НЕ МУЖСКАЯ РАБОТА?
«Поговорим о странностях любви», а точнее – о том, что с этим связано. О проблеме взаимоотношения полов и о детях.
“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов
В номере от двадцать девятого ноября информация о встрече с матерями-героинями «Как сделать отцов героями?». Беседа за «круглым столом», который был посвящен Дню матери, «по большей части касалась отцов, а точнее – повышению их роли в воспитательной функции семьи». Кроме того: «Все выступающие констатировали, что роль женщины в современном обществе возросла настолько, что это перестает радовать. Женщина приобрела множество новых функций, в том числе функцию кормильца семьи, что не может не отразиться на качестве получаемого детьми воспитания. Мужчины же и работать стали меньше, и пить больше, и умирать раньше и чаще».
Тайная феминистка, живущая во мне, злорадно захихикала: «Ну вот, теперь организуем День мужчин, начнем бороться за их права, за повышение социального статуса в обществе». Нормальная женщина и мать сына, которые тоже живут во мне, пришли в ужас: если женщины сейчас приложат все силы, чтобы сделать из «особ противоположного пола» настоящих мужиков, то еще немного – и мы окажемся в полностью феминизированном обществе, где мужчинам просто не будет места. А мы этого действительно хотим?
Кстати, природа дает нам и образцы таких сообществ: полное равноправие, много работы, много ответственности перед соплеменниками, несколько самцов – только для размножения. Это – пчелы и муравьи. Все эти самочки, которые настолько заняты работой («любимой работой»), что им некогда создать семью, дают нам пример того, к чему мы можем прийти.
Но, наверняка, не придем, потому что мы – существа разумные, можем заранее позаботиться, чтобы из наших детей выросли нормальные мужчины и женщины, потому что мы занимаемся их воспитанием.
Об этом подробнее – в другом издании.
“БАШКЫ”
Редактор Николай Конгар
Вышел в свет четвертый номер научно-популярного и методического журнала, в котором традиционно много интересных материалов: есть статьи по методике преподавания разных предметов, официальные материалы, материалы в помощь классному руководителю, о будущем юбилее республики, о творчестве детей и о многом другом.
Тамара Деделькина и Людмила Фрузанова – школьные учителя и Елена Бичи-оол – преподаватель ТГУ предлагают сценарий внеклассного мероприятия по математике «Умеем ли мы рассуждать?». Способности у всех разные, но это не должно никого обескураживать, потому что способности можно развивать. Авторы предлагают несколько занимательных ситуаций, выйти из которых помогут логика и смекалка. В сценарии использованы задачи из книг Мартина Гарднера, американского популяризатора, и способы их проекции на реальную жизнь.
Насколько эта статья интересна, можно судить и по таким задачам: профессор Квиббл утверждает, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Правда ли это? Или: на прошлой неделе я выключил свет и успел добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. От выключателя до кровати – три метра. Как мне это удалось? Если легко смогли решить эти задачи, то – прекрасно. А вот если нет, то, наверное, тоже надо подумать о том, каким образом можно развить свои способности.
Два урока на одну и ту же тему предлагают учителя шагонарских школ: «Мой Пушкин – урок по лирике М. Цветаевой в 8-м классе». А. Бочкарева преподает русский язык во второй школе, а Н. Букша – в первой. Сценарии достаточно интересные, в каждом из них есть свои небольшие погрешности и свои положительные стороны, кое с чем можно поспорить, но несомненно другое – это и чтение достаточно занимательное, и опыт, который можно использовать в своей работе.
За детей можно порадоваться, что у них есть такие интересные учителя, но дети бывают разные, и не все они могут нормально учиться в средних школах. Об этом пишет Валентина Усольцева в статье «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования РТ». Статья написана для профессионалов, с выводами и рекомендациями, которые будут достаточно интересны именно для тех, кто работает в данной сфере, а я предлагаю обратить внимание только на некоторые цифры по результатам работы Центра диагностики и коррекции. «Ежегодно ЦДК обслуживает в среднем 1300-1400 детей и подростков. Количество выявленных детей с отклонениями в развитии увеличивается из года в год. Так, с задержкой психического развития в 2000 году – 494, в 2001 – 532, в 2002 – 920 детей (на 426 детей больше, чем в 2000 году); с речевыми нарушениями выявлено на 127 детей больше, чем в 2001 году; с олигофренией в легкой степени дебильности – на 81 случай больше, чем в 2001 году».
Специалистам, наверное, эти цифры говорят о многом, да и сама статья опубликована в профессиональном журнале, но хотелось бы знать и еще кое-что: эти показатели нормальны? Понятно, что всегда есть дети с отклонениями в развитии, и «легкая степень дебильности» – явление отнюдь не уникальное, но такое количество отклонений на небольшую республику – это что: многовато, или, наоборот – все в порядке, так и должно быть?
В этом же номере – статья Марины Монгуш «Музыкальная и танцевальная культура тувинцев Монголии и Китая». В ней содержится интересная и малоизвестная информация, в том числе и из рукописного фонда ТИГИ. Вот, например, А. В. Анохин утверждал, что ««из всех тюркских племен сойоты (тувинцы – М. М.) – самое певучее племя», у которого, по его наблюдениям, 95% поющего элемента». Другой исследователь, А. Н. Аксенов, отмечает, что большая часть народных песен тувинцев имеет лирико-созерцательный характер.
Всему есть причина и этому феномену – тоже. Ее объясняет Валентина Сузукей: ведущей отраслью хозяйственной деятельности тувинцев является скотоводство, одна из основных обязанностей подростков – пастушество. У юного пастуха, который целый день следует за стадом, наблюдает фантастически прекрасные пейзажи: скалы, долины рек, степные просторы, вполне естественно возникает потребность передать свои чувства и переживания, навеянные природой...
Но ведь большинство других тюркских племен тоже занимаются скотоводством, а у них нет «95% поющего элемента». И откуда такая уникальная пластика у танцовщиков и танцовщиц, особенно юных, если пока не известно о существовании исконно тувинских народных танцев?
И еще – почему так мало в этом журнале публикаций мужчин? Педагогика – не мужская работа? Сказали бы об этом Корчаку или Сухомлинскому! Мы возвращаемся к началу обзора: почему мужчины перестали хотеть быть мужчинами?
Ирина Качан