов в Туве много, они обладают большими лечебными свойствами, выводят из организма тяжелые металлы (свинец, постоянно выделяемый в городе с выхлопными газами) и токсины.
– А как вы оцениваете экологическое состояние нашего города?
– Современный мусор имеет не тот состав, как раньше. В нем много искусственных пластических материалов, особенно полихлорвинила, или ПВХ. Из него сделано большинство детских игрушек, медицинских приборов, трубочек, изоляционного материала, упаковочных пакетов, одноразовой посуды и т. д.
Когда жгут мусор с таким содержанием, образуется ядовитое вещество диоксин, который американцы использовали во время вьетнамской войны, – сильнейший яд. Постоянно горят мусорные контейнеры у ресбольницы, на городской свалке. Мы травимся круглый год этим диоксином, так как находимся в котловине, и весь дым, особенно зимой, скатывается вниз.
Наш город, да что город! Вся наша республика усеяна этими полимерными упаковками. В непроходимых чащах, где, я думал, не ступала нога человека, находил эти полиэтиленовые мешки. Вдоль рек, озер, где люди купаются, отдыхают. Весь берег бывает усеян. Напрасно люди отдыхают, к сожалению, тут же они сами себя и травят.
– А как тогда избавляться от ядовитого мусора?
– Нельзя выбрасывать где попало использованную тару. Нельзя жить по-принципу: за порогом хоть трава не расти. В собственном подъезде я ежемесячно уговариваю соседей убирать подъезд и быть здоровыми. Городская пыль втягивает в себя всевозможные микробы, какие существуют в этом доме, в этом городе, и, скапливаясь, эта пыль становится тоже очень опасной.
Какая мебель, какие ковры в квартирах! Но за порогом –… Ведь смысла нет так жить, все равно с воздухом, обувью, пылью в квартиру заносится то, что лежит в подъезде. Иногда думаешь: такой народ и должен жить так бедно, как мы сейчас живем. Из-за безразличия, равнодушия: «Я сыт, мой дом полон и все хорошо».
Если бы в муравейнике каждый так жил, род муравьиный бы кончился. Так же и человеческое общество. Каждый человек должен мыслить: «Чтоб было хорошо и в моем доме, и в общем дворе, и на родной земле». Тогда мы будем богатыми и здоровыми.
– Родные разделяют ваши убеждения и взгляды?
– Я не могу сказать, что в моей семье совершенно другие, особенные люди, чем в других семьях. Мои родственники, братья, сестры допускают такие же ошибки, как и все в обществе. Один человек не может изменить мир.
Если бы большинство населения было иным, то и члены моей семьи были бы другими. То, о чем я говорю, кажется им, подчас, отвлеченным, непонятным. Может быть, дети мои, внук Чингис потом, когда общество изменится, поймут, что отец, дедушка был прав. Но ведь трудность в том, что кругом говорят одно, а отец говорит другое. Это им трудно понять…
– Вам, наверное, неведомы никакие болезни, при таком здоровом образе жизни?
– Я начинаю болеть только от пустоты, безделья. Мой организм сильно изношен не алкоголем, не курением, а постоянной борьбой за существование. С рождения я был очень здоровым, студентом был четырехкратным чемпионом МГУ и вузов Москвы, матча городов Сибири по вольной борьбе. Должен был получить звание мастера спорта, но документов нет.
– Почему?
– Не до этого было, всю жизнь приходилось трудиться, так что не было времени жить. Просто жить. Научный труд не столь уж легкий. Ведь чтобы написать одну маленькую книжку, приходится прочесть около 500 тысяч страниц в 10-11 различных областях знаний.
Я каждый день садился за свой рабочий стол с отчаяньем и страхом. Но постепенно проблема проясняется, с упоением работаешь допоздна. И так каждый день. Ничему в жизни не радуюсь так сильно, как преодолению трудностей.
Так же живут и мои друзья, Вячеслав Николаевич Гаврилин – проучились вместе пять лет, дружим всю жизнь. Работает сейчас в Новосибирском институте катализа, автор 135 запатентованных открытий, профессор, крупный ученый. А видели бы вы, как он живет. Я себя называю бедным человеком, но сравнивать с его положением… Работал над ракетным топливом, которое потом рассекретили, а здоровья уже нет, как нет и обыкновенного достатка, о котором он забывал.
Я тоже подорвал свое здоровье, когда работал в Иркутском институте органической химии с амортизационными маслами для тяжелых самолетов. Это должны быть очень стойкие вещества, выдерживающие колоссальное давление при посадке самолета. Вредные испарения от них тоже колоссальные. Получил сильнейшее отравление.
Вернувшись в Туву, пять лет лечился, летом мог выходить на улицу только в теплой зимней одежде – до того был слаб. Стал думать: «Возмусь-ка за свое здоровье сам». И так постепенно-постепенно стал здоровым.
Сейчас меня можно вынести зимой в снег нагишом, а потом занести, ничего со мной не будет. Гриппу и простуде – я не по зубам. Купаюсь зимой и летом в ледяной воде. Считаю, что вылечился сам своим трудом и Природой.
– У вас особое отношение к природе?
– К природе отношусь как к матери. У всех у нас одна мать – Земля. Все мы оттуда вышли, туда и уйдем. Сейчас, к сожалению, многие смотрят на природу через ружейный прицел или ячейки сети. Наш мэр господин Кашин может прославиться, завоевав уважение и благодарность населения и проявив ум, гражданственность, если по обе стороны Кызыла километров на тридцать запретит ловлю рыбы сетями, разжигание костров, с наложением крупных штрафов.
Эти участки и территорию Сесерлигской тайги надо объявить зонами туризма и отдыха. При правильной организации от такого мероприятия будут и доходы.
– Говорят, вы умеете разговаривать с растениями, животными?
– Всегда разговариваю по дороге на работу с синичками, воробьями, воронами: «Я счастлив, что вижу тебя, слышу, как ты чирикаешь, спасибо тебе. Я понял, что ты хотел мне сказать». Любому дереву кланяюсь как близкому, как дорогому. Нашей реке (счастье наших народов, что такая большая река у нас), когда бы не пересекал, пешком ли, в автобусе ли, на лодке ли молюсь по-буддийски, благодарю. Желаю благополучия.
Думаю, что это точно передает мне силы Природа. Я ведь не устаю после тяжелой работы, в свои 64 года, когда молодые люди, поработав рядом, валятся от усталости. Думаю, эта энергия берется из природы. Из воздуха.
Прошлым летом я проводил эксперимент на себе. Неделю шел по тайге, ничего с собой не было. Ничего не ел, кроме съедобных трав, но чувства голода не ощущал. Днем снимал рубашку, человек ведь может питаться солнечными лучами – это известно.
Когда спустился на чабанскую стоянку, только попил хойтпак (прим.: тувинский кисломолочный напиток). Вернувшись домой, тоже на еду не набрасывался, в весе не потерял, вид был обычный, хотя путь прошел очень длинный, немыслимый. Любопытно, что все это время за мной по пятам шел медведь. Без цели, без дела я не сумел бы преодолеть такие препятствия.
Почему Природа к другим относится не так, как ко мне? Потому что они на природу, на свою землю, на деревья смотрят пустыми глазами. Она их не привлекает. Я всегда желаю счастья всему сущему на Земле. Эти пожелания помогают и Природе, и мне. Мы взаимно помогаем друг другу.
– Вы все-таки не типичный кабинетный ученый. Чем это объяснить?
– В Московском университете, говорят, даже стены воспитывают. На нашем выпускном вечере, профессор неорганической химии академик Спицын выступил с прощальной речью. Всего три минуты. Некоторые по полчаса говорят, а выйдешь и не вспомнишь о чем. А его слова я и сейчас могу привести дословно: «Замыкаться в одной узкой области – смерти подобно». Эти слова я повторяю всю жизнь, всегда, своим детям и молодым людям.
Прошло время…
Журнал «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры» опубликовал статью Ойдупа Бартана «Тувинский универсальный массаж».
На научных конференциях в 1999-2000 годах О. Бартан выступал с интересными докладами о тувинских словах, характеризирующих психологию человека, и народной медицине Тувы. В планах ученого – книга о тувинском массаже. И еще радость: в 1999 году родился внук Тенсинг.
Фото:
2. О. Бартан. 26 октября 1964 г.
4. О. Бартан – юный спортсмен общества «Буревестник», борец-вольник на Всесоюзных соревнованиях в Новочеркасске (первый слева).
5. Друзья-однокурсники: студенты химического факультета МГУ В. Гаврилин и О. Бартан. 2 июня 1957 г.
6. Спустя 17 лет. Профессор В. Н. Гаврилин и кандидат наук О. О. Бартан. Новосибирск.
7. О. Бартан – любитель путешествовать по просторам родной Тувы. Верховье Малого Енисея, 1995 г.
8. Ойдуп Бартан с сестрами Долгар, Ларисой и братом Оюн-оолом на юбилее 90-летия отца Ондара Шадыповича. 1999 г.
Беседовала Саяна МОНГУШ