Резюме к безрадостному рейду

Последние два года практически ни одно аппаратное совещание в мэрии Кызыла не обходится без обсуждения проблемы под условным названием «несовершеннолетние». Причем, все реже обсуждаются их успехи, таланты и открытия, все чаще констатируются грустные факты: количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками и совершенных против них, не уменьшается.

Ничуть не лучше картина в целом по республике. За 2003 год совершили правонарушения 696 подростков, при этом 248 из них находились в состоянии алкогольного опьянения. В 2004 году изменений к лучшему не случилось. Только в совершении групповых преступлений приняли участие 343 подростка. Убийства, грабежи, изнасилования, кражи, в которых принимают участие «милые детки», совсем не редкость.

Летом к этой далеко не радостной картине добавляются новые штрихи. Среди завсегдатаев летних кафе, в которых подают спиртное – подростков едва ли не половина (в некоторых – большинство). И не думайте, что в окружении «пивного моря» они скромненько обходятся газировкой. И если в первом полугодии 2005 года в Кызыле были задержаны 1915 несовершеннолетних в нетрезвом состоянии, то, вполне вероятно, во втором цифра будет еще более впечатляюща.

Закон РТ «Об административной ответственности на территории РТ», дополненный специальной главой «Ответственность за правонарушения в сфере исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних», казалось бы, должен помочь снизить остроту проблемы. В нем содержатся статьи, предусматривающие ответственность родителей за нахождение несовершеннолетних в общественных местах без сопровождения взрослых после 23 часов. Предусмотрены серьезные штрафы, например, если недоросль обнаружен в это время в кафе, в компьютерном зале, на дискотеке, маме с папой это грозит штрафом в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (от десяти до двадцати тысяч рублей).

Эти изменения в закон действуют уже два года (с мая 2004), но на количестве несовершеннолетних, проводящих позднее время в питейных заведениях за бутылочкой пива, это никак не сказалось. Сидят детки по ночам, как утверждают сотрудники отдела по делам несовершеннолетних, и в запертых компьютерных залах. Бывает и так, что родители заявляют о пропаже ребенка, предварительно снабдив его деньгами для невинного развлечения – посещения компьютерного зала, в котором тот «зависает» до утра.

За время рейда, в котором участвовали и корреспонденты «Центра Азии», вопрос о действенности закона обсуждался много раз. И также много раз в словах членов рейдовой бригады – инспекторов отдела по делам несовершеннолетних, участкового – сквозила беспомощность. Знают ли законодатели, что заботливый и строгий закон, принятый ими, «тормозит» на очень простых, на первый взгляд, вопросах. Например, как вычислить несовершеннолетнего, который сидит в кафе с огромной бутылкой пива и заявляет, что ему «давно уже 18»? И выглядит вполне взрослым. Забирать всех «для установления личности?». Тогда на время рейда потребуется не маленький старенький автобус, а целая колонна больших и вместительных. Да и на каком основании всех забирать? Хозяева кафе (а их прибыль как раз зависит от количества клиентов и пива, которое те выпьют) радостно сообщают, что «многие несовершеннолетние выглядят, как взрослые».

Кстати, ни одного родителя, выдворяющего свое чадо из сомнительного заведения, увидеть не удалось. А детки, по большей части, называют вымышленные адреса, имена и фамилии. «Да там же, в этих кафе и барах, половина – малолетки. Только поди докажи», – сокрушались милиционеры. Двух девушек в подпитии задержали только потому, что они уже попадали в поле зрения инспекторов по делам несовершеннолетних.

Еще одна проблема (ее постоянно озвучивают на совещаниях в мэрии представители УВД) – освидетельствование нетрезвых несовершеннолетних, которое должно проводиться в соответствующем учреждении и по определенным правилам. У инспекторов далеко не всегда имеется транспорт, чтобы добраться до наркодиспансера, который находится далеко за городом. А то, чтобы освидетельствование проходило в присутствии родителей – и вовсе пока несбыточная мечта сотрудников ОПДН. По словам руководителя отдела Салбак Ооржак, родители не понимают, как опасен пивной алкоголизм. Пока в родительском поведении только один сдвиг в лучшую сторону: папы и мамы стали осознавать опасность наркотиков, сами везут деток на освидетельствование.

Честно говоря, наш пятничный рейд вызвал чувство безысходности. Юные девушки и столь же юные кавалеры сидят за столиками, на которых полупустые, нередко огромные, пивные бутылки и «кириешки» на закуску. И никакой закон им не страшен, пока они сами и их родители считают, что все в порядке. И спохватываются только тогда, когда, как им кажется, «неожиданно» приходит беда.

Анна ЛАЧУГИНА
  • 2 875