ИСЛАМИЗАЦИЯ ТУВЫ НЕВОЗМОЖНА
В феврале в гостевой книге появилось 158 записей. В первой половине месяца у нас проходила дискуссия "Исламизация Тувы за и против"
Начну с того, почему возникла дискуссия именно с таким названием. Как обычно, рассуждая о проблемах социального развития современной Тувы, наши читатели называют причины проблем. Но когда речь заходит о способах решения проблем, то здесь явно наблюдается дефицит конструктивизма.
В этом случае можно пойти другим путем. Хотя история не любит сослагательных наклонений, можно поразмышлять: «Что было бы, если…». То есть пофантазировать, отстраниться, чтобы понять, что есть норма, из чего она состоит и как думать о способах.
Именно поэтому было принято предложение одного из наших постоянных «дискуссионеров»-тувинцев Евгения N. из Москвы: «Для решения таких системных проблем в Туве, как пьянство, наркомания, преступления и т.п., нужно менять корку. Как вам идея исламизации Республики Тува? Я уже обсуждал это с одним москвичом, отлично знающим Туву, неоднократно бывавшим там. Долго спорили, но так и не пришли к какому-либо результату. Давайте подумаем. Я – ЗА! Мне кажется, что религия может решить эти проблемы, конечно, не сейчас, может быть, через несколько поколений...».
Дискуссия была объявлена с 1 февраля. К каким выводам она нас привела?
Во-первых, участники, конечно же, воспротивились самой идее исламизации Тувы. Общий ответ однозначен: это не нужно. По этому поводу хорошо выразился Вячеслав Сирин-оол: «Идея интересна тем, что предложен путь, который в корне отличается от предложений многих участников гостевой, интересна своей утопичностью и поиском истины».
В поисках этой истины наши молодые исследователи уточнили: «многие мусульмане тоже пьют. Кто хочет выпить, найдет любую отговорку и выпьет». Вспомнили, что буддизм тоже содержит отказ от алкоголя. Предостерегли, что насаждение ислама принесет ряд негативных последствий, связанных с агрессивностью некоторых его течений.
Даже заявили 6 февраля: «Зачем вы пытаетесь развить эту тему? Она в Туве вообще невозможна, разве что за счет приезжих. Не хочу, чтобы республику сотрясали теракты, которые уже прочно ассоциируются с исламом. Конечно, у этой веры есть свои плюсы, но буддизм – и так «крутая» религия»; «В Туве начнутся религиозные войны. Предлагаю вообще прекратить дискуссию на эту тему».
НЕ МЕНЯТЬ ЖЕ ИСТОРИЮ
Однако, даже несмотря на это категоричное предложение, разогнавшиеся посетители продолжали делиться своими мнениями.
Если говорить об отношении к исламу в целом, то оценки молодежи полярные. С одной стороны, булькнули возмущенно: «Что вы вообще обсуждаете?! Ненавижу эту религию. Я обеими руками за нашу религию – буддизм» (3 февраля).
А с другой стороны, неожиданно заявили: «Ислам мог бы, наверное, укрепить народ, улучшить взаимоотношение между людьми. Мы бы не убивали друг друга на каждом шагу, ценили бы обычаи, каждый стоял бы за земляков горой, пить, может, стали бы меньше. Я, конечно, не утверждаю, что все именно так и произойдет, но, пообщавшись с представителями этой религии, поняла, что ислам может сильно изменить человека. Исламизация Тувы возможна, но внедрение ее будет очень сложным! Будет много столкновений мыслей и конфликтов с кровопролитием».
Именно эта позиция девушки Чодуры, которая, к сожалению, не подписалась полностью, помогла в итоге выразить ей главную мысль, к которой должны были прийти наши «дискуссионеры»:
«Если мы будем проводить исламизацию Тувы, то придется менять всю историю! Еще с древних времён наши предки исповедовали буддизм, приобщили наших родителей, а те – нас. Сможем ли мы изменить заветам предков? Сможем ли мы приобщить детей к исламу, если сами учились буддийским наставлениям? Если мы перейдем от буддизма к исламу, то мы должны перейти к совершенно другой культуре, отказавшись от своей!».
Когда речь идет о какой-либо социальной реформе, направленной на улучшение жизни, мы должны четко различать три вещи. Первое: чужой опыт – не значит плохой по определению. Это касается как религии – основы культуры и общественной жизни, так и любого другого социального явления, достижения. Второе: чужой опыт, как бы успешен он ни был на одной территории, не может быть гарантировано эффективен в другом регионе.
И третье: решать свои социальные проблемы лучше всего, опираясь на свой культурный потенциал. Каждый человек в обществе только тогда поймет смысл, предназначение реформ, их стратегические цели, только тогда поддержит их, даже ценой своего личного временного благополучия, если при этом будет сохраняться его самость, идентичность как тувинца, буддиста, шаманиста, как человека из центра Азии, как наследника уникальной культуры.
С МАТРИЦЕЙ ИСЛАМА НЕ СПРАВИЛАСЬ ДАЖЕ ИНДИЯ
О том, чем чревато практическое воплощение идеи исламизации в Туве, как это ни странно, емко и исчерпывающе высказался наш посетитель из Белгорода. Он подтвердил мысль о том, что бредовые утопические идеи – не столь уж редки сегодня, обсуждать их необходимо в качестве «профилактики». Представил свое видение возможной картины изменений, предостерегая от уничтожения своей культуры.
Знакомьтесь: религиовед, социолог культуры, докторант кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета Сергей Лебедев.
Внимательно изучив мнения наших «дискуссионеров», он написал нам 13 февраля письмо: «Сейчас подобного рода проекты пытаются осуществлять в отдельных регионах, в частности, в Поволжье (проект «Русский ислам»). Это роднит данную идею с идеей исламизации тувинского населения.
И в том, и в другом случае речь о том, чтобы, действуя политическими и административно-управленческими методами, сменить «культурный код»: условно говоря, вставить в головы людей другую программу, которая гипотетически должна работать лучше и, в частности, помочь решить ряд социальных проблем.
Проблема здесь сводится к следующим двум вопросам: а) насколько такое возможно, и б) к чему это все приведет?
О том, насколько возможно. В обозримом будущем реально возможно «вложить» исламскую или околоисламскую идеологию в головы некоторой группы людей. Изменения затронут в основном наиболее подвижный слой их установок, представлений, стереотипов, ориентаций. Эти люди будут исповедовать исламские принципы, но понимать их будут все равно через призму своих глубоко запрятанных и неосознаваемых представлений в традициях буддийского менталитета и десятилетиями советского воспитания и образования.
Для того, чтобы изменить эти более глубокие структуры, нужно гораздо более длительное время, от жизни нескольких поколений «до бесконечности». И уж, во всяком случае, это будет равносильно исчезновению вашего этноса, вашей глубокой и самобытной культуры, ваших традиций с лица земли.
Кстати, это не такая уж и фантастическая перспектива: по данным ЮНЕСКО, скорость исчезновения самобытных этнокультур с лица Земли в наше время составляет десять культур в год! Вдумайтесь в эту цифру!
Я думаю, что очень и очень не случайно то, что подавляющее большинство участников дискуссии, не сговариваясь, высказались решительно против «исламизации». Это ведь не обязательно осознается, но всегда хорошо чувствуется.
Теперь – к чему вероятная исламизация Тувы может привести. В лучшем случае, вы его через некоторое время ассимилируете, он станет основой образа жизни некоторой устойчивой локальной группы. Это если вы его «переварите».
Но обычно ислам «переваривается» плохо, слишком это мощная и динамичная «культурная матрица», с ней ведь даже Индия, этот плавильный котел цивилизаций, не справилась почти за тысячелетие! Поэтому приведет это почти наверняка к расколу общества по культурно-идеологическому признаку.
Исламская идеология, не имеющая у вас никаких традиций, неизбежно обретет у тех, кто ее примет, фундаменталистские формы, тем более, что в дело еще до его начала вмешается политика. Как реакция, у другой части тувинцев может возникнуть оппозиционная фундаменталистская идеология. Геополитика тоже вмешается, с вашими залежами редких полезных ископаемых, с вашим территориальным месторасположением…
Желаю мира и процветания Туве и каждому из вас!».
СКРЫТЫЙ МАТРИАРХАТ В ТУВЕ
Обсуждение утопии навело наших посетителей на мысль еще об одной особенности Тувы: «Исламизация невозможна, и связано это со скрытым матриархатом. Роль матери в тувинской семье очень велика. Женщина занимается и воспитанием детей и бытом, и самое главное – она обеспечивает материальное благополучие семьи. В исламской культуре это традиционно является функцией мужчины, который является «добытчиком» и главенствующим лицом в семье. Женщина у них выполняет наиболее свойственные ей функции и обязанности (ведет домашние дела, воспитание).А что же у тувинцев? Кто почти всегда играет доминирующую роль в семье? Если и есть мужчины, обеспечивающие все необходимое для своей семьи, то это скорее исключение. Вы не подметили, сколько у нас женщин-активисток? Хотя бы среди студентов? Как много успешных предприятий, которые держатся только за счет усилий женщины. И куда же они денутся после принятия ислама?».
Не могу не отметить справедливость наблюдения.
Правда, интонация последнего вопроса «Куда же они денутся?..» рисует в воображении такую картину: наши мужчины безвольно спиваются, отдав бразды правления женщинам. Если же им предлагают принять другие правила общественной морали, например ислама, то это поставит их в тупик: как быть? Ведь страшно подумать: тогда надо верховодить, принимать решения, быть ответственным за семью. А женщины-то куда денутся? Неужели будут заниматься только домашним хозяйством? Весь порядок вещей в Туве перевернется!
Не добивая далее феминистическим сарказмом наших мужчин, так и хочется это назвать «перевернутой мужской логикой».
ИМЕННАЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
Благодарю февральских собеседников, подписавшихся полностью: Кызыла Куулара, Вячеслава Сирин-оола – из Новосибирска, Ролана Ооржака, Хеймер-оола Ооржака – из Москвы, Татьяну Антонову – из Запорожья, Евгения Сюрюна – из Улан-Удэ, Аян-оола Ланаа, Ерназара Куулара, Аллу Хамнагдаеву – из Санкт-Петербурга, Алексея Оюна – из г. Эскишехир (Турция), Сергея Лебедева – из Белгорода, Сайзану Сырат – из Красноярска, Виталия Петрова – из Томска, Адыгжы Куулара – из г. Туркестан (Казахстан).
Чимиза ДАРГЫН-ООЛ