НЕ ОСТАВЛЯЙ МЕНЯ, НАДЕЖДА!

Сцена из одноактного балета «Дюймовочка» (постановка Эртине Конгара, музыка Ильи Синкина). В роли Мыши – Надежда Наксыл. Фото Василия Балчий-оола.Вечером 16 декабря вновь призывно засветились оранжевые огни Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. Почитатели таланта Надежды Наксыл спешили на бенефис любимой актрисы, Заслуженной артистки РТ, лауреата Государственной премии Тувы. Они шли в театр, заранее предвкушая встречу с той, которая вот уже 25 лет восхищает зрителя неожиданными гранями своего таланта перевоплощения.

Той, которая своим светлым лиризмом и чтением проникновенных строк привила многим поколениям зрителей любовь к художественному слову, вкус к чтению и пониманию стихов. Той, что так привязала нас к себе за эти годы, что даже в крепкие морозы становится теплее при одной мысли о том, что сегодня в театре тебя ждет встреча с такой знакомой Незнакомкой, которую открывать для себя каждый раз – в радость.

И она, как и ожидалось, вновь удивила и одарила еще одной встречей с высоким искусством. Особенной удачей бенефиса Надежды Наксыл можно считать выбор жанра моноспектакля. Для тувинской сцены это явление скорее не привычное, чем обычное. И потому, может быть зритель, ожидающий привычный набор художественных номеров и инсценировок, из которых и обычно состоит любое торжественное мероприятие подобного рода, с легким недоумением встретил новшество – монолог Эдуарда Радзинского «Стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано» в исполнении хозяйки вечера и вначале был не совсем готов к его восприятию.

Но гениальная игра актрисы, которая выплескивала то в гротескном, полусумасшедшем, то в трагикомическом монологе крик души брошенной любимым человеком женщины, обезоруживала. Зрительный зал то смеялся по-доброму над наивностью героини, то замирал от нечаянного прозрения, обнажавшего с ужасающей четкостью тонкую грань между безумием и реальностью, на котором балансировала героиня. И она – страдающая, терзаемая внутренними страхами, смешная в приступе феминизма и восхитительная в ярости – была нам так знакома и понятна, потому что была одной из нас, женщин.

Весь зрительный зал был полностью во власти красивой, мечущейся по сцене женщины с горящим взглядом, выразительным лицом, нервными движениями. Невозможно было отвести взгляда от красного прозрачного палантина в ее руках, который превращался, по прихоти хозяйки, то в дорожку в ресторан, то в боа, то в паранджу, под которой можно спрятать свое «я» от внешнего мира, но неизменно оставаясь символом красной нити жизни, которую нельзя терять.

Этот своеобразный «театр одного актера», по словам французского поэта, драматурга и художника Жана Кокто, в литературном наследии которого особое место занимают одноактные пьесы-монологи, дает артистам возможность раскрыть наиболее драматические стороны их дарования, «заблистать новыми, подчас неожиданными гранями таланта». Что и удалось актрисе Надежде Наксыл, благодаря ее высокому профессионализму, полному проникновению в духовный мир героини на тонком уровне и даже не актерскому перевоплощению, а самому что ни на есть настоящему проживанию сценической жизни образа.

«Браво!» – кричали зрители актрисе. «Браво!» хочется сказать еще и художнику Начыну Шалыку за сценографию и стильность спектакля, продуманность вплоть до мелочей и цвета. «Браво!» – режиссеру Марине Сарыг – за интересное решение и смелость, ломающие привычные стереотипы. «Браво!» – еще и нам, зрителям, принявшим близко к сердцу движение мятущейся души, понявшим состояние и переменчивость настроения актрисы-героини в монологе, никого не оставившем равнодушным.

Двадцать пять лет назад Надюша поступала на актерское отделение Кызыльского училища искусств. Строгая экзаменационная комиссия взирала на очередную абитуриентку из Чадана. Испытания на сценическое движение, на музыкальный слух и многое другое Надюшей были благополучно преодолены.

Но когда один из преподавателей попросил ее спеть, она «пионерским» голосом, стараясь петь как можно громче, не пропела, а скорее, прокричала песню, комиссия не на шутку задумалась. Действительно, можно ли себе представить артиста, который не умеет петь? После некоторых споров ее все-таки приняли в училище и, благодаря тому демократическому решению, тувинский зритель уже четверть века аплодирует таланту актрисы Надежды Наксыл.

Она – любимая ученица Людмилы Александровны Бузиной, режиссера, отдавшего много лет творческого вдохновенного горения тувинскому театру. Через много лет Людмила Александровна скажет о Надежде Наксыл в своем интервью «Центру Азии» (№13, 23 марта 2001 года): «А Надя Наксыл, моя любимая ученица! Эта красотка, она была так хороша в «Тартюфе»! В Москве в Доме актера читала на тувинском из «Бахчисарайского фонтана». Сергей Юрский, председатель жюри Пушкинского фестиваля, спросил: «Где вы учились? Вы так хорошо читаете!» Она отвечает: «Моя учительница здесь». Я встала – аплодисменты, я покраснела, разревелась. Она получила второй диплом».

Сам мастер слова Михаил Царев, Народный артист СССР, высоко отзывался об исполнительском мастерстве тувинской актрисы.

На бенефисе тоже звучали стихи в исполнении актеров и, конечно же, самой героини вечера. Знаменитое стихотворение Симонова «Жди меня» в переводе на тувинский вместе с песней «В землянке» в исполнении Сергея Сокольникова настолько гармонично сочетались, щемящие строки так трогали душу, что многие в зале подхватили знакомый напев.

Много было поздравлений от коллег всех поколений, от благодарных зрителей. Прежде чем подарить актрисе символическую песню о трех сестрах – Любви, Мечте и Надежде – Сергей Сокольников сказал, что она – талантливая актриса, замечательный человек и прекрасная женщина.

Тема надежды ненавязчиво проходила через песни, стихи и слова, звучавшие на празднике. Но это не было вариацией на тему имени Надежды – Идегел. Это насущная потребность каждого – надеяться и верить. Как сказала в диалоге со зрительным залом сама Надежда Наксыл строками стихов Эдуарда Мижита: «Не покидай меня, надежда, не оставляй меня, мечта…» Иначе нельзя.

Саяна ОНДУР
  • 4 481