ЛЕЧАЩИЙ ДУШУ

У Белой Тары просят не только здоровья тела, но и исцеления души.13;10;Аржаан Шивилиг, июль 2007 год. Фото Саяны Ондур

Каждое лето подавляющее большинство населения Тувы срывается с привычных мест обитания, чтобы испытать на себе все прелести «дикого» отдыха.

Альтернатива цивилизованного отдыха на курортах и санаториях стихийную миграцию не останавливает.

О причинах такого поведения тувинцев можно размышлять, объяснять многовековой привычкой народа, ставшей рефлексом, неосознанным зовом генной памяти и многим другим.

Но как бы то ни было, пора созревания аржаанов – целебных источников – заставляет нас трогаться с места, как когда-то далеких предков, и уходить в обозначенные еще в древности священные лечебные места.

Вот и мы отправились к одному из популярнейших в народе целебных источников – к аржаану Шивилиг.

Для того чтобы добраться до аржаана, нужно взять направление на запад Тувы, проехать от Кызыла 342 километра до районного центра Бай-Тайгинского кожууна Тээли.

Но и на этом путешествие не заканчивается: от Тээли до сумона Бай-Тал, к которому и относится Шивилиг, нужно ехать 18 километров. И это не все: оставшиеся до целебного источника 20 км преодолеваются трудно – асфальта нет и в помине, а на пути множество больших камней и кочек. Последнее усилие, и после 380 километров пути ты – на священной земле Шивилиг, которая нигде на картах не указана, но к которой народ стремится отовсюду.

ЗДЕСЬ СВОИ ПОРЯДКИ

Шивилиг, готовящийся к поре созревания аржаана.13;10;Аржаан Шивилиг, июль 2007 года.

Название Шивилиг переводится – местность, где много елей. И действительно, здесь находится большое разнообразие хвойных деревьев.

На аржаане свои порядки, отличающиеся от правил в привычном мире. Незнакомые люди приветствуют тебя: «Экии». В твое жилище запросто может зайти незнакомец, и нисколько этому не удивившись, ты начинаешь разогревать чай и готовить угощение.

Внутри стихийно возникшего поселения – своя жизнь. Обитатели – от малышей, что на руках у родителей, до стариков с палочками.

Прежде здесь располагались шалаши бедняков и юрты богачей. Сегодня их заменили кокетливо разноцветные палатки. Традиционное приготовление пищи на кострах вытесняется газовыми плитами. Цивилизация достигла даже отдаленных уголков природы.

Шивилиг находится на вершине горы. Даже в разгар лета струи аржаанов, а их здесь великое множество, поражают ледяной свежестью. Вырываясь наружу родничками, они берут начало из артерий больших и малых подземных вод.

Оптимистический шум воды успокаивает нервную систему, а холодные струи вливают в тело молодость, а в душу – радость. Каждый из родников целебной воды, щедро бьющей из глубины горы, лечит определенный круг заболеваний.

Неприметная вначале струйка, по пути наливаясь силой, раздаваясь вширь, попадает в длинный деревянный желоб, бежит по нему в кабинку и с высоты метра падает вниз. И под эту струю подставляются проблемные места.

Кабинки для принятия водных процедур установлены в разных местах. Рядом скамеечки для отдыха. Приятно сидеть в тени хвойных деревьев в ожидании своей очереди.

К кабинкам прикреплены таблички с полустертыми надписями. Там, где можно было разобрать надпись «неврологические заболевания» мы и решили принимать ванны. Все болезни от нервов, будем лечить все.

При внимательном рассмотрении на одной из кабинок разобрали надпись «ЛОР» и ходили туда полоскать горло.

А в кабинке гинекологических заболеваний, которую нам показали старожилы, бодро принимал душ молодой человек – большой оригинал. Не стали его беспокоить. Считается, что его аржаан помогает лечить женское бесплодие, из-за, якобы, растворенного в нем мумие.

В разгар сезона население аржаана Шивилиг увеличивается на 50-60 человек в день. И это неспроста: август – пора созревания аржаана. Считается, что в это время он наиболее полезен.

УГОЩЕНИЕ ДУХАМ И БЕЛОЙ ТАРЕ

Обряд сан салыры – самый главный ритуал начала жизни на аржаане. Ветеран телевидения Карма Монгуш с женой врачом-невропатологом Билчитмой Монгуш. Аржаан Шивилиг, июль 2007 года.

Каждый прибывший первым делом проводит у священного дерева обряд сан салыры.

Это традиционное выражение почтения хозяину целебного источника, духам местности, прошение для себя и близких здоровья и благополучия – по древним языческим законам.

Под деревом сидит буддийская богиня Белая Тара. Ей тоже надо выказать почтение.

Характерный для Тувы синкретизм религий – слияние шаманских и буддийских традиций – нашли отражение и здесь. Духи местности и буддийская богиня мирно живут рядом, призывая и всех, приезжающих в это святое место, жить в согласии.

Ритуал подношения хозяевам аржаана начинается с того, что свежесваренным чаем с молоком брызгают во все стороны света. В одной из двух жертвенных чаш зажигают огонь, который «кормят» лучшей и вкусной пищей со словами благопожелания.

Традиционно считается, что духам и хозяину аржаана нравится еда, смешанная из тувинского далгана – просяной муки, меда, топленого масла, молока. Если пища жертвенным огнем будет «съедена» без остатка, это хороший знак, что лечение будет проходить успешно.

Затем каждый на ветки священного дерева повязывает трехцветные ленточки – чалама. Кроме того, к ногам богини Белой Таре кладут кадаки – ритуальные шарфы из легкой материи.

Но не все умеют правильно проводить обряд. В жертвенной чаше лежали обгоревшие огурец, апельсин и кружочки колбасы. Остатки полуобгоревшей пищи показывали, что не все знают, что в огонь овощи, фрукты и мясные изделия класть нежелательно. Вот и результат: подношение не сгорело полностью, значит, не понравилось.

Наше угощение Белой Тарой было благосклонно принято. После нас обряд начала другая семья.

НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ

На аржаане не встретишь одинокого человека. Тувинцы издавна приезжали лечиться и отдыхать на источники семьями.

Пока взрослые принимают лечение в кабинках, маленькие аржаанцы всегда найдут, чем заняться. Аржаан Шивилиг, июль 2007 года.И это способствует преемственности между поколениями. Пример взрослых, одушевляющих природу, без назиданий и нравоучений прививает младшему поколению бережное отношение и уважение к аржаану, духам местности. В свою очередь такое отношение будет органично передано их детям.

Нить, связующая поколения, становящаяся со временем крепче, возвратит к истокам верований, утраченным в постреволюционный период ТНР и во время строительства социализма.

Искусственно насаждаемое поклонение коммунистической партии, не имея корней, не смогло просуществовать долго. Ей не удалось истребить древнюю веру и традиции народа, потому что они существовали и существуют в гармонии с природой и живут по ее законам.

Раньше в окрестностях аржаана Шивилиг из-за богатых пастбищ любили летом выгуливать скот бай-тальские чабаны. Понимая необходимость сохранения этих мест, где кроме аржаана Шивилиг много курганов, каменных изваяний древнетюрк-ского и уйгурского времен, на общем собрании сумона Бай-Тал чабанские стоянки решили за территорию аржаана удалить на три – четыре километра.

И жители строго выполняют это решение. Заповедная зона, как рассказал мне старожил этих мест Бараат Делег-оол, сегодня занимает более 198 квадратных километров.

УКРОЩЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Как вечером обойтись без романтического костра. С первыми звездами мы разожгли небольшой костер, посидели, поговорили, рассказали детям сказки.

Вдруг из соседней палатки закричала женщина. Маленький костер и мероприятие под названием «Спокойной ночи, малыши» мешали невидимой женщине спать.

Несмотря на сознательный возраст, она удивила незнанием одного из неписанных правил аржаана, территория которого считается культовым местом и потому устраивать перепалки и ругаться на нем категорически возбраняется.

Но это был единственный за неделю нашего пребывания случай некорректного поведения. В основном, народ благожелательно настроен друг к другу. Даже самые сварливые здесь стараются укротить свой характер, понимая, что негативными эмоциями повредят, прежде всего, самим себе.

Шествуя между палаток большого поселения, встречаешь самых разных благожелательно настроенных друг к другу людей. Они приветствуют тебя и заводят разговор. Кроме жителей из разных районов Тувы, здесь отдыхают и соседи из Абазы и Абакана.

ЛУЧШЕ, ЧЕМ В СОЧИ

Русские отдыхающие знают и соблюдают обычаи тувинцев. Маленький голубоглазый карапуз, прежде чем бежать за мамой к аржаану, положил к Белой Таре монету – один из видов традиционного подношения.

Семьи Байкаловых, Дмитриевых, Толстихиных – всего 11 человек – приехали из города Абаза Республики Хакасия. Дружат много лет. На Шивилиге – второй год.

Аржаан помог поправить здоровье Алексею Толстихину. Он шахтер, с 1984 года работает на шахте Абаканского филиала ООО «Евразруда». После десяти лет тяжелого физического труда стал чувствовать недомогание. Врачи поставили диагноз «поясничный остеохондроз». После аржаана он год не вспоминал о болезни.

Следуя тувинскому обычаю: три года подряд лечиться на одном и том же аржаане, приехал вновь. И привез с собой друзей.

В Абазе есть свой профилакторий «Саянская благодать», но этим абазинцам привычнее здесь. Их не пугает расстояние в 320 километров. «Для нас лечение и отдых на аржаане лучше, чем в Сочи, – в один голос говорят соседи из Хакасии.– Тем более, что дорога от Бай-Тала до Шивилига стала лучше, чем в прошлом году. Видно, что ее ремонтировали».

ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО

Водные процедуры на аржаане принимают три-четыре раза в день. Начинают с тридцати секунд и постепенно доводят до пяти минут – это максимум. Иначе может навредить. Признаки того, что слишком увлекся – головокружение, тошнота, слабость.

Под струю аржаана нужно подставлять больные суставы, позвоночник, особенно – место, где мучает остеохондроз. Затем, не вытираясь, сохнешь, похлопывая себя. Категорически запрещается держать под струей голову и затылок.

После водных процедур обязательно нужно очень тепло одеться. Люди, щеголяющие в сорокоградусную жару в камуфляжных куртках, лыжных шапочках, сапогах, пуховиках и даже зимних пальто, здесь никого не удивляют.

Детям, если они не страдают хроническими заболеваниями, не рекомендуют принимать водные процедуры, они пьют только воду источников. А целебный воздух таежного аржаана – самое лучшее лекарство.

Наиболее активные отдыхающие ходят на аржаан Чурек – Сердце, что находится в нескольких километрах от Шивилига. Утверждают, что он помогает при сердечных заболеваниях.

Известный исследователь целебных источников и озер Тувы Кара-кыс Аракчаа в научном труде «Слово об аржаанах Тувы» пишет:«Аржаан Шивилиг является слаборадоновым.

Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения. Показания минерализованных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения.

Макрохимический состав – гидрокарбонатный магниево-натриево-кальциевый. Наличие достаточного количества кремнекислоты говорит о противовоспалительных свойствах воды, органического углерода – о полезности при урологических заболеваниях».

Врачи не только рекомендуют пациентам аржаан Шивилиг, но и сами лечатся здесь. Как, например, известный в республике врач-невропатолог Билчитмаа Монгуш, но при этом предостерегает:

«За больными эпилепсией нужен особый присмотр. Больной может получить стресс от ледяной воды, что приведет к учащению приступов. Без присмотра на аржаане он может упасть, удариться головой.

Нельзя лечиться на радоновых источниках людям с онкологическими заболеваниями, лечение на аржаане может дать рецидив.

Нельзя вставать под струю источника больным заразными кожными заболеваниями: воды аржаана не успевают очиститься, и есть опасность, что заразится другой человек.

Также туберкулезным больным категорически противопоказано такое лечение».

АРЖААН И ВОДКА

В один из вечеров мы разожгли наш традиционный костер, обменялись мнениями и, пожелав друг другу спокойной ночи, разошлись по палаткам.

Но ночь выдалась неспокойной. Соседи – супружеская пара – выпила лишнего: не аржаана, а алкоголя, и всю ночь бурно выясняла отношения.

Эти люди нарушили главное правило: аржаан считается у тувинцев священным местом, и распитие спиртных напитков на его территории совершенно не допускается. А с медицинской точки зрения такое «лечение» равносильно запиванию рюмкой водки ценнейшего лекарства.

К сожалению, этот случай не единичен. До недавних пор покой заповедного уголка Шивилига, к ужасу отдыхающих, часто нарушала молодежь, приезжавшая потусоваться с музыкой и выпивкой. К ним присоединялись местные апачи на конях и конец у таких тусовок обычно носил криминальный характер.

Но в дни нашего пребывания был полный порядок – нам повезло, ведь никакого присутствия правоохранительных органов обнаружено не было.

Единственный закрепленный за Шивилигом милиционер, и то, не за самим аржааном, а за двумя расположенными рядом детскими оздоровительными лагерями Бай-Тайгинского района, уехал на празднование местного Наадыма.

Так что и взрослые, и дети остались без всякой охраны и без возможности оперативно связаться с внешним миром – мобильная связь в районе отсутствует.

ЗА ЧТО ПЛАТИМ?

Такое отношение к отдыхающим несправедливо. Хотя бы по тому, что аржаан вовсе не дикий.

За пребывание на нем сельское поселение сумона Бай-Тал взимает специальный «аржаанный сбор». Такса, установленная местным Хуралом представителей с прошлого года не менялась: 250 рублей со взрослого, 125 – за детей до 14 лет, 70 рублей за грузовую машину, 50 – за легковую.

Сбором денег занимается уполномоченное на это лицо, представившееся «начальником аржаана» Клара Салчак. Она даже выдает, по всей форме квитанции – корешки от приходного кассового ордера, с печатью администрации сумона Бай-Тал и подписями бухгалтера и кассира.

По ее словам, в прошлом году на Шивилиге отдохнуло не менее тысячи человек. Простое умножение показывает: деньги сумоном заработаны немалые, и исключительно благодаря подарку природы.

Но от природы нельзя только брать. Надо еще и отдавать – вкладывать в благоустройство аржаана, в экологию. И в заботу о людях, которые своими деньгами (а на семью сумма выходит весьма существенная) пополняют сумонный бюджет.

А вот это администрация не спешит сделать. Первые отдыхающие на Шивилиге появились в двадцатых числах июня. Но и к двадцатому июля таблички на кабинках не были надписаны, не было никакой письменной информации о том, как проходить лечение.

Мусорные ямы возле туалетов и сами туалеты кишат мухами. За неделю уборные были убраны и обработаны только один раз.

Да, администрация вложила деньги в ремонт дороги. «Спасибо ей большое за это», – говорят отдыхающие. Но при этом отмечают: больше в лучшую сторону ничего не изменилось. Стало даже хуже: в прошлом году был медицинский работника, а в этом – нет.

Люди не могут понять: за что платим?

БЫЛОЕ ВЕЛИЧИЕ ШИВИЛИГА

А ведь аржаан Шивилиг знавал и времена величия. В середине прошлого века предприятия Таштыпа, Абазы, Красноярска строили пансионаты для отдыхающих и своих работников.

Вода была проведена по трубам прямо к корпусам. Работал магазинчик Бай-Тайгинского райпо. А комбинат бытового обслуживания района давал на прокат одеяла, матрацы, раскладушки, посуду и даже баян. Летний театр не пустовал – самодеятельные артисты из Бай-Тала не давали скучать никому.

Расцвет Шивилига пришелся на середину семидесятых годов прошлого века. За лето отдыхало до трех тысяч человек. Огромная потребность в целебной силе аржаана была не только у жителей Тувы, но и близлежащих регионов. Споро строились площадки для размещения палаток, кабинки, места отдыха и уборные.

Правда, на водные процедуры можно было попасть только один раз в день. С раннего утра выстраивалась очередь, составлялись списки. И в кабинку можно было зайти только вечером. Но никто не ссорился, не ругался, не выражал недовольства.

Чодураа Байыр-оол, учитель истории из Чаа-Хольской школы, в первый раз была здесь школьницей в 1986 году.

Она вспоминает:

«В середине восьмидесятых приезжала автолавка, крутили кино, радио вещало целый день. Выезды на аржаан были организованными. Из села Морен, где я жила до замужества, нас вывозил совхозный автобус и через 15 дней забирал. Было и медицинское обслуживание.

Когда я приехала в прошлом году, то очень удивилась: как все изменилось. Аржаан стал менее цивилизованным. Нет уже тех удобств. Но мы все равно будем продолжать ездить сюда, потому что Шивилиг для очень многих – надежда на спасение».

СВЯЗАТЬ ЧАЛАМОЙ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Шивилигские источники до сих пор продолжают оставаться местом паломничества для многих: молодых и старых, состоятельных и не очень, больных и здоровых.

Несмотря отсутствие комфортных условий, сюда едет и едет народ. Кроме исцеления физических недугов, он ищет и исцеления души. И прозрачный источник щедро предоставляет его: шелестом опавшей хвои, немолчным пением воды, следованием древним обрядам и ленточкой, повязанной твоими руками.

Чалама – символ связующей нити поколений прошлого и настоящего. Аржаан Шивилиг, июль 2007 года.

Здесь душа забывает о сумасшедшем ритме современной жизни, стрессах, преодоленных в течение года и необходимости быть сильным всегда.

На священной земле Шивилига ощущаешь, казалось бы, утраченную связь с теми, кто много веков каждое лето трогался с места, преодолевал неблизкий путь, чтобы омыться душой и телом в холодных струях аржаана и прикоснуться с почтением и любовью к священному дереву, чтобы повязать свою ленточку чалама.

И так будет всегда.

Саяна ОНДУР
Фото автора
  • 9 782