С двойным дном

Прошедшая неделя принесла и хорошие, и плохие новости. С какой начать? Выбор затруднителен. Начнешь с хорошей, а она вдруг окажется с двойным дном и, ненароком, обманешь читателя преждевременным радостным «ура».

 

Это как с прошлогодней новостью о прямом рейсе Москва-Кызыл-Москва.

Председатель правительства РТ Шолбан-Кара-оол порадовал сообщением: удалось договориться о его возобновлении. Все СМИ, и «Центр Азии» тоже, радостно подхватили хорошую новость.

И что в результате? Да ничего. «Московский прямой» очень быстро оказался «кривым». У самолетика то что-то в пути барахлить начинало, то еще какие-либо проблемы возникали, из-за чего он постоянно задерживался, даже до двух суток.

Полетал «московский кривой» только с 5 ноября 2007 года до середины марта 2008 года. Сейчас тувинские пассажиры снова летают в Москву из Абакана.

Вот вам и хорошая новость, а ведь встречали первый рейс на правительственном уровне – с цветами.

Увы, такой же новостью «с двойным дном» оказалось и, безусловно, важнейшее культурное событие недели: возвращение 2 июня в Туву из Санкт-Петербурга скифских сокровищ.

Четыре года – с того самого момента, когда летом 2004 года совместной экспедицией Государственного Эрмитажа и Германского института археологии в Пий-Хемском районе – в кургане Аржаан-2 – было обнаружено не разграбленное царское захоронение, власти Тувы добивались возвращения сокровищ «по месту регистрации».

Для непростых переговоров были задействованы самые высокие лица: покровитель Тувы Сергей Шойгу, Людмила Нарусова, Борис Грызлов.

Добились, наконец: пять тщательно упакованных ящиков с прекрасно отреставрированными эрмитажными специалистами уникальными золотыми украшениями – 8324 экземпляра – вернулись в Туву. И оказалось, что их просто негде хранить! Новое величественное здание Национального музея совершенно не готово к экспонированию предметов такого ранга.

Так что сокровища просто свезли на хранение в Национальный банк.

Правда, один из ящиков все же был вскрыт: на пресс-конференции в музее 3 июля. Пломбы на нем срезал лично Председатель правительства РТ.

Он лично и демонстрировал экспонаты столпившимся возле ящика. При этом от одного из экспонатов оторвалась этикетка. А из коробки, в которой лежали несколько десятков одинаковых золотых бляшек, которыми был расшит когда-то царский костюм, одна выскользнула и упала на пол.

Как пояснил мне на следующий день не присутствовавший на этой демонстрации возглавлявший археологическую экспедицию Аржаан-2 научный сотрудник и хранитель Государственного Эрмитажа Константин Чугунов, с точки зрения обращения с музейными экспонатами мирового уровня подобное категорически неправильно.

Это чревато пропажей вещей, ведь одинаковые экспонаты очень легко подменить. Скажем так: наклониться за упавшей ценностью, а в коробочку положить уже подделку. Понятное дело, при таком скоплении народа никто ничего и не заметит.

Впрочем, Шолбан Валерьевич, так рискованно беря в руки уникальные экспонаты, ничем на самом деле не рисковал. Огромный груз юридической ответственности за это богатство лежит не на нем, а на рядовых работниках культуры: заведующей сектором учета отдела фондов Национального музея Ирине Лантуховой и заведующей научной библиотекой Уране Нурзат. Именно они приняли в Питере скифское золото под роспись.

С грузом ответственности – вопрос особый. Сегодня этот груз исполнительная власть снова начинает перекладывать на законодательную. И наоборот. Как в добрые старые времена.

Прошло только чуть более года после публичных клятв и заверений вновь вступившего в должность Председателя правительства РТ Шолбана Кара-оола и Председателя Законодательной палаты Великого Хурала Василия Оюна в единении и консолидации, а отношения между правительством и хуралом снова начинают накаляться.

«То, что сегодня происходило в парламенте, откровенный бардак», – прямо высказывается первый вице-премьер правительства Сергей Тен.

Ему вторит и сам Шолбан Кара-оол: «Хватит в личных интересах использовать депутатский значок», «Нам некогда ждать, когда нас благословит господин Сафрин».

Да, когда депутата называют «господином» – это уже показатель не самого теплого отношения. Впрочем, сегодня у нас уже и слово «депутат» приобрело негативный оттенок, так же, как и слово «чиновник».

Скифское золото ярко отразило до поры до времени скрытый конфликт Кара-оол – Оюн, или Оюн – Кара-оол. Читать можно хоть справа налево, хоть слева направо, как вам будет угодно.

Исполнительная власть активно начала упрекать законодательную в том, что это по ее вине страдает народ, не имея возможности воочию увидеть сокровища: мол, виноваты депутаты – не утвердили дополнительную поправку в бюджет на восемь миллионов рублей – для установки в музее охранной сигнализации.

Депутаты же в июне разошлись на летние каникулы и проигнорировали даже ежегодное послание Председателя правительства. Просто не собрались на него 7 июля. Как утверждает советник Председателя правительства Дина Оюн, это произошло по вине руководства Законодательной палаты Хурала.

Истинные причины конфликта вам, конечно, открыто не назовет никто: тут уже не только двойное, а даже тройное дно, под которым и амбиции, и деньги, и власть.

Так что тут уже не до скифов. На современном уровне бы разобраться. Как бы не дошло до нового властного кризиса – по типу конца 2006 – начала 2007 годов. Очень бы не хотелось. Надоели уже разборки между Белым и Желтым домами.

Но вернемся к нашим сокровищам. Как долго они будут спрятаны в новом кургане – надежной кладовой Нацбанка, сегодня не может ответить никто. Даже сам Шолбан Кара-оол.

Однако он уже сообщил журналистам, что в планах – проработка вопроса о возвращении в Туву находок еще советских времен – из кургана Аржаан-1, что, по его мнению, «важно для духа общества». А так же – человеческих останков самих скифов.

Мысль оригинальная. Но, думаю, с возвращением в Кызыл скифских костей все же стоит серьезно повременить.

 

Фото:

 1. Ох, упало! Фотообъектив запечатлел тот самый момент, когда драгоценная скифская бляшка выпала на пол из рук главы правительства. 3 июля 2008 года. Кызыл. Национальный музей.

 

2. Скифское золото – в руках Кара-оола.

 

3. Изучаем первый слой. У вскрытого ящика – председатель правительства РТ Шолбан Кара-оол, министр культуры и информационной политики Вячеслав Донгак и заведующая сектором учета отдела фондов Национального музея Республики Тыва Ирина Лантухова.

Фото Владимира Савиных

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 3 813