МАЙСКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ

Виктор Терентьевич Черкашин, полковник внутренних войск. Воевал на II и III Украинском фронтах. Освобождал Австрию, Венгрию, Чехословакию. Победу встретил в Австрии. Самой важной своей наградой считает медаль «За отвагу». На праздник пришел со своим правнуком Женечкой. 9 мая 2006 года.Такого бурного начала мая в Туве не было пять лет, со времени проведения 6 мая 2001 года референдума, на котором всенародным голосованием была принята новая Конституция Республики Тыва.

Тогда на референдум пришли, по данным Центризбиркома РТ, 61,5 процента избирателей, более восьмидесяти процентов из них высказались «за». Наши чиновники в запале даже называли Основной закон республики, принятый в 2001 году, образцово-показательным. Ни больше, ни меньше.


Примечательно, что такого эпитета не удостаивался Основной закон страны, в состав которой входит Тува. По крайней мере, ничего подобно ни в высказываниях политиков, ни в оценках ученых обнаружить не удалось. Чаще подчеркивается: Конституция государства, шагнувшего из тоталитарного строя (речь не идет о том, плох или хорош был строй советский), есть отражение стремлений общества, и пройдет не один десяток лет, прежде чем Основной закон станет действительно основным – для всех и каждого.

Мы же всегда торопимся, несмотря на «тувинское время» и восточный менталитет. И стараемся не говорить о том, что главная задача Основного закона, принятого пять лет назад была сугубо утилитарной – устранить набившие оскомину и ставшие тормозом в отношениях с федеральной властью противоречия Основного закона Республики Тыва и Основного закона Российской Федерации. И пока никто не может сказать, сколько еще уточнений в свете нынешних требований к единой вертикали власти в стране будет внесено в Конституцию республики. Подтверждение тому – нынешние споры между законодательной и исполнительной ветвями власти о том, нужна или нет в республике Конституционная комиссия.

* Как раз накануне пятилетнего юбилея со дня принятия Основного закона республики и власти, и население почувствовали, пожалуй, впервые, сложность и неприглядность собственного бытия .

Визит Полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина стал для многих сеансом шоковой терапии, который продолжают обсуждать и переживать все последние дни.

Уж очень контрастировало все, что и как он сказал в эти дни, с выступлениями его предшественника на посту полпреда – Леонида Драчевского, посещавшего республику исключительно с целями ознакомительными и праздничными. Резкий контраст и с осторожной реакцией на события, которую проявляет нынешний главный федеральный инспектор Виктор Чернышев, находящийся в прямом подчинении у полпреда.

Оценка экономической ситуации в республике тоже далека от той, что усиленно пропагандируется исполнительной властью республики, в том числе и в последнее время – в связи с очередным обсуждением очередного отчета правительства и наделавшим много шума недавним обращением депутатов Законодательной палаты Великого Хурала РТ к Президенту Российской Федерации. Анатолий Квашнин охарактеризовал его как социально-экономический тупик.

* Хотя, если говорить откровенно, ничего принципиально нового о самих себе, того, что бы ни обсуждалось в закулисьях нашей общественно-политической жизни, мы не узнали.  

Да и не могли узнать. Полпред ведь иллюстрировал свои оценки сценками из нашей жизни, которые он успел посмотреть за насыщенные три дня.

Мы не понимаем, что дрязги наших властей, тянущиеся как раз с момента формирования первого постсоветского парламента, мешают нормальному развитию республики? Если и есть такие, кто не понимает этого, они явно трудятся не в правительстве и парламенте, ни в министерствах и ведомствах, ни в местных органах власти. За последние почти полтора десятка лет большинство фигур нашего местного политического театра уже столько раз перетекли из одной ветви власти в другую, из «правильного» лагеря в стан оппозиции, уж они-то знают подноготную всех политических и экономических скандалов. Знают, что первопричины их – в алчности, некомпетентности, радении в первую очередь о себе, любимых.

Мы не догадывались, что сдающееся у нас жилье построено по технологиям прошлого века? Не знали, что средний уровень медицинского обслуживания мягко говоря, невысок? Тогда скажите, почему же вся наша элита предпочитает лечиться либо за пределами республики, либо в «чабанской» больничке? Потому что осведомлена о состоянии дел в медицине. А оно таково, что даже вопрос о минимальном косметическом ремонте в городской поликлинике становится глобальным. А сам ремонт проводится в авральном порядке перед тем, как в поликлинику заглядывают гости со стороны. Гости, а не пациенты, которые в ней вынуждены обслуживаться.

Мы не знали, что многие квартиры, которые люди приобретают на вторичном рынке жилья, лишь бы только «зацепиться» в Кызыле, по большому счету, квартирами назвать трудно? Правда, большие начальники бывают в них редко. Потому и не могли предугадать, что полпред с утра пораньше направится в гости в одну из таких квартир, попросит хозяйку показать, как выглядят ванная и туалет в таком жилище, купленном за большие деньги.

* Обо всем, на что обратил внимание Анатолий Квашнин, у нас известно.  

Разница – лишь в восприятии. Привыкли, притерпелись. И даже утешаем себя: «Мы ведь что-то делаем! Есть у нас успехи». Потому, наверное, столь большое внимание все дни визита и прошедшие после него с такими подробностями и смакованием обсуждаются отнюдь не глобальные проблемы, типа совместной работы парламента и правительства по исправлению ошибок, допущенных при приватизации объектов, а особенности общения полпреда с чиновниками. Сколько раз и как именно он принародно «осадил» председателя правительства республики, указал на место чиновникам рангом поменьше, обращался с уважаемыми людьми, как с неразумными школьниками. Но никто же не возразил. Наверное, это и правда был шок.

* Принципиально важно, что ни одна из ветвей власти не дождалась, что полпред рассудит вечных оппонентов – правительство и парламент, назовет, кто из них прав.  

Этого не случилось. Сторонам велено прекратить конфликтовать.

«Что мы с вами должны сделать? Мы это решили вместе. Первое: с данного момента, с сегодняшнего дня прекратить в личностном плане стирать друг у друга «грязное белье», прекратить давать пищу для разных неприглядных массовок для средств массовой информации. С данного момента мы работаем как одна команда. Иначе мы ничего не сделаем. Ни одна власть, ни исполнительная, ни законодательная в одиночку ничего не сделают, да еще, когда идет противостояние. Вы будете и далее топтаться на месте, вы и дальше будете так

* Время – самый главный эксперт для эпохальных событий и оценок. Анна ЛАЧУГИНА
  • 3 923