Разговор с миром
История успеха девушки из Тувы, не пасующей перед трудностями.
Английский язык стал для нее трамплином в Москву, а затем и в Америку.
В США ее принимали за дочку восточного олигарха, а на самом деле родные собирали пустые бутылки по всему Кызылу, чтобы дать ей возможность поступить в вуз.
Шенне Савындай в свои 28 лет не только успела выиграть грант Международной программы стипендий Фонда Форда, выступить в Греции с докладом о Туве, но и научилась готовить блюда китайской кухни, исполнять индийские танцы и вышла замуж за мусульманина.
Рождена по распределению
– Шенне, откройте секрет: где рождаются победители грантов?
– Своим рождением обязана селу Самагалтай – в 1980 году.
В Самагалтай маму, Ольгу Лопсан-ооловну, после окончания училища потребкооперации (нынешний техникум экономики и права) направили по распределению. Туда она потянула и отца, хотя оба родом из села Шуй Бай-Тайгинского кожууна. Так как родители были работящие и трудолюбивые, в скором времени их перевели в Кызыл, поэтому всю сознательную жизнь я прожила в городе.
Отец, Сергей Хувай-оолович Савындай, заочно закончив Иркутское пожарно-техническое училище с красным дипломом, работал в пожарном управлении Кызыла. Был одним из первых специалистов-пожарников тувинской национальности. К сожалению, его не стало 18 лет назад.
Мама работала продавцом, была заведующей отделов магазинов «Детский мир», «Стройматериалы», универмага «Саяны». Профессионал своего дела, отличник советской торговли.
Но со временем мама разочаровалась в своей профессии. Сейчас она уже на пенсии, но не может сидеть без дела: работает санитаркой в Республиканской психиатрической больнице и обожает свой коллектив.
В жизни мамы было еще два мужа. Хеймер-оол Курбааевич Ооржак очень много сделал для меня, у него были слезы радости, когда я закончила Российскую экономическую академию имени Плеханова. Этот добрейшей души человек умер семь лет назад.
Третий муж моей мамы – очень хороший, серьезный, ответственный Михаил Алексеевич Дугержаа работает инженером в музыкально-драматическом театре, помогает нам.
У меня есть еще две младшие сестренки – Сырга и Элана, а также зять Мерген. Благодаря им мою жизнь своим появлением украсили любимые племянницы-красавицы – Элизабет, Луиза и Настенька.
Либо всё, либо дно общества
– Какую роль в вашей жизни сыграла школа?
– В атмосфере школы №2 сформировались многие черты характера. Школа считалась престижной: оттуда вышли практически все первые лица республики, очень много чиновников, деятелей культуры и искусства, ученых. Тогда это была единственная национальная школа, и родители отправили нас туда, чтобы мы изучали традиции и культуру.
В школе была активисткой, старостой, но одновременно и проблемным подростком. Сейчас, вспоминая то время, думаю, что мне было скучно на уроках, так как очень быстро схватывала новые знания.
Помню, могла стихотворение на полстраницы за пять минут выучить, домашние задания всегда делала в школе. Отвечу «домашку», прочитаю стихотворение и все забываю, несерьезное отношение к учебе было.
Преподаватель английского языка Вера Данзыновна Монгуш, преподаватель математики в младших классах Наталья Монгушевна Сувакпут и классный руководитель Чечек Чынаановна Кужугет сыграли колоссальную роль в моей жизни, не дали сойти с правильного пути.
Были тяжелые времена, когда мама – одна, неоткуда ждать помощи, не было возможности развиваться, поступить куда-то на учебу, все казалось таким бесперспективным. Голодная, в рваной обуви…
Но благодаря этим преподавателям я держалась, они вселяли надежду, что можно добиться всего, не имея практически ничего. Своих учителей всегда буду любить и желать им счастья.
Помню, Вера Данзыновна постоянно, особенно в одиннадцатом классе, бегала за мной: «Шенне, учи английский язык, он тебе поможет!» Просто ради уважения к взрослому человеку уступала: «Ну, давайте, Вера Данзыновна, учить ваш английский».
Понимаю сейчас, через двенадцать лет: она на интуитивном уровне чувствовала, что мне это пригодится, видела, что у ученика есть потенциал, надо его как-то заставить, уговорить. Она меня и кормила после уроков, чтобы только учила этот английский.
Чечек Чынаановна хотела, чтобы я химию любила и пошла по ее стопам. Но, к сожалению, не получилось: оценки были хорошие, но склонности к этому предмету не чувствовала. А однажды, после очередного моего неудовлетворительного поведения, она сказала: такие, как я, никогда не бывают где-то посередине. Они либо добиваются всего в жизни, либо оказываются на самом дне общества. Так что нужно выбрать, где быть.
На всю жизнь благодарна и директору, Тамаре Григорьевне Ондар, которая помогала не только в школе, но и когда я стала студенткой и президентом землячества: отправляла мне школьные сценические костюмы.
Школу окончила в 1997 году с серебряной медалью. В школе меня помнят, на доске выпускников-медалистов висит моя фотография. Мы часто с некоторыми выпускниками бываем на последних звонках, на выпускных балах. Рассказываем ребятам про себя, стараемся дать напутствие, чтобы не останавливались на достигнутом, продвигались вперед, не сходили с правильного пути.
Миллион – из бутылок
– С получением аттестата зрелости выдается «путевка в жизнь». Какой она стала для вас?
– После школы решила поступить в Российский университет дружбы народов. Вступительные испытания проводились в мае, поэтому хотела пораньше сдать и все лето отдыхать. К сожалению, максимализм и юношеские амбиции не дали мне возможности поступить: провалила, потому что совершенно не готовилась.
Как же так, я – лучшая ученица, умница, и не могу в какой-то РУДН поступить? Начала готовиться к экзаменам, но в 17 лет человеку не очень хочется заниматься, а хочется повеселиться: полдня – занималась, полдня – отдыхала.
Когда пришла информация о следующих вузах, которые принимали испытания в Кызыле, наученная горьким опытом, выбирала, где полегче. Выбрала Российскую экономическую академию имени Плеханова с экзаменами по географии, математике, русскому и английскому языку. Тогда даже не понимала, что это очень хороший вуз.
В это время все мои друзья и группа уезжали в поселок Хову-Аксы на конкурс эстрадной песни. Мне тоже туда хотелось, но на носу экзамен, и маму нельзя огорчать. Решила: напишу-ка математику на двойку и уеду на конкурс, а затем поступлю на хореографическое отделение Кызылского училища искусств: там меня уже знали по конкурсам, преподаватели хвалили мои данные.
И что вы думаете? Математику сдаю на «хорошо».
Ладно, думаю, тогда не пройду по английскому. Но, видимо, ангел-хранитель или кто-то сверху все-таки смотрит: утром перед экзаменом встаю, а перед этим мы целый день с Верой Данзыновной просидели – готовились, и на глаза попадается текст «Мой любимый писатель». За пять минут его выучила.
На экзамене ответила половину билета, преподаватель смотрит на меня неодобрительно. Последняя часть испытания – «Общение», разговорный английский. Открываю задание, а там, представляете – «Мой любимый писатель»!
Произношение у меня было очень хорошее, как мне говорили, у тувинцев – склонность к изучению английского языка. Как только рассказала выученный утром текст, баланс между положительной и отрицательной оценками сдвинулся в мою пользу. Остальные экзамены спокойно прошли, нас поступило шесть девушек.
Мама знала, что не сможет присылать деньги, что обрекает меня на голодную студенческую жизнь. У нас не было средств. Родственники с горем пополам меня собрали, отправили.
А когда поступала, взносы за вступительные экзамены были очень большие – миллион рублей по тем временам, а у нас было только 800 тысяч. И мы собирали пустые бутылки по всему Кызылу, сдавали и собрали эти недостающие до миллиона двести тысяч.
Это сыграло важную роль в моей жизни: было жалко родных, которые собирали эти бутылки, помогая мне поступить в вуз. Просто обязана была оправдать их надежды: учиться успешно и добиться чего-то в жизни.
Такая умная – и не замужем?
– Что вы считаете своим главным достижением?
– Победу в Международной программе стипендий Фонда Форда. Благодаря этой стипендии моя жизнь качественно улучшилась: получила возможность учиться в аспирантуре Московского государственного университета, ездить на стажировки в США.
Осуществились мои мечты – получить дополнительные знания, познакомиться с интересными людьми, посмотреть, как живут другие люди в мире. На многие вопросы нашла ответы. Программа очень сильно поддерживает социально-ориентированных людей, которые болеют за какое-либо дело, борются с несправедливостью в обществе.
О программе стипендий узнала в 2004 году, когда уже работала в министерстве по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям Республики Тыва. Но тогда не придала этому значения.
А в конце 2005 года первая победительница от нашей республики – Виктория Пээмот, отправила рассылки о Фонде Форда во все министерства, а также в различные организации, компании и обычным людям.
Зашла на сайт, прочитала, какие документы нужно собрать, как заявку оформить. Приготовила документы и отправила, ничего особенно сложного.
В марте 2006 года приходит ответ: прошла первый тур, приглашена на собеседование, которое состоится в апреле в Москве. Программа оплатила расходы на дорогу, проживание и вдобавок дала компенсацию.
– Неужели все так просто?
– Вовсе нет, собеседование – очень жесткое. На нем присутствуют до пяти специалистов из различных областей науки, бывают иностранные эксперты и выпускники программы.
Ты должен показать свою харизму, целеустремленность, оправдать надежды экспертов и развеять их сомнения. На 30-40 минут они полностью на тебе сосредотачиваются и спрашивают обо всем.
Перед экспертами на собеседовании тряслась больше, чем перед Председателем Правительства, тогда им был Шериг-оол Дизижикович Ооржак, очень часто приходилось к нему по работе заходить, какие-то вопросы решать.
Мне задавали каверзные вопросы о личной, профессиональной и общественной жизни: «Чем вы отличаетесь от других людей, почему именно вам нужно дать стипендию?», «Почему вы – такая умная, красивая, хорошая и еще не замужем?»
– И как же вы ответили на этот каверзный вопрос?
– В какой-то степени была к нему готова, потому что мне и прежде часто задавали этот вопрос.
Я до двадцати шести лет не выходила замуж, а по российским стереотипам считается, что для девушки это – уже гиблое дело.
Ответила, что хочу построить карьеру, сделать что-то общественно полезное, чтобы потом со спокойной душой можно было сидеть с семьей. Честно призналась: есть жених.
И после собеседования со спокойной душой уехала с женихом в Кыргызстан – выходить замуж. Там узнала, что мне нужно срочно ехать в июне в Москву на встречу финалистов.
Дальше была кропотливая работа с программой, проходила ознакомительная сессия: мы знакомились с финалистами из других регионов, проходили тестирование по английскому языку, слушали презентации о зарубежных и российских вузах, выпускники и стипендиаты рассказывали о преимуществах университетов, чтобы мы могли сделать свой выбор.
Решила поступить в аспирантуру экономического факультета МГУ и сейчас учусь на последнем – третьем – курсе, на кафедре макроэкономического регулирования и планирования.
(Окончание в № 24 от 25 июня)
Фото:
1. Шенне Савындай
2. Задумчивая снежинка. Шенне на новогоднем утреннике в детском садике № 24. 1985 год.
3. С отцом Сергем Хувай-ооловичем. Кызыл, 1986 год.
4. Мама Ольга Лопсан-ооловна. Кызыл, 2008 год.
Беседовал Ачыты ДАРТАЙ