«ГДЕ МОЙ СЫН?»

«Пишет вам убитая горем мать из села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна. Вот уже два года я ищу своего младшего сына – Шолбана Куулара, 1976 года рождения. Почти не сплю ночами, плачу. Ищу его по всей Туве – объездила все кожууны, где мог быть сын, писала письма всем начальникам, кто мог бы и обязан помочь. Но всё – без результата. Ни сына не нашла, ни виновные в его исчезновении не понесли наказания…»

Так начиналось письмо матери – Алдын-кыс Куулар, опубликованное два года назад под заголовком « Где мой сын?» (№ 22 «ЦА» от 24 мая 2002 года). Само письмо и редакционный комментарий к нему – это драматическая история того, как деревенская женщина, работавшая чабанкой, техничкой в школе, вынуждена была превратиться в частного детектива, следователя и юриста, самостоятельно ища и опрашивая свидетелей, изучая все правила бюрократической переписки с МВД, правительством РТ, прокуратурами Тувы и России, проводя долгие часы в ожидании перед дверьми массы чиновничьих кабинетов. Всё это – чтобы выполнить данную себе клятву: найти пропавшего сына – живым или мёртвым – и добиться правды в деле об его странном исчезновении.

Дело действительно очень странное, полное противоречий, недоговорённостей и вызывающее массу вопросов к органам МВД и прокуратуры. Суть его, по официальным документам МВД и прокуратуры республики, такова.

12 апреля 2000 года Шолбан Куулар был задержан в Чадане по подозрению в краже лошадей и помещён в изолятор временного содержания. 13 апреля (по данным прокуратуры – около 18 часов, по данным МВД – около 19 часов, а по данным материнского расследования – ночью) Шолбана увозят из ИВС – на частной машине « ВАЗ-2105», принадлежащей жителю села Чаа-Холь Чечек-оолу Кара-Салу.

Сопровождают Шолбана два вооружённых сотрудника Чаа-Хольского отдела внутренних дел: лейтенант Орлан Чаш-оол, вооружённый пистолетом с шестнадцатью патронами, и младший лейтенант Алим Хунан-Кара, имеющий при себе автомат с тридцатью патронами. На Шолбана Куулара надевают наручники.

Далее следует совсем странное: якобы, на безлюдном превале «Адар-Тош» (почему для допроса было выбрано такое неподходящее место, а как же право на присутствие адвоката?) Шолбан во всём признаётся и предлагает тут же ехать к соучастнику кражи – в село Баян-Тала. Но хозяин машины Ч. Кара-Сал говорит, что бензина не хватит. Тогда задержанный предлагает: я сам найду деньги, займу их у своей невесты в Чадане (какие у нас, оказывается, сознательные задержанные, во всём помогают милиции – чтобы сесть на скамью подсудимых, готовы даже личные средства вложить).

И милиционеры соглашаются: едут в Чадан, там снимают с конвоируемого наручники и отпускают – между зданиями аптеки и бухгалтерии больницы. А сами спокойно сидят в машине и ждут. Но задержанный почему-то не возвращается… Исчезает бесследно.

В подобное абсурдное поведение сотрудников милиции просто невозможно поверить, однако в МВД РТ им поверили и ограничились строгим выговором – «за отсутствие бдительности». Само дело долго волокитили и пытались прикрыть. И только бесконечные заявления и хлопоты матери не дали этого сделать. Простая женщина сразу увидела нестыковки и странности и заподозрила неладное. В частности, сразу обратила внимание на отдельные несовпадения в объяснениях милиционеров.

Впрочем, вновь установить эти нестыковки уже невозможно: младший лейтенант Алим Хунан-Кара уже не может дать никаких показаний: спустя полгода после загадочного происшествия он…застрелился. Очень странная смерть молодого сотрудника милиции… Орлан Чаш-оол продолжает работать в органах, даже получил повышение.

Спустя четыре года многое из того, что по халатности и непрофессионализму не сделали (или не хотели сделать) по горячим следам, восстановить, уточнить и проверить уже почти невозможно. Слишком долго велась бюрократическая переписка матери с МВД и прокуратурой, в результате которой она получала стандартные ответы о «повторных следственных действиях» и «особом контроле». Однако усилия тихой, маленькой женщины, добивающейся истины, всё же не прошли даром.

В 2002 году, согласно ответу от 19 июля 2002 года на запрос редакции газеты начальника отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры РТ П. Судеркина , прокуратурой было возбуждено всего лишь уголовное дело по статье 293 УК РФ (« Халатность»). Сегодня дело возбуждено уже по более серьёзной статье – 105, часть 1 – «Убийство».

Следствием выдвинуты две основные версии.

Первая: в отношении Шолбана Куулара сотрудниками милиции совершено преступление – убийство.

Вторая: Шолбан Куулар жив и скрывается от правоохранительных органов.

Получается следующее: если Шолбан жив, то, как пояснили мне в прокуратуре РТ, у него нет оснований бояться правосудия, истекли сроки давности в отношении преступления, в котором он только подозревался. Надо пожалеть убитую горем мать и объявиться. Если же Шолбан так и не объявится, то останется только первая версия?

Дело находится в производстве нового следователя – Ильгара Исламова. Как пояснил мне следователь, он очень хочет помочь матери, установить истину. Но это непросто. Действительно, то, что не сделано вовремя и по горячим следам, трудно исправить спустя четыре года. Однако следователь пытается сделать всё, что от него зависит. Он обратился с просьбой разместить в газете объявление о розыске без вести пропавшего. Интересный парадокс: до этого наши провохранительные органы, придерживающиеся версии о том, что Куулар скрылся, почему-то нигде не публиковали объявления о его розыске. Они даже качественного фото пропавшего не имели!

Публикуем это объявление. Может быть, мать всё же найдёт когда-нибудь своего сына?

«Я всё равно буду искать правду. Со слезами на глазах дала себе клятву найти сына. Добрые люди, земляки, посоветуйте, куда мне ещё обратиться, где его искать? Помогите мне найти хотя бы труп сына!» – с такими словами обращалась она к землякам со страниц газеты два года назад. И продолжает искать, надеяться и ждать…

Прокуратурой Республики Тыва устанавливается местонахождение Куулара Шолбана Оскал-ооловича, 26 июня 1976 года рождения, уроженца с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Тувинской АССР, тувинца, холостого, проживавшего: с. Баян-Тала, ул. Ленина, д.3. 13 апреля 2000 года он пропал без вести во время конвоирования в г. Чадане.

Приметы Куулар Ш.О.: волосы чёрные, несколько волнистые, средней длины, лицо по монголоидному типу, брови округлые, густые, скулы слегка выдаются, уши прилегающие, губы тонкие. Был одет в кожаную куртку, жилет национальный с меховым обрамлением в области плеч, брюки чёрного цвета, сапоги кирзовые.

Располагающих информацией просим обращаться по телефону 3-73-67 к следователю по особо важным делам следственного управления прокуратуры РТ Ильгару Ирековичу Исламову.

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 6 000