ШВЕДСКАЯ СЕМЬЯ

К собкорам «Центра Азии» в городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Абакане, и даже за рубежом, в Париже, вы, уважаемые читатели, уже привыкли. Их постоянные рубрики пользуются заслуженным вниманием, вызывают неизменный интерес, расширяя кругозор и не давая нам зациклиться в кругу территориально-ограниченных проблем. Сегодня сеть наших собкоров расширилась: вдохновленная примером нашего парижского собкора Ирины Ондар, свой материал специально для «ЦА» подготовила жительница Швеции Вера Аспенфьелль.

Немного о Вере (так ее называют все шведские знакомые, соседи и сослуживцы, сократив для простоты красивое поэтическое имя Венера). Когда четыре года назад я узнала, что моя институтская подруга вышла замуж за шведа и носит теперь звучную шведскую фамилию, я сначала изумилась: «Ну, подруга...». Потом судорожно стала вспоминать, какие ассоциации у меня связаны со Швецией. В голову пришло только поэтическо-историческое: «Ура, мы ломим! Гнутся шведы...». И еще: «Разбит, как швед под Полтавой...».

Впрочем, когда я узнала, что другая моя институтская подруга всегда утверждавшая, что она – закоренелая «холостячка» и ее судьба – жить только для ребенка, выходит замуж за финна, я уже ничему не изумлялась, вполне конкретно поняв одно: жизнь в любом возрасте может круто измениться, она полна сюрпризов и неожиданностей. И это – замечательно, если люди находят друг друга и становятся счастливыми.

Особенно меня порадовали подлинно высокие отношения российской тещи со шведским зятем. Венерина мама не понимала не только шведского, но и школьного английского, на котором поначалу (пока в совершенстве не выучила шведский) общалась с мужем ее дочь. В свою очередь Уве, спокойнейший и вежливейший человек, истинный скандинав, не понимал ни слова по-русски. Так что теща с зятем только самым милейшим образом постоянно улыбались друг другу. И никаких избитых анекдотичных проблем не тему «теща-зять». Идеальная ситуация!

Решив рассказать читателям «ЦА» о жизни в Швеции, автор выбрала самую близкую и понятную для каждого тему – тему семьи. Итак, какая она, шведская семья? Чему можем поучиться у них мы, а чему – они у нас?

Надежда Антуфьева

 

БОЛЬШИНСТВО СЕМЕЙ — САМБУ

Шведская семья – это не то, что вы подумали... Большинство мужчин и женщин в Швеции живут в незарегистрированном браке, это так называемые «самбу». (Дословный перевод – «совместнопроживающие»). Почему? Во-первых, права и обязанности у «самбу» точно такие же, как и у законных мужа и жены. Во-вторых, официальный развод (его процедура) стоит довольно дорого и затягивается, как правило, надолго, если в семье есть совместные дети. А так – никаких проблем! Дело решается быстро и без нервных затрат.

Женщина в Швеции социально защищена, что предоставляет ей возможность выбирать спутника жизни неоднократно, причем, без ущерба (так думают сами шведы) для детей. Вопрос, с кем жить, с папой или мамой, решают сами дети. А чаще всего живут, например, две недели у папы и две недели у мамы, или с мамой, но субботу и воскресенье гостят у папы. Или наоборот. Вопрос решается индивидуально в каждой семье и при обоюдном согласии находится оптимальный вариант, удобный для всех.

Папа и мама снимают отдельно квартиры с расчетом на количество детей, т.е. чтобы у каждого ребенка была своя комната. Это может быть двух, трех, четырех, пятикомнатная квартира, желательно, в одном районе – для удобства общения. Арендуемые квартиры – собственность государственная. Практически никто не имеет своей (кооперативной или выкупленной у государства) квартиры.

Никому из шведских женщин неизвестно такое понятие, как «доказательство отцовства ребенка». Все папы алименты платят исправно. Если женщина из другого государства замужем за шведом, она может запросто обратиться с вопросом об алиментах на ее ребенка в специальную комиссию, представитель которой пишет письмо в другую страну родному папе ребенка и в мягкой форме спрашивает: «Имеете ли вы возможность выплачивать алименты на своего ребенка, проживающего ныне в Швеции? Если нет, то эту обязанность берет на себя Швеция». А если место жительства родного папы неизвестно, вопрос решается еще быстрее и все с тем же результатом. Вот так просто! Пособие на ребенка до 18 лет, плюс алименты, плюс скидка в оплате квартиры (если доход на каждого члена семьи не соответствует стандарту) – жить можно!

Когда в первый раз я встретила шведку, у которой четверо детей, и все имеют разных пап, я была шокирована. Оказалось, это явление вполне распространенное и никаких отрицательных эмоций у окружающих не вызывает.

Наш сосед решил проблему перемены семьи быстро и просто. Он взял подушку и одеяло и перешел в дом соседки, где и проживает поныне. Никаких особых толков это не вызвало. Бывшие и нынешние жены или самбу встречаются на совместных семейных праздниках. Все довольны и счастливы! Или это только так кажется?

ОТШЛЕПАЛА МАМА — ЗВОНИ В ПОЛИЦИЮ

Дети в Швеции – класс привелигированный. Здесь начисто искоренены телесные наказания. Когда однажды в магазине, еще в первый месяц моего пребывания в Люлео, я слегка пришлепнула своего Мишу (прим. ред.: сын автора статьи от первого, российского, брака), который что-то просил купить, все, кто видел это, посмотрели на меня с ужасом, а бедный мой Уве (прим. ред.: шведский супруг автора статьи) моментально покраснел, вывел меня на улицу и сказал: «Никогда так не делай!»

Оказывается, все дети в Швеции знают наизусть телефон полиции, по которому они могут обратиться за помощью в случае, если терпят хотя бы малейшее насилие со стороны родителей.

Дети имеют свои отдельные комнаты, в которых они являются полными хозяевами, т.е. творят, что хотят. Так, например, в комнате пятилетнего мальчика я видела разбросанные повсюду игрушки, книжки, игры в таком изобилии, что ногу некуда было поставить. На мой вопрос, кто все это будет убирать, мама ответила: «Когда совсем не останется свободного места, он сам поймет, что все игрушки надо собрать». В комнатах подростков – та же картина, только вместо игрушек – диски, кассеты, банки и бутылки из-под «Кока-Колы» и прочее. В комнате младшего сына моего мужа (12 кв.м.) собирались каждый вечер подростки в количестве пяти-шести человек. Чем они занимались, сказать не могу, ибо родители в комнаты детей-подростков не заглядывают. Одно условие соблюдаться должно строго – тишина в доме после одиннадцати часов вечера.

А вот еще один из примеров: сын спрашивает отца, может ли он и его друзья, одному из которых уже 18 лет и у него есть водительские права, воспользоваться машиной. Ответ папы: «Да, пожалуйста. Ключи на столе. Но к пяти утра машина должна стоять на месте, потому что мне с утра на работу». (Кстати, водительские права, вернее, деньги на их получение – самый распространенный подарок к восемнадцатилетию). И куда, думаете вы, отправилась компания? В другой город, за 100 километров, только потому, что одной из девушек понадобилось переменить кофточку. И это при всем при том, что бензин в Швеции очень дорогой.

Субботними вечерами родители развозят своих детей-подростков на вечеринки, а потом ждут звонка до двенадцати часов ночи, когда их можно забрать обратно. И никакого неудовольствия: у детей должна быть личная жизнь, так считают шведы. Помимо вечеринок, развозят папы и мамы детей и в спортивные секции. Спортом занимаются практически все девочки и мальчики (хотя спортивные секции платные, и удовольствие это дорогое). Самые популярные виды спорта: футбол, хоккей, слалом, плавание.

Ну, а кто занимается хозяйством: стирает, готовит еду и т.д.? Вся работа по дому демократично разделена между мужем и женой. Но более типичная картина семейной жизни такова: мужчина готовит еду, а женщина занимается ремонтом машин. Процесс мойки посуды облегчен до предела и не требует затрат сил и времени, достаточно нажать кнопку посудомоечной машины, а они, машины, есть практически во всех домах. Стиральная машина-автомат тоже делает свое дело, ну а приготовить еду из продуктов-полуфабрикатов несложно. А такое занятие, как глажение белья – чуть ли не изжитое явление. Гладится самое необходимое – то, что «на выход». Кстати, когда я сказала своим знакомым шведам, что женщины в России гладят постельное белье и все интимные детали туалета (простите, трусы, например), то вызвала тем самым недоуменный вопрос: «А зачем? И как же они (русские женщины) успевают все это делать?».

ПОЗНАКОМЛЮСЬ С ЖЕНЩИНОЙ. ЖЕЛАТЕЛЬНО — ИЗ РОССИИ

В последние годы стали распространенными смешанные браки. Особенно популярны среди свободных шведов-мужчин женщины из России и Тайланда. (Тайланд – самое популярное место отдыха у тех, кто имеет на это средства). И все чаще мелькают в газетной колонке «Служба знакомства» объявления такого рода: «Молодой, без вредных привычек... (и т.д.) познакомится с женщиной... (и т.д.), желательно из России».

С установлением дружественных отношений и все расширяющегося совместного сотрудничества наши красавицы активно покоряют сердца шведских мужчин. Только в Люлео с населением 80 тысяч человек проживают около ста женщин из России, с большей половиной из них я знакома. Правда, назвать счастливыми могу только некоторых из них.

Большинство русских женщин обрели шведских мужей или самбу благодаря «Международной службе знакомства», интернету и всевозможным посредникам. Одна из немногих счастливых женщин откровенно рассказала мне, что за знакомство со шведом она заплатила посреднику две тысячи долларов, но в выборе своем, слава Богу, не ошиблась и счастлива по-настоящему.

В чем причина? Почему не состоялись в большинстве своем шведско-русские семейные пары? Вопрос для размышлений. Отношение шведских женщин к русским женщинам настороженное, во всяком случае, оно остается таковым до момента более близкого знакомства и личного контакта с каждой конкретной представительницей России. Чем это вызвано?

В одной из местных газет я прочитала статью, автор которой, призывая к активному сотрудничеству с Россией, в конце восклицает: «Не пора ли нам перестать бояться России? Сначала атомной бомбы боялись, теперь проституции боимся...». Ну, а как не бояться, если это стало настоящим бедствием для северной Швеции? Завладев территорией Норвегии и Финляндии, этот «бизнес» начал активно развиваться и здесь. Обеспокоены власти, полиция, народ, ибо проникновение проституции автоматически влечет за собой проникновение наркотиков и дешевой водки сомнительного производства и качества.

Как бороться с этим явлением? По этому поводу разгорелась активная дискуссия на страницах газет. Мужчины разводят руками. А большинство шведок осуждают не женщин из России, а шведских мужчин. Что называется, есть спрос – есть предложение. Вот почему отношение к тебе, приехавшей из России, поначалу настороженное: а не из тех ли ты из самых?

У СУПРУГОВ — РАЗНЫЕ КОШЕЛЬКИ

Коснусь материальной стороны семейной жизни. Чтобы жить не хуже соседей (а к этому стремятся все, ибо существует стандарт, которому нужно соответствовать), работать надо и мужу, и жене. В большинстве семей заведено так: супруги имеют свои, отдельные, счета в банке. Питание, телефон, электроэнергия оплачиваются совместно. Что касается всего прочего (одежды, косметики и другого), то каждый снимает деньги со своего счета. Вполне нормальным явлением считается, например, когда в ресторане муж и жена получают отдельные счета от официанта и расплачиваются каждый из своего кошелька.

Что касается материального содержания детей, то оно полностью прекращается, как только они (дети) уходят из семьи и начинают жить самостоятельно. А происходит это рано, как правило, когда подростки достигают восемнадцатилетнего возраста. Они арендуют небольшие квартиры, иногда объединяясь попарно, чтобы меньше платить за жилье. Нет денег – обращаются за материальной помощью в соответствующую социальную службу (если, например, подросток еще учится в гимназии, это 10-11 класс в русской школе) или берут деньги в долг у государства, а выплата этого долга растягивается на 10-20 лет, в зависимости от дальнейшего материального положения.

А родители? В лучшем случае могут одолжить деньги, но при этом обговаривается день возврата долга. Не вернешь вовремя – в следующий раз не получишь. Вот такова она, в общих чертах, стандартная шведская семья. Что в ней хорошо, а что плохо – вопрос спорный. Что касается моей шведско-русской семьи, то она живет на 90 процентов по русским традициям. Ну никак я не хочу становиться шведкой! Но лучшее, на мой взгляд, из шведской семьи я к сердцу приняла.

Фото автора Швеция, г. Люлео

От автора. Уважаемые читатели «Центра Азии», я могу еще много рассказать вам о жизни в Швеции: школа и образование, здоровье и медицина, преступления и наказания, шведское телевидение, традиции, шведский характер. Интересно ли это вам? Если да, присылайте свои вопросы и пожелания в редакцию. Кстати, эти заметки я писала в течение трех вечеров и с большим удовольствием. Вот она, тоска по нашему великому и могучему русскому языку!

Подписи к фото:

1. Частные владения семьи Аспенфьелль, Швеция, Люлео – город-побратим-побратим Мурманска. Шведско-русская семья собралась в дорогу – навестить Россию
2. Дочь Уве, сын Уве со своей девушкой и Миша. Семейный вечер.
3. Глава семьи Уве Аспенфьелль на кухне в рождественском убранстве.
4. Это моя фотография, сделанная для удостоверения личности. Обратите внимание, я немного улыбаюсь, а одно ухо открыто. Это обязательное требование к фото на шведские документы. Снималась сразу после работы, и ни единого следа косметики. Это уже по-шведски.

Вера Аспенфьелль
  • 15 861