ПРЕССА ТУВЫ И О ТУВЕ
“Эфир”
Редактор Александр Филатенко
Интересны подборки новостей в еженедельнике. Новости разнообразны по тематике, интересны по изложению и действительно являются именно новостями.
Не везет буддистам Тувы. Обратите внимание, как называют Камбы-ламу. Иногда его называют – Его святейшество. Приравнивая тем самым к Далай-ламе или к Папе Римскому. В 8 номере «Эфира» – он просто «лидер буддистов Тувы». Хорошо, что настоятеля Кызыльской Свято-Троицкой церкви не называют «лидером православных Тувы», а Папа Римский, соответственно стал бы «лидером всех католиков». Но если православная и католическая церaaaковь как-то справляются со своими названиями, точнее, со званиями своих служителей, то буддизму в Туве действительно не повезло.
Не повезло и Тувинско-турецкому лицею. То есть, бывшему Тувинско-турецкому лицею. Сменили название и не только название. Да и «должность директора тоже занимает не турок, а коренной житель». Кстати, «сами турецкие преподаватели называют факт закрытия тувинско-турецкого лицея заранее спланированной акцией, вызванной осложнением отношений между Россией и Турцией из-за Чечни. Это – в заметке «Турецкие преподаватели в Туве приравнены к персонам non grate».
Информационное агентство “Тува-онлайн”
Редактор Дина Оюн
www.onLine.tuva.ru
Первый день рождения в жизни сайта: 22 февраля ему исполнился год. Не так уж это и мало для электронных СМИ, когда все только начинается.
Пресс-служба парламента сообщает об участии депутата Законодательной палаты Великого Хурала РТ Зои Сат в работе Сибирского Народного Собора. «В ходе работы съезда обсуждалась и самая «больная» из всех проблем коренных народов Сибири – алкоголизация населения. Приводились страшные цифры: рост числа психически нездоровых людей на 15%, увеличение умственно-отсталых детей на 56%. По прогнозам ООН в 2010 году число работающих и не работающих в России сравняется. А еще через несколько лет на одного работающего придется пять безработных». Вот что пророчит нам ООН. Сможем ли сделать это утверждение несостоятельным?
Совершенно удивительные вещи публикует Дина Оюн.
В феврале 2003 года в популярной немецкой газете «Вельт» была опубликована статья «Лебединая песня одного народа». В рубрике «Мир литературы» автор публикации Виланд Фройнд анализирует новую книгу Галсана Чинага «Аркан и трава». Галсан Чинаг – тувинский писатель, из монгольских тувинцев.
То, что тувинский писатель Галсан Чинаг пишет на немецком языке – большая удача для немецкой литературы, считают критики. Но его новая книга – это только кирпич к музею тувинской культуры. Автор публикации в газете «Вельт» называет новую книгу Галсана Чинага «меланхоличным чтивом», изложенным в форме юношеских воспоминаний, в которых тувинская мифология переплетается с повседневной суетой. Он утверждает, что тувинская культура умирает, а господин Галсан своей прозой только ее музеефицирует.
Совершенно очевидно, что немецкие критики не имеют в виду собственно тувинскую культуру, о которой Галсан Чинаг не пишет. Они имеют в виду несколько племен, которые оказались в изоляции от основного народа, понятно, что им нелегко сохранить свою культуру. Но прочитать этот роман, перевести его на русский и тувинский языки, наверное, необходимо.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
http://gov.tuva.ru/
Очень изменилось оформление странички новостей на официальном сайте правительства Тувы. Масса фотографий, интересное размещение материала, иная форма его подачи.
За все, что происходит на сайте, отвечает веб-мастер Шолбан Биче-оол. Все информации имеют авторов, чаще всего это: Алимаа Монгуш, Алексей Радкевич, Юлия Шелудько и Саяна Монгуш.
Вот, например, заметка Алексея Радкевича о Масленице. Автор утверждает, что уже несколько лет как в Кызыле, столице многонациональной республики, не отмечался древний, исконно русский, всеми любимый праздник – Масленица. В этом году мэрия города решила возродить это замечательное праздничное действо.
Может быть, не стоит спорить, но кажется, что праздник отмечался в городе всегда, более или менее широко, уж как получится.
“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов
Когда женщины поймут, что им на самом деле надо, жить всем станет гораздо легче. Нет, в «Тувинке», нет статей на эту тему, но такой вывод сам собой напрашивается после прочтения и сопоставления нескольких материалов о среднем образовании.
В рубрике «Возрождение традиций» – заметка М. Шангыш «На собрании только отцы», в номере от 15 февраля. В Кызыл-Мажалыкской школе прошло родительское собрание, на котором присутствовали только отцы. Дело в том, что часто дети живут в неполных семьях, не хватает мужского воспитания. Да что там говорить, некоторая феминизация мужчин наблюдается во всем мире. Женщины, получив все права, и частенько в одиночку воспитывая сыновей, не всегда могут вырастить из них настоящих мужчин. Оно, конечно, может и не надо, но потом мы же сами, женщины, начинаем говорить, что повывелись настоящие мужчины. Вот в школе и собрали отцов, говорили с ними о воспитании, о традициях в воспитании, и т.д. Но кто проводил собрание? Три женщины-педагога. Автор утверждает, что получился настоящий мужской разговор. Вот уж нисколько в этом не уверена. Достаточно трудно организовать женщинам мужской разговор. Опять женщины учат и наставляют.
И настоящие мужчины (я думаю, что такие сохранились, например, в Турции), считают, что женщина не может научить ничему путнему. И женщина вообще не должна учить. Ну, давайте, дамы, обидимся на это. И будем продолжать удивляться, что вокруг куда-то исчезли настоящие мужики. Причем тут Тувинско-турецкий лицей? «Забыли сказать спасибо» – так называется статья И. Капустина в номере от 20 февраля, которая повествует о том, как собирались и уходили турки, какое недоумение и горечь испытывали и они, и их ученики. Ведь на ситуацию с лицеем можно взглянуть и изнутри, глазами тех, кого это касается ближе всего. Испытывая полное равнодушие к исламу, нельзя не заметить, что воспитателями в лицее были мужчины, что первоначально это была школа только для мальчиков. Может быть, мы потеряли шанс увидеть настоящих мужчин, воспитанных турками? А может и нет.
Ирина КАЧАН