ПРЕССА ТУВЫ И О ТУВЕ
“ШЫН”
Редактор Артур Хертек
Жанр обзора не предполагает пересказ материалов. Но в номере от 17 апреля были такие прекрасные публикации, что о них нужно рассказать немного подробнее.
Сергей Кужугет из Бай-Тайгинского района написал очень интересную вещь под названием «Последняя охота». Это рассказ о его деде, которого звали Бошка. И в 80 лет тот оставался могучим и сильным, мог таскать бревна. Если он в таком возрасте был таким сильным, представляете, каким он был в молодости.
Лето и зиму дед проводил на Кара-Холе. И вот однажды пошел он к озеру за дровами. Вскоре вернулся взволнованный: «Скорее, жена, у озера зверь стоит. Пойду, подстрелю». Бабушка удивилась, и было отчего. Дед давно не охотился, хоть и был отменным стрелком. Он вообще не любил охотиться. Даже наоборот, если в болоте какой-нибудь зверь застрянет, дед его спасал и отпускал, однажды даже поссорился с соседом, когда освободил зверя из его капкана, он всегда бережно относился к зверям. И вдруг – побежал охотиться.
Через некоторое время раздался выстрел. Пришел старик со зверем за плечами. Сморит жена, а это зубастый с широкой башкой и длинным хвостом зверь. Старик говорит: «О, это невиданный и неслыханный зверь по названию ирбиш (барс), когда я выстрелил, он упал в воду, я его еле вытащил». Все люди приходили посмотреть на невиданного зверя, и всем дед рассказывал, как он убил его. Нет, не всем. Сыну он рассказал то, что случилось на самом деле: «Как же я такого редкого зверя могу убить, сынок? Когда я подошел к озеру, то увидел намертво прилипшего ко льду барса. Видимо, когда он переплывал с той стороны, не смог вылезти на лед от усталости. Когда зверь вылезал, лед ломался под ним, и он устал, и от усталости утонул. От жалости и обиды, что прекрасный зверь моего родного края умер такой смертью, я и говорил, что это я его убил».
Старик считал, что зверье украшает природу. «Нельзя как попало убивать любого зверя своего края. Вместо этого нужно выращивать много скота», – так наказывал он своему сыну.
Но ведь не за красоту зверя старик переживал. Древние викинги считали любую смерть позорной, кроме той, которая приходит за воином в бою. И, подобно древним викингам, старик посчитал позорной нечаянную смерть барса в реке. Он хотел сохранить его честь, честь барса, и всем говорил, что барс умер как воин. Вот это настоящая любовь к природе. Не только помогать или охранять, но даже беречь самолюбие природы, сохранить честь прекрасного хищника.
Кстати, рубрика, в которой помещены этот и другие материалы называется «Природа и человек». Скажете – стандартно? Прочитайте внимательно, обычно такие рубрики называются «Человек и природа».
И в этой же рубрике – материалы Михаила Сундуй-оола из Ак-Довурака: «Моя родина мне дороже». Автор рассказывает о поездке в Свердловск на комбинат «Ураласбест» с руководителем Григорием Монаковым.
Когда они подъехали к городу, то шофер захотел попить воды, пошел к реке и Сундуй-оол тоже пошел. Монаков спросил их, куда они идут. И был поражен, когда услышал, что те собираются пить из реки: «О господи, Михаил, ты не думай, что это твоя Тува. Здесь вода грязная, все отходы с фабрик и заводов, вся грязь идет в реку. Здесь воду обязательно кипятят, процеживают и только потом пьют. Если так сильно жажда мучает, то пей газировку».
Сундуй-оол был поражен, вспомнил про чистые реки Тувы: «Монаков очень хвалил природу Тувы и смотрел на нас, тувинцев, с уважением, за то, что мы смогли сберечь все это в чистоте».
Действительно, реки и озера Тувы чистейшие, они богаты рыбой. Раньше, когда тувинцы набирали ведро воды, и туда попадала рыбу, они говорили, зачем нам нужны речные червяки и выливали обратно, так много было рыбы. В каждом кожууне есть аржааны.
Автор считает, что слишком большие промышленные предприятия не подходят Туве, они могут навредить ее уникальной природе. В Туве надо развивать животноводство, надо стремиться к знаниям и наукам, надо развивать культуру. И этого для Тувы будет достаточно.
С автором очень хотелось бы согласиться. Действительно, зачем портить уникальную и заповедную природу Тувы. Вот только как, то есть на что будут жить те, кто посвятил себя наукам и культуре? Сможет ли животноводство в Туве стать настолько прибыльным?
“Тыванын аныяктары”
Редактор Вера Куулар
В номере 16 Диана Кара-оол пишет о конкурсе «Мисс студенчество», который прошел 5 апреля в ДНТ, информация называется «Звездный час».
Первый такой конкурс среди студентов прошел в 1998 году, с тех пор выбирают самую красивую студентку каждый год, и это уже шестой конкурс.
«Мисс студенчества» этого года – студентка Московской финансово-юридической академии Саяна Ооржак. Корону на голову «Мисс» надела прошлогодняя победительница Екатерина Сокольникова. А победительница получила приз – три тысячи рублей.
И приз зрительских симпатий завоевала студентка этой же академии – Чечена Чигжит. Самый красивый национальный костюм оказался у студентки педагогического колледжа Елены Ондар.
Впрочем, автор не впадает в эйфорию от прекрасных костюмов, прекрасной организации и еще много чего прекрасного. Недостаток она тоже заметила. Правда, единственный. Эти высокие, стройные красавицы не знают, сколько всего в Туве кожуунов и как зовут жену председателя правительства – Сару Монгушевну Ооржак. Были студентки, которые не могли ответить на простейшие вопросы. Автор считает, что праздник от этого только проиграл.
А может, не так уж и проиграл? Было время, когда от нас требовалось знание фамилий, имен всех членов Политбюро и всех генеральных секретарей как социалистических, так и некоторых капиталистических стран. И отлично помню, что красавицы были абсолютно не в состоянии запомнить более одной-двух фамилий политиков. Но все равно оставались красавицами. Конечно, в человеке должно быть все прекрасно, но «всего» на всех не хватит. Ну и пусть у них будет прекрасной внешность. Конкурс-то как раз предполагает победу благодаря внешности. А те, кто знает все про кожууны и про политиков и их жен, будут участвовать в «Что? Где? Когда?».
Ирина Качан