ГАВАЙСКО-ТУВИНСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Бабочка ли спит и видит во сне, что она философ, или спит философ, и видит во сне, что он – бабочка – этот вопрос не имеет ответа.
Таким же вопросом, не имеющим ответа,будем считать определение того, что такое настоящая жизнь и что такое абстракция.
Хотя, об этом вполне можно подумать.
”Информ плюс“ Редактор Елена Локоткова
Например, вместе с Павлом Глебовским из рубрики «Политликбез с Павлом Глебовским» в одиннадцатом номере.
«Простые люди – не политики, не экономисты, не депутаты – ежедневно испытывают стресс, но они его уже не замечают, потому что такая жизнь воспринимается ими как норма. Другой жизни они не знают. Другая жизнь – с яхтами, отдыхом на Гавайях, детьми, обучающимися в Кембридже – незнакома подавляющему большинству. Для большинства такая жизнь – просто абстракция. Абстрактная картинка из очередного мыльного бразильского телесериала».
Не будем придираться и говорить, что и на Гавайях, и в Кембридже люди испытывают стрессы по разным поводам.
Не знаю, как вы, а я, прочитав это, вдруг поняла, что на свете действительно есть такая реальная жизнь где-нибудь, ну, пусть на Гавайях. Эта жизнь действительно проходит не просто мимо нас, а настолько далеко от нас, что если бы не телевидение и другие СМИ, мы бы и не знали о теплых странах, о сказочных пальмах, о том, как солнце потихоньку опускается в море.
Да, это в другом мире. Абстрактном для нас. А владельцы яхт знают, что во второй половине марта мороз может доходить до минус тридцати, а на Тодже и вообще до минустридцати восьми градусов? Вот для них мы – так это точно абсолютно нереальная жизнь.
В Бразилии снимают «мыльные оперы» пачками, но это не означает, что все жители Бразилии могут вот так, запросто, поехать куда-нибудь, да хоть на те же Гавайи, хоть до них им практически рукой подать, не говоря уже о том, что для многих Европа – это тоже абстракция.
Ну да. Живем небогато. Точнее – очень небогато. Еще точнее – просто бедно. Но живем.
”Тувинская правда“ Редактор Олег Гаврилов
«О младенческойсмертности, СПИДе и уровне руководства» пишет корреспондент газеты в номере от шестнадцатого марта. Поводом для подготовки материала послужила встреча председателя правительства с коллективом Республиканского перинатального центра. Хотя в данном случае это и не важно, а важно то, что в республике действительно высок процент материнской и младенческой смерти. И плевать на Гавайи, которых эти люди уже никогда не увидят. «На территории Тувы процветают туберкулез, сифилис». Как живут все эти люди?
Материалы в рубрике «Крим-пресс» в номере от двадцатого марта называются «… И все на почве алкоголя» – это тоже не жизнь, а абстракция. Нельзя ведь назвать жизнью существование в состоянии не-понимания, не-сознания, не-реальности, не-жизни. Абстракция. От которой гибнут реальные люди.
А вот в номере от шестнадцатого марта – еще один пример «жизни без Гавайских островов». «Хозяева Сухого Лога», о них пишет Ч. Эргеп.
Хозяева – это Белек-оол и Екатерина Дадарык. Поездив по стране с геологами, Белек-оол Дадарык вернулся в Черби. Жить было негде, он обосновался в Сухом Логу, построил для себя шалаш, стал понемногу строить избушку, пристроил к ней кладовку, сложил печь. Екатерина Дадарык побелила стены, потолок и печь, обзавелись они нехитрой утварью и стали жить-поживать. Построили баньку, разбили огород. Нет электричества – хозяева не унывают, вечером сидят при свечке или при свете очага. Земля плодородная, в прошлом году собрали 40 мешков картофеля, получили богатый урожай проса. Нет полива – это сложнее, воду носят ведрами из реки. Но выращивают и огурцы, и арбузы. Сами заготавливают дрова.
Тяжелая жизнь? Безусловно. Абстрактна? Вот уж нет. Самая что ни на есть настоящая. Хорошие хозяева на хорошей земле.
Теперь я как-то не верю, что у бомжей нет выхода. Конечно, надо работать и много работать, чтобы обустроить свою жизнь. Кому-то везет и ему легко живется, кому-то – не очень, но ведь жить-то надо и жить надо по-настоящему.
А что особенно поражает в жизни Хозяев Сухого Лога, это то, что Белек-оол Дадарык пишет стихи, «исписал четыре толстые тетради». Показывать их не решился, да это и не важно, если душа требует поэзии, и в эту поэзию человек вкладывает душу – это уже хорошие стихи, они уже выполняют свое предназначение.
”Эфир“ Редактор Александр Филатенко
В шестнадцатом номере газеты публикуется очередная глава из книги Вячеслава Даржа «Лошадь кочевников», глава называется «Состояние Шамбалы». Автор считает, что: «Любая традиционная культура, приспособленная к жизни в определенной среде, образ жизни человека, живущего в согласии с природой, – это, наверное, и есть «состояние Майтреи», знаменитая Шамбала».
Супруги Дадарык нашли свою Шамбалу. К сожалению, для многих и многих жителей Тувы такая Шамбала не меньшая абстракция, чем Гавайи. Иначе откуда бы появлялись в разных газетах такие заголовки: «Незаконный оборот наркотиков в Туве набирает обороты», «Долг платежом страшен», «Сколько стоит человеческая жизнь? Всего один год исправительных работ!?» и другие.
Не жизнь, а абстракция, мутное и страшное отражение жизни, псевдожизнь.
Это Макаревич пел: «Дворец кому-то тоже дом», конечно, для кого-то Гавайи – это дом, там проходит чья-то жизнь, со своими трудностями, проблемами, и это их проблемы. Но в своем доме мы можем навести порядок. Чтобы жизнь не была абстракцией здесь, в Туве. А с Гавайями мы потом разберемся.