Пресса Тувы и о Туве

"Риск Информ"
И.о. редактора Сергей Конвиз

Неприятно поразила статья "Отдела политики" в 34 номере "Как несостоявшийся историк КПСС стал наемным писателем". В детском саду, помнится, дети могли давать оскорбительные клички своим приятелям, как-нибудь исказить фамилию, чтобы было смешно для посторонних детей и обидно тем, кого так обзывали. Очень часто это были производные от фамилий. И отдел политики пошел тем же путем: Сучков - Сучек, Шелудько - Шелудивая. Глупо и некрасиво. Да что уж там, может быть, тогда пойти дальше и давать клички на основе каких-либо недостатков внешности, например: Жиртрест, Доходяга, Очкарик. А обладающие нулевым уровнем интеллекта могут и национальность обыграть: Подлый орус, Грязный сойот, Жидовская морда.

Впрочем, зря я так о детях. У моего сына есть приятель Баир Чооду, так у него кличка - Баир Чудо. Мальчик прекрасно разбирается в компьютерах и никогда не отказывается помочь друзьям, отсюда, наверное, и кличка. Хотя, честно говоря, это уже не детсадовцы, это повзрослевшие и поумневшие старшеклассники. Думаю, что и отделу политики пора "повзрослеть".

"Шын"
Редактор Артур Хертек

Интересную тему поднимает Тимур Ховалыг в номере от третьего октября. Статья называется "Будем уважать историю", она о тувинских именах, точнее - о фамилиях, еще точнее - о родах, племенах. Ондары, Монгуши, Кужугеты, Куулары, Оюнары - это древнейшие тувинские фамилии, названия родоплеменных объединений. В Дзун-Хемчике, придя в администрацию, человек может представиться: я из сумона Баян-Тала, из рода Монгушей, Санчы-оглу Лопсан мен ("мен" по тув. - "я"). В каждом кожууне была своя фамилия, жил свой род, а сейчас эта традиция исчезает.

Названия родов имели определенное значение, на русский лад их можно перевести так: Монгуши - 1000 или много птиц, Куулары - лебеди, Хертеки - гордецы, Салчаки - безбородые, Кара-салы - чернобородые, Ондары - десятиуйгуры. Но в 30-50 годах начали происходить изменения в этой системе, особенно быстро - после вхождения Тувы в состав СССР. Тувинские фамилии начинают исчезать, все чаще их место занимают имена. Например - Сюрюн Кокпалыгович Ондар, его сын уже - Алексей Сюрюнович Кокпалыг, а фамилия Ондар - упущена. Сейчас, когда уточняют фамилию, спрашивают - из какого рода этот человек. Лопсаны, Дюпчуры - это все имена, фамилии официально не указываются, и только после расспросов можно выяснить, что он из рода, например, Салчаков.

Сам Тимур Ховалыг из рода Велико-Ховалыгов, это Даа-кожуун, теперь Дзун-Хемчикский кожуун. Автор хочет узнать мнение других людей о том, как вернуть фамилии, и нужно ли это делать. "Птица имеет свое гнездо, человек имеет свою землю".

Хоть я и не тувинка, но мне тоже хочется высказаться по этому вопросу. Проблема не новая, и все народы сталкивались с такой проблемой. На Руси человек был больше привязан к местности, к городу, к своей губернии. Псковичи, вятичи, москвичи - да и все остальные, имели свой говор, свой диалект, свои обычаи и особенности. Их нельзя было перепутать. Частенько на всю деревню была одна фамилия, или несколько больших родов на уезд. Но население увеличивается, происходят постоянные миграции. Теперь об этом можно узнать только из книг, ну, еще в деревнях пожилые люди помнят кто какого рода. Этим занимаются разные ученые: и лингвисты, и этнографы. Но раз у людей нет потребности вновь объединяться по принципу племени, то, может, это и не надо делать. Население Тувы за последние сто лет возросло практически в десять раз, резко изменился образ жизни. Я думаю, что с этой проблемой нужно поступить так же, как и со всеми народными обычаями, следование им нужно поощрять, всегда найдутся энтузиасты, которые с удовольствием будут прослеживать свой род, но никаких приказных мер сверху принимать категорически не стоит. Нельзя сказать: вот вы, все из рода Монгушей, сейчас же идите и приведите свои фамилии в должное состояние. Это только породит путаницу и многочисленные бюрократические препоны.

Но это только мое мнение, посмотрим, какие предложения будут поступать в редакцию "Шына".

"Выбор народа"
Редактор И. Савина

"Выбор народа" вновь порадовал интересными архивными материалами из истории города. Во всех газетах сейчас огромное количество предвыборных материалов, но не все могут позволить себе такие постоянные рубрики, как "Река времени". Эта рубрика знакомит читателей с историей Кызыла, с людьми, которые строили город. В 41 номере это статья Владимира Вавилина "Первый топограф Белоцарска" и материалы Ирины Званцевой "Город развивается…".

Интересно, что первого топографа Александра Ткаченко можно еще считать и основоположником жилищно-коммунального хозяйства Кызыла. Заведующий устройством русского населения Урянхайского края г-н Шкунов своим приказом от 25 ноября 1916 года возложил на топографа Ткаченко "наблюдение за разработкой шахт по добыванию каменного угля для отопления казенных квартир в Белоцарске".

Не обходилось и без эксцессов, как-то "Ткаченко явился в присутствие в состоянии легкого (как сказали бы сейчас) опьянения и огрел своего шефа тростью. История эта, впрочем, закончилась полюбовно. Стороны, похоже, пошли на мировую, обменявшись извинениями".

А в 43 номере интереснейшая статья Т. А. Бондаренко "Первый фотолетописец Тувы" - о Владимире Ермолаеве и фотографии героя публикации. Ермолаев прожил без четырех месяцев сто лет. В Туву он попал в 1913 году - в качестве фотографа почвенно-ботанической экспедиции, был очевидцем закладки Белоцарска в 1914 году, с 1916 года - "счетчик при статистическом обследовании Урянхайского края", в 1929 году стал первым директором первого краеведческого музея Тувы, с 1924 года - внештатный фотокорреспондент "Красного пахаря" ("Тувинской правды"). А фотографии, приведенные в газете - самые удивительные. Например, велосипедисты на демонстрации. Пустынная довольно широкая улица (какая?), на заднем фоне - маленькие домишки, вереница из полутора десятков велосипедистов - довольно фантастическое зрелище. Вот бы еще была информация о том, в каком году это проходило, являлись ли велосипедисты представителями одной организации, или это было спортивное общество, в есть чего, собственно, была демонстрация, ну и еще что-нибудь об этом странном снимке.

TUVA-ON-LINE
Редактор Дина Оюн

Как бы ни была интересна размещенная на сайте информация о выборах, она бледнеет перед той россыпью интереснейших новостей из рубрики "Культура", которые собрала Дина Оюн.

Дина Оюн рассказала о выставке, которая открылась в Новокузнецке в историческом музее 3 октября. Большая экспозиция посвящена истории, культуре и искусству Тувы. "Выставка организована по инициативе администрации города и продолжит серию экспозиций, посвященных творчеству соседних народов". В Новокузнецк отправлены экспонаты из фондов Национального Краеведческого музея имени 60 богатырей, начиная от скифских времен. Современное искусство Тувы представляют работы тувинских художников - Владимира Ховалыга, Сергея Монгуша, Вячеслава Самыя и др. Интересно, что организаторы взяли на себя и подготовку иллюстрированного каталога выставки, таким образом частично обеспечивая на будущее ее участников печатной продукцией по их творчеству.

А еще Дина Оюн пишет о том, что "Тувинский музыкант Аяс Куулар выступит в московских клубах". В конце октября тувинско-московский дуэт "Бойдус" выступит в ночных клубах столицы. В составе мини-группы лауреат фестивалей "Озерные люди" и "Живая вода" тувинский горловик Аяс Куулар и музыкант Георгий Белецкий. Дуэт исполняет традиционный тувинский лирический эпос. В программе его московского турне: 27 октября - концерт в клубе "Expat", 29 - в "Оракуле Божественной Бутылки", 3 ноября - в клубе "Белые облака", 6 ноября - в "Мухе".

В начале октября была интересная информация о фестивале.

Кристиана Харле-Силволайнен сообщала, что "Фильм "Властелины степи" будет показан на фестивале в Финляндии". "Документальный фильм "Властелины степи" голландского режиссера Питера Оуда включен в официальную программу Второго Фестиваля Визуальных искусств, который пройдет в Финляндии 12-13 октября. Картина о жизни тувинских кочевников снималась в течение трех лет в рамках совместного проекта Университета Амстердама, Верховного Хурала Тувы и Европейского Союза (...) фильм будет показан участникам двадцать третьей Северной Конференции производителей этнографических фильмов".

Судя по датам, фестиваль уже состоялся, хотелось бы узнать о реакции зрителей и жюри на фильм. Смогла ли Северная Конференция почувствовать Степь?

ФОТОПИСК

О фотографиях. Не думаю, что смогу оценить профессионализм опубликованных в газетах фотографий, но о том, что на них изображено, судить вполне смогу.

Как можно состарить Людмилу Нарусову за пару дней на пару десятков лет? Это могут сделать наши газеты. Газета "Столица" в 40 номере публикует фотографию молодой женщины, которой нет и 30 лет, "Тувинская правда" от 10 октября показала сорокалетнюю женщину, правда в том же пиджаке. "Плюс Информ" обошлась с Нарусовой хуже всех, на фотографии в этой газете явно видно, что ей уже за пятьдесят. Зато "Центр Азии" предлагает вниманию читателей фотографию вообще молодой Нарусовой, так что наш новый сенатор может составить целый фотоальбом только по публикациям в местной печати.

В "Тувинской правде" от 10 октября - интересная фотография, которая может поставить в тупик потомков не хуже, чем демонстрация на велосипедах. Перерезают ленточку. На этой церемонии присутствуют: министр образования, Глва правительства республики, директор школы, сенатор, депутат Великого Хурала, еще один сенатор. Что это за такое событие? Нормальное событие - открытие нового здания школы №8. Почему для рядового, в общем-то события собралась такая "звездная" команда? Вот об этом и будут думать потомки.

А что не запечатлелось на фотографии, так это речь строителя А.В. Зурначана: "Поздравляю всех. Я очень рад. Все.". Предыдущий рекорд краткости речи на открытии строительного объекта был у Чебурашки: "Мы строили, строили, и, наконец, построили. Ура!". Но, что уж там говорить, у настоящего строителя речь более энергична и выразительна. Фотография и речь приведены в статье "Золотой ключик от корабля мечты".

Можно еще обратить внимание на фотографии кандидатов в мэры города, особенно когда они за столом. Поскольку в газетах публиковались практически одни и те же фотографии, то можно не указывать название газеты. Обратите внимание, что у кандидатов в руках. У Виктора Вусатого - карандаш с ластиком, у Александра Язева ручка, но тоже с ластиком, есть такие ручки, ластик которых прекрасно стирает все написанное этой ручкой. Мало ли что напишется - всегда можно стереть. Ручка есть и у Виталия Попова, но в том углу фотографии, где находится рука с ручкой, как раз яркий свет, и ручку разглядеть трудно, не видно, с ластиком ли она. Если на фотографии за рабочим столом сидит Дмитрий Донгак, то у него в руках или ничего нет, или телефонная трубка.

Можно ли заботливо выбранный для фотографии вид и антураж считать основой стиля управления?

Ирина Качан
  • 4 930