Людмила Бузина: Тувой я живу
Когда я собиралась в октябрьскую командировку в Москву, Эльвира Лифанова, редактор газеты “Информ Плюс”, зная, что я везде, где бываю, стараюсь встретиться с земляками, посоветовала: “Будет время, обязательно сходите в гости к Людмиле Александровне Бузиной – она работала режиссером в тувинском театре, а сейчас живет в Доме ветеранов сцены. Удивительная женщина, столько энергии, столько любви к театру! До сих пор помню, как она меня маленькую во МХАТ водила”. “А не буду ли я в тягость человеку?” “Что вы! Вы только скажите по телефону, что из Тувы она так обрадуется! Сами увидите”.
Эльвира Сергеевна снабдила меня номером телефона. Я еще подивилась, что у живущего в Доме ветеранов свой, персональный телефон. А потом все получилось, как она и говорила. Как только я представилась, в трубке раздалось радостное: “Из Тувы?! Конечно, конечно, приходите. Когда вам удобно? Я буду ждать”. И вот еду.
Метро “Измайловский парк”. Дальше – автобусом, который, минуя жилые массивы, въезжает в парковую зону. Остановка у Дома ветеранов – только по требованию: нечасто, значит, ездят сюда посетители, да и сами живущие здесь актеры и режиссеры нечасто покидают этот дом.
Ограда, небольшая металлическая калитка, над которой надпись “Дом ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной”. Асфальтированная дорожка упирается в окруженный деревьями главный корпус, напоминающий очень хороший, ухоженный санаторий. Дежурный вахтер любезно интересуется, к кому иду, подсказывает: “Вот сюда, пожалуйста, на второй этаж”.
Широкая лестница, огромные окна, холл с пальмами и роялем. А вот и квартира №15. Здесь не палаты, не комнаты, а квартиры. Даже в этом наименовании – уважение к живущим здесь. Да, и действительно: это маленькая, но своя, собственная квартира, со своей мебелью, которую решил привезти с собой, с прихожей и своей ванной комнатой. И со своими дорогими фотографиями на стенах.
Маленькая, лучащаяся теплом и радостью женщина приветливо встречает меня. И тут же забрасывает вопросами: “Как там Тува? Как театр?” С большим трудом мне удается перевести разговор на нее лично: было очень интересно узнать – откуда такая преданная и искренняя любовь к республике, ее культуре, людям искусства у человека, который провел в Туве всего лишь одну восьмую часть своей долгой и насыщенной жизни?
– Людмила Александровна, а как вы попали в Туву?
– Я работала актрисой – в Малом театре, а потом приехала в Польшу актрисой там был большой армейский театр. Но затем войска сократили и театр закрыли. Меня пригласил командующий и предложил остаться – организовать в Доме офицеров самодеятельный коллектив: драматическую студию. И ко мне в студию пришли три солдата: Лифанов, Коновалов и Сенчин. Из Тувы. И такими они оказались: самыми ведущими, самыми способными, самыми любимыми. Играли главные роли. Вокруг них еще организовалось ядро, и мы ставили большие спектакли «Коллеги», «Дорогой отцов», «Иван Рыбаков».
Для солдат, офицеров и их семей театр был такой отдушиной. Офицеры прямо в летных костюмах, не заходя домой, спешили на репетиции. Были у нас и духовой оркестр, и эстрадный, и народных инструментов и хореографическая студия. Ставили большие праздничные композиции. Выезжали на гастроли и в наши части, и в части польской армии, и к нам в Дом офицеров на спектакли поляки приходили. Выделялись лучшие декорации, костюмы. “Мы должны показывать советскую действительность в шикарных костюмах!” – говорил начальник Дома офицеров.
А в 1967 году, к 50-летию октября, мне командующий сказал: “Давай, рви на первое место в фестивале”. И мы получили первое место. А меня за все это пригласили в Московский Дворец съездов, режиссером речевого жанра огромного концерта к 50-летию Октября, в котором участвовали народные коллективы из всех республик Союза. Три месяца готовили этот грандиозный концерт. Все прошло замечательно, три концерта было: первый – для правительства, второй – для профсозов, третий – для военных.
И тут приходит телеграмма из Тувы: приглашают режиссером в тувинский театр. Оказывается, мои солдаты-актеры студии, отслужив, вернулись в Туву, и их после той школы, которую они прошли в Польше, сразу взяли работать в театр профессиональными актерами. Они и рассказали обо мне. Меня еще в театр Северного флота в Мурманск приглашали. Но туда я не поехала, а поехала сразу после конкурса в Туву – ведь там были мои ребята.
И вот в Туве и началась моя профессиональная работа как режиссера: и играла, и ставила спектакли. Первый – “Твой дядя Миша”, потом “Женский монастырь”, “Объяснение в ненависти”. А через два года решила поступать на Высшие режиссерские курсы. Поехала в Москву, поступила. Потом – восемь лет в Московском ТЮЗе: актрисой, заведующей литературной частью, режиссером.
А тут приезжает как-то Сергей Лифанов и говорит: “Поехали опять к нам!”. “Да, наверное, все места заняты?” Позвонили Валентине Владимировне Оскал-оол (прим.: в то время заместитель министра культуры республики). Она: “Немедленно приезжай!” И тут же телеграмма – вызов, подъемные. И увез меня Лифанов снова в Туву (смеется).
Когда пришла в театр, это была такая встреча, как будто не было и восьми лет – как будто не уезжала! А уже построили новое здание театра – такая сцена, такие возможности – роскошь! Ну, я всем этим и воспользовалась. С таким наслаждением врубилась в работу!
Дали мне роскошную трехкомнатную служебную квартиру. Но зачем мне она? Если я в два часа ночи только освобождаюсь,зачем мне квартира, куда я поеду? Так в своем кабинете в театре и жила. Выходила, если только в Совмин вызывали или в обком (смеется). Так что театр был моим домом.
Тува для меня – это лучший кусок жизни. Десять лет, но мне кажется, что они вмещают всю мою жизнь. Это было самое счастливое время в моей жизни!
Я скажу так: я влюбилась в тувинский народ, я была просто потрясена талантом тувинских актеров! Выпускники ленинградской театральной школы – это высший класс: и культура, и этика, и отношение друг к другу, к театру. Первый спектакль, который я увидела еще на сцене маленького старого театра, был «Хайыраан бот». Он шел без перевода. И вы знаете, я все поняла – такая глубина, такой темперамент, такие страсти. И глаза, в которых я все могла прочесть.
Потом выпускники-щукинцы – тоже прекрасная школа. Потом набирали курс в Гнесинское училище. Валентина Владимировна каждые полгода посылал меня их «пасти» – на экзамены.
Ставила спектакли и с русской, и с тувинской труппой. Поставили спектакль «Серебряное копытце» – очень красивый: светящиеся фигуры на светящемся кругу, из-под ножек бегущего козленка, словно светящиеся камушки вылетают.
Приехали в Абакан на гастроли. А там говорят: «Нам надо на русском». И актеры моментально перестроились и великолепно сыграли на русском – без всякого акцента.
Я сама, как режиссер, выросла на этих четырех замечательных поколениях тувинских актеров. С русской труппой работать было тоже интересно, но трудности были, потому что актеры разных школ были собраны их разных театров страны, но были и без специального образования. А тувинская труппа – это талант, высокий профессионализм плюс дисциплина. И работа с ней была для меня настоящим праздником.
Я преклоняюсь перед стариками – самым первым поколением артистов. Кончается репетиция – они не расходятся: «Еще вот это место надо попробовать отрепетировать». Репетиция в одиннадцать – они заранее уже в зале. Молодежь уже была не такая: репетиция закончилась – раз и нет никого (смеется). Если бы не это выселение, я бы никогда не уехала (вздыхает).
– А что это за история с выселением?
– Из нашего аварийного старого московского дома на улице Герцена к 1985 году уже всех выселили, электричество, отопление отключили. Одна моя квартира осталась. Что делать? Если бы не это выселение… Валентина Владимировна Оскал-оол говорит: ну как-то надо остаться работать, надо готовиться к 50-летию театра, а кто будет режиссером концерта? «Валентина Владимировна, – говорю, не прибедняйтесь. Хватит тащить москвичей – своих талантов полно!». Вот Ирочка Лопсан – талантливая актриса, великолепная ленинградская школа. Высшие режиссерские курсы окончила, блестящую детскую сказку поставила. И многое, что сделала. Очень талантливая девочка! Потом она и возглавила театр. Но мне рассказали, что она недавно умерла… (Замолкает).
Какие талантливые актеры! Чылгычы Ондар! Он играл у меня главную роль, был помрежем, а теперь он министр культуры. А Витя Наксыл! Это моя любовь. А Надя Наксыл, моя любимая ученица! Эта красотка, она была так хороша в «Тартюфе»! В Москве в Доме актера читала на тувинском из «Бахчисарайского фонтана». Сергей Юрский, председатель жюри Пушкинского фестиваля, спросил: «Где вы учились? Вы так хорошо читаете!» Она отвечает: «Моя учительница здесь». Я встала – аплодисменты, я покраснела, разревелась. Она получила второй диплом.
Раздается деликатный стук в дверь. В комнату входит прямая, как струна, женщина. Людмила Александровна представляет нас друг другу.
– Моя подруга Галочка, Галина Дмитриевна Савельева. Ведущая актриса Душанбе. А это моя гостья из Тувы.
Галина Дмитриевна: Очень приятно. Я столько о Туве наслышана! О Туве – так только в стихах буквально.
Л.А.: Это моя гордость, моя подруга… Народная актриса. Талант. Основа основ всех наших концертов. Я мечтаю сделать с ней спектакль, но она сама сделала такой моноспектакль! – «Смех лангусты».
Г.Д.: (деликатно). Я зайду позже. Не буду вам мешать.
Л.А.: Галочка, не уходи, помоги мне! Мы собираемся чай пить, а у меня сегодня с ногами плохо. Проходи, поставь чай, и мы вместе будем разговаривать. (Галина Дмитриевна кивает и уходит за чайником, а хозяйка продолжает свой рассказ).
Галя была украшением курса. Две красотки у нас были: она и Женя Егорова. Борис Андреевич Бабочкин, руководитель курса восхищался ими. А мы все боготворили его! Наш Чапаев! Я и родилась в городе Чапаевске и училась у Чапая и в Малый театр была приглашена на роль в его спектакль.
Потом жизнь разбросала нас в разные стороны. Только здесь и встретились. Женя стала режиссером в Магадане и на Центральном телевидении, а Галя уехала в Душанбе. Там стала ведущей актрисой, получила народную, вся в орденах. Когда она выходит читать – это наслаждение! И поет еще. Гурченко она за пояс заткнет!(Улыбается).
В Душанбе все потеряла. Муж был художник, ведущий актер. Там умер. Шикарная квартира. Все оставила. Приехала в Москву в трех платьях. Последний самолет – она ничего не могла взять. Шла стрельба. Там же, помните, было противостояние двух кланов. Кланы дерутся! Вот беда наших руководителей российских, что они это не учитывают. Вот все время этот... который у нас по национальным вопросам... все время забываю его фамилию – интеллигентный такой, дагестанец…
– Абдулатипов?
– Да. Он все время говорит: поймите, Кавказ, Азия – это совершенно другая природа людей, вся жизнь строится по-другому.
Галина Дмитриевна возвращается с чайником. Людмила Александровна достает заранее заготовленный торт и подвигает ко мне какой-то особый аппетитный пирожок: пока мы беседовали в комнату вежливо, не прерывая наш разговор, вошла дежурная в белом халате – принесла обед и пирог на десерт. Тем, кто приболел, не надо идти в просторную столовую, расположенную тут же, на этаже. Все приносят прямо в «квартиру».
– Галина Дмитриевна, у вас такая судьба: потерять дом, ставший родным город, театр, улетать беженкой на последнем самолете…
– Не знаю, был ли он последний, но поскольку дорогу все время взрывали, то мы могли только тряпки с собой увезти. Все бросили. Мы с мужем поехали в Таджикистан из Москвы и сорок лет там работали. В Душанбе был очень сильный театр. И в 1992 году, когда уже простреливался наш дом на Театральной площади и окна у нас были заложены матрацами, подушками, нам, актерам, достали билеты на самолет. Срочно, за сутки собралась.
Самолет был перегружен, люди стояли в проходах, я сидела где-то на тычке, около туалета. Командир самолета хватался за голову: «Я не знаю, как подниму в воздух самолет». Но никто не боялся никакой катастрофы, все думали – только бы улететь!
Л.А.: Знаете, мне сначала предлагали в какой-то специальный Дом ветеранов в Переделкино – с продлением жизни, с какими-то американскими учеными. Для их врачей моя квартира очень подходила, потому что рядом. «Мы вас берем!» А я говорю: «Нет! Я поеду только к своим – к актерам».
Г.Д.: Вы представляете, мы учились на одном курсе во ВГИКе и здесь через пятьдесят лет встретились!
– Мне уже все о вас рассказали, Галина Дмитриевна: вы были красавицей, и сам Бабочкин был в вас влюблен.
– Ну-ну… (Галина Дмитриевна улыбается и машет руками). Просто была хорошенькой.
Л.А.: Не надо! Ослепительной красавицей!
– Людмила Александровна, а как вы начали свою театральную жизнь?
– Я школу закончила в Пензе в 1941 году. Началась война, имы пошли всем классом в военкомат. У нас в классе все знали немецкий язык, и мальчиков всех взяли в разведку. Все они погибли…
Девочки все знали санитарное дело, и нас взяли в госпиталь размещенный в нашей же школе. Я днем работала в военном отделе в обкоме партии, а потом – шифровальщицей в особом отделе. А по ночам мы работали в госпитале. Ездили на вокзал, привозили раненых. Носилок не хватало – на себе таскали. Бомбежка, обстрел, тут же в госпитале у меня кровь качают, тут же раненного перевязываю, мою.
Я подала документы во ВГИК. Мне пришел ответ: «Весь институт ушел в ополчение. Прием закрыт». А через год узнала, что институт эвакуировали в Алма-Ату. И я поехала поступать туда. Но боялась не пройти, потому что никаких особенных данных у меня не было. Я любила театр и животных. Подала документы одновременно и во ВГИК, и в Тимирязевскую академию, которая была эвакуирована в Самарканд. Меня туда без экзаменов зачислили, потому что была отличницей. Но тут прошла и конкурс во ВГИК.
Ну, что все обо мне? Это наверное никому не интересно. Лучше вы расскажите: как там в Туве мои артисты? Как моя любимая девочка, которая возглавляет ТЮЗ, Айлана Чадамба?
– Айлана Леонидовна? Также возглавляет ТЮЗ. В 2000 году мы ей вручали диплом «Человек Года» в номинации «Искусство».
– Она мне очень нравится. Ей надо профессиональный ТЮЗ организовывать. Я не знаю, почему до сих пор не сделали профессиональный ТЮЗ. А от русской труппы что-нибудь осталось?
– Актеров всего несколько, спектакли почти не ставили. В последнее время набрали молодежь, стали возрождаться.
Г.Д.: В Душанбе тоже был Академический театр, и ничего не осталось (тяжело вздыхает).
Л.А.: Ну, Алеша Ооржак мог бы со всеми труппами спектакли ставить – он все может. Витя Кузин был ведущим актером. С ним можно было делать все! Мне рассказали, он ушел из театра… А Оля Кузина, моя любимая тоже ушла? Мне сказали – в торговлю?
– Да, продает в ювелирном магазине, очень переживает, что пришлось уйти.
– Как жаль, такая прелестная, подвижная, преданная театру, звание получила… А Черников еще работает? Черников – это чудо! И возраст у него, и здоровья нет, но он фанатик театра! С ним так интересно работать. А Люда Волошина – это такой гример! что угодно может сделать. Ваня Бершанскихи его жена Нина Бершанских – они где?
– Иван давно ушел из театра, на радио, в газетах работает. А Нина играет. Четыре актера, ветерана русской труппы, прекрасный спектакль показали – «Прибайкальская кадриль».
– Могут! Вы знаете, когда мы в 1984 году проводили в Москве Дни Тувы в честь 40-летия вхождения в состав Советского Союза, это был такой триумф тувинского театра, тувинского искусства. В концертном зале «Россия» был огромный концерт! Мы привезли хор, горловиков, танцевальные ансамбли – все жанры. А закрытие уже проходило в театре Ермоловой, где проходили спектакли театра.
Концерт в «России» был блестящим! Помню, был кусочек из «Дерсу Узала», в котором должны были участвовать Максим Мунзук и Юрий Соломин.
Сначала кадры из фильма, а затем – они сами появляются и продолжают сцену. Я работала до этого в Малом театре, и хорошо Соломина знала. Позвонила: «Юрочка, не опоздай! Все на компьютере, ничего переставить нельзя». Он пообещал. Но… он задержался. И вот уже идут кадры фильма, а его нет. Я думала, с ума сойду! Говорю Максиму Монгужуковичу: «Выходи один». Он вышел в костюме Дерсу Узала – овация. И в это время бежит Соломин, его на ходу переодевают. Он выходит на сцену и ...говорит: «Ну, как ты, Максим Максимович, поживаешь?» (Хохочет). Мы все за сценой влежку! Ну, тут опять овация, они быстро за это время успели переговорить, сориентировались и закончили сцену.
Огромный оркестр, дирижер Витя Тока. Потом запел огромный хор – все в белых атласных национальных костюмах.Я до сих пор это помню. Соломин был в таком восторге от всего этого, говорит: «Надо приехать в Туву».
Но он так и не смог приехать. А вот Алла Пугачева в 1978 году приезжала и в течение шести дней давала по три концерта в день, свои балахоны только успевала менять и уже прямо падала. А у нас была библиотекарь, которая очень хорошо умела варить тувинский чай с молоком. И Пугачеву этим чаем поили. Она выпила пиалу: «Ребята, после этого чая, я могу еще сто концертов дать! Научите, как такой чай варить!»
Да вы кушайте, кушайте пирог. У нас здесь вкусно готовят эти пироги с рыбой.
– Спасибо, я ем, времени не теряю (смеемся). Действительно, очень вкусно. И уютно у вас очень. Я когда вошла, просто поразилась: ковры, пальмы, рояль. Сравнила с нашим кызыльским Домом ветеранов – небо и земля, конечно.
– Да, здесь, как у Христа за пазухой. Я рада, что сюда попала. Знаете, во-первых – возраст, а во-вторых – суставы, спина. Когда я в Туве жила, ничем не болела– там климат сухой. А приехала в Москву – начались обострения. И врач мне говорит: «Идите в Дом ветеранов, пока на своих ногах, а то не возьмут» (улыбается).
Мне не хотелось, потому что за свою коммуналку на улице Герцена получила роскошную квартиру – сорок пять метров в Солнцево. Пожила там пять лет, а потом думаю: «Нет, пойду, пора»
Здесь мне очень хорошо. Конечно, сейчас, не так как раньше: тогда и одевали, обували. Сейчас, конечно, Союз театральных деятелей нас так уже не может содержать. Нас прекрасно кормят, убирают, медицинское обслуживание хорошее. Никаких хозяйственных забот, гуманитарная помощь.
Питание по заказу. Можем выбирать блюда из четырех вариантов. Одна четверть пенсии остается нам, а три четверти – Дому ветеранов. В воскресение у нас столовая не работает, нам дают фрукты – разгружаться. Мы с Галей берем яблоки.
В праздники дирекция накрывает нам такой стол! Шампанское, икра, балык, семга, ветчина, сладкий пирог! Союз театральных деятелей одаривает шоколадками и косметическими наборами. А «Бенефис» – есть такая организация при Союзе – присылает нам продуктовые наборы с деликатесами. Ежемесячно доплачивает к пенсии по триста рублей. Сделали ремонт нашего медицинского корпуса, отделали – блеск!
Да вы кушайте тортик!
– А трудно сюда попасть?
– Раньше трудно было. А сейчас главное – квартира: сдаешь свою квартиру – и все.
Рассчитано на сто человек, а живет сейчас семьдесят. Почему-то мало сейчас идут. Видимо, кто состоятелен, нанимают дома человека для ухода. А у бедных квартир нет.
– Людмила Александровна, давно хотела поинтересоваться: у вас над диваном висит такая красивая большая фотография. Это вы с кем сняты?
– Это я со вторым мужем. Первый муж был архитектором, на десять лет старше меня.Не хотел, чтобы я в театре работала. Я ушла, но мы остались большими друзьями.
Второй муж на двадцать лет моложе меня. Солдатом был в Польше, из-за меня остался сверхсрочником. Один из моих актеров драмстудии, друг Сережи Лифанова. Когда приехали в Туву, в семье Лифановых и жили – у самых близких нам людей.
Потом получили квартиру во дворе театра. Он так за мной и ездил. И в Туве работали вдвоем, и в московских театрах. Прожили вместе пятнадцать лет. Когда я поехала снова в Туву, просился со мной. Я сказала: нет. Потому что он стал пить.
Сейчас живет в Хабаровске. Образумился, возглавляет огромный Дворец культуры, ставит спектакли. Приезжал ко мне в Москву с новой семьей, с ребенком. Я ему надавала всяких пьес. Эта фотография шестьдесят седьмого года: мне – 44 года, ему – 24.
– Ой, а я думала, вам на этом фото чуть больше двадцати.
– Я молодо очень выглядела. Неприлично молодо. Не-при-лич-но (смеется). А потом – пополнела, потом – похудела. И стала старая.
– Ну, слушая вас я бы этого не сказала. Вы ведь и здесь, с вашей энергией, режиссерской работой занимаетесь?
– Когда я приехала сюда, семь лет назад, думала: буду ставить спектакли. Здесь есть очень сильные актрисы. Хотелось бы что-то сделать. Но дефицит мужского населения. Все уже в возрасте, много долгожителей – некоторым за девяносто лет. Мы было начали «Свои люди – сочтемся» Островского. Тема эта сейчас так актуальна – все эти взятки, денежные бумаги, обманы, продажи. Но один заболел, другой актер, который должен был играть Подхалюзина, умер… А я не имею права вводить людей в работу, которая не состоится. Да и здоровье мое подводит: вот сейчас хожу нормально, а иногда не могу и шагу ступить – такие боли в ногах и спине. Так что пока у нас бывают просто концерты. Ко всем праздникам. Актеры читают, поют, делают литературные композиции. Иногда, по возможности, помогаю.
Но все равно еще мечтаем сделать большую работу. Я говорю: «Мне сейчас семьдесят семь, а вот к восьмидесятилетию что-нибудь поставим» (cмеется).
Отчасти театр мне заменяет телевизор. Смотрю все программы о культуре. Тут как-то ночью показывали «Антропологию» Димы Диброва, и вдруг я вижу горловиков из Тувы. Такая красота! Я пытаюсь дозвониться по телефонам студии, сказать: «Ребята, я так рада вас видеть!». Но столько звонков было, невозможно было пробиться…
В комнату входит Галина Дмитриевна, незаметно выходившая во время нашего разговора. В руках она держит большой лист ватмана. Разворачивает.
Г.Д.: Это я для интереса принесла. Муж мне коллаж сделал – мой портрет в окружении ролей. Когда улетала из Душанбе, скатала его в рулон и увезла (вздыхает). Вот так… Вы еще побудете?
Увы, мне надо торопиться. Хоть наша встреча и длилась три часа, но уходить не хочется. Однако надо – на 19 часов взяла билет в театр.
Людмила Александровна забеспокоилась: раз билеты, надо идти, в театр опаздывать нельзя. А когда узнала, что билеты в театр имени Маяковского, и совсем разволновалась.
– Это же прямо напротив дома, где я сорок лет жила. На улице Герцена! Там, на улице Герцена, все у меня жили. Там у меня был тувинский штаб – кто в отпуск едет, из отпуска, учиться – все у меня. Это было такое наслаждение, и я с Тувой несколько лет связь не прерывала. И в Солнцево тоже приезжали. А сюда только Сережа Лифанов приезжал и его дочка – красавица Эльвира…
Людмила Александровна провожает меня до лестницы. По дороге показывает огромный зрительный зал, где актеры-ветераны дают свои концерты.
Показывает бюст Александры Яблочкиной, актрисы Малого театра, народной артистки СССР, с 1917 года возглавлявшей ВТО. Актриса прожила долгую жизнь – 98 лет (1866-1964 годы) и кроме множества сыгранных ролей оставила о себе и эту память – Дом ветеранов сцены, дом для актеров, отдавших себя целиком театру и оставшихся одинокими. В этом доме они окружены заботой, они не покинуты. Они среди своих.
И только чуть заметная грусть в глазах, которую они стараются не показывать ни гостям, ни друг другу…
Прощаясь, Людмила Александровна сказала:
– Вы знаете, вроде бы, так много было всего в жизни и работе: 15 лет в Малом театре, 17 лет – в Московском ТЮЗе, в театре киноактера, в оперетте работала. Но самое яркое в жизни – это Польша, где начинала режиссерскую работу, где были первые ученики, и Тува – это такие воспоминания, такое тепло! Всем, всем в тувинском театре – большой привет, поздравления за все успехи. Тува – это для меня все. Этим, Тувой, я сейчас живу…
«Центр Азии» № 13 от 23 марта 2001 г.
Фото:
2. Людочке – 10 лет. 1933 г.
3. 4. 5. Такая разная Людмила Бузина... Роли в московском ТЮЗе и Малом театре.
6. Посвящение в актеры. Театр принимает пополнение – выпускников Московского
Государственного училища имени Б. В. Щукина. Людмила Бузина – первая слева во втором ряду рядом с Максимом Мунзуком. 1978 г. Фото из архива Л. Бузиной.
7. Та самая фотография. Людмила Бузина с супругом. 1967 г.
8. Людмила Бузина в холле Дома ветеранов сцены. 2000 г.
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА