ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННИКИ
В Кремле Президент России вручал государственные премии людям, отличившимся на ниве служения Отечеству и народу. СМИ сообщали о праздничных шествиях в разных городах страны. Все выглядело ярко и торжественно. Кто пришел добровольно, а кто – «добровольно-принудительно» – осталось за кадром.
Состоялось красочное шествие и в Кызыле. На митинге тоже говорили о государстве и государственности. И в этот же день в Кызыле прощались с Анатолием Александровичем Матюшовым, Почетным гражданином города, руководителем Кызыльской межрайонной первичной организации Всероссийского общества слепых. Многие из тех, кто его знал, восприняли его уход как личную потерю.
Но он был не просто хорошим человеком, достойно прожившим довольно длинную жизнь (в марте ему исполнилось 80 лет). Он был настоящим государственником, добровольно взявшим на себя часть государственных забот, может быть, самую болезненную часть – печься о самых слабых – инвалидах, до которых по-настоящему у нашего государства все еще «руки не дошли». Человек, потерявший зрение уже в пенсионном возрасте, а до того много и азартно работавший, активный спортсмен и самодеятельный артист, профсоюзный лидер, он, наверное, как никто другой, понимал: самая главная обязанность государства по отношению к инвалидам – сделать так, чтобы эти люди чувствовали себя полноправными членами общества. И все 13 лет, что находился на посту председателя кызыльской «первички» общества слепых, Анатолий Александрович, несмотря на проблемы со здоровьем, пытался выполнить эту, государственную, миссию. Шел в редакции газет, договаривался об обеспечении свежей прессой; организовывал для своих подопечных встречи с чиновниками и творческой интеллигенцией, заботился о летнем отдыхе детей – обязательно и путевок добивался, и походы в парк с катанием на каруселях организовывал, продуктовую помощь инвалидам «добывал»; праздники со своими активистами такие организовывал, что молодым и здоровым позавидовать можно было. В маленьком, промерзающем зимой помещении «штаба» на улице Кочетова всегда было людно и хлопотно.
² Мало найдется руководителей предприятий, учреждений, да и предпринимателей, у которых не побывал бы он со своими просьбами. Редко кто ему отказывал, да он и не просил многого – помогите, если сможете. А потом обязательно старался отблагодарить добрых людей через газеты. Год назад в это время мы как раз работали с ним над интервью, которое потом вошло в третий том книги «Люди Центра Азии». Он старательно диктовал мне: «Есть люди и целые коллективы, которые нам помогают. Я им очень благодарен. Сергей Тимашков, у него аптека «Идегел», магазин по улице Пушкина, магазины «Вариант» и «Зеленая лампа», Виктор Тунев, «Тувинские электросети», «Водоканал», АЗС «Двина», артели старателей «Ойна» и «Тыва», депутат Великого Хурала Владимир Монгуш, директор национального парка Татьяна Шайдурова». Беспокоился потом, что не всех назвал.
² Но он умел быть жестким и непреклонным – в отношении тех, кто привык считать инвалидов как к беспомощными людьми, способными обходиться минимальной пенсией и живущими где-то вроде бы и не рядом с нами. Но чаще всего корил себя: не смог доказать, добиться, убедить. Так и осталась его главная боль – нет у нас школы для маленьких слепых детей. Решит ли государство эту проблему в ближайшие годы?
² У государства этих проблем – не счесть. И потому – требуются государственники. Настоящие. Не только с государственной зарплатой, но с государственным мышлением и совестью.