ПРОБЛЕМА С ДУШОЙ
Вот и отгремел Победный салют. Немного грустно, как и всегда, когда проходит то, чего долго ждешь: минуло девятое мая – 60-летие Победы, к которому целый год готовилась страна. Шестидесятилетие, которое всколыхнуло в душах и чувство гордости за свою родину, и уважение к нашей великой истории, и почтение к нашим ветеранам. Должно было всколыхнуть.
Ведь не только главам государств, сидящим на почетных трибунах, демонстрировали мы во время парада Победы величие народного подвига и нашей страны. Прежде всего, это делалось для нас самих: часовая телетрансляция парада – сконцентрированное единство нашего прошлого и настоящего – действительно, вызвала все эти чувства: и гордость, и уважение. Неформальное. Настоящее. И песни военных лет, звучащие вечером на Красной площади и Поклонной горе, дошли до сердца.
А дошло ли до сердца происходящее 9 мая в Кызыле, насколько серьезным и продуманным получился этот праздник у нас? Об этом я и хочу сегодня поразмышлять вместе с вами.
* В Кызыле утро 9 мая порадовало солнцем. С самого утра – хорошее, светлое настроение. Радостно было видеть нарядных, в орденах и медалях, наших ветеранов, узнавать знакомые лица давних друзей газеты, героев публикаций.
Вот Георгий Ефимович Лукин, пехотинец, связной, танкист – дважды его мать получала на него «похоронки», а он выжил и служил до 1950 года. К памятнику павшим, к вечному огню, он пришел с женой Зинаидой Владимировной, детьми и внуками – целый эскорт родных сопровождал ветерана. Он смеется: «Это еще не все! Нас всего тридцать человек: только внуков восемь, да еще трое правнуков».
Вот Владимир Леонидович Маландин, артиллерист, на груди среди прочих наград – сразу три медали «За отвагу». Он пришел один, без жены: красавица Муза, с которой они познакомились во время войны под Курском, в деревне, где стоял их артиллерийский расчет, последнее время болеет, не выходит из дома. И Владимир Леонидович старается надолго не покидать свою Музу Дмитриевну: тоскует она без него, ждет. Вот и накануне, на торжественном заседании в театре, на концерт уже не остался, заторопился домой. А к мемориалу на возложение венков пришел одним из первых, как и всегда приходил, тем более, в такой день.
* Встреча 9 мая у парка, у мемориала павшим – традиция для наших ветеранов. Привыкли уже они, что День победы отмечают здесь: здесь и возложение венков, и митинг, и смотр строя и песни.
Но в этом году традиция дала сбой. По плану оргкомитета Правительства РТ все основные мероприятия должны были проходить в центре города – на площади Арата и улице Ленина. И это правильно: там и торжественнее, и просторнее. И время для возложения венков поэтому назначили раньше, чем обычно – на 8 часов 30 минут.
Только многие ветераны об этом не знали – очень уж поздно дали в СМИ программу празднования, которая до последних дней все «утрясалась и корректировалась». Словно только вчера сообразили: кроме бюджетных баталий Правительства с Великим Хуралом и выяснения вопроса «кто в республике хозяин», есть еще и дело поважней: достойно встретить юбилей Победы. В результате опубликованными в самый последний момент оказались две разных программы.
Но даже и в свой план республиканский оргкомитет не уложился: в 8.30 у памятника еще не был зажжен «вечный огонь», не позаботились сделать это заблаговременно. И уже это неприятно царапнуло. Так же, как и скомканность самой церемонии, прошедшей без обычного многолюдья. Ветераны-то подошли, только чуть позже, по привычному графику, когда торопливое, прошедшее в полном молчании возложение венков уже закончилось.
* Нет, в целом наши ветераны были окружены в этот день гораздо большим вниманием, чем прежде. Учтены были многие важные моменты, которые были сочтены незначительными в прошлые годы.
Слева и справа от главной сцены на площади поставили не обшарпанные скамейки, а несколько рядов офисных стульев, ветеранам не пришлось толкаться в толпе. Пожилых людей, многие из которых пришли на праздник, опираясь на палочку, а то и на две, провожали до места, рассаживали, чтобы они смогли посмотреть парад со всеми удобствами.
Постарались и с парадом, выручило пограничное управление ФСБ России по Туве. Пограничники продемонстрировали хорошую выправку – особенно на фоне традиционно не очень-то твердой и дружной маршировки отрядов наших правоохранительных и силовых ведомств.
Как всегда, постарались школьники. На этот раз первое место в конкурсе строя и песни было присуждено ярким гусарам из школы-лицея номер 15. Только, как обычно, наград дети не получили. Им опять только пообещали, что их «принесут в школы», и призы эти «будут хорошими».
Во время парада, увы, снова ощутилась нестыковка в организации всех, кто отвечал за его проведение: комментирующие парад ведущие «не попадали в текст» и в шаг: в результате спутали, какое ведомство за каким идет. А когда пошли отряды школьников, то и вовсе прекратили комментарий: в их сценарии просто не оказалось списка порядка прохождения маршем учебных заведений. Так и шествовали дети безымянными. Обидно, между прочим, они так старались не ударить в грязь лицом перед ветеранами.
Нет, не воспитало еще наше министерство культуры хороших комментаторов, могущих умелым текстом соответствовать серьезности мероприятия. Проблема у нас с ними. Так же, как и с серьезными сценариями.
* Чувство досады и недоумения вызвал праздничный концерт, последовавший после парада. Названо это было торжественно: театрализованное представление «Никто не забыт, ничто не забыто».
Однако торжественному названию происходящее на площади явно не соответствовало. Невнятные текстовые связки, набранные второпях старые номера, многие из которых совершенно не соответствовали тематике. Их просто спешно пришили «белыми нитками».
Так «пришили» к теме танец прыгающих в современных ритмах девчушек, назвав его танцем «Разведка». С таким же успехом можно было назвать его и «Артиллерией», и «Пехотой». Смысл был бы тот же. Точнее, отсутствие всякого смысла. Полагаю, довольно обидно было видеть такой «разведномер» дивизионному разведчику Алексею Дмитриевичу Лутанину.
Из подобных номеров состояла большая часть главного концерта, посвященного 60-летию Победы. Вытянул тему только военный ансамбль «Пограничник»: вот у них все было нормально и с репертуаром, и со вкусом, и с профессионализмом. А наши профессионалы культуры, оказывается, даже военных песен не знают, не удосужились разучить. За исключением единиц: Галина Сюрюн, например, спела «Синенький, скромный платочек».
Маловато для 60-летия Победы. В Москве 9 мая на главные сцены Красной Площади и Поклонной горы без соответствующего военного репертуара не выпускали ни одну звезду. Даже «автосигнализация российской эстрады» Витас разучил и прочувствованно исполнил «Ночь коротка, спят облака». А у нас что, в Кызыле и так сойдет.
Нет, не нашел этот концерт отклика в сердцах ветеранов. Сцена жила сама по себе, нарядные, в медалях, пожилые люди сами по себе, а зрители, за оцеплением милиции, тоже сами по себе. Не чувствовалось ни теплоты, ни сердечности.
Ну неужели трудно было взять список наших участников Великой Отечественной – их у нас и всего-то в Кызыле 210 человек осталось – и зачитать, не скорговоркой, а хорошо поставленными голосами, имена каждого из них. И предложить встать на минуту тех, кто смог прийти, чтобы их увидели все, и посвятить им, поименно, хорошие военные песни. И подарить каждому хотя бы по одному цветочку.
Конечно, можно было. Только для этого республиканскому организационному комитету надо было не «план мероприятий» разрабатывать, а вложить в этот праздник душу. Но с душой, как оказалось – большая проблема. Гораздо проще провести так, как провели – согласно торопливому плану, но без души.
Без сожаления, не досмотрев концерт и до половины, ушли ветераны в ресторан «Эне-Сай» – на прием, данный от имени мэра города Кызыла Дмитрия Донгака. Там уже были накрыты столы на 300 персон, с запасом, чтобы можно было разместить всех: и участников войны, и их жен, и тружеников тыла. Программа «Никто не забыт, ничто не забыто» продолжалась уже без них…
* А вот то, что происходило вечером на площади Арата, и вовсе превзошло все ожидания.
Особенно в конце, когда закончились все более-менее приличные номера и на сцену, чтобы потянуть время до праздничного салюта, выпустили четверку совсем уж беспорядочно скачущих парней. Парни старались вовсю: и прыгали, и демонстрировали маловразумительные сценки со словами «Чубайс, открой пиво!» Все это время от времени прерывалось истерично-дискотечными криками одного из них о «нашей конкретной победе», приглашениями посещать их дискотеку и воплями под брейк: «Дорогие ветераны!»
Хорошо, что всего этого не видели «дорогие ветераны». Никого из них на вечерней площади не было. Да их и не ждали: все дневные почетные ветеранские стулья уже были убраны, мероприятие с гордым названием «Мы помним!» было рассчитано только на молодежь, которая и заполнила площадь до отказа.
Абстрактно предполагалось, что данная молодежная программа должно чему-то там способствовать: воспитанию на лучших исторических и патриотических традициях, уважению к старшему поколению. На деле получилась обычная сумбурная молодежная тусовка. Давно уже разучились у нас в Кызыле на подобных мероприятиях хоть чему-то учить и хоть как-то воспитывать. Увы, не стало исключением и 60-летие Победы.
Примирил с действительностью только финал: праздничный салют, грянувший ровно в 22 часа и прервавший прыжки и крики на сцене. Грянула песня «Этот День Победы!», на экране пошла кинохроника победного мая сорок пятого. Небо расцветилось яркими сполохами. Оживились и молодые лица: отвлеклись от сигарет и семечек, как-то осмысленнее стали реагировать на происходящее.
Жаль только, что все это продолжалось всего лишь восемь минут.
* Но праздник для меня все равно получился. И самым добрым и светлым в нем были встречи с нашими ветеранами – красивыми и достойными.
В этом номере через все страницы газеты проходят их лица. Вглядитесь в них. На вас смотрит наша история. Наша гордость.
Надежда АНТУФЬЕВА