Мария Черноусова-Сарыг-оол: Сарыг-оол дал мне вторую жизнь

Если вы не спеша пройдете по кызыльскому кладбищу, не оставьте без внимания надгробный памятник из белого мрамора, вглядитесь в черты лица и прочитайте надпись: «Сарыг-оол Степан Агбанович. На­род­ный писатель Тувы. 17. XI. 1908 – 27.V.1983». А пониже – на могильной плите, еще одна надпись: «Мужу и другу – от твоей Мак».

Кем был Степан Сарыг-оол, могучий талант тувинских степей, для своей жены Марии Черноусовой-Сарыг-оол? Кем была его Мак для него? Об этом мы беседуем накануне девяностолетия со дня рождения писателя и поэта в его квартире.

Пятьдесят лет назад дом этот был одним из самых шикарных в Кызыле. А сейчас – барак-бараком.

Три маленьких комнатки, напоминающих музей. Старая мебель, множество книг. И везде Степан Сарыг-оол – его фотографии, портреты, и самый огромный из них – на всю стену. Рядом гитара, на которой в молодости играла Мария Давыдовна.

Все в этой квартире дышит духом твор­чества, интеллигентности, во всем чувст­вуется неразрывная связь двух людей, двух культур, двух сердец...

Мария Давыдовна – прекрасный собе­седник. В беседе она очень деликатна, от каждого ее слова исходит доброта. Но при всей ее мягкости она тверда в одном – категорически хочет говорить только о Сте­па­не Агбановиче, но не о себе. Пережив жиз­нен­ные трагедии, соединив свои трудные судь­бы уже в зрелом возрасте, эти люди, ту­винец Степан и русская Мария, прожив вместе 35 лет, стали единым целым. Ат­мос­фе­ра семьи, самый близкий человек, не­сом­нен­но, влияют на творчество таланта. Поэто­му я и прошу ответить Марию Да­вы­дов­ну на мои вопросы, ведь это только на пер­вый взгляд они кажутся очень лич­ными...

– Мария Давыдовна, пятнадцать лет назад я была в этом доме. Наш­ла в своем архиве интервью со Сте­па­ном Агбановичем – к пяти­деся­­ти­ле­тию молодежной газеты «Ты­ва­нын аныяктары» (прим.: «Мо­лодежь Ту­вы») он расска­зывал, как весной 1934 го­да, после окончания Комму­нис­ти­чес­­кого уни­вер­ситета трудя­щихся Востока в Москве, стал ре­дак­то­ром и единст­венным со­труд­ни­­ком га­зе­ты «Аревэ шыны» (прим.:«Ком­сомоль­ская правда»). До сих пор пом­­ню его добро­жела­тель­ность, вни­­ма­ние к неопыт­ной журна­листке, ко­то­­­рая и воп­росы то, порой, за­да­ва­ла невпопад. Он тогда болел, но не по­­жалел своего времени. А спус­тя три месяца­ Степана Агба­новича не ста­ло...

– Да... (Мария Давыдовна долго молчит). 27 мая 1983 года он скончался. Хоронить я его сразу не дала. Мне надо было, чтобы сняли посмертную маску. Пять дней не хоронили, искали скульптора... И сделал ее Товарищтай Чадамбаевич Ондар. С этой маски он потом сделал гипсовый бюст и пригласил к себе в мастерскую. Она была у него где-то на «Востоке», в сарае каком-то. Я захожу, вижу – тут Лопсанчап, тут Тока. Потом обернулась... Как заорала диким го­лосом, как бросилась к этому бюсту... До та­кой степени поразило меня сходство. Сейчас этот бюст в республиканском музее. А для кладбища я попросила сделать над­гробие из белого камня. И Ондар привез мрамор – целую глыбу и сделал памятник...

А кабинет Степана Агбановича был в этой комнате? Я заметила на письменном столе старинную пишу­щую машинку. Это же еще старая «Олимпия», и в прекрасном рабочем состоянии. Сколько же ей лет?

– Лет семьдесят, наверное. Степан Агба­нович привез меня в эту квартиру 29 декабря сорок девятого года, и эта «Олимпия» уже была.

Эта комната – его кабинет. Рядом мой рабочий кабинет. А в темной комнате – его спальня. Мы спали в разное время. Он работал ночами, в основном, потому что днем работал в учреждениях. Да и потом – столь­ко было общественных обязанностей, уму непостижимо.

Этот письменный стол я ему купила к его шестидесятилетию – за большие, по тому времени, деньги, у геологов. А до этого был громадный стол, из досок сколоченный. Только ножки у нового стола пришлось зна­чительно удлинять: у Степана Агбано­ви­ча болела рука, и ему трудно было ра­ботать за столом обычной величины.

Я смотрю, в машинке незакон­ченный отпе­чатанный лист. Это ваша работа?

– Да. Я пишу маленькие статьи о Степа­не Агбановиче на разные темы. Последняя – о погибших записных книжках.

А что, много записных книжек погибло?

– Их пришлось закапывать. Они захоро­нены где-то в парке, в тридцатые годы. Тогда нельзя было говорить о старине: шаманстве, приметах, гаданьях, песнях шаманских, об­щаться с ламами. А у него там, как он рас­сказывал, были записи бесед.

А в тот период как раз было репрес­сировано правительство ТНР, и его заста­вили быть общественным защитником ми­нис­тра внутренних дел Сенгижика. Он рас­сказы­вал, что это был очень порядочный че­ловек, все же друг друга знали. Что он мог го­ворить о нем? Только положительное. По-видимому, это повлияло.

И только в 70-е годы, даже в начале 80-х, он рассказал мне об этом. Мы как-то гуляли в парке. Смотрю, он начал что-то искать. «Что ты потерял здесь?» – и я включилась в эти поиски. «Да нет, это было давно...» И рас­сказал: упаковал в клеенку и зарыл, а потом опасался даже проходить мимо, чтобы не вызвать подозрений. А дальше все из­менилось в парке, он найти уже не мог. Он особенно сожалел, что пропали все рецепты ученых-лам, записи народных примет, по­верий. Сейчас, наверное, уже все истлело...

Мария Давыдовна, я знаю, что история вашего знакомства со Сте­паном Агбановичем почти легенда. Не могли бы вы еще раз рассказать ее для наших чита­телей?

– Это было в 1948 году. Я заканчивала Московский педаогический институт имени Потемкина и подрабатывала – каждая ко­пей­­ка была на учете. И вот как-то на улице я встретила знакомого москов­ского журна­лис­та. Он до этого позна­комил меня с кор­респон­дентом одной из респуб­ли­канских га­зет, что-то вроде «Зо­ри Востока», не помню сейчас точно. Старик этот был, как видно, ленивый. Он на­нимал себе работников, кото­рые вместо него собирали и писали мате­риал, а он пе­ча­тал их под своим именем. Я как раз на­пи­са­ла по его заказу материал об очень инте­рес­ном чело­веке – лирическом теноре кон­сер­ва­то­рии. С такой душой соби­рала его, пи­сала. И вот мой знакомый при встрече спра­шивает:

– Сколько же он тебе заплатил? Я читал твою статью за его подписью в газете. Этот под­лец тебя обманывает – он получил в сто раз больше, чем дал тебе. И вообще – он экс­плуататор, говорит, что уже нового чело­века «на­таскивает», а тебя – по боку, как собаку.

Я оскорбилась:

– Ну его к черту, не буду ему больше служить.

– А что ты будешь делать?

– А пойду в первый попавшийся дом и буду искать работу.

Он захохотал:

– Ты что, дипломатом будешь?

А на улице Воровского, где мы шли, – сплошные дипломатические учреждения. И я в запале открываю дверь, захожу.

– А вывеску-то хоть посмотрели, что это постпредство Тувы?

– Да ничего я не посмотрела (смеется). Обозлилась – и зашла. Сидит машинистка:

– Вы к кому?

– Мне нужен какой-нибудь литера­турный работник.

– Сейчас, – и побежала.

Я уже собралась бежать: «Господи, что это я придумала?» И в этот момент слышу у себя за спиной:

– Это вы спрашивали литературного работника? – А сам улыбается.

– Я.

– Хорошо. Я вам подыщу работу. Вот, возьмите мой телефон. (Здесь и далее Мария Давыдовна очень и точно передает голосом мягкий, мелодичный акцент Степана Сарыг-оола. Впечатление такое, будто он сам гово­рит).

Я схватила эту бумажку – и бежать, дай Бог ноги, чтоб больше сюда не появляться! Долго у меня валялась эта бумажка. Потом начала чистить карманы, нашла: «Господи, надо хоть позвонить, поблагодарить чело­века». Звоню. «А я давно ждал вашего звонка. Я нашел вам работу».

И мы пошли... в цирк. Там как раз вы­ступали тувинские артисты, группа Оскал-оола. И я написала о них небольшую заметку. По рекомендации Степана Агбано­вича ее опубликовали в «Тувинской правде», я по­лучила гонорар. А затем – еще один. От­ку­да? Ошибка, наверное? Пришлось его спро­­сить. Он улыбается, вынес мне две газе­ты – «Тувинскую правду» и «Шын». В обеих опубликовали мою заметку.

А что же было дальше?

– Второй раз поехали со Степаном Агбановичем в Ветеринарную Академию, где учились тувинские студенты. И по дороге слу­чилось несчастье – у меня разорвался аппен­­дицит. Ну об этом, наверное, не надо писать, это не так уж красиво.

Но это жизнь. Может быть, оставим, как было?

– Степан Агбанович отвез меня в больни­цу. У меня был сепсис. Две операции. Ходить не могла, есть не могла. А он вра­чам, когда спросили «кем приходитесь?», отве­тил: «Это моя жена». Иначе бы и в па­лату не пусти­ли. А ведь он даже адреса моего не знал... Ня­нечка ему подсказала: «Най­ди само­го луч­­шего «Муската» – выхо­дим». И он на­­шел. С чайной ложечки поил... Не­знако­мый че­ловек. Выходил. Это такое бла­го­род­­ство. Я считаю – это мое второе рож­дение. Это Сарыг-оол дал мне вторую жизнь.

А потом сказал: «Маша, мое оди­ночес­тво и ва­­ше оди­ночество давайте со­единим вместе...»

Вы согласились сразу?

– Я сказала: «Подумаю». А сама ревела... Потому что была причина. Я об этом говорить не хочу...

Мария Давыдовна, мне очень труд­но задавать этот вопрос... Я знаю, что война принесла огромную трагедию в вашу жизнь... Я не знаю, так ли это, но говорят время лечит, притупляет раны... Но боль все рав­но остается. Ради памяти тех, кого она унесла, решаюсь все же спро­сить: чем для вас была война?

– (Мария Давыдовна долго молчит). Что война... Хорошо меня стукнула война... Единственный братик погиб под Сталин­градом, дядя, теток мужья, братья мужа... (Замолчала).

Там дети, там муж... Никого у меня не осталось после войны...

Бомбежка?

– Бомбежка...

Поэтому Степан Агбанович, сам похоронивший жену, и сделал вам предложение в такой чуткой, деликатной форме: соединим ваше и мое одиночество?

– Степан Агбанович был просто необык­но­венно чуткий человек... Другого такого че­ло­века я никогда не видела. Он никогда ни­кому ни в чем не мог отказать. Вот вам при­мер. Однажды в начале лета прибегаю с рабо­ты – полный двор мужиков. Все в ватных шта­нах, куртках и шапках – это летом-то! И несколько человек сидит на нашем крыль­це. А дома в двух огромных кастрюлях, одну у соседей взял, мясо варится. Выходит Сарыг-оол:

– Мак, не сердись.

– Да почему я должна сердиться? Это твои родственники?

– Нет.

– Избиратели? (А он депутатом был).

– Нет.

– Ну ты кого-нибудь из них знаешь?

– Нет.

– Да кто же они такие?

– Несчастные.

– Такая масса несчастных людей? Откуда ты их взял?

– Они освободились из тюрьмы. Из Минусинска, Абакана идут, деньги потратили, пропили, наверное. И доехать по домам, по районам не на чем. Вот они и просят, чтобы я им помог, отправил.

А было их семнадцать человек. Вы представляете нашу квартиру? Все ноче­вали здесь, пока всех постепенно не отправил. Занимал деньги и отправлял.

А как вы попали в Москву?

– Мы все стремились учиться дальше. Нас не отпускали, потому что не было спе­циалистов-учителей и мы после девятого клас­са уже преподавали. В тридцать пятом году мы с Людмилой Дятловой, тоже учи­тельницей, она и сейчас в Кызыле живет, все-таки поехали в Москву. Приехали ни к кому, просто на Ярославский вокзал. Учебный год в вузах уже начался, приема нет, и мы решили: пойдем к Крупской, она же наша землячка.

В том смысле, что ссылку с Лениным в Шушенском по сосед­ству с Тувой отбывала?

– Да. (Смеется). И она нас приняла.

Приняла? Так вы с самой Круп­ской встречались. Вот это да!

– Приняла, да еще как! Сказала: раз вы поздно приехали, есть еще места в институтах Николаева и Твери. Дала нам две бумажки-на­правления. Надежда Константиновна нас про­водила до дверей, хоть была уже очень боль­ная была, поклонилась, мы поклонились ей, а народу у нее на прием – полным-полно...

А мы ведь, балды молодые, никаких ран­гов не понимали... Вышли на улицу, и я спра­­шиваю: «Людка, ты поедешь куда-ни­будь?» «Вот еще!» Порвали эти бумажки и в урну бросили. Ну что скажете, умные были?

Да уж, явно не подумали, что эти две бумажки с автографом самой Крупской когда-нибудь ста­нут реликвией. Но вам со Степа­ном Агбановичем, видимо, довелось встре­­­чаться и с другими исто­ри­чес­кими личностями, известными писа­телями?

– В сорок девятом году, он тогда работал по созданию тувинских учебников, Степан Агбанович повез меня на отдых. Приходит и говорит: «Я получил путевки в Дом твор­чества писателей, в Ялту». Я в ужас пришла, такая страшная после болезни, как крючок, – и в общество писателей! С трудом уговорил.

Это была первая встреча моя с писа­телями. Я не представляла, что это такое. Там были очень крупные писатели – Каверин, Успенский, Гудзенко.

И был Абрам Борисович Дерман, литера­туровед, которому было 87 или 89 лет. Его было очень интересно слушать – я бегала все время «подслушивать» беседы писателей. Бы­ло невероятно интересно. Он жил когда-то у Коро­ленко, рассказывал о разных его при­чу­дах, близко общался с семьей Чеховых. И даже договорился с Марией Павловной (прим.: сестра Чехова) о посещении дома Че­хова в Ялте. Но ее мы, увы, не застали, а вот дом по­се­тили. Меня особенно поразило, что каби­нетик у Антона Павловича тоже был кро­шеч­­ный и стол стоял не у окна, а посре­дине.

Степан Агбанович всегда меня с собой брал: в командировки, на писательские съезды, когда был депутатом. Если даже мне было некогда, он заявлял: «Как же я туда поеду один? Я все потеряю: и портфель, и все, и еще кое-что».

И вот однажды я наблюдала такую встре­чу: Чингиз Айтматов и Степан Сарыг-оол. Два человека, две громадные головы! И у то­го большая голова и у Сарыг-оола круп­ная по размеру голова (улыбается). Как они беседовали! Какие интересные темы! Они говорили и о молодежи, и об обычаях. Чингиз Айтматов говорил: «Я очень хочу побывать в Туве. Ведь это – наша об­щая ро­дина. Енисей – Эне-сай – это праро­дина, река-мать».

С Щипачевым была встреча. Во вре­­мя пер­вой он на меня свирепо посмотрел. Мы при­шли в Дом литераторов по каким-то делам, и в коридоре Сарыг-оол столкнул­­ся с Щи­­пачевым. Обнялись, расцеловались. А по­­­том Степан Агбанович говорит: «Вот моя жена». А ведь Щипачев в этом доме бы­вал, знал первую жену Степана Агбановича. И он так на меня сурово взглянул! Я сразу поняла: решил, что я их развела. Сте­пан Аг­ба­нович пояснил: «Сте­пан Петрович, моя же­на, Сара Сюрюнмеевна, умерла». И сразу Щи­пачев уже по-другому на меня по­смо­трел.

А как отнеслись родные Сте­пана Агбановича к тому, что он привез из Москвы жену?

– Как раз приехал его пле­мян­ник – Тюлюш Кызыл-оол. Он так ко мне тепло от­несся, стал жить у нас. Его дочка – Ле­ноч­ка, сейчас в турфирме работает.

Да? Я давно знаю Лену, ее фами­лия в замужестве Бянкина, она сей­час в турфирме «Центр Азии». Толь­ко я и не подозревала, что она бли­жай­­­шая родственница Степана Сарыг-оола.

– Да. Все родные ко мне очень хорошо от­неслись. Двоюродный брат Калзан тоже при­нял нас очень хорошо. Но женщины! У-у-у! Как же они меня изживали! Жениха такого от­ня­ла! Чего только они не творили (улы­бается).

Козни строили?

– Всевозможные. Чего только ему не говорили! Но знаете, меня он мог ругать как угодно. Сам. Но если кто-то, что-то обо мне скажет плохо, он сразу свирепеет и хватает его: «Убирайся отсюда!»

У Степана Агбановича были дети от первого брака?

– Нет. А он очень детей любил – ему целую кучу детей приведи, он всех примет. И они с женой взяли ребеночка.

Я Сарыг-оолу сразу сказала, когда он сделал мне пред­ложение, что война лишила меня пра­ва быть матерью снова. Я его по­стави­ла в известность. Мне приходилось людей на себе тас­кать… Как же можно было обма­нуть че­ловека?

Так вы на фронте были?

– В эвакогоспитале. Сначала санитар­кой, потом закончила курсы и – медсестрой. Звание у меня было – сержант. Но это не так уж важно.

Совсем мне не хочется о себе говорить, нет никакого желания. Я никак не хочу зате­нять Степана Агбановича. Он на­столько был не­­обыкновенный человек! Из всех лю­дей, ка­ких я знала. У меня же другая жизнь была до него. Совершенно другая сфе­ра, дру­гие лю­­­ди. И видела там очень хороших, инте­рес­ных людей. Но вот такой распахнутой души я нико­гда не видела. Это человек, который совер­шенно не мог сделать кому-то зло.

Было много случаев, когда ему делали невероятные гадости, и я говорила обидчику: «Я вам всю жизнь не прощу, что вы его оби­дели». На другой день смотрю: Степан Агба­нович премило разговаривают с этим подле­цом. Как так?! А через какое-то время он говорит: «А мне их жалко. Всегда в мире бы­ва­ет так: если кто-то сделает кому-то пло­хое, то обязательно откуда-то ему вернется это плохое. И ему будет во сто раз хуже...» И вы знаете, вот что странно: действительно, я наблюдала не один случай – такие ужас­ные вещи с этими людьми случались. Хотя он сам никому никогда не желал зла.

Мария Давыдовна, а почему Степан Агбанович вас так странно называл – Мак?

– У него было очень мягкое произ­но­шение: «Мащя!» А я ему, смеясь, по-дурацки отвечаю: «Кащя!» А он не любил очень манную кашу. Когда провинится он, бывало, я грожу: «Сейчас тебя манной кашей покор­м­лю». «Нет, я хороший, кащи не надо!» Так что эта «Мащя-кащя» ему страшно не нра­вилась. И вот однажды мы гуляли, и он уви­дел цветок.

– Как он называется по-русски?

– Мак.

– Ой, очень хорошо! Я теперь тебя так и буду звать!

Так и стал называть. Во-первых, коротко очень, а во-вторых, нет никакого «щя» мягкого.

Мария Давыдовна, это сложно, когда муж тувинец, жена рус­ская, разные обычаи, привычки, образ жизни?

– Конечно, это очень сложно. Надо быть большим дипломатом. И я попадала впросак не раз. В первый год приезжали родствен­ники, знакомые меня посмотреть. А у тувин­цев обычай – приходить в гости обяза­тель­но с подарками. И они принесли мороженое мясо. Я его нарубила и поставила. Гости мои попили чай, а к мясу не притронулись. Что же так? А Степан Агбанович говорит: «Ты балда! Разве можно? Они же принесли тебе угощение, а ты отдаешь его назад, словно швыряешь в лицо». Нельзя было угощать этим подарком. И таких случаев было у меня много. Я часто попадала впросак.

Степан Агбанович очень соблюдал народ­ные обычаи, почтение к старому человеку бы­ло у него необыкновенное.

Или еще обычай. Во время праздника воды всех угощают чашей араки. Доходит чаша до молодого человека. Он прикоснулся губами и говорит: «Простите, мне еще нет тридцати лет, я не имею права выпить араки». В основном, дети бывают до тридцати лет, и надо, чтоб они родились здоровыми. У народа всегда найдешь очень много мудрого.

Какие строки Сарыг-оола вам наиболее близки?

– Из стихотворений – его последнее – «Осени». Светлана Владимировна Козлова его перевела. Он написал его на «Уш-Белдире», где мы отдыхали осенью. И там есть такие строки – передаю их не стихот­ворно, а содержанием: «Осень, осень, разве­вает свои листья, как пшеничные зерна вес­ной. Но только меня с родимой ветки не сорви, ведь мне весной в земле не прорасти». Это были пророческие слова перед тем, как ему уйти...

У него ведь всегда есть подтекст, хотя ка­­жется, очень просто. Вот есть у него сти­хо­творение «Руки отца». Он ведь никогда ни слова обиды не сказал в отношение отца, раз­давшего их, когда мама умерла, и женив­ше­гося на женщине, у которой было много детей. Никакого намека на то, что они росли по чужим людям. Но он пишет о том, как нуж­ны руки отца, какие они теплые, сильные.

А вам он посвящал стихи?

– Есть поэма даже. «Эжимге» называ­ется – «Другу». Наши писатели его чуть не за­ели за это. Они страшно не любили, что он возил меня везде с собой, знакомил со всеми писателями. Потом, когда Степана Агбановича не стало, мне удалось благодаря этим зна­комствам издать в Москве, на русском языке, четыре его книги. И здесь, в Кызыле (помог Сергей Михалков), издала его трехтомник. А Юрий Кюнзегеш, они в один день с Сарыг-оолом родились, только Кюнзегеш намного позднее, помог издать незаконченный роман «Шестьдесят бога­тырей», над которым Са­рыг-оол работал более двадцати лет.

Что больше всего любил Степан Агбанович?

– Больше всего – детей и девушек.

Девушек?

– У, что вы! Пойдет, бывало, в парк без меня, а мне же некогда – я во второй школе учителем работала, сами знаете, что такое учитель: каторга, а не работа. Вернется и говорит:

– Мак, а у меня секрет есть!

– Хорошо, и держи свой секрет.

Походит, походит:

– Я сегодня влюбился в такую красивую девушку!

– Ну хорошо, – говорю. – Значит будут красивые стихи.

Не ревновали?

– Знаете, когда мы поженились, Алек­сандр Адольфович Пальмбах – его учитель и наставник, говорит мне: «Как же вы со мной не посоветовались? Ведь это такая трудная обязанность – быть женой поэта. Да такого, как Сарыг-оол. Ему же нужно будет служить круглые сутки и обязательно прощать его влюбленности».

Значит, вас предупредили. Так и оказалось?

– Оказалось... Но я всегда так была уверена в том, что мы друг для друга такие близкие существа. Не могу даже передать, что это такое. Он ко мне относился не только как к жене, а как к матери, как к другу.

Степан Агбанович любил пошутить. По­кажет на мою фотографию в молодости: «Это моя жена». Покажет на меня: «А это – моя бабушка. Но у нее много обязан­нос­тей: она меня кормит, она меня заставляет спать или вставать рано, она на машинке печатает, она меня сильно ругает. И еще она ведьма: если кто-то из моих друзей ведет себя плохо, она их выгоняет. И еще – она мой шофер».

Вы и машину водили?

– Восемнадцать лет. Степану Агбановичу нельзя было доверить – у него рука болела, воспаление нерва. Вы знаете, последний свой роман «Шестьдесят богатырей» он писал двумя руками. Ему было очень трудно рабо­тать. На машинке он тоже не печатал. Я предложила, чтобы не мучить руку, нагова­ривать на магнитофон. А он говорит: «Ты ничего не понимаешь. Я что, как дурак буду говорить сам с собой? Как я могу без участия руки? Надо обязательно, чтобы была душа вложена. Мне необходимо, чтобы и рука, и глаза, и сердце принимали участие. А иначе – будет пусто».

Я еще предложила ему: давай ты будешь диктовать, а я – записывать. Не согласился: «Ты так по-тувински напи­шешь, что никакой мудрец не разберет». Я ведь не все тувинские слова знаю. А уж Сарыг-оолов язык даже тувинцы не все знают, потому что он очень глубоко знал народный язык, который моло­дым недо­ступен.

Так что ничего с моими идеями облег­чить его творчество не получилось.

– И как же Степан Агбанович выходил их этого положения?

– А так: поработает немножко, а потом начинает кричать: «Мак, холум, холум!» (моя рука!) «Ну ладно, – говорю, – бросай. Пой­дем гулять». И единственный выход – идем гулять в парк. Отвлечемся, что-нибудь рассказывает – это было лучшее лекарство.

А рассказывал он очень интересно. Жизнь у него была трудная, «Повесть об Ангыр-ооле», которую русские писатели отнесли к жанру романа, наверное, читали? Единст­венный из писателей, который не знал грамоты до двадцати лет!

Мария Давыдовна, вы прожили со Степаном Агбановичем тридцать пять лет...

– Да, тридцать пять лет... И плюс пятнадцать лет. Я считаю, что он не ушел, а просто куда-то вышел. Вышел ненадолго и сейчас вернется. У меня такое чувство: я не одинока – он где-то здесь.


Прошло время…


В 1999 году вышла в свет книга Марии Черноусовой-Сарыг-оол, посвященная Сте­пану Сарыг-оолу. Книга издана Тувинским книжным издательством. Она называется «Воспоминания о друге»

А в 2000 году на перекрестке улиц Крас­ноармейской и Комсомольской на стене де­ре­вянного дома, где жил и творил Степан Сарыг-оол, появи­лась мемориальная доска с над­писью на русском и тувинском языках: «В этом доме жили и работали осново­по­лож­ники тувин­ской литературы: С. А. Сарыг-оол, С. Б. Пюр­бю, А. А. Пальмбах, О. К. Сагаан-оол, Б. Д. Хо­венмей». Учреждена Государст­венная премия имени Степана Сарыг-оола.

Мария Давыдовна продолжает огромную работу: несмотря на проблемы со здоровьем встречается с педагогами, учите­лями, сту­дентами, рассказывая им о тувин­ской лите­ратуре, о творчестве Степана Сарыг-оола.

Продолжает мечтать о литературном му­зее писателей Тувы, о важности которого гово­рил на творческом вечере, посвященном 90-летию Степана Сарыг-оола, и сам Прези­дент РТ Шериг-оол Ооржак. Зал Дома на­род­­но­­го творчества в этот день был пере­пол­нен. Особенно много приехало земляков писателя – овюрцев. Воспоминания длились несколько часов. Но музея пока нет, и юные филологи собираются у Марии Давыдовны – рассказывать о творчестве Степана Агба­но­вича она может часами.

Мария Давыдовна продолжает хранить наследие замечательного тувинского писа­теля и хлопочет в Тувинском изда­тельстве о переиздании хотя бы его детских стихов…



Фото:

2. Степан Агбанович и Мария Давыдовна. Дом отдыха писателей, г. Сочи, 1958 г.

3. Мария Черноусова. 1947 г. На обороте – надпись: «Моя единственная любовь» и подпись: Сарыг-оол.

4. Родные люди: Степан Сарыг-оол, его племян­ник Тюлюш Кызыл-оол, брат Дадар-оол Тюлюш, Леночка Кызыл-оол и Мария Черноусова-Сарыг-оол.

5. Последняя поездка на тувинский курорт «Уш-Белдир». 1982 г.

6. Всегда с людьми. Мария Давыдовна на курорте «Чедер». 1998 г.

  Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 5 122