ХИТРЫЕ ЗВЕРИ САИНХО
50-летний юбилей отметила Саинхо Намчылак, презентовав 19 апреля в Москве поэтический отчет о тридцатилетнем путешествии из Тувы в Европу.
«Я поднялась и побрела в ванную. У меня было ощущение, как будто прошлой ночью кто-то тихо сидел у моей постели и, глядя в мои сны, как бы путешествовал вместе со мной. Мне казалось, я помню его лицо, все еще чувствую его взгляд, наполненный нежностью и всепониманием. Он был где-то незримо рядом, молчаливо наблюдая за моими действиями, как будто бы давая знать, что отныне он всегда будет со мной, всегда будет знать, о чем я думаю».
Десять лет назад лирические воспоминания Саинхо Намчылак о своем «тувинском Ромео» – влюбленном в нее когда-то молодом певце-земляке – помогли родиться ее стихотворению «Ангел». Записала она его на клочке бумаги. После этого появлялись новые записи. Когда их накопилось много, певица переписала все в блокнот. Он продолжал пополняться.
В прошлом году Саинхо выпустила в санкт-петербургском издательстве «Вита нова» свою первую книгу под названием «Чело-ВЕК» – сборник «стихотворений и дневников». Издание она презентовала представителям московской тувинской диаспоры, столичным ценителям своего творчества в день празднования юбилея в Московском Доме национальностей.
В первые певица провела не концерт, а вечер. Сама была ведущей, читала отрывки из биографии, стихи, приглашала на сцену своих гостей, слушала их поздравительные речи, принимала букеты цветов, отвечала на вопросы.
Чимит-Доржу Ондар сообщил всем о награждении Саинхо Намчылак медалью Ассамблеи народов России. От имени диаспоры ей вручили приветственный адрес, цветы, а также универсальный тувинский подарок – конверт с деньгами.
Саинхо отчиталась (именно она использовала сухое слово «отчет») о своих новых дисках, проектах. Юбиляр казалась усталой, немного волновалась, но очень обаятельно улыбалась, когда слышала комплименты. Когда же один из зрителей похвалил дизайн ее наряда, даже вскочила со своего места, и, смеясь, кокетливо повертелась перед всеми.
К огорчению многих, силой ее великолепного голоса не пришлось насладиться вволю. Первую импровизацию на шаманские темы она сама тут же по окончании исполнения забраковала. Улыбнулась и сказала: «Я давно этого не делала. Сейчас столько развелось молодых исполнителей, которые лучше меня импровизируют, что я лучше займусь чем-нибудь другим».
На других песнях она также выложилась в полсилы. Под конец вечера, только по настоятельной просьбе слушателей, исполнила без музыки очень высоко и тихо песню «Дагларым». Музыканты-друзья Маркус Годвин, Сергей Летов, Юрий Соболев, которых она попросила ей подыгрывать, не смогли разжечь себя и публику. Как пояснила певица, им сложно было освоить ее новую программу и уловить настроение юбиляра.
Гораздо более интересным оказался сборник стихов и дневников Саинхо. Собственно стихами ее творения не назовешь, скорее – это поэтические наброски, где-то выдержавшие ритм, где-то сбившиеся с него.
Также и с «дневниками». Это просто размышления, наброски, отдельные высказывания, даже игры слов, с которыми у автора свои «счеты».
Певица признается: «Слова – это хитрые звери, которые имеют привычку прятаться. Когда я, встретившись с кем-нибудь, хочу сказать что-то очень умное и модное, они, затаившись в самых дальних уголках памяти, затевают игру в прятки, ни за что не желая помочь мне в моей затее. Приходиться, оборвав фразу на полпути к намеченной цели, срочно и, если возможно, незаметно ретироваться, сказавшись занятой другими делами».
Чимиза ЛАМАЖАА