ТУВИНСКАЯ ПЕСНЯ: СДЕРЖАННОСТЬ ИСКРЕННОСТИ

Тувинцы считаются очень сдержанным народом: мы не плачем на людях, мало проявляем эмоций и по хорошему, и по плохому поводу, у нас даже просто обнять человека, а уж тем более прилюдно поцеловать могут только особо «продвинутые» горожане, в провинции до сих пор это считается распущенностью.

Единственным, если так можно сказать, легальным способом проявления чувств является искусство, особенно песенное. Но и тут есть свои особенности.

Мы знаем, как популярны наши знаменитые фольклорные группы за пределами нашей республики – «Хун-Хуртуу», «Чиргилчин» и многие другие. По моему глубокому убеждению, их популярность кроется как раз в азиатской сдержанности. Чаще всего тувинские песни – об очень глубоких, чисто человеческих переживаниях. Их исполнение требует сопереживания, вхождения в образ, сопричастности. Но в то же время эти песни несут в себе и некоторую отстраненность, исполняются не столько для публики, сколько для себя, поэтому в настоящей тувинской песне нет игры на публику, главное – искренность. Поющему важнее выговориться самому, чем привлекать внимание к тонкостям технической подачи. Манера исполнения тувинских песен тоже не позволяет фривольности.

К чему я все это говорю? Хочу подвести вас к первому Республиканскому конкурсу национально-патриотической песни «Кожээ», который прошел в Тувинской государственной филармонии 21 и 22 февраля.

Обидно, что на этот конкурс пришло мало зрителей. Где были наши профессиональные исполнители? Где было телевидение и радио? Такого богатого и разнообразного песенного материала, который был представлен на «Кожээ», уже давно не наблюдалось на нашей профессиональной сцене.

Двадцать два участника оспаривали первенство. Самое ценное: не утрачена народная манера исполнения, молодежь при всем увлечении современной западной эстрадой все же сохранила пристрастие именно к национальному колориту, самобытности тувинской песни. Еще один немаловажный факт – многие исполняют песни собственного сочинения. Причем в них практически нет банальных пустых наборов фраз, к которым мы привыкли в современной эстраде.

Сохраняется и другая особенность тувинской песни – необычайная образность: в одной строке стиха умещается целое жизнеописание, судьба. Лучшей песней на конкурсе признано произведение авторов из села Межегей – композитора Шолбана Ондара и поэта Родиона Мунзука - «Магалыгдуш» (о своей «малой родине»). Жалко, что она не услышана широкой публикой и профессиональными исполнителями: такой песней не стыдно пополнить свой репертуар самым знаменитым артистам.

Жюри конкурса, в состав которого входили композитор Сергей Бадыраа, музыковед Валентина Сузукей, директор филармонии Светлана Салчак, художественный руководитель ансамбля «Аян» Аяна Монгуш и я решило первую премию на первом конкурсе «Кожээ» не присуждать. Такое решение вызвано, прежде всего, уровнем подготовки участников из кожуунов. Если бы они знали, как портит их выступления некачественная фонограмма. Неумелая аранжировка зачастую убивала на корню заведомо хорошую музыку, а порой еще хуже – выставляла исполнителя не в самом лучшем свете. Вся искренность, весь порыв, талант некоторых артистов «съедался» ремесленниками от искусства, которые, не стесняясь собственной музыкальной неграмотности, насаждают свой уровень примитивизма среди подрастающих музыкантов.

Однако, на мой взгляд, потенциал у исполнителей большой, в перспективе конкурс может стать одним из важнейших в республике. Но нельзя превращать «Кожээ» в ежегодное очередное мероприятие для «галочки».

На конкурсе выявилась еще одна немаловажная проблема – талантливая молодежь не учится, не совершенствуется, кочуя с одного республиканского конкурса на другой, довольствуясь местным признанием, которое с годами становится все меньше и меньше, так как не подкрепляется профессиональным ростом. Незнание нотной грамоты, отсутствие начального музыкального образования ставит препоны перед сельской молодежью. Родители иногда в силу своего предвзятого отношения к музыкальной школе (дорого, надо инструмент покупать, этим не прокормишься и т.д.) не дают развиваться своим детям. Необходимо подготовительное отделение при КУИ (бесплатное), чтобы дать возможность ребятам из глубинки продолжить свое образование.

Места на конкурсе распределились следующим образом: дипломантом третьей степени стала Екатерина Сокольникова из Кызыла, второй степени – Буян Куулар из Шагонара, первой степени – группа «Сеалай» из КУИ; лауретами второй степени стали два участника - Кан-Болат Чымбалак из с.Торгалыг и Шенне Монгушиз КУИ (премия по 1 500 рублей), лауреатом второй степени и победителем конкурса – Лилия Куулар из с.Суг-Аксы (премия 3 500 рублей).

Эмилия ХОВАЛЫГ, специалист по искусству министерства культуры и по делам национальностей РТ
  • 5 518