С МЫСЛЬЮ О СМЫСЛАХ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТУВИНЦЕВ:СТРУКТУРА И ТРАНСФОРМАЦИЯ
«Возрождения традиционной культуры в первозданном виде в современных условиях перехода к иному образу жизни уже не может быть. Это необратимый процесс и это данность».
Заключение, которое дает кандидат искусствоведения Айлана Кужугет, кажется весьма пессимистичным. Если не знать законов развития культуры. Если не понимать трудного пути, который прошла собственно тувинская культура. Если не думать о пер-спективах и потенциале, который есть.
Обо всем этом пишет ученая в своей новой книге «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» (Кемерово, 2006).
C одной стороны научное издание можно рассматривать как справочник. Автор собрала из различных источников и обобщила сведения о различных элементах традиционной культуры тувинцев.
В преддверии каждого Шагаа, например, всем будет интересно вспомнить смысл этого праздника, порядок его проведения, этикет. Есть ответы и на другие вопросы. Зачем и как тувинцы освящали жертвенники, горы, небо, водные источники, деревья, Вселенную? Какие проводились семейные обряды и праздники? Почему детям до трех лет не принято было стричь волосы? Как проводился молодежный праздник ойтулааш? Есть описания шаманских камланий, цама и многое другое.
С другой стороны, в книге подведены итоги научных исследований автора по проблемам изменений культуры, ее тран-сформации в ХХ веке. Этот процесс, по мнению А. Кужугет, делится на три этапа: период Танну-Тувинской народной республики (1921-1944 гг.), советский период для Тувы (1944-1991 гг.) и постсоветский (1991-2005 гг.).
Труд, на мой взгляд, наряду с другими работами тувиноведов последних нес-кольких лет, представляет собой новый этап развития гуманитарной, социальной науки Тувы.
Что я имею в виду, и какие этапы были ранее?
Для исследователей сначала было важно зафиксировать многовековой опыт тувинской традиционной культуры. То был этап сбора. Его еще называют эпохой накопления и систематизации.
Начиная с путевых заметок путешественников XIX века об экзотическом крае в центре Азии, работ первых ученых-этнографов, лингвистов, востоковедов, наука постепенно обогащалась сведениями о быте, религии, обрядах тувинцев. Так, до середины ХХ века, в основном происходил сбор данных, прежде всего этнографических, археологических и других.
Тувиноведение в этот период активно развивалось. Издано огромное количество работ, как учеными московских, ленинградских, новосибирских научных центров, так и собственными кадрами республики. ТНИИЯЛИ был одним из ведущих сибир-ских научных центров.
Спустя некоторое время копилка знаний стала достаточно увесистой. У науки появилась возможность обобщить собранные данные, выявить связи и отношения между разрозненными на первый взгляд элементами культуры. Разумеется, в период собирания фактов, ученые также занимались реконструкциями, аналитической работой. Точно также и сейчас продолжается «собирательная» деятельность. Но в целом, появилась возможность и потребность соотнести труды разных лет друг с другом, осмыслить то, что было накоплено, провести параллели с данными о культурах родственных народов.
Кроме того, во второй половине 1980-х годов наука избавилась от одной господствующей теории, единообразного взгляда на все происходящее. Ушли в прошлое и оценки «отсталая», «примитивная», также как и «прогрессивная» (советская). На этом, условно говоря, «аналитическом» этапе культура признана ценностью, основой жизни народов.
Для тувинской культуры, также как и для других культур тюркоязычных народов Сибири, интересной, показательной (хотя тоже, небесспорной) стала трехтомная работа новосибирских ученых Сибирского отделения Российской академии наук «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» (1988-1990 гг.).
С конца 1990-х годов начинает развиваться новый этап развития гуманитарной науки Тувы. Его (опять же условно) можно назвать «интерпретационным».
Российская гуманитарная наука двигается в этом направлении, решая проблемы «изменяющейся России», «образов» государства и пр. Эти же вопросы стоят и перед специалистами-тувиноведами: «Изменяющаяся Тува», «Образы Тувы в ХХ, XXI веках», «Тува и Россия в ХХ веке»...
Главное сейчас – не просто сбор данных, не просто составление единой картины культуры, а осмысление путей, форм трансформации культурных элементов, традиций, соотнесение этого с общесоциальными изменениями.
Отсутствие идеологического давления дает возможность исследователям сейчас опираться на любую социальную концепцию. Формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) – это вчерашний день. Сейчас говорят о цивилизациях, об уникальных культурах.
Актуальна и теория модернизации. Она помогает изучать кардинальные трансформации обществ в ХХ веке. Реальность такова, что все общества мира, в какой бы стадии они не находились, испытывают на себе вызов более развитых стран, глобализации. Поэтому большинство государств, оставляя за спиной полную традиционность жизни, вынуждено осовремениваться, модернизироваться. Иначе не выжить.
Работа А. Кужугет выступает новой, интересной именно в этом качестве: как одна из, не побоюсь этого слова, авангардных для тувиноведения.
Я могу назвать еще несколько монографий коллег в этом же ряду. Но рискую обидеть тех, о чьих работах еще просто не знаю, не видела, не держала в руках.
Книга А. Кужугет не просто искусствоведческая, она – культурологическая. Исследовательница дает характеристики, размышляет, оценивает. Свои слова иллюстрирует массой примеров – фактов, которые ранее наукой не замечались, не признавались.
В том числе, Айлана Калин-ооловна пишет о том, как трудно принимались тувинцами такие новшества как, например, обрезание кос, внедрение раскрепощенности сексуальной, в целом перевод на оседлость и многое другое.
В результате кардинальных реформ культура и искусство понесли много утрат. Есть положительные результаты. Появились профессиональные виды искусства: тувинские театр, цирк и пр. Но многие нововведения преследовали определенные цели. Советское искусство было призвано решать партийные задачи, работало для агитационных целей, развивалось для этого. Именно поэтому, думается мне, утрата государственной финансовой и идеологической поддержки сразу же ввергло соответствующие виды искусства в коматозное состояние.
Избавившись от догм, в постсоветский период мы попытались возвратиться к истокам. Однако, как подчеркивает искусс-твовед, полного возрождения тувинской традиционной культуры уже не может быть. Разумеется, реанимация отдельных традиций происходит. Это благое дело. Но в этот период также прорвался весь, как выражается А. Кужугет, «гнойный нарыв» – комплекс проблем художественной культуры. Появились суррогатные явления: звездочки-однодневки эстрады, псевдошаманские камлания, огромное количество не всегда продуманных конкурсов красоты…
Размышляя над тем путем, который прошла духовная культура тувинцев, автор дает и рекомендации.
Нельзя традиционную культуру вовсе отрицать. Также не следует заменять ее силовыми способами на нечто иное, «прогрессивное», как пытались сделать в советское время. При этом оставлять процессы вовсе без внимания – тоже не дело. Открытые информационные потоки, выезды наших деятелей культуры, а также визиты их коллег в Туву – все это приводит к разнообразным веяниям, к изменениям, не всегда полезным.
Самый оптимальный путь, считает А. Кужугет, когда государство составит комплекс мер и будет его реализовать. Планы и действия должны быть направлены на всестороннее развитие культуры. Важно оставить уникальное тувинское. А также привлечь опыт народов и Запада, и Юго-Восточной Азии. Учесть ошибки прошлого.
Тувинцы, по сути, представляют собой малую этническую группу. Большие цивилизации, многочисленные народы и их культурные достижения, разумеется, занимают заметные места в сокровищнице всех культур. Но никто не отказывал тувинцам, как и другим малым народам, тоже вносить свою лепту, отстаивать свои права, создавать уникальные продукты творчества.
А уж какой вес нашего вклада будет – большой или малый – это зависит от нашего умения сохранять и развивать собственную культуру.
Чимиза ЛАМАЖАА