Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках
Сочинский цирк. “Заслуженная артистка Тувинской АССР Клара и Валентин Дончи-оол” – звучит под сводами цирка торжественный голос. И на арену выходит маленькая, тоненькая женщина-эквилибристка в тувинском костюме Дангыны-царевны. Поднимается на высоко натянутую над ареной проволоку и плывет по ней, танцуя и балансируя. А внизу, в костюме духа Мангыса, ждет ее муж и партнер Валентин Дончи-оол. Он подхватывает свою Дангыну, высоко поднимает и кружит над ареной…
А потом на арену выходит художественный руководитель цирковой программы и объявляет: “Сегодня у нас необыкновенная программа: у Клары и Валентина сегодня – серебряная свадьба!”. И седой худрук совсем по-молодому поднимает Клару и уносит на руках.
Так, на цирковой арене, арене своей жизни, встретили 14 июня 1990 года свой 25-летний юбилей супруги Дончи-оол. В 1965 году тувинская девочка Клара Дончи-оол, осуществившая свою сумасшедшую мечту о цирке, и русский студент Валентин Бартеньев, покоренный ее танцем на проволоке, объединили свои судьбы. Ради своей Клары он оставил биологию и ушел в цирк, взяв ее фамилию – Дончи-оол. “Очень многие, глядя на вас, мечтают повторить ваш жизненный подвиг”, – говорили друзья и коллеги на их серебряной свадьбе.
Смотрю видеозапись торжества девятилетней давности и кажется, что и сейчас эта маленькая, хрупкая женщина с тихим, мягким голосом, совсем не изменилась. В свои 56 лет (она их не скрывает) Клара Дончи-оол может мгновенно, сияя обворожительной улыбкой, сесть на шпагат. Или встать на правую ногу, подняв левую вертикально вверх. Что и запечатлел наш фотообъектив при встрече в Кызыле, куда приезжала Клара Оюновна к родным из черноморского города Сочи, где уже много лет живет и работает. Вместе со своим неразлучным Валентином Бартеньевым-Дончи-оолом.
– Клара Оюновна, как вы попали на арену?
– Я училась в кызыльской школе № 2. Когда окончила восемь классов, пошла в Тувинский обком партии в отдел культуры и сказала, что хочу быть цирковой артисткой. Сейчас сама удивляюсь: в пятнадцать лет одной пойти в обком, в солидные кабинеты, не испугаться… Очень уж хотелось стать артисткой цирка. Меня выслушали, и… направили в Московское цирковое училище.
Мама и папа у меня были далеки от цирка: папа работал в республиканской типографии, мама растила нас, детей. Когда они узнали, что я надумала, то в ужас пришли: профессия такая несерьезная – циркачка, ехать так далеко! Но все-таки отпустили.
Мы поступали еще с одной девочкой из Тувы. Нас приняли, но она немного поучилась и уехала – большие моральные и физические нагрузки, очень тяжело было, особенно в первый год. А я осталась. Вот так и попала на манеж. И уже сорок лет – в этом волшебном круге.
– А в Сочи как вы оказались?
– В Сочи – мой дом. С тех пор, как в 1965 году я вышла замуж.
– Насколько я знаю, это было романтическое замужество. Прямо как в популярной в шестидесятые годы песне Булата Окуджавы о цирковой любви, где есть такие слова: “А он циркачку полюбил!”
– (Улыбается) Да, когда я выходила замуж за Валентина, про нас артисты цирка как раз эту песню пели. Только имя изменили:
Она по проволоке ходила,
Махала белою рукой.
И страсть Бартеньева схватила
Своей мозолистой рукой.
Мы были в Ростове-на-Дону на гастролях. А Валя учился в Ростовском университете на биологическом факультете. Он из медицинской семьи – и мама, и две ее сестры, и старший брат – медицинские работники. В цирке они с друзьями-студентами подрабатывали рабочими сцены – униформистами.
А я тогда работала в группе тувинских артистов под руководством Владимира Оскал-оола и исполняла на проволоке адажио “Звенящая нежность”. С этим сольным номером на музыку Аксенова я окончила в 1963 году Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Балерина Наталья Ажикмаа (прим.: первая тувинская балерина, мама юной художницы Нади Рушевой) первая, в далеком 1945 году, солировала в танце “Звенящая нежность” на сцене. А я – первая цирковая артистка, исполнившая его на проволоке.
В этом номере я играла на флейте. Специально научилась. Проиграю на флейте тувинскую мелодию и танцую.
– Неудивительно, что Валентин был покорен. И, если не секрет, как он продемонстрировал свою любовь? Что предпринял в первую очередь?
– Однажды после выступления, он преподнес мне букетик первых весенних фиалок. Так мы и познакомились. Потом он познакомил меня со своей мамой. Мама Валентина, Таисия Григорьевна – бесподобный человек. Бесподобный! Она меня очень любила и жалела. Несколько лет назад, в 1995 году, она ушла из жизни и мне ее очень не хватает…
Познакомились мы в марте, а в мае приехали работать в Сочи, и 12 июня у нас была свадьба. В цирке работала международная программа, артисты приехали из разных стран мира, и на свадьбе у нас был весь мир!
Когда мы пошли в ЗАГС, я предложила: “Давай я возьму двойную фамилию Бартеньева-Дончи-оол”. А Валентин говорит: “Давай лучше я возьму твою фамилию”. И стал Дончи-оолом.
У него получилось вообще очень интересно. Сначала он изменил имя. Его настоящее имя ему не нравилось. Потом изменил отчество, так как его усыновил отчим. Так он полностью изменил свою карму, и знаете, до сих пор не жалеет. Он тувинский зять (улыбается). Может быть в своих предыдущих жизнях он был тувинцем?
И дети наши – Дончи-оолы, и сын с невесткой, и дочь, оставившая после замужества фамилию Дончи-оол. А внучку в честь меня назвали Кларой. Я надеюсь, что в недалеком будущем опять появится артистка Клара Дончи-оол.
– Влюбившись в вас, Валентин влюбился и в цирк, изменив биологии?
– Да, Валентин стал тоже работать в цирке. Начинал ассистентом в Киргизском цирковом коллективе, работал заведующим постановочно-художественной частью. Между делом закончил медицинское училище, хотя по этой специальности работать не пришлось. Потом работал клоуном, делал режиссерские постановки в программах.
Он творческий человек. Это именно у него созрела мысль подготовить совместный номер: тувинский сюжетный с названием “Легенда Саянских гор”. Мысль об этом номере он вынашивал с 1975 года, было перечитано много тувинских сказок, преданий. 10 лет мы пытались пробить этот номер через Союзгосцирк, и ни один человек не помог нам в этом. И только в 1985 году нам помог тогдашний министр культуры Тувы Анатолий Серен. Благодаря ему республика выделила деньги, время для репетиций в муздрамтеатре.
Над созданием номера работала целая группа людей. Очень помог Тувинский научно-исследовательский институт языка и литературы. Большая заслуга в создании номера балетмейстера Вячеслава Донгака, он тогда как раз закончил ГИТИС. Великолепную музыку написал композитор Владимир Тока, маски злого духа Мангыса вылепила бутафор театра Людмила Берестова, эскизы костюмов выполнила художник Надежда Юша. Всем им мы очень благодарны.
В этом номере Валентин исполнял роль подземного духа Мангыса, а я – лучезарную Дангыну. Это самый замечательный, самый дорогой для нас номер. В нем все выдержано в национальном стиле: и костюмы, и музыка, и движения. Ведь это так важно, чтобы люди не забывали свою историю и традиции.
– А почему же мы не видели этого номера в Туве?
– С номером “Легенда Саянских гор” мы работали в Туве два раза: первый раз при выпуске номера в 1985 году на сцене муздрамтеатра. А второй раз – в 1987 году на праздничном концерте, посвященном 70-летию Октябрьской революции.Потом, по просьбе Министерства культуры и с разрешения Союзгосцирка, мы два месяца ездили по районным Домам культуры с концертной программой филармонии. Где была возможность – натягивали проволоку, а где нельзя было установить аппарат, то рассказывали о номере, о своей творческой деятельности. Валентин работал ведущим программы вместе с певицей Вероникой Чооду, показывал клоунские репризы.
Все это происходило зимой. В Чадане работали при 48 градусах мороза. Но особенно обидно, что ничем это отмечено не было. За 12 лет работы номера у нас создалось впечатление, что этот номер, как будто для республики не существовал. А сейчас за один день выступления в Кызыле московским артистам присваивают звания заслуженных артистов Республики Тыва. Правительство республики должно уважать и давать звания людям, которые прославляют, пропагандируют и умножают культуру Тувы.
– А где еще вы выступали с “Легендой Саянских гор?”
– С 1985 года работали почти по всем городам Советского Союза и Российской Федерации. Принимали участие в международных программах. И на фоне зарубежных номеров “Легенда Саянских гор” смотрелась блестяще. Но даже с большим удовольствием мы ездили в маленькие городки, районные центры, где выступали в передвижных цирках “Шапито”. Валентин всегда считал, что истинный цирк – это передвижной. В маленьких городках особенно чувствуется истинная народная любовь.
– Ваши дети тоже пошли по цирковой дороге?
– Сын – да. Станислав с детства ездил вместе с нами. Он цирковой ребенок, и цирк с детства был его волшебным миром. Сейчас ему уже 33 года. Невестка Ниночка – болгарка. Так что семья, как и у нас – интернациональная. В нашей внучке Кларе смешалось очень много кровей: со стороны Валентина – русская, украинская, белорусская, с моей стороны – тувинская, а со стороны невестки – болгарская и турецкая. Интересно, кто же наша внучка Клара Дончи-оол по национальности? (Улыбается).
Сейчас сын уже пять лет живет в Ирландии, где работает вместе с женой в американском цирке. Вообще, за рубежом цирковые артисты более разносторонние. Наши дети работают на проволоке номер с «Диаболо» (жонглирование), номер “Копье” с хлыстами и в клоунском жанре.
В честь отца Станислав назвал номер с хлыстами, который исполняет с женой и партнершей, “Трио Валентинович”. Это потому, что Валентин заставлял сына с 12 лет заниматься с хлыстами. Он сначала не хотел, а теперь пишет: “Спасибо, что заставляли учиться”.
– Можно сказать, что вы основали цирковую династию, причем мирового масштаба, с учетом того, что Дончи-оол звучит на ирландских аренах?
– Можно сказать и так. Сейчас сын с невесткой работают в Ирландии, а до этого, начиная с 1989 года, работали в Финляндии, Швеции, Дании, Франции. Надеемся, что наша внучка, а может и другие будущие внуки и внучки будут тоже работать на аренах мирового цирка.
– На арене вы всегда с улыбкой. А вне арены часто ли приходится плакать?
– Да. Я очень ранимый человек. И очень чувствительный. Я плачу по любому поводу и больше всего плачу от счастья.
– Самый счастливый день вашей жизни?
– День рождения дочки Ноэллы. Когда она родилась, врач мне сказала:”У вас девочка Наташа”. А я отвечаю: “Нет, это не Наташа, это Ноэлла”. Потому что мне очень хотелось, чтобы сбылась мечта мужа. Еще в пятом классе он прочитал фантастическую повесть, где главную героиню звали Ноэлла, и он сказал: “Когда я женюсь, мою дочку назову Ноэлла”. Сейчас Ноэлла – артистка балета. Работает в Сочи в шоу-группе. Одновременно учится в институте на факультете психологии.
Ноэлла в детстве большую часть времени проводила с бабушкой. Это благодаря ей, бесподобной Таисии Григорьевне, я проработала так долго. Ведь с двумя детьми гастролировать очень сложно. Бабушка воспитала Ноэллу очень разносторонней: она с малых лет танцевала в ансамблях, играет на фортепиано, гитаре, рисует.
– Вы, наверное, очень смелая женщина? Ведь страшно ходить так высоко над землей по тоненькой проволоке?
– Смолоду этого не чувствовала. Какое-то бесстрашие было. Это сейчас, с годами задумываюсь: какие мы были отважные и смелые. Сальто с проволоки на манеж я еще в училище делала. При приземлении обязательно страховали. А расстояние от проволоки до земли было два метра, а затем и три метра. Очень многие мои коллеги падали, оставались на всю жизнь калеками. Падала и я, особенно в начале пути, но удачно.
До 53 лет я работала на проволоке. Насколько я знаю, женщины в российском цирке – танцовщицы и эквилибристы – на проволоке работают до 40 лет. За рубежом –больше. Я помню встречу с болгарской артисткой: она работала на наклонной проволоке до 60 лет.
– А в каком году вы получили звание Заслуженной артистки Тувинской АССР?
– В 1974 году (улыбается). Главный режиссер сочинского цирка всегда представлял меня так: “Единственная Заслуженная артистка Тувы, живущая в Сочи”.
– Часто вы приезжаете в Туву?
– Да, часто. К родителям. Но четыре года назад я похоронила отца. А в этот приезд – мамочку. Здесь трое моих сестер, один брат, их дети.
– Сейчас, когда вы уже не гастролируете, чем заполняете свое время?
– Хожу в цирк, встречаюсь с друзьями. Очень радуюсь встречам. У меня много друзей. Стала больше заниматься домом, хозяйством. Я такая чистюля, что без конца могу убираться, наводить чистоту.
– Вам можно позавидовать: вас всю жизнь на арене носили на руках. В самом прямом смысле – в ваших цирковых номерах, когда вы спускались к партнерам с высоты своей проволоки.
– (Улыбается) Да, партнеры-артисты меня все любили. И носили на руках, как цветок.
– Супруг, наверное, ревновал?
– Муж всегда говорил: “Раз нравишься другим – это хорошо. Будет гораздо хуже, если перестанешь нравиться”. Он сам всю жизнь носит меня на руках. Вы знаете, я счастливая женщина. Валентин – очень интеллигентный, очень мудрый, очень тонкий человек. Благодаря ему и я многого добилась.
Он мне толстеть не дает (улыбается). Я люблю поесть. Но он так на меня посмотрит, что я сразу останавливаюсь – мне не безразлично, как он смотрит на меня.
Вот я замечаю: для многих мужчин женщина существует только 8 марта – тогда и подарки и цветы. А мне муж всю жизнь дарит цветы. Всю жизнь дарит заботу. Приезжаю с гастролей – цветы, прихожу с работы – все приготовлено, дети накормлены, напоены, спят. И сын, и дочь такие же – в отца.
Он очень бережет меня и жалеет. Серебряную свадьбу справили в 1990 году. В 2000 в июне отметим 35-летие совместной жизни и золотую свадьбу собираемся справить. Только, дай Бог, здоровья. Мне так хотелось бы, чтобы все женщины были также счастливы. Чтобы люди больше тянулись к добру, больше думали о красивом и добром, а не о склоках. И чтобы даже в малом могли понять друг друга. Как говорят японцы: относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.
Фото:
2. Кларе 15 лет. Она еще только мечтает о цирке.
3. 4. «На арене цирка – Клара Дончи-оол!»
5. 6. Свадьбы Клары и Валентина.12 июня 1965 года и 12 июня 1990 года.
7. Станислав Дончи-оол продолжает цирковую династию. На арене ирландского цирка – «Трио Валентинович»: Станислав с женой (справа) и партнершой (слева).
8. Клара, Валентин, Станислав и Ноэлла. Сочи. 7 ноября 1981 года.
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА