Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках

Сочинский цирк. “Заслуженная артистка Тувинской АССР Клара и Валентин Дончи-оол” – звучит под сводами цирка торжественный голос. И на арену выходит маленькая, тоненькая женщина-эквилибристка в тувинском костюме Дангыны-царевны. Поднимается на высоко натянутую над ареной проволоку и плывет по ней, танцуя и балансируя. А внизу, в костюме духа Мангыса, ждет ее муж и партнер Валентин Дончи-оол. Он подхватывает свою Дангыну, высоко поднимает и кружит над ареной…

А потом на арену выходит худо­жест­вен­ный руководитель цирковой про­граммы и объявляет: “Сегодня у нас необык­но­вен­­ная про­грамма: у Кла­ры и Валентина сегодня – сере­бря­ная свадьба!”. И седой худрук сов­сем по-молодому поднимает Клару и уносит на руках.

Так, на цирковой арене, арене сво­­ей жизни, встретили 14 июня 1990 года свой 25-летний юбилей супруги Дончи-оол. В 1965 году ту­вин­­­ская де­вочка Клара Дончи-оол, осу­щест­вив­­шая свою сумасшедшую мечту о цирке, и рус­ский студент Валентин Бар­теньев, поко­ренный ее танцем на проволоке, объединили свои судь­бы. Ра­ди своей Клары он оставил би­о­ло­гию и ушел в цирк, взяв ее фамилию – Дон­­чи-оол. “Очень многие, глядя на вас, меч­тают повто­рить ваш жизненный подвиг”, – говорили друзья и коллеги на их сере­бря­ной свадьбе.

Смотрю видеозапись торжества девятилет­ней давности и кажется, что и сейчас эта ма­ленькая, хрупкая женщина с тихим, мягким голосом, совсем не изменилась. В свои 56 лет (она их не скрывает) Клара Дон­чи-оол может мгновенно, сияя обво­рожительной улыб­кой, сесть на шпа­гат. Или встать на правую ногу, под­няв левую вертикально вверх. Что и запечатлел наш фотообъектив при встре­че в Кызыле, куда приезжала Клара Оюновна к родным из черно­морского города Сочи, где уже много лет живет и работает. Вместе со сво­им неразлучным Валентином Бар­теньевым-Дончи-оолом.

– Клара Оюновна, как вы попали на арену?

– Я училась в кызыльской школе № 2. Когда окончила восемь классов, пошла в Тувинский обком партии в отдел культуры и сказала, что хочу быть цирковой артисткой. Сейчас сама удивляюсь: в пятнадцать лет одной пойти в обком, в солидные кабинеты, не испугаться… Очень уж хотелось стать артисткой цирка. Меня вы­слушали, и… на­пра­вили в Московское цирковое училище.

Мама и папа у меня были далеки от цир­­­ка: папа работал в респуб­ликанской ти­­пографии, мама растила нас, детей. Когда они узнали, что я надумала, то в ужас при­шли: профессия такая несерьезная – цир­качка, ехать так далеко! Но все-таки от­пус­тили.

Мы поступали еще с одной девочкой из Тувы. Нас приняли, но она немного поучилась и уехала – большие мораль­ные и физичес­кие нагрузки, очень тя­жело было, особенно в первый год. А я осталась. Вот так и попала на манеж. И уже сорок лет – в этом вол­шебном круге.

– А в Сочи как вы оказались?

– В Сочи – мой дом. С тех пор, как в 1965 году я вышла замуж.

– Насколько я знаю, это было романти­ческое замужество. Прямо как в популярной в шестидесятые годы песне Булата Окуджавы о цир­ковой любви, где есть такие слова: “А он циркачку полюбил!”

– (Улыбается) Да, когда я выхо­дила за­муж за Валентина, про нас ар­тисты цирка как раз эту песню пели. Только имя изме­нили:

Она по проволоке ходила,

Махала белою рукой.

И страсть Бартеньева схватила

Своей мозолистой рукой.

Мы были в Ростове-на-Дону на гаст­ролях. А Валя учился в Ростовском универ­ситете на биологическом фа­культете. Он из меди­цинской семьи – и мама, и две ее сест­ры, и старший брат – медицинские работ­ники. В цир­ке они с друзьями-сту­дентами под­раба­тывали рабочими сцены – уни­фор­мис­тами.

А я тогда работала в группе ту­винских артистов под руководством Вла­димира Оскал-оола и исполняла на про­волоке ада­жио “Зве­нящая неж­ность”. С этим сольным номером на музыку Аксенова я окончила в 1963 году Государственное училище цирко­вого и эстрад­ного искусства.

Балерина Наталья Ажикмаа (прим.: пер­вая тувинская балерина, мама юной ху­дожницы Нади Рушевой) первая, в да­леком 1945 году, солировала в танце “Зве­нящая неж­ность” на сцене. А я – первая цир­ко­вая артистка, ис­пол­нившая его на проволоке.

В этом номере я играла на флейте. Спе­циально научилась. Проиграю на флей­те тувинскую мелодию и танцую.

– Неудивительно, что Валентин был покорен. И, если не секрет, как он продемон­стри­ровал свою лю­бовь? Что пред­принял в первую очередь?

– Однажды после выступления, он пре­под­­нес мне букетик пер­­вых ве­сенних фиа­лок. Так мы и позна­ко­мились. Потом он по­з­на­ко­мил меня со сво­ей мамой. Мама Ва­лен­­­тина, Та­исия Гри­горь­евна – беспо­доб­ный че­­ло­век. Беспо­доб­ный! Она меня очень лю­би­ла и жалела. Не­сколь­­ко лет назад, в 1995 го­ду, она ушла из жиз­ни и мне ее очень не хва­тает…

Познакомились мы в марте, а в мае при­ехали работать в Сочи, и 12 июня у нас бы­ла свадьба. В цирке рабо­тала международ­ная программа, артисты приехали из разных стран мира, и на свадь­бе у нас был весь мир!

Когда мы пошли в ЗАГС, я пред­ложила: “Да­вай я возьму двойную фамилию Бар­те­ньева-Дончи-оол”. А Валентин говорит: “Да­вай лучше я возьму твою фамилию”. И стал Дончи-оолом.

У него получилось вообще очень инте­ресно. Сначала он изменил имя. Его насто­ящее имя ему не нравилось. Потом изменил отчест­во, так как его усыновил отчим. Так он полностью из­ме­нил свою карму, и знаете, до сих пор не жалеет. Он тувинский зять (улы­бается). Может быть в своих преды­дущих жизнях он был тувинцем?

И дети наши – Дончи-оолы, и сын с не­­весткой, и дочь, оставившая после заму­жества фамилию Дончи-оол. А внуч­ку в честь меня назвали Кларой. Я надеюсь, что в не­да­леком будущем опять появится артистка Клара Дончи-оол.

– Влюбившись в вас, Валентин влю­бился и в цирк, изменив био­логии?

– Да, Валентин стал тоже работать в цир­ке. Начинал ассистентом в Кир­гизском цир­ко­вом коллективе, рабо­тал заведующим по­ста­но­воч­но-худо­жественной частью. Меж­ду делом за­кон­­чил медицинское училище, хотя по этой спе­циальности работать не при­ш­лось. Потом ра­ботал клоуном, делал ре­жис­серские поста­нов­ки в програм­мах.

Он твор­ческий человек. Это именно у него созрела мысль подго­то­­вить совместный но­мер: ту­вин­­ский сюжет­ный с названием “Ле­ген­да Са­янских гор”. Мысль об этом номере он вы­нашивал с 1975 года, было пере­читано мно­го тувинских ска­зок, преданий. 10 лет мы пы­тались пробить этот номер через Союз­госцирк, и ни один человек не помог нам в этом. И толь­ко в 1985 году нам помог тог­даш­­ний министр культуры Тувы Ана­толий Се­рен. Благодаря ему респуб­лика выделила день­ги, время для репетиций в муз­драм­те­атре.

Над созданием номера работала це­лая группа людей. Очень помог Тувин­ский науч­но-исследовательский инсти­тут языка и ли­те­­ратуры. Большая заслуга в создании но­мера балет­мейстера Вячеслава Донгака, он тогда как раз закончил ГИТИС. Велико­лепную музыку написал композитор Влади­мир Тока, маски злого духа Мангыса вы­ле­пила бута­фор театра Людмила Берестова, эскизы кос­тюмов выполнила художник На­дежда Юша. Всем им мы очень благодарны.

В этом номере Валентин исполнял роль подземного духа Мангыса, а я – лучезарную Дангыну. Это самый замеча­тельный, самый дорогой для нас номер. В нем все вы­дер­жано в наци­ональном стиле: и костюмы, и музыка, и дви­жения. Ведь это так важно, что­бы люди не за­бы­вали свою ис­торию и тра­диции.

– А почему же мы не ви­дели этого номера в Туве?

– С номером “Легенда Са­ян­­­ских гор” мы работали в Туве два раза: первый раз при выпуске номера в 1985 го­­ду на сцене муз­драм­театра. А второй раз – в 1987 году на праздничном концерте, по­священном 70-летию Ок­тябрь­­ской револю­ции.Потом, по просьбе Мини­стер­ства куль­туры и с разре­шения Союз­гос­­цирка, мы два месяца ездили по районным Домам куль­туры с концертной программой фи­лармонии. Где была возмож­ность – натя­гива­ли прово­локу, а где нельзя было устано­вить аппарат, то рас­сказывали о номере, о сво­ей твор­­­ческой дея­тельности. Валентин рабо­­тал ве­дущим про­граммы вмес­те с певицей Веро­ни­кой Чооду, показывал кло­унские репризы.

Все это происходило зимой. В Чадане ра­бо­тали при 48 градусах мороза. Но особенно обид­­но, что ни­чем это отмечено не было. За 12 лет работы номера у нас создалось впечат­ле­ние, что этот номер, как будто для респуб­ли­ки не существовал. А сейчас за один день вы­ступления в Кызыле московским артис­там при­сваивают звания заслуженных ар­тис­­тов Рес­публики Тыва. Прави­тель­ство рес­публики должно ува­жать и давать зва­­ния лю­дям, которые прославляют, про­паган­дируют и умно­жают куль­туру Тувы.

А где еще вы выс­тупали с “Ле­ген­дой Саян­ских гор?”

– С 1985 года работали почти по всем го­родам Советского Союза и Рос­сийской Феде­рации. Прини­мали учас­тие в между­народ­ных программах. И на фоне зару­бежных номе­ров “Леген­да Саянских гор” смотрелась блес­тяще. Но даже с большим удовольствием мы ездили в маленькие го­родки, районные центры, где выступали в передвижных цирках “Ша­пито”. Валентин всег­да считал, что истин­ный цирк – это пе­редвижной. В маленьких го­родках осо­бенно чувствуется истинная на­род­ная любовь.

– Ваши дети тоже пошли по цирковой до­роге?

– Сын – да. Станислав с детства ездил вмес­те с нами. Он цирковой ребенок, и цирк с детства был его вол­шебным миром. Сейчас ему уже 33 года. Невестка Ни­ноч­ка – бол­гар­ка. Так что се­мья, как и у нас – интер­­на­циональная. В нашей внуч­ке Кларе смеша­лось очень много кровей: со стороны Ва­лентина – рус­ская, укра­инская, бело­русская, с мо­ей стороны – тувинская, а со стороны не­вестки – болгар­ская и турецкая. Интерес­но, кто же наша внучка Клара Дончи-оол по на­цио­нальности? (Улыбается).

Сейчас сын уже пять лет живет в Ирлан­дии, где работает вместе с же­ной в американ­ском цирке. Вообще, за рубежом цирковые ар­тисты более разносторонние. Наши дети ра­­ботают на проволоке номер с «Диа­боло» (жонг­лирование), номер “Копье” с хлыс­­та­ми и в клоунском жанре.

В честь отца Станислав назвал номер с хлыс­тами, который исполняет с женой и парт­­нершей, “Трио Вален­тинович”. Это по­то­му, что Валентин заставлял сына с 12 лет заниматься с хлыстами. Он сначала не хотел, а те­перь пишет: “Спасибо, что за­ставляли учиться”.

Можно сказать, что вы ос­но­ва­­ли цирковую династию, причем ми­ро­вого масштаба, с учетом того, что Дончи-оол звучит на ир­ландских аренах?

– Можно сказать и так. Сейчас сын с невесткой работают в Ирландии, а до этого, начиная с 1989 года, работали в Финляндии, Швеции, Дании, Франции. Надеемся, что наша внучка, а может и другие будущие внуки и внуч­ки будут тоже работать на аренах миро­во­го цирка.

– На арене вы всегда с улыбкой. А вне арены часто ли приходится плакать?

– Да. Я очень ранимый человек. И очень чувствительный. Я плачу по любому поводу и больше всего плачу от счастья.

– Самый счастливый день вашей жизни?

– День рождения дочки Ноэллы. Ког­да она родилась, врач мне сказала:”У вас де­вочка Наташа”. А я отвечаю: “Нет, это не Наташа, это Ноэлла”. Потому что мне очень хоте­лось, чтобы сбылась мечта мужа. Еще в пятом классе он прочитал фантас­тическую по­весть, где главную геро­иню звали Ноэлла, и он сказал: “Когда я женюсь, мою дочку назову Ноэлла”. Сейчас Ноэлла – артистка балета. Рабо­тает в Сочи в шоу-группе. Одно­временно учится в институте на факуль­тете психологии.

Ноэлла в детстве большую часть време­ни проводила с бабушкой. Это благодаря ей, бесподобной Таисии Гри­горьевне, я прора­ботала так дол­го. Ведь с двумя детьми гастро­лировать очень сложно. Бабушка вос­пи­тала Ноэллу очень разно­сторонней: она с малых лет танцевала в ансам­блях, играет на фор­тепиано, гитаре, рисует.

Вы, наверное, очень смелая жен­щи­на? Ведь страшно ходить так высо­ко над землей по тоненькой проволоке?

– Смолоду этого не чувствовала. Какое-то бесстрашие было. Это сейчас, с годами за­ду­мываюсь: какие мы были отважные и сме­лые. Сальто с проволоки на манеж я еще в училище делала. При приземлении обяза­тель­но страховали. А расстояние от прово­локи до земли было два метра, а затем и три метра. Очень многие мои коллеги па­да­ли, оставались на всю жизнь калеками. Па­дала и я, особенно в начале пути, но удачно.

До 53 лет я работала на проволоке. На­сколько я знаю, женщины в россий­ском цир­ке – танцовщицы и эквили­бристы – на про­во­локе работают до 40 лет. За рубежом –боль­ше. Я помню встречу с болгарской ар­тисткой: она работала на наклонной про­волоке до 60 лет.

А в каком году вы получили звание Заслуженной артистки Ту­вин­­ской АССР?

– В 1974 году (улыбается). Главный режиссер сочинского цирка всегда пред­став­лял меня так: “Единственная Заслу­женная артистка Тувы, живущая в Сочи”.

– Часто вы приезжаете в Туву?

– Да, часто. К родителям. Но четыре года назад я похоронила отца. А в этот приезд – мамочку. Здесь трое моих сестер, один брат, их дети.

– Сейчас, когда вы уже не гас­троли­руете, чем заполняете свое время?

– Хожу в цирк, встречаюсь с дру­зьями. Очень радуюсь встречам. У меня много дру­зей. Стала больше за­ниматься домом, хозяй­ством. Я такая чистюля, что без конца могу уби­­раться, наводить чистоту.

Вам можно позавидовать: вас всю жизнь на арене носили на ру­ках. В самом прямом смысле – в ваших цир­­ковых номерах, когда вы спус­ка­лись к партнерам с вы­соты своей про­во­локи.

(Улыбается) Да, партнеры-артисты меня все любили. И носили на руках, как цветок.

– Супруг, наверное, ревновал?

– Муж всегда говорил: “Раз нравишься другим – это хорошо. Будет гораздо хуже, если перестанешь нравиться”. Он сам всю жизнь но­сит меня на руках. Вы знаете, я счаст­ливая женщина. Вален­тин – очень ин­тел­­лигентный, очень мудрый, очень тонкий чело­век. Благодаря ему и я многого доби­лась.

Он мне толстеть не дает (улы­бается). Я люблю поесть. Но он так на меня посмотрит, что я сразу останавливаюсь – мне не безраз­лично, как он смотрит на меня.

Вот я замечаю: для многих мужчин жен­щи­на существует только 8 марта – тогда и по­дарки и цветы. А мне муж всю жизнь да­рит цветы. Всю жизнь да­рит заботу. При­езжаю с гастролей – цветы, прихожу с ра­бо­ты – все при­готовлено, дети накормлены, напоены, спят. И сын, и дочь такие же – в отца.

Он очень бережет меня и жалеет. Сере­бряную свадьбу справили в 1990 году. В 2000 в июне отметим 35-ле­тие совместной жизни и золотую свадьбу собираемся спра­вить. Толь­ко, дай Бог, здоровья. Мне так хоте­лось бы, что­бы все женщины были также счаст­ливы. Чтобы люди больше тяну­лись к добру, больше думали о красивом и добром, а не о склоках. И чтобы даже в малом могли по­нять друг дру­га. Как гово­рят японцы: отно­си­тесь к лю­дям так, как хотите, чтобы отно­си­лись к вам.


Фото:


2. Кларе 15 лет. Она еще только мечтает о цирке.

3. 4. «На арене цирка – Клара Дончи-оол!»

5. 6. Свадьбы Клары и Валентина.12 июня 1965 года и 12 июня 1990 года.

7. Станислав Дончи-оол продолжает цирковую династию. На арене ирландского цирка – «Трио Валентинович»: Станислав с женой (справа) и партнершой (слева).

8. Клара, Валентин, Станислав и Ноэлла. Сочи. 7 ноября 1981 года.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 4 549