ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ НА ТУВИНЦЕВ И НА РУССКИХ
Основу сборника составляют материалы седьмого Международного семинара «Этносоциальные процессы в Сибири», организуемогоИнститутом философии и права Сибирского отделения Российской академии наук. Этот сборник более объёмный и представительный, чем пять предшествующих, и в нём есть несколько работ, касающихся Тувы:
Владимир Фельдман «К вопросу о «кочевническихцивилизациях» Евразии»;
Борис Мышлявцев «Отношение к земле у современных тувинцев (на примере Монгун-Тайгинского кожууна)»;
Екатерина Даваа «Хозяйственно-культурный тип тувинского этноса как системное образование»;
Зоя Доржу «Социальныепоследствия рыночных реформ в Республике Тыва»;
Николай Абаев «Понятие хор» в этнокультурной и религиозно-философской традиции народов Саяно-Алтая»;
Чимиза Даргын-оол «Изменения ценностных ориентаций молодежи Тувы в постсоветский период».
Все эти статьи, конечно, очень интересны, но нет возможности пересказать содержание каждой из них, поэтому я предлагаю обратить большее внимание на статьи: Бориса Мышлявцева и Чимизы Даргын-оол. Они интересны, в первую очередь, некоторой «отстранённостью». Чимиза живёт в Москве, и, по крайней мере, в данный момент смотрит на Туву и проблемы некоторым образом со стороны. А БорисМышлявцев, несмотря на знание тувинского языка, на то, что он этнограф и изучает тувинцев, всё же русский, живёт в Новосибирске. То есть это в полной мере «взгляд со стороны».
Борис Мышлявцев пишет о том, как относятся жители Монгун-Тайги к земле, к природе. Интересно, что большинство из жителей не согласны с утверждением, что человек – царь природы. «Как это человек – царь природы:не может он быть царём. Человек живёт вместе с природой». «Человек – дитя природы. Человек от природы неотделим». «Человек живёт вместе с природой, как звери и птицы. Отличается он от них интеллектом. А душа у них одинаковая, только человек наделён умом».
Большинство людей уверены в том, что природные блага никогда не кончатся, если соблюдать определённые правила природопользования. Для большинства жителей Монгун-Тайги, независимо от уровня образования,характерна вера в реальное существование духов.
Нельзя собирать больше даров природы, чем тебе надо, например, нельзя собирать ягоды на продажу. Рассказывают о случае с женщиной, которая собрала много ягод «наверное, хотела продать», но тут в августе началась метель, и она замёрзла.
Жители кожууна весьма негативно относятся к тому, что приезжиеохотятся, собирают лекарственные травы. Но этот вопрос можно понимать двояко. С одной стороны, как пишет автор, жители считают, что вот, приезжают люди с чужой стороны, «они обогащаются за наш счёт, а мы остаёмся бедными». Но, с другой стороны, это ещё и способ сохранить богатства земли для потомков. Ещё до революции, как пишет Грумм-Гржимайло, жители Хемчика продали русским асбест и были жестоко наказаны князем. Старикибыли приговорены к ста ударам, а молодые только кшестидесяти, это говорит о том, что вина стариков, как хранителей мудрости и традиций в данном случае была явно выше. Причём, князь не собирался брать торговлю под контроль или обогащаться на ней. Он был просто против продажи каких бы то ни было даров природы на сторону.
Монгун-тайгинцы знают свою землю, знают, кто где живет, кто где может располагать зимнюю и летнюю стоянки. Им трудно предположить, что некто может купить землю, но если это произойдет, и их заставят платить за землю, тогда они просто продадут скот и уйдут в город,что будут в городе делать – не знают. Жители хотят, чтобы право на покупку земли и право на охоту было только у тех, кто проживает в этом кожууне. Но не было никаких высказываний о том, чтобы каким бы то ни было образом противиться продаже земли, как-то бороться за неё.
Интересные люди проживают в Монгун-Тайге. Интересная молодежь проживает и в Туве в целом.
Чимиза Даргын-оол пишет о том, как относятся к семье, Родине современные молодые люди, чего они боятся, в чём видят своё счастье.
Когда говорят об интернациональном воспитании, детям и подросткам разных национальностей объясняют, что они равны, что они одинаковы, что, на мой взгляд, абсолютно неверно. Конечно, все мы имеем равные права перед законом, у нас равные гражданские права, но на самом деле мы очень и очень разные, и дети это чувствуют, а если они чувствуют ложьв устах воспитателей, то они им и не верят.
Исследования Чимизы Даргын-оол касаются как раз различия в менталитете подростков разных национальностей.
Например, на вопрос «Что для тебя значит Родина?», наиболее распространенным ответом было мнение, что Родина – это «место, где ты родился, к которому привык». Юноши и девушки, в основном тувинской национальности, чаще всего добавляютк этому также слово «Тува», «Мой народ», «Мой дом, моя земля». Примечательно, что Родиной назвали «Россию», «страну» в основном представители русской национальности», – пишет Чимиза Даргын-оол.
На вопрос: «Есть ли напряженность в отношениях между представителями разных национальностей в Туве?», «Да, есть» – ответили 38,6 процента тувинцев и вдвое больше – 76,1 процента русских.
Из всего этого можно понять и такую разницу в ответах на вопрос «Зависит ли от тебя лично дальнейшее развитиеТувы?». Почти 80 процентов тувинских подростков считают, что будущее Тувы зависитот них,и так же считает только около 40 процентов русских подростков, поэтому и не случайно 72,3 процента тувинцев после окончания учёбы в вузах собираются работать в Туве, а 62,5 процента русских – выехать за пределы республики. Кстати, ещё 25,7 процентов тувинцев пишут, что после окончания вуза они собираются набраться опыта, заработать денег, а потом всё равно возвратиться в Туву.
Если планы подростков сбудутся, вскоре русского населения в Туве будет ещё меньше. И немалую роль в этом играет элементарное непонимание друг друга. Всё-таки все мы разные, и это просто здорово, что мы – разные, только надо уметь это понять.
Те, кто это понял, могут добиться намного большего.
Это смог понять Иннокентий Сафьянов, герой книги Татьяны Верещагиной «Эккендей». Книга издана автором в Абакане за свой счёт. Большаяроль Сафьянова в истории Тувы неоспорима, он пользовался заслуженным уважением, как среди русских, так и среди тувинцев, он многое сделал для появления независимого государства – Тувинской Народной Республики. Казалось бы – русский богатый купец и животновод, что ему до тувинцев? Но он, во-первых, уважал тувинцев, их взгляды и обычаи, а во-вторых, понимал, как важно, чтобысохранялись и чтобы имели независимость разные народы.
Если для тувинцев очень важно сохранить богатства своего края, чтобы земля была в общей собственности, чтобы приезжие не грабили богатство края, то в менталитете русских – отсутствие чёткой привязанности к «малой родине», интерес к другим народам, стремление помочь ближнему. Именно благодаря этому и смог многого добиться Иннокентий Сафьянов.
Наверное, со временем многое меняется. И тувинцы уже не те, и русские уже не те. Какие мы – мы сами отлично знаем, и так же отлично знаем, что люди из «Засаянья» о нас не самого лучшего мнения. Отчасти это связано с тем, что и там русские уже не те. Хотя нельзя всех стричь под одну гребёнку.
“ВЛАСТЬ ТРУДА”
Галина Канкеева побывала в Туве на юбилее республики и города и рассказала об этом в материале «Тува далёкая и близкая», опубликованном 17 сентября. Честное слово, я даже не знала, что у нас так хорошо. Автор заметила, как бережно в Туве соблюдаются традиции, какие самостоятельные тувинские малыши, как спокойно они себя ведут и не капризничают, каким красивым стал город. Мы часто ворчим на нашу молодёжь, говорим о её пристрастии к пиву, но автор заметила, что: «на дискотеках молодёжь ведёт себя так же, как и у нас, но в руках нет банок с пивом».
Автор заметила и уникальную особенность Тувы – «тувинское время», которое имеет способность сжиматься и растягиваться. В целом журналист из Минусинска получила массу экзотических впечатлений. И, наверное, это тоже хорошо.
И как здорово, что тувинцы всё-таки сохранили свой неповторимый национальный менталитет, сохранили себя. И как важно, чтобы русские тоже всегда помнили свои национальные традиции. И каждый уважал традиции другого. И тогда всё у нас будет хорошо.
Ирина КАЧАН