ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ

² Нам уже 302 года. Три века назад, в 1703 году,вышла первая российская газета«Ведомости», учреждённая Петром Первым. Поэтому сегоднянаш общий журналистскийпраздник – День российской прессы – мы отмечаем 13 января, вчесть выходя первогономера первого периодического печатного издания.

Любопытнейший, между прочим, номер. Информативный.«Повелением Его Величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили». Как сегодня с философией и диалектикой в наших школах?

«Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские ругозенскую, и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую заставы…» Ну, и даёт батюшка! Неслабый, видно, был человек.

Или вот ещё: «Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей не мало. Их града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путём». Так и видится этот подарочек, бредущий, помахивая хоботом,«сухим путём» в холодную землю Московскую. Интересно, добрёл ли?

Много чего было с нашей журналистикой после этого. Множество газет и журналов выходило – хороших и… разных. Особый всплеск – с 1991 года. Сегодня называется цифра: более 34 тысяч газет и журналов в стране зарегистрировано. Конечно, реально живёт и выходит гораздо меньше, эксперты считают – свыше 15 тысяч. Но всё равно, солидно. Представляете, какая армия только газетных журналистов в них работает! А плюс ещё тележурналисты, которые этот праздник, и по праву, тоже считают своим.

Поэтому в День прессы взаимные поздравления и пожелания звучат отовсюду. Только очень важно, считаю, на фоне этих поздравлений не забыть о тех, кого сегодня уже нет с нами.

² Журналистика стала опасной профессией, а«горячимиточками» для журналистов –не только зоны военных действий, но и собственная редакция, родной город, подъезд собственногодома.

17 октября 1994 года вся страна была протрясена взрывом в редакции «Московского комсомольца», унесшим жизнь Дмитрия Холодова, писавшего о коррупции, воровстве, злоупотреблениях в армии.

1 марта 1995 года стал общероссийскимтрауром: в подъезде своего дома двумя выстреламиубит гендиректор ОРТ, любимый телезрителями«взглядовец» Влад Листьев.

7 июня 1998 года – зверское убийство в Элисте Ларисы Юдиной, главного редактора газеты «Советская Калмыкия сегодня».

9 марта 2000 года – гибель в авиакатастрофе главного редактора ежемесячника «Совершенно секретно»,руководителя одноимённого холдинга Артёма Боровика.

Сегодня имена тех, кто был примером гражданского мужества, символом независимой, смелой и порядочной журналистики, носят престижные творческие конкурсы: международный «Вопреки» имени Ларисы Юдиной, премия имени Артёма Боровика. Ими отмечаются российские журналисты за честность и принципиальность в отстаивании гражданской позиции, за вклад в развитие независимой журналистики, журналистские расследования.

Помню, как в 2000 году Юрий Щекочихин, бесстрашный журналист, депутат Госдумы,многие годы занимавшийся проблемами коррупции и организованной преступности, вручал нам, региональным журналистам, немного обалдевшим от такого внимания, награды лауреатовконкурса «Вопреки» имени Ларисы Юдиной. А после торжественной части в Центральном Доме Журналиста всех пригласили на дружеский приём в «Новую газету», в которой в последнее время работал Щекочихин.

Очень душевный был приём, особенно тёплый. Мы все вместе под фортепьяно пытались дружно спеть «Песенку военного корреспондента», Юрий много смеялся, шутил, старался уделить внимание каждому из лауреатов. Осталась память: фото и его автограф на обратной стороне диплома: «Ничего! Прорвёмся! Вопреки...» И размашистая подпись: «Юрий Щекочихин».

Да, приходится говорить «осталась память».В прошедшем времени. Потому что в ночь со 2 на 3 июля 2003 годане стало и Юрия Щекочихина: он скончался в Центральной клинической больнице, официальный диагноз – аллергический синдром. В этой смерти до сих пор много вопросов, ряд симптомов свидетельствует об отравлении, и коллеги журналиста ведут собственное журналистское расследование. А последние громкие расследования Юрия Щекочихина были связаны с коррупцией в Генпрокуратуре РФ.

Я перечислила только всероссийскиизвестные имена. А список российских журналистов,погибших при исполнении профессионального долга: от рук убийц, в авиа- и автокатастрофах, в «горячих точках», пополняетсяежегодно. 1995 год – 16 человек, 1996 год – 19, 1997 год – 14,1998 год – 11, 1999 год – 15, 2000 год – 19, 2001 год – 16 , 2002 год – 19, 2003 год – 20.

Скорбную статистику ведёт Фонд защиты гласности (президент Фонда, член комиссии по правам человека при Президенте РФ Алексей Симонов). Загляните на сайт фонда www.gdf.ru, раздел мониторинга: имена, факты, цифры. Руководитель службы мониторингаФонда Борис Тимошенко ведёт в нашем профессиональном журнале «Журналист» специальную ежемесячную рубрику «Хроника беззакония». Случаи гибели журналистов, нападения на них и на редакции, уголовные преследования журналистов и СМИ, угрозы, задержания милицией, выселение из редакций,отказы и в доступе к информации – множество форм давления и нарушения прав журналистов. Только по итогам 2003 года было зарегистрировано 1119 конфликтов.

² Всё новые и новые имена. Вот только список журналистов,погибших, по данным Фонда защиты гласности,в минувшем году:

Ефим Суханов, «АТК-Медиа», Архангельск;

Фарит Уразбаев, телеоператор телерадиокомпании «Владивосток», Владивосток;

Адлан Хасанов, журналист агентства «Рейтер», Грозный;

Шангыш Монгуш, корреспондент газеты «Хемчиктин сылдызы», Республика Тува;

Евгений Макеев и Александр Кравченко, НТВ, Тульская область;

Пол Хлебников, редактор российской версии журнала «Форбс», Москва;

Пайл Пелоян, редактор журнала «Армянский переулок», Москва;

Зоя Иванова, диктор БГТРК, Республика Бурятия;

Олег Белозеров, «Аргументы и факты» – Нижнее Поволжье», Волгоград;

Владимир Притчин, главный редактор Северобайкальской телекомпании, Республика Бурятия;

Ян Травинский, Санкт-Петербург, – в Иркутске;

Александр Клименко, фотокорреспондент газеты «Амурская правда», Благовещенск.

А ведь общий итог года ещё не подведён…

² Как вы уже заметили, в этом списке погибших коллег и имя тувинского журналиста Шангыша Монгуша, убитого в Кызыл-Мажалыке («Центр Азии» № 24 от 18 июня, 2004 г., журнал «Журналист» № 8, 2004 г.).

Ушёл из дома и пропал 19 января 2004 года, тело, со множеством ножевых ранений и ударов топором, обнаружено 2 мая. Убийцы не найдены.

Фонд защиты гласности не ограничивается только сбором, публикацией и анализомданных о погибших журналистах, нарушениях их прав, но и добивается принятия мер в отношении этих преступлений и нарушений.Регулярно в Генеральную прокуратуру России отправляется запрос со списком фамилий: какие меры приняты, как продвигается расследование. В этом списке и имя нашего земляка. Очередной ответ, пришедший в Фонд из Генпрокуратуры РФ, датирован 9 ноября 2004 года. Напротив фамилии Монгуш значится: «Расследование продолжается. Дело на контроле прокуратуры республики».

Стандартный прокурорский ответ. Но, главное, журналистское сообщество делает всё, что может:гибель тувинского журналиста стала заботой наших московских коллег, его имя, до сих пор известное только в Туве, в скорбном списке наряду с общероссийскими именами. Потому что неважно, кто ты по должности и откуда, главное: ты – журналист!

Как раз накануне Дня российской прессы на мой стол легло письмо от матери Шангыша, учительницы Валентины Монгуш (сегодня мы публикуем его), в котором она благодарит за поддержку и помощь сотрудников Фонда защиты гласности, журнала «Журналист». Этому –журналисткой солидарности, взаимной поддержке, смелости и принципиальности, неравнодушию – учат нас и Алексей Симонов, и Борис Тимошенко. Учит своими публикациямии заместитель редактора «Журналиста» Виталий Челышев, который всегда с особым вниманием относится и к приходящим из Тувы материалам в защиту журналистов.

И мы, тувинские журналисты,учимся. Не так быстро, как хотелось бы, но учимся…И, самое главное, начинаемпонимать: мы – не одиноки, мы не просто сотрудники конкретного издания, замкнутые в пределах одного СМИ.Мы –часть большого сообщества, выполняющего свойгражданский долг –долгжурналиста. И если ты честно выполняешь его, то втрудную минуту к тебе на помощь обязательно придут. Как пришли ик нашему коллеге из соседней Хакасии Михаилу Афанасьеву.

² Абаканский журналист Михаил Афанасьев стал лауреатом престижной премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Уже одно только имя Андрея Дмитриевича Сахарова обязывает и заставляет тянуться и тянуться. Как до вершины.

Вот как определяет особый статусэтой премии председатель жюри Алексей Симонов: «За журналистику как поступок – когда написанное перестаёт быть более или менее удачным сочетанием слов, а становится продолжением жизненной позиции». Именно так оцениложюри, в составе которого такие известныероссийской журналистике имена, как Инна Руденко, Отто Лацис, Анна Политковская, публикации Михаила на сайте Интернет-издания «Национальная безопасность» (www.nacbez.ru). И его гражданскуюпринципиальность, смелость, неуспокоенность.

Только получить эту премию в Москве Михаил не смог. Когда 11 декабря в музее – общественном центре имени Андрея Сахарова готовились к чествованию дипломантов, номинантов и главного виновника торжества – хакасского журналиста, лауреат Сахаровской премии находился… в камере изолятора временного содержания МВД республики. В полном соответствии с традициями диссидентского, правозащитного движения, отражёнными на стендах этого необычного музея.

Целую серию статей о произволе местных чиновников, правоохранительных органов, о браконьерстве, наркоторговле, в защиту прав человеканаписал и опубликовал Михаил. И в них – не только о хакасских проблемах, мелькают и тувинские имена – мы же соседи, всё у нас взаимосвязано.«Чашу терпения» переполнила статья «Хакасская «Охотбанда» пошла во власть»: через два дня после её выхода на сайте – 9 декабря – Михаил оказался в камере.Его задержали прямо при выходе из абаканской больницы, где он проходил лечение.

И это заключение принесло всероссийскую и международную славу прокурору Республики Хакасия Александру Белошицкому. Его имя, благодаря Афанасьеву, сталоизвестно даже во Франции!

С письмом, выражающим крайнюю обеспокоенность действиями прокуратуры, обратился к прокурору не только Алексей Симонов – от имени всех членов жюри, но и международнаяорганизация «Репортёры без границ», имеющая штаб-квартиру в Париже, отделения и представительства по всему миру.«Репортёры без границ», отстаивающие права журналистов, преследуемых за свои убеждения,также направили прокурору Хакасии обращение с требованием немедленного освобождения Афанасьева, арестованного перед получением награды, которой удостаиваются самые достойные журналисты. «Нет никаких оснований держать журналиста под арестом только потому, что он делает свою работу», – подчеркивалосьв письме А. Белошицкому.

11 декабря, в день церемонии награждения,Афанасьев был освобожден. В Москву он, естественно не попал (как специально старались!). Алексей Симонов, прямо во время церемонии награждения, из музея Сахарова,позвонилему домой, поздравил лауреата. А мы, присутствующие на награждении журналисты, аплодировали коллеге – по телефону.

Михаил до сих пор так и не получил премию – пять тысяч долларов, которую хочет потратить на создание собственного, хакасского независимого Интернет-издания. Он не может выехать в Москву: чудесным образом во время задержания«исчез»его паспорт. Однако не унывает, ощущая поддержку коллег. В концедекабря Фонд защиты гласностинаправил в Абакан для помощи ему опытного адвоката. А эта помощь ох как нужна: за короткий срок против журналиста было возбуждено…пять уголовных дел – по итогам его публикаций. Статья стандартная – 129 УК РФ – «Клевета».По двум из них он уже оправдан.

Судебные разбирательстваМихаилу ещё предстоят: и 13 января – в День российской прессы, и в последующие дни. Стойкости и мужества нашему абаканскому коллеге! И всем нам!

А в подарок, коллеги и читатели, примите эти стихи.

ТЫ – ЖУРНАЛИСТ!

Она родилась триста лет назад.

Так далеко и, в то же время, близко.          

И предстоит ещё создать трактат

О ней, о журналистике российской!

Была такою разной сотни лет:

Официальной, светской и блестящей.

Но не она оставит в душах след,

А та, что называютНастоящей.

О ней сегодня мы хотим сказать,

В ней – наша слава, наша честь и сила:

О той, что заставляла сострадать

И сильным мира правду говорила.

Тусовки, звёзды, доллары и знать –

Соблазнов куча – вместе с новым веком.

Но кто-то должен людям объяснять:

Как всё равно остаться Человеком?

И, может быть, поймём мы, наконец:

Не в этом суть, чтоб написать красиво.

А в том, чтоб достучаться до сердец,

Ведь слово – это мужество и сила!

Увидеть свет в кромешной темноте,

Услышав плачь, помочь тому, кто плачет.

И помнить, помнить всюду и везде:

Ты – журналист. И это –много значит!

Надежда АНТУФЬЕВА,

член правления Тувинского регионального отделения Союза журналистов России, председатель Тувинского регионального отделения «МедиаСоюза».

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 6 632