Оюн-оол Сат: Не падать духом мне помогает вера в людей
Меня всегда поражали и восхищали люди искусства.
Почти во все времена человеческой истории, за редким исключением, писатели, актеры, музыканты, художники не имели большого достатка.
Тем не менее, они всегда отличались каким-то странным жизнелюбием, зарядом энергии и способностью творить замечательные вещи.
Сегодня наша встреча – с художником-карикатуристом Оюн-оолом Сатом, создателем национального флага Тувы, преподавателем Института развития педагогического образования.
Наша встреча с художником состоялась у него в мастерской. Открываешь дверь и попадаешь совершенно в иной мир. Все стены увешаны картинами, стоят мольберты, на полке богатая библиотека по искусству. Рядом с изображением Будды висит портрет Ленина, стоит проигрыватель, а рядом – пластинки с классиками. И как-то неестественно вписываются в этот мир наши обыденные вещи: холодильник, посуда, телефон.
Оюн-оол Доктугуевич (так звучит привычнее, хотя по паспорту он Оюн-оол Доктугу-оглу) угощает меня далганом. Извинился, что нет молока, объясняет это тем, что давно не доил корову.
– А, что, приходилось вам когда-нибудь корову доить?
– Приходилось, в детстве, еще когда в Чадане жил. Тетя уехала, и нужно было позвать соседку, чтобы она подоила корову. Я подумал: зачем я ее беспокоить буду, сам подою. Правда, больше себе на штаны надоил, чем в ведро. А когда уже закончил, слышу женский голос за спиной: ты ведь не с той стороны сидишь. А я, когда доил, все думал: что это корова на меня все так странно смотрит. Но не лягнула меня корова. Хорошая была корова, интеллигентная.
– Оюн-оол Доктугуевич, когда вы начали рисовать?
– Давно, еще после четвертого класса. У меня есть двоюродный брат, он старше меня на шесть лет. Однажды я зашел к нему в гости и нашел альбом, в котором были обычные школьные рисунки: куб, призма. Тогда мне показалось, что он здорово рисует! Я стал тренироваться, чтобы нарисовать так же. Но я и раньше рисовал. Помню, как на уроке нам задали нарисовать катающихся с горки на лыжах школьников. Я старался весь вечер, а когда пришел на следующий день в класс, то заметил, что у других получилось гораздо лучше. Взял у брата его альбом и стал перерисовывать рисунки – так увлекся рисованием. В восьмом классе заметили, что я рисую, и привлекли к работе в стенгазете. Так до десятого класса рисовал стенгазету. Постепенно начал рисовать одноклассников. Им тогда было по 16-17 лет, и они так старательно и честно позировали.
После школы задумался: куда идти? Мне нравилась геология, но, чтобы стать геологом, нужно хорошо знать химию, а мне органическая никак не давалась. Я лихач. Хотел стать автомобилистом. Нужно учить и сдавать математику – с математикой опять же проблемы. Родственники советовали стать медиком, но для этого нужна химия (смеется). Решил стать художником.
Закончил чаданскую школу. После окончания приехали мы с одним моим другом в Кызыл, а отсюда собирались ехать дальше в Иркутск. Но у нас тут путаница с билетами получилась, и на экзамены мы опоздали. Чтобы не терять год, пошел работать на чаданский угольный разрез и остался там на три года. К этому времени в Кызыле открылось училище искусств. Ехать куда-то далеко я не мог, родителей уже не было: папа умер, когда мне было девятнадцать, мама – еще раньше.
Поступил в училище искусств, отучился, остался преподавать. Потом почувствовал, что не хватает знаний, решил учиться дальше и поступил в институт имени Герцена в Ленинграде, на художественно-графический факультет.
– Откуда идут ваши корни? У вас в семье были художники?
– Как раз совсем недавно, буквально на днях, тетя рассказала мне о моем дедушке. Был такой Дамба-Хаа. Примерно в 24 километрах к северо-востоку от Чадана было озеро Бара-Хол. Моя мама, Алдын-Херел, была шестым ребенком в семье. А вот пятый сын – Билчээ Чурагачы (прим.: Чурагачы – прозвище, в переводе с тувинского – рисовальщик). Вот этот Билчээ и был по нынешним понятиям художником. Он восемь лет жил в Улан-Баторе и выучился рисовать по канонам буддистской живописи. Мой отец Доктугу тоже учился в Монголии в Эрии-хурээ на ламу. Еще он был у меня неплохим столяром.
Мама была мастерица по шитью, она шила национальную обувь – получалось у нее очень красиво. Весь процесс шитья – это целое искусство. Края у обуви загибают, обжигают, потом обшивают. И все швы у нее были такие ровные. Помню, тогда она показывала мне какие-то трафареты, их специально привозили из Китая. Золото было нанесено на бумагу, потом каким-то образом переводилось на изделия. На национальных сундуках рисунки делались таким же образом. Краска очень хорошая была. Еще у мамы было много разноцветных ниток, мулине, их тоже из Китая привозили.
– Вы сказали, что ваш отец был ламой, а вы сам верующий человек?
– Вообще-то, после того как выучился, отец не должен был заводить семью, так как ламы дают обед безбрачия, но в Монголии тогда начались всякие революционные дела, и он вынужден был бежать сюда. Добирался пешком. Когда он вернулся, здесь его посадили на несколько дней, просто спросили: «Зачем ты вернулся, старик?» Он ответил, что вернулся домой. Через некоторое время его выпустили и сказали, что ему надо заводить семью, чтобы не быть «паразитом народа».
Мы, я имею в виду себя и старшего брата, старались обо всем молчать, ведь тогда проповедовался атеизм. Когда заполняли какие-нибудь анкеты, писали: отец и мать – бедные люди из бедного рода. Так было принято писать. Хотя, мой дедушка Дамба-Хаа был далеко не бедным. Он держал скот, у него было огромное стадо. Перед тем, как наступало время поить животных, люди торопились набрать воды, потому что после этого табуна приходилось некоторое время ждать, пока вся муть в озере осядет.
Отец рассказывал мне всю эту свою буддистскую философию. Я что-то слушал, а что-то пропускал мимо ушей. Я был пионером, а пионер должен быть пионером. Потом уже после института, где-то в 82-м году, мне уже шел 33-й год, мы ехали с одним моим другом на машине, и он случайно задавил теленка – очень торопился. Я отправил его дальше, а сам остался с хозяевами, чтобы уладить это дело. Долго бегал туда-сюда, по родственникам, забрал у брата годовалую телку, отдал хозяевам. Ну, в общем, все уладил. После этого случая я почему-то часто стал вспоминать слова отца. Тогда еще нельзя было в открытую обращаться к ламам, к шаманам. Но я нашел двух лам, сказал, что я сын такого-то и такого-то. Оказалось, что они знали моего отца, даже назвали какое-то детское мое имя. Насчет этого случая, сказали, что ничего страшного, ты все сделал правильно, иди домой, а мы почитаем молитву. И с тех пор могу сказать, что я убежденно верующий человек – буддист.
– Когда и как вы начали рисовать карикатуры?
– Карикатуры я начал рисовать как раз, когда учился в Ленинграде. У нас была практика на Ладожском озере, и после нее я возвращался в Ленинград на электричке. Рядом сидели выпившие ребята и тонко издевались надо мной. Стало обидно и захотелось подойти и разобраться. Но остальные люди в электричке сидели далеко и не могли слышать издевки молодых людей, поэтому со стороны выглядело бы так, будто это я зачинщик драки. В студенческие годы у меня всегда с собой были карандаш и бумага. Я достал инструменты и потихоньку, смотря на ребят, стал рисовать их лица в искаженном виде: кого-то с вытянутым носом, кого-то с огромными ушами, и вся моя обида сразу прошла. Тогда я понял, что можно выплеснуть всю свою злость и обиду, не нарушая порядка и не причиняя физического вреда. Карикатура – это хорошее оружие.
– Свои работы вы предпочитаете называть шаржами или все-таки карикатурами?
– Скорее, это все-таки больше карикатуры. В них я показываю негативные стороны нашей жизни и этим стараюсь воздействовать на того или иного человека. Но в них нет злости, скорее там больше мягкого юмора, чем злобы.
– Многие ваши карикатуры очень смелые, их герои – реальные деятели Тувы. Как относятся к вам те, на кого они были написаны?
– По-разному. Некоторые при встрече со мной стараются перебежать на другую сторону дороги. Другие по-прежнему остались со мной в хороших отношениях.
– А как вы увлеклись фотографией?
– Этим я тоже начал заниматься в институте в Ленинграде. Не всегда есть время, чтобы успеть набросать какой-то интересный образ, и фотоаппарат становится чем-то вроде записной книжки.
– У вас здесь, в мастерской, очень много книг. Что вы любите читать?
– В основном, читаю по специальности. Я читаю очень медленно, поэтому время остается только на специальную литературу. Когда удается, люблю читать книги, в которых есть юмор. Мне нравится Джером Джером «Трое в лод ке, не считая собаки», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Очень мне нравится. Я всегда, при каждом удобном случае говорю людям: нужно читать «Маленького принца», это очень хорошая сказка.
– Откуда вы берете сюжеты для своих картин?
– В основном, из нашей жизни, из своей жизни... Как-то была у меня такая картинка. Старший сын служил в армии, а я в это время получал квартиру. Нужна была справка, что он действительно служит. Пришел в военкомат, а мне говорят: отправьте телеграмму начальству части, они вышлют. Я отвечаю: интересно получается, когда нужно забирать, вы готовы ночью прийти и забрать, а когда нужна справка, вы начинаете какие-то странные маневры производить. Тогда сразу все нашлось, оказалось, что не надо никаких телеграмм. Выписали мне справку, а я иду и злюсь: что за страна такая? Еду в автобусе и думаю, что надо бы это все как-то нарисовать. Пришел домой и нарисовал чиновника, вокруг телефонные аппараты, а перед ним я стою такой ма-а-аленький и надпись: есть у тебя справка, что в данную минуту ты действительно жив? Только на выставку я эту картину не принес, где-то потерялась она у меня. Но примерно вот так из жизни берутся сюжеты.
– Над какой из картин вы работали дольше всего?
– В 85-м году я где-то в три часа ночи проснулся. Было грустно от нашей жизни и всего ее несоответствия. Я задумал картину на тему пьянства. Только где-то в 92-м я закончил эту идею и назвал «Спасибо КПСС». Там был такой натюрморт: обожженная кружка, засохший кусок хлеба, банка, еще что-то и все. Вынашивал эту идею я лет семь.
– У вас есть любимая картина, написанная вами?
– Да, «Реквием». Эта картина была на выставке. В 94-м году я за свой счет уехал на два месяца в Турцию на курсы турецкого языка, но застрял на четыре. Перед отъездом я договорился о новой поездке, сказав, что у меня на родине есть родственник Монгуш Мерген-Херел, который пишет стихи, песни, сам исполняет, но никак не может добиться признания. Хотел я его и еще двух человек привезти в Турцию – сделали бы маленькую концертную программу. В Туву я приехал где-то 30 мая, не успел еще сказать ему: готовься, мы едем в Турцию. Через неделю он нелепо погиб вместе с моим зятем... После этого мне было очень тяжело. До сентября ходил мучился, мучился, а потом подумал: нельзя так мучиться, попробую им что-нибудь посвятить, может быть, полегчает. И где-то до 97 года я работал над этой композицией. Закончил, и, действительно стало как-то легче.
– Турция вам понравилась?
– Сразу она мне не понравилась. Приехал я туда в январе. Деревья стояли голые и засохшие. Страна показалась мне перенаселенной. Зато, когда в апреле зацвели цветы и деревья, какая это была красота! Люди там не такие, как у нас. В первую неделю мне показалось, что они все одинаковые, все усатые и все кричат. Однажды на рынке увидел, как сильно ругаются два торговца. Подумал: «Сейчас, наверное, драться начнут, как это у нас обычно бывает». Нет, поругались и разошлись. Народ там шумный, но не злой.
– Скажите, а ваши картины хорошо вас кормят?
– Нельзя сказать, что они хорошо кормят. Сейчас народ обнищал. Работа художника не ценится, не потому, что люди не хотят ценить, а потому, что народ совсем нищий. Может быть, кто-то и понимает, что надо заплатить ту цену, которую заслуживает работа, но у людей нет денег. Они пытаются сбить цену. А когда эти цены в рублях переведешь на доллары, получаются какие-то копейки.
– Каково на сегодняшний день, на ваш взгляд, положение художников в Туве, в России?
– В России положение художников, я думаю, не так плачевно, как у нас в Туве. У нас ребята, чтобы как-то прокормиться, штампуют свои работы. Вот наши камнерезы готовят фигурки, чтобы продать. А когда только на продажу, творчество пропадает, на мой взгляд.
– Что же тогда помогает не падать духом?
– Лично мне, наверное, все-таки вера в людей. Потому что как бы там ни было, всегда находятся люди, которые готовы помочь. Вот мой недавний юбилейный вечер. Там все постарались, кто помидоры принес, кто еще что-то, каждый что мог, и такой стол получился, что во сне не приснится!
– А почему вы до сих пор не в Союзе художников?
–Для этого предъявляются определенные требования. Нужно пройти как минимум три выставки, раньше союзного, теперь российского значения. А мои работы не всегда проходят этот отбор. Только поэтому.
– Чему, прежде всего вы стараетесь научить своих учеников?
– Я им всегда говорю, чтобы они были внимательными наблюдателями, но и не только наблюдателями. Нужно, чтобы они смотрели на жизнь, а потом уже работали. Еще я им говорю: учитесь зарабатывать себе на жизнь, не ленитесь, учитесь выполнять шрифтовую работу, если вы шрифт научитесь писать, то никогда не будете голодными. Шрифтовая работа она всегда есть.
– Расскажите о своей работе над флагом Тувы.
– В первоначальном варианте флага моя задумка была такая: буква на флаге – это буква «а» орхоно-енисейской письменности и две реки, которые сливаются в одну. У меня реки были белого цвета. Белый цвет как серебро, как белый шелковый кадак ритуальный, на который кладут пиалу с молоком или с чаем, как подтверждение, что нет никаких плохих мыслей. Буква была желтого цвета. Желтый цвет – это символ золота. А если человек будет богатым, то государство будет мощным. Синий цвет как символ мужества, стойкости. Но и потом Туву называют Голубая Тува. Когда летишь на самолете, к примеру из Красноярска, она действительно голубая. Не скажу, что много, но всю литературу, которая имеется в нашей библиотеке о флагах, гербах, я перелистал. Такая символика цветов выработалась за столетия.
А депутаты в 1993 году, когда утверждали Конституцию Тувы и флаг, первоначальный вариант немного переделали. Когда меня стали спрашивать, я объясняю, что белое – это река, а они говорят: если река, то должна быть синей. Так появились дополнительные голубые полосы. Букву тоже убрали, сказали, что это пережитки прошлого. Такое у нас непонимание. А вот профессор Лейпцигского университета Эрика Таубэ поняла меня сразу. Она четыре месяца жила в Монголии, учила язык, потом сюда приехала, изучала тувинский. Она немка, а общались мы с ней без переводчика. Когда я ей показал эскиз флага, объяснил, что на нем буква «а». Она смотрит и говорит: «А знаете, это ведь не только «а», это элемент стены юрты». Я посмотрел – действительно, она права. Человек совершенно другой культуры все это видит, а наши, местные, не понимают.
– А создатель герба случайно не вы?
– Нет, сейчас у нас старый герб народной республики, просто упрощенный. Коня поворачивали и туда, и сюда. Политическая конъюнктура была. Спросили однажды: почему этот всадник едет на восток, он что, в Японию хочет? Повернули в другую сторону, потом снова назад.
– А что это за история, когда вы десять дней ходили с надписью на спине «Тыва республика»?
– В 91-м году, после развала СССР, все думали: как же теперь назвать Туву. Я решил, что не надо никаких ССР – должна называться просто Республика Тыва. У меня нашлись единомышленники, провели митинг. После него я еще десять дней ходил с этой надписью на спине. Если честно, то я не очень уютно себя чувствовал, но этим я опять же демонстрировал возможность отстаивать свою точку зрения без насилия.
– Откуда у вас такая любовь к велосипедам?
– Это случайно. В 1988-м году как-то вечером мы сидели с моим другом Владимиром Амыром здесь, в мастерской. Кругом зима, темно, сажа, хочется тепла. И мы начали фантазировать. Фантазировали-фантазировали и дофантазировались: решили ехать в Улан-Батор. Потом разошлись, забыли об этом, весной опять вспомнили, купили два велосипеда, стали готовиться. Я начал бегать, визы делать. Смотрю, посылают меня туда-сюда и уже чувствую, на второй круг все это пошло. Я прихожу уже и говорю: мне виза нужна, в Монголию хотим. А мне отвечают, что в Монголии нам не могут гарантировать безопасность. Так никакой визы нам не дали.
Но всегда должен быть какой-то запасной вариант. Тогда мы решили поехать в Прибалтику. Теперь-то это заграница, страны Балтии. А тогда была просто часть СССР – никаких виз не надо. Разобрали свои велосипеды, положили в мешок, прилетели в Москву, оттуда до Вильнюса поездом, снова собрали велосипеды и поехали. Когда вернулись в Туву, наши студенты из политехнического института совершали круг по республике. Мы с ними познакомились и решили создать клуб велотуристов «Хараачыгайлар» (прим: ласточки). Идея клуба была покойного ныне Володи, а бегать начал я. Целый год бегал по инстанциям. Пять раз переписывал устав клуба, чтобы его зарегистрировать.
– А как попасть в ваш клуб?
– Очень просто. Пока мы собираемся в Тывинском госуниверситете. Председатель клуба – прекрасный велосипедист, заведующий кафедрой университета Вячеслав Севек. Мы недавно собирались, решили возобновить наши занятия. Раньше я, оказывается, интересно все это проводил, был график. Кто с нами только не встречался: президент, председатель ФСБ, министр внутренних дел. Такие встречи у нас интересные были. Сейчас запланировал примерный график мероприятий, лекций, встреч. Я всегда говорю, что мы должны не только мышцы накачивать, нужно чтобы наши мозги не превратились в мускулы. Потому что куда бы мы ни поехали, везде встречи, люди спрашивают. А если мы не будем ничего знать о своем народе, о своей республике, то от нас толку не будет. Поэтому мы стараемся пополнять свои знания.
– Какие впечатления у вас остались от первого путешествия на велосипедах по странам Балтии?
– Хорошие. Нас везде хорошо встречали. Правда, я схитрил немного. Когда ехали в поезде в Вильнюс, я попросил проводницу написать по-литовски самые важные слова. Получилось восемь слов. Потом спрашиваю: как мне сказать по-литовски, что я знаю восемь слов? Я эту фразу записал. Прихожу куда-нибудь, здороваюсь по-литовски, а потом говорю, что знаю только восемь слов и перехожу на русский. И они относились с пониманием. Даже кто-то бесплатно нам давал яблоки, груши. Однажды зашел к одной бабушке с двумя фляжками, попросил воды. Она так посмотрела на меня. Ушла, через некоторое время воду принесла и яблоки и груши. У них там это все в каждом дворе растет, это у нас одни тополя. Подала она мне воду и фрукты, но ничего не сказала. По лицу было видно, что ей, как матери, жалко меня, такой, наверное, я весь усталый, изможденный был.
Весь поход занял у нас 20 дней. Но тогда пришлось еще сделать крюк. Из Риги я позвонил своим бывшим однокурсникам. Моя староста вышла замуж за старосту первой группы. Они жили там недалеко. Спрашивают меня: ты откуда звонишь? Да, вот, говорю, из Риги. А что ты там делаешь? На велосипедах в Таллинн едем. Староста обрадовалась, говорит, если ты не заедешь, то не будешь Оюн-оолом. Приехали мы, она нам постирала нашу одежду, подлечился я. У меня колено было травмировано, я падал с мотоцикла и не знал, что оно травмировано, а там это все сказалось. Нога у меня не разгибалась полностью, и мне приходилось прилагать усилия, чтобы крутить педали. В результате чего я натер пятую точку.
На хороших людей мне всегда везло. Какие бы трудности ни были, всегда кто-нибудь встречается, помогает. Даже бывает, деньги кончатся, совершенно незнакомый человек дает в долг. В студенческие годы так было. А в 94-м году из Турции возвращался, деньги кончались, сижу в Красноярске, чтобы добраться до Кызыла, еще 90 рублей нужно. Встретилась женщина из Тувы Роза Борааевна, которая везла в «Океан» группу школьников, заняла мне на билет.
– Вы, наверное, очень любите путешествовать?
– В какой-то степени, это, наверное, моя болезнь. Да и работа была такая. Учебный год кончается – я беру своих студентов и куда-то везу на практику рисовать или на музейную практику в Москву, в Ленинград. Каждое лето я куда-нибудь уезжал, а если съездить куда-нибудь не удавалось, я становился как животное, которое продержали в помещении. Походы это, конечно, большой стресс, когда ты в качестве руководителя руководить идешь. Каждый раз я говорю: все, ребята, это был последний раз, больше я не могу. Потом снова собираемся, и я думаю: а почему бы нет.
Нынешний поход на велосипедах до озера Азас, это на Тодже, для меня был очень тяжелым – видимо, организм уже сдает. Не знаю, может быть, это был последний мой поход. Велосипед в этом году у меня украли.
– Мне хорошо известно состояние дороги до Тоджи. Как вы по ней проехали?
– Это машины там застревают (смеется), а велосипеды легкие. До озера мы добрались всего за пять дней.
– Как вы могли бы сами себя охарактеризовать?
– По гороскопу я – Скорпион, по своей натуре – бродяга. Доброжелательный, до людей стараюсь донести положительный заряд.
Фото:
2. Художник в своей мастерской с сыновьями Кайгалом (сидит) и Очуром (стоит).
3. Дороги художника-велотуриста. Оюн-оол Сат в Прибалтике. Лето 1989 года.
4. Дружеский шарж Оюн-оола Сата на журналистов Тувы и председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова, проводившего в Кызыле семинар «Гласность и закон». Сентябрь 1999 года.
Беседовала Мария МАМУРКОВА