Севьян Вайнштейн: Эта прекрасная и загадочная Тува. Полвека путешествий и открытий
Севьян Израилевич Вайнштейн – легендарный ученый-этнограф, известный в нашей стране и далеко за ее пределами.
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. М. Миклухо-Маклая Российской Академии наук, автор около 300 научных публикаций, из которых свыше 30 переведены на иностранные языки. В 1996 году в биографическом справочнике выдающихся людей Международного биографического Центра Кембриджа ему была посвящена специальная статья.
Но более всего это имя значимо для маленькой республики в центре Азии, ведь именно работа в Туве и о Туве стала делом всей жизни Севьяна Вайнштейна, удостоенного почетного звания “Заслуженный деятель науки Тувы” и именно здесь нашедшего свое семейное счастье.
Мы беседуем у него дома в Москве, в комнате, похожей на маленький музей. На стенах висят картины c тувинским пейзажем, написанные самим ученым во время этнографических экспедиций, на полках расставлены всевозможные экзотические предметы культов и произведения прикладного искусства, подаренные ученому от разных народов мира – в Туве, на Алтае, в Бурятии, у кетов и даже от папуасов Новой Гвинеи, бедуинов Аравии и американских индейцев. В центре комнаты на постаменте расположена небольшая скульптура Цзонхавы – буддийского учителя и святого, работы бурятских мастеров. В открытую дверь кабинета видны стены книг от пола до потолка и большой рабочий стол.
– Севьян Израилевич, расскажите, пожалуйста, о замечательном юбилее в вашей жизни – 50-летии первого приезда в Туву.
– Да, прошло 50 лет, как ни странно, как будто это было только вчера. Июль 1950 года. Но до этого свою научную работу я начал с двух очень сложных экспедиций: в 1948 и 1949 годах, еще будучи студентом исторического факультета МГУ по специальности “Этнография Сибири”. Я побывал у маленькой, но очень интересной народности – кетов, в районе реки Подкаменная Тунгуска. Кетам тогда жилось очень плохо, им запрещали добывать соболя – основной предмет заработка, и они в результате вымирали. Вернувшись, я написал об этом самому главному человеку в стране после Сталина – Маленкову. Это не понравилось комсомольскому начальству, и меня исключили из комсомола и университета. Восстановили, когда Маленков, до которого это письмо чудом дошло, организовал комиссию по проверке, и все подтвердилось. Меня вторично отправили к кетам.
– А Тувой вы когда заинтересовались?
– Не сразу. Но еще в начальной школе я с друзьями собирал и обменивался тувинскими марками, в том числе самыми первыми – на старомонгольском языке. А в университет поступал из интереса в целом к народам Сибири. Правда, поступил с трудом из-за того, что мой отец, Израиль Яковлевич Вайнштейн, известный философ, профессор, заведующий кафедрой Московского Авиационного Института, был репрессирован.
– Как это произошло?
– Его арестовали, когда я еще учился в школе. Несколько месяцев его допрашивали, пытали и потом осудили на 8 лет. Он сумел написать и отправить письмо моей маме – Фриде Израилевне, в котором он утверждал о своей невиновности и описал пытки. Письмо дошло, и моя мама совершила ошибку, послав его Сталину. Отца почти сразу расстреляли – 19 января 1938 года в Мариинске. А в деле записали: “За громкий разговор в камере”. Много позже я видел все эти документы в архиве КГБ.
Нам пришлось очень плохо после этого. Мы с мамой какое-то время были разлучены (я был единственный сын у родителей). Мама была в Москве совсем одна, без друзей и помощи, ведь она приехала из Риги “строить социализм” и почти сразу вышла замуж за моего отца, так и не получив специальности. Меня дразнили сыном “врага народа” и даже били. Школу все-таки закончил хорошо. Были детский дом, война, эвакуация. Потом мама нашла меня, и мы вновь воссоединились. Кстати, недавно я получил документ о том, что был жертвой политических репрессий, правда, особо существенных льгот он не дает.
– С чего началась в 1950 году ваша деятельность в Туве?
– Я приехал работать в тувинский музей старшим научным сотрудником и cтал исполнять обязанности директора. Практически создавал музей заново, выезжая в районы для сбора этнографических коллекций. Когда я собирал работы резчиков по камню, они какое-то время даже жили у меня дома в Кызыле, например, Тойбухаа.
Первым из районов была в 1951 году Тоджа. Верхом на лошади вместе с моими проводниками Бальчибой Найдын-оолом в 1951 году и Кысыгбаем Доржу в 1956 году мы совершали очень трудные переходы по горам. Один раз я даже очень серьезно заболел.
Трудности были и в работе с людьми. В 1953 году мне предложили организовать работу избирательной комиссии на выборах в Верховный Совет. Это в маленьком деревянном помещении музея! Там ведь совершенно нет условий, спичка загорится – и нет музея, пропадут экспонаты. Я отказался, а меня за это вновь исключили из комсомола. Восстановили через месяц, когда умер Сталин.
– А о ком из работавших с вами вы сохранили хорошие воспоминания?
– Я работал с очень интересными людьми. Прежде всего это Владимир Андреевич Дубровский. Также: Леонид Васильевич Гребнев, исследователь тувинского эпоса, филолог Антон Кавааевич Калзан, археолог Монгуш Хургул-оолович Маннай-оол, Александр Адольфович Пальмбах. С Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном мы и сейчас дружим и переписываемся.
– А когда вы познакомились с вашей женой?
– С Алевтиной Никифоровной я познакомился в Кызыле, в 1954 году.
Хозяйка дома, которую Севьян Израилевич ласково называет “моя птичка” и “опора моей жизни”, собиралась в это время уходить на работу в музыкальную школу, но перед этим присоединилась к нашему чаепитию, поэтому я могла спросить и у нее самой:
– Алевтина Никифоровна, как вы оказались в Туве?
– Я приехала из Магнитогорска работать преподавателем в музыкальной школе Кызыла в 1954 году. Тогда была очень сильная школа, не знаю, как сейчас. С Севьяном Израилевичем мы познакомились 27 октября, я помню этот день.
С. И.: Поженились 23 ноября 1956 года. У нас родилась в Кызыле дочь Аня, но дальше ее воспитывала бабушка в Москве. Аня закончила психологический факультет МГУ, сейчас работает в Фонде общественного мнения. У нее своя семья: муж и дочь студентка.
– Вы вместе с женой ездили по районам?
– Да, она мне помогала. Однажды, я в поисках произведений наскального искусства углубился в горы и заблудился. Она всю ночь жгла костры, чтобы я мог найти лагерь экспедиции.
A.Н. (улыбается): Один раз мы ехали по степи и увидели каменную бабу. Он захотел ее сфотографировать, но камень оказался весь обмазан птичьими “следами”. Мне пришлось это все отмывать, воду из ручья носила кастрюлькой.
– Севьян Израилевич, вы совершали самостоятельно экспедиции?
– До 1959 года самостоятельно. Еще в 1954 году я перешел работать в ТНИИЯЛИ. В своих экспедициях я нашел тысячи наскальных рисунков разных эпох. Мною была обследована так называемая “дорога ЧингизХана” и путем раскопок доказано, что это не дорога, а оборонительный вал, который защищал Туву от нашествий енисейских кыргызов, вплоть до IХ века.
Открыты неизвестные ранее города древних уйгуров, в том числе дворец Моюн-Чур VIII века на озере Тере-Холь около Кунгуртуга, с парадными лестницами, тротуарами, колоннами, фресками. Совместно с коллегой Дьяконовой мы раскопали один из крупнейших в мире могильников гуннского времени (Кокэль) в Западной Туве, в бассейне реки Ишкин, и там исследованы многие сотни погребений, которые включали тысячи хорошо сохранившихся вещей: предметы утвари, оружие, детали одежды и многое другое. Это целая культура – кокэльская. По сути можно сказать, что был открыт целый мир кочевников центра Азии.
Защитил кандидатскую диссертацию в 1956 году по тувинцам-тоджинцам. В 1959 году меня пригласили работать в Московский институт этнографии (ныне Институт этнологии и антропологии). Здесь, в Москве, я издал результаты своей работы-книги“Тувинцы-тоджинцы” (1961), “Тувинское шаманство’’ (1964), “История народного искусства Тувы” (1969) и много других книг и статей. В 1969 году защитил докторскую диссертацию “Происхождение и историческая этнография тувинцев”, в 1971 году издана книга “Историческая этнография тувинцев”.
Пo моей просьбе в 1966 году известный советский антрополог Михаил Герасимов сделал реконструкцию портрета предка тувинцев – древнего тюрка, мужчины средних лет, жившего в VII-VIII веках нашей эры, по черепу, найденному мною в одном из захоронений. Это единственный в мире портрет одного из предков тувинцев. (прим.: этот красивый портрет находится здесь же в комнате, на стене. Копии его в качестве иллюстрации можно увидеть в научных публикациях С. И. Вайнштейна)
Я побывал во многих странах мира с лекциями о Туве, участвовал в международных конгрессах: во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, в США, Японии. Был одним из организаторов и участником выставок во многих странах мира – многовековой культуры кочевых народов Евразии, в том числе Тувы. Мои работы 80-90-х годов: о Радлове, Миллере – исследователях Сибири, книга “Мир кочевников Центра Азии” (Москва,1991) и много еще другого.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Сейчас работаю над темой “Роль общины в истории культуры и социальной организации тувинцев”. У меня есть ученики – аспиранты и докторанты. Одна из них – Нели Павловна Москаленко с кандидатской диссертацией “Основные проблемы этнополитической истории Тувы в XX веке”. Очень интересная диссертация – масса новых фактов и документов, скоро будет защита. Написала диссертацию, но пока не защитилась Светлана Донгак из ТНИИЯЛИ. Мой докторант – Зоя Кыргысовна Кыргыс, которая подготовила серьезное исследование о горловом пении в тувинской культуре. Есть три аспиранта из Бурятии.
В 1991 году в США вышла книга Ральфа Лейтона “Тува во что бы то ни стало”. Здесь моя переписка с ним о знаменитом американском физике, лауреате Нобелевской премии Ричарде Фейнмане. Создатель современной физики прочитал мои работы и просто загорелся желанием побывать в Туве, но, к сожалению, не смог – умер.
Вы знаете, Институт этнологии и отдел истории РАН подготовили мое представление к званию “Заслуженный деятель науки России”. С 50-летием моей работы по тувинской проблематике меня поздравил в телефонном разговоре президент Тувы Ооржак. Я был очень рад.
А вот еще: режиссером Леонидом Кругловым сделан фильм обо мне и моей работе в Туве – “Сшитые стрелы”. Съемочная группа в прошлом году выезжала в Туву и повторила мой путь в Тоджу тоже верхом на лошадях и оленях. Фильм получился очень красивый. Хотите посмотреть?
– Конечно. Прямо сейчас можно?
– Прямо сейчас.
И мы вместе смотрим видео. В часовом фильме использованы съемки самого Вайнштейна 50-60-х годов. Фильм демонстрировался пока только в Институте этнологии. Действительно, удивительная гармония режиссерского замысла и операторской работы. Рассказы о встречах ученого с коллегами из Тувы на фоне тувинских мелодий снова возвращают нас в Туву, говорить о которой Севьян Израилевич может бесконечно.
– В экспедициях вы всесторонне изучали культуру тувинцев. Какие традиции были для вас особенно удивительными, какие находки вас поразили?
– Прежде всего, это открытые мною стоянки древнейших жителей Тувы каменного века, находки неразграбленных курганов. Это большая редкость. Сохранились даже человеческие останки с татуировкой.
С великолепным дворцом Моюн-Чур-уйгурского завоевателя центра Азии VIII века (на озере Тере-Холь) связана одна интересная легенда о его хозяине – хане с ослиными ушами – Эльчиген-кулак-хане. Днем он прятал свои уши, но ночью это обнаруживалось перед близостью с очередной девушкой, которых ему регулярно доставляли. Наутро он убивал их. Но вот одна девушка исхитрилась и угостила его лепешками, которые были сделаны на молоке ее матери. Таким образом хан становился ее молочным братом и не только не мог ее убить, но и вообще тронуть.Он отпустил ее, взяв обещание сохранить тайну о его ушах. Но девушка не выдержала и шепнула об этом в мышиную норку. Позже об этом уродстве хана стало известно всем. Одна рыба в колодце стала смеяться над ханом, он разозлился и приказал засыпать колодец. Однако внезапно появившиеся потоки воды залили дворец хана, и поэтому он, уходя со спасшимися придворными сказал: “Там озеро” – “Тере Нур” (по-монгольски), позднее стало “Тере-Холь”.
Интересным был также обычай ойтулааш. В осеннее время юноши и девушки собирались на праздник, когда они могли свободно любить друг друга. Юноши увозили своих избранниц, даже могли подраться из-за них. На месте любви втыкали в землю урук – длинный шест коневодов, и этот высокий шест предупреждал издали, что здесь – “территория любви”. Я об этом писал в одной из своих статей в 1964 году в “Советской этнографии”. Дети, рожденные после этого, усыновлялись родителями девушки, и она могла спокойно выйти замуж.
А однажды я случайно увидел влюбленную пару, которая обнималась, и парень лишь нежно водил своим лицом по лицу девушки. Так я узнал, что тувинцы в ту пору не целовались в губы.
– А из тувинской кухни вам что-нибудь нравилось?
– Вы говорите по-тувински?
– Я много жил среди чабанов и довольно свободно говорил. А сейчас уже подзабыл. Много времени прошло. Последний раз в Туве был в 1983 году.
– А собираетесь еще?
– Хотел бы, но пока нет возможности. Билеты стоят очень дорого. Вообще Туву я знаю хорошо. Я ведь здесь побывал практически во всех районах, детально описал традиционную культуру тувинцев, которая ныне во многом навсегда утрачена, хотя всегда будет представлять огромный интерес для мировой культуры. Я написал воспоминания о своих поездках в Туву, рукопись почти полностью готова к изданию на русском и немецком языках (немецкий для меня – второй родной язык). Нет спонсора для издания. И нет названия. Может, предложите какое-нибудь название?
Перебрав несколько вариантов, мы остановились на романтическом названии “Эта загадочная и прекрасная Тува (Полвека путешествий и открытий)”.
Прошло время...
12 апреля 2001 года профессор Вайнштейн отметил свое 75-летие, с которым его поздравили научные центры всего мира.
Летом 2001 года в ведущем германском издательстве «Алауэтте» вышла на немецком языке его книга «Эта загадочная и прекрасная Тува. Полвека путешествий и открытий».
Фото:
2. Профессор Израиль Вайнштейн незадолго перед арестом (1936 год). Расстрелян в январе 1938 года.
3. Севьян с мамой Фридой Израилевной. Отца уже нет... 1941 год, Москва.
4. Севьян и Алевтина Вайнштейны после свадьбы. Кызыл, 1956 год.
5. С. Вайнштейн. Первые экспедиции. Тува. 50-е годы.
6. Древний облик предка тувинцев. Реконструкция портрета древнего тюрка VIII века по черепу, найденному в Туве С. Вайнштейном. Работа М. Г <!-- /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:""; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} --> Беседовала Чимиза ДАРГЫН-ООЛ