Квашнин-шоу: упасть-отжаться!

Зал переполнен – ни одного свободного места. Аншлаг, которому могут позавидовать и Филипп Киркоров, и Борис Моисеев, и Евгений Петросян.

В зале – местные руководители федеральных структур, министры, депутаты, главы муниципальных образований, пресса. И представители крупнейших фирм – те, кто по окончании мероприятия подпишут Соглашение о создании условий государственно-частного партнерства на территории Республики Тыва.

А на сцене, то есть в президиуме – Анатолий Квашнин.

 

Официально мероприятие, проходившее 4 апреля в большом зале Дома Правительства Тувы, называлось длинно и скучно – совещание с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе А. В. Квашнина о мерах по реализации программы экономического и социального развития Республики Тыва до 2015 года.

А фактически это было шоу одного актера. И «Квашнин-шоу», бесспорно, удалось: за три часа десять минут, без перерыва (и попробуй кто-то рискнуть улизнуть в туалет – мало не покажется) отставной генерал показал все свои ярчайшие человеческие и руководящие качества.

Откровенно говоря, отправляясь на это совещание, я где-то в глубине души надеялась, что оно пройдет в более приличной форме, чем то, о котором писала почти два года назад: «Бой, проигранный генералом Квашниным», «Центр Азии» № 29 от 21 июля 2006 года.

Зря, даже смутно, надеялась. Квашнин не изменился. Да и с чего бы это ему, собственно, меняться? Хамство и самодурство, не встречающее достойного отпора, со временем расцветают еще более пышным цветом.

А именно эти качества, по моему твердому мнению, и были публично продемонстрированы тувинской государственной элите и акулам российского бизнеса 4 апреля.

Не изменилась и наша политическая элита, одобрительно смеявшаяся, когда унижали другого, и холопски улыбавшаяся, когда унижали их самих. Самое ужасное, что многие даже не поняли всей степени этого всеобщего унижения, посчитав квашинское шоу образцом твердой государственной политики и идеалом стиля руководства – для использования в личном опыте работы.

Только на отдельных лицах, ни разу не засиявших подобострастной улыбочкой, читалось молчаливое неодобрение поведения разошедшегося полпреда. И это радует: хоть у кого-то еще сохранилось чувство собственного достоинства, не продающегося ни за теплые кресла, ни за очень хорошую зарплату.

Но большинство все это с улыбочками съело. И дисциплинировано выполнило все армейские команды отставного генерала. Разве что «Упасть-отжаться!» не прозвучало, к моему большому облегчению. Ведь нашлись бы, наверно и такие, кто бы и упал, и отжался.

«Поднять руки! Хурал! Держать! Я говорю: не опускать!!!» И все наши великие законодатели дисциплинировано подняли и не опускали. Как тут опустишь – ведь такой грозный голос.

Команды «Руки вверх!», «Стоять!», судя по частоте употребления – любимые команды генерала. «Встать!» – и покорно встают председатели комитетов верхней и нижней плат парламента Сара Ооржак и Зоя Доржу. И покорно слушают, как их поучают и распекают.

Милые дамы, смею вас уверить на будущее: вы вовсе не обязаны выполнять команду «Стоять!» и вытягиваться в струнку перед сидящим мужчиной – кто бы он ни был. Прежде всего – потому что вы – дамы, а он – нет. Не обязаны, даже если он отставной генерал. И, тем более что генерал, потому что сидеть, развалять на стуле, когда перед ним стоит женщина – не в традициях лучшей части российского офицерства.

Впрочем, отношение к женщинам у генерала Квашнина – какое-то нетрадиционное. Он им, например, запросто тыкает, хотя и не пил с ними на брудершафт. Позволяет себе сомнительные шуточки:

– Где это Наташа наша? Институт квалификации? Поднимись!! Где она?

– В отпуске (реплика из зала).

– В каком? В декретном?

Половина зала хихикает. Действительно, так смешно, что просто обхохочешься. Только над кем смеются? Да сами над собой.

Нет, явно не кавалер генерал Квашнин, хоть и является кавалером ордена Почетного Легиона – в январе 2004 года его наградил им Президент Франции Жак Ширак.

В отношении мужчин у Квашнина и вовсе разговор короток. Вежливостью и не пахнущее. «Тыканье» – норма.

«Ты, как китаец, будешь работать день и ночь», – это Сергею Тену, первому заместителю Председателя Правительства Республики Тыва.

«Ты понял, что ты уже шахтер? В следующий раз чтоб в шлеме и с лампочкой сидел», – это главе Кызыльского кожууна Владимиру Серен-Хуураку.

И снова – подобострастное хихиканье, доставляющее, судя по всему, огромное удовольствие полпреду. Чувствуя такую одобрительную реакцию, он все больше и больше входил в раж: стал работать на зрителя – выбежал в зал, очень эмоционально взмахивал руками, а затем, распалившись, стал стучать кулаком по столу. Ну, просто мастер ярких мизансцен!

Толя Квашнин в юности явно выбрал не ту профессию: ему надо было идти не по военной, а по актерской стезе: очень уж он любит играть первые роли и быть всегда в центре внимания, срывая аплодисменты зала.

И если кто-то интересным выступлением переключал внимание зала на себя, Квашнин ему это не позволял, постоянно перебивая стоящих на трибуне своими комментариями и указаниями. Перебивал всех – от главы Правительства РТ Шолбана Кара-оола до инвесторов- руководителей серьезных российских компаний, решивших всерьез и надолго прийти в Туву.

Так он практически не дал сказать слова Дмитрию Сахно, генеральному директору ЗАО «Енисейская промышленная компания», инициатору проекта строительства в Туве железной дороги.

Сахно, вынужденный молча стоять на протяжении затянувшегося монолога полпреда, закончившегося интригующей фразой, обращенной к своему помощнику: «Ты возбуждаешься, возбуждаешь меня», в конце концов деликатно покинул трибуну со словами: «У меня на этом все, спасибо за внимание».

Впрочем, тихой иронии этой фразы полпред, кажется, не понял.

Из двенадцати таких перебитых выступающих нашелся только один, позволивший себе вежливо, но твердо поставить Квашнина на место.

Им оказался не чиновник, не бизнесмен, а представитель науки – Сергей Иванов, генеральный директор научно-исследовательского института «Сибцветметниипроект».

После первой же фразы полпреда, вклинившейся в его выступление, Иванов произнес только два слова: «Можно продолжать?» И Квашнин замолчал. И сидел тихо, пока Иванов не покинул трибуну.

Вот так: всего двух слов хватило, чтобы отстоять свое достоинство и, одновременно, достоинство всех присутствующих в зале. Но произнести эти два слова смог только один.

Во всем же остальном это было не серьезное совещание о перспективах социально-экономического развития Тувы, а очередной бенефис Анатолия Квашнина.

Полпред учил всех, демонстрируя недюжинные познания во всех отраслях, без исключения: в геологии, железнодорожном, горняцком, шахтерском деле, образовании и обучении.

«Предупредите всех директоров школ, чтобы учили подобающим образом!» – требовал он от министра образования РТ Петра Морозова.

Справедливое требование, ведь сам полпред – человек чрезвычайно образованный: доктор военных наук, кандидат социологических наук, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук. Кроме института окончил еще и две академии – бронетанковых войск и Генерального штаба. И он, безусловно, в курсе того, как учить «подобающе».

Но почему, почему же тогда он до сих пор не в курсе того, что в великом и могучем русском языке нет такого слова – «ихние»? Безграмотно говорить: «Очень хорошо о нем ихние начальники отзывались». Есть только форма родительного падежа личного местоимения – «их». Это еще в шестом классе средней школы проходят. В школьном учебнике русского языка даже в рамочку выделено: говорите их (не «ихний»!).

А слово «врубаться» в значении «понять» – и вовсе из уголовного жаргона. И фраза «Я не врубился» – подходит для общения не на совещаниях государственного уровня, а совсем в других, более отдаленных местах.

При этом генерал-академик совершенно искренне считает, что с речью у него все в порядке: «Я говорю нормальным народным языком, я ни разу не сказал: концепция».

Это истинная правда: слово «концепция» он не произносил. А свою «народность» ярчайше продемонстрировал в финальной фразе, оставленной под занавес шоу: «И после этого попробуй кто-то вякни!»

Вот это, конечно, самый подобающий полномочному представителю Президента России лексикон. Сразу преисполняешься самого глубочайшего уважения и к нему самому, и к тому, кого он представляет. Впрочем, я ни разу не слышала и не видела, чтобы Владимир Путин вел себя подобным образом, да и за Дмитрием Медведевым это не замечено.

А вот полпред Квашнин – человек-сюрприз. Он открывает нам самые неожиданные истины. И такое свое супероткрытие в области основ конституционного строя России озвучил в Туве:

«А демократия у нас что? Диктатура!»

Вот так-то, ребята. И мы все это терпеливо выслушивали и терпели на протяжении трех часов. И не перечили, и одобрительно подхихикивали.

Так что, собственно, все написанное вовсе не о Квашнине – квашнины прилетают и улетают, а о нас с вами.


На снимках:

1. Анатолий Квашнин: «И после этого попробуй кто-то вякни!»

2. Глава Кызыльского кожууна Владимир Серен-Хуурак уже понял, что он – шахтер и должен ходить с лампочкой и в каске.

3. Генерал в отставке Квашнин: «А демократия у нас что? Диктатура!»

4. Политическая элита Тувы уже в касках! 3 апреля 2008 года.

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 4 670