Разговор с миром
(Продолжение. Начало в № 23 от 12 июня)
Выйти за мусульманина
– Шенне, кто же ваш счастливый избранник?
– У него очень красивое имя – Кыргыйбек, что означает орлан-беркут. Он кыргыз, родился в Нарынской области.
Мы узнали, что в древности, когда на кыргызов, живших на территории современной Тувы, напали татаро-монголы, они переместились на территорию Кыргызстана, именно в Нарынскую область, поэтому он говорит, что почти тувинец.
Нашему знакомству с Кыргыйбеком Кадырмамбетовым 5 января стукнуло восемь лет. Нас познакомили в Москве друзья, когда я училась, а он работал. Хотя он не имеет высшего образования, просто сразил меня наповал знанием своей культуры, традиций и уважением к старшим.
У мужа – золотые руки, родители очень серьезно его воспитали. Благодаря ему я окончательно поняла: человек только своим трудом может что-то заработать, не рассчитывая в жизни на халяву.
Мне нравится, что он мало говорит, не люблю молодых людей, которые много болтают. Серьезный молодой человек должен высказываться только по делу, не должен уподобляться большинству женщин.
Поначалу было очень тяжело: разные вероисповедования, культуры. Кыргыйбек говорил: «Ты не очень хозяйственная, будет тяжело, придется постоянно перед старшими поклоняться, слушаться, и ничего им против нельзя сказать, надо все исполнять. А ты очень часто слишком гордая и непокорная».
Его родители долго не соглашались, они понимали, что мне будет очень сложно адаптироваться в мусульманской культуре. Но в конце концов бедные родители сдались: приезжайте, говорят, женитесь, как нормальные люди.
Мы поехали, в 2006 году поженились по исламской традиции. Это испытание не для всякого, когда-нибудь напишу книгу «Как выходить замуж на мусульманина» – для тех девушек, которые окажутся смелыми, чтобы выйти замуж за человека другой культуры.
Все обошлось нормально, как человек терпеливый все испытания выдержала. Свекру я очень понравилась, он говорил: «Моя невестка очень громко смеется, как я, и много ест, как я. Много ест – значит, хороший человек». С тех его слов меня все родственники полюбили.
Официально же мы поженились летом 2007 года после отдыха на озере Иссык-Куль. Прямо в шортах и майках заявились в ЗАГС, где нас и расписали.
Сейчас муж живет в Кызыле, после аспирантуры поеду к нему.
– Так где же сейчас ваш дом: в Туве или в Кыргызстане?
– Знаете, у нас не было времени, чтобы свить свое гнездышко. Считаем, что не сможем спокойно жить, когда вокруг нас близкие люди несчастливы. Поэтому заработали, накопили денег и купили его родителям дом и машину. Потом построили дом моей сестренке.
На себя нам времени не хватило. Но хоть своего дома у нас нет, не унываем, потому что руки-ноги целы, энергия есть. Решили, что обосноваться нам лучше пока в Туве, а потом, под старость лет, может, переедем в Киргизию.
Муж – это тот человек, благодаря которому я держусь, он помогает всегда и во всем. Когда только начали дружить, Кыргыйбек помог мне закончить академию, поддерживая не только морально, но и материально.
Он знает, что если не осуществлю все свои планы и мечты, то не буду счастлива, а для него самое главное, чтобы я была счастливым человеком. Когда есть человек, который гордится твоими достижениями, тебе очень легко преодолеть все препятствия.
Но мы договорились: после окончания аспирантуры 50 процентов моих желаний будут его желаниями. А для мусульман главное – дом и дети, поэтому будем строить дом и семью.
В разведку с дочкой олигарха
– Что больше всего удивило в Америке, где вы совершенствовали свой английский по программе стипендий Фонда Форда?
–То, что все думали, что я – дочка олигарха из азиатской страны, получившая европейское образование. Узнав, кто я на самом деле, поражались, что азиаты живут в России – в Сибири, в морозах. И удивлялись: откуда такой уровень владения английским?
В штат Арканзас на курсы интенсивного изучения английского языка каждый квартал съезжаются стипендиаты со всего мира. В основном, из стран «третьего мира», наша страна, к сожалению, по уровню социально-экономического развития приравнивается западным сообществом к ним.
Пришлось доказывать, что мы не последние в этом мире. И в учебе, и в конкурсах талантов. Танцевала «Калинку-малинку», «Звенящую нежность», индийские танцы, исполняла тувинские и русские песни. Несла нагрузку старосты учебной группы, что было нонсенсом, так как американцы привыкли, что россияне не очень активные.
Подружилась со всеми стипендиатами, даже с мусульманами из арабских стран, которые с женщинами обычно не разговаривают. Удалось наладить с ними контакты, поговорить о политической ситуации на Ближнем Востоке и выразить свое мнение. Было интересно узнать у парня из Ирака, что же на самом деле там происходило, потому что СМИ показывают не все, и он мне все обрисовал.
Обзавелась друзьями из Мексики, Бразилии, Египта, Мавритании, Того, юго-восточной Азии. Многие признавались, что могли бы пойти со мной в разведку и приглашали в свою страну в гости.
Когда общаешься с иностранцами, меняется представление о мире, только посредством личного контакта можно узнать истину. Общаясь с ними, поняла: возможно, ты много видел, но еще мало знаешь. Нужно путешествовать, посетив лишь несколько стран, ты не получишь всей информации о мире.
– И какую страну вы хотели бы посетить в первую очередь?
– Еще когда училась в старших классах в школе, хотела уехать в Африку с «Красным крестом». Это желание в душе осталось. Хотелось бы побывать в тех странах, где требуется помощь людей мира, моя помощь.
Наверно, в первую очередь начну с Египта, там есть очень хороший друг – выпускник программы Фонда Форда. Сейчас он доктор философии, специалист по сельскому хозяйству, приглашает в гости.
После Африки можно в Латинскую Америку. Муж иногда смеется: «Построим дом, родим детей, и можешь ехать не только в Африку, но и на край света».
Хотела быть Зоей Космодемьянской
– Личность, герой, на которых вы хотели равняться?
– Их у меня много. Когда в Арканзасе, на внеучебном занятии по рисованию, дали задание – нарисовать человека, который в самой сильной степени повлиял на наше мировоззрение, развитие, отношение ко всему, что происходит вокруг, я задумалась и начала выбирать.
И поняла, что все-таки основную роль в моих идеалах сыграла Зоя Космодемьянская. Нарисовала, рассказала про нее. Мы были детьми переходного периода, когда одна эпоха сменялась другой. Видимо, идеалы уходящей эпохи очень сильно повлияли на нас, что позволило не убить социальную ориентированность.
Я в детстве хотела быть Зоей Космодемьянской. Много про нее прочитала. Позже, когда изучила историю, посмотрела архивы, научные исследования, поняла, что прежде было много приукрашенного, мы знали не всю жестокую правду истории.
Но все равно, считаю, проявленный героизм, жизни, которые Зоя и другие отдали за будущее страны, забывать нельзя. Мы учились на этих подвигах, многие из нас сегодня не признают этого, но мы стали личностями благодаря этим примерам.
В более зрелом возрасте поняла, что мне очень нравится Беназир Бхутто, бывший премьер-министр Пакистана – умная, красивая, политически грамотная женщина. Начала кампанию по выдвижению своей кандидатуры на пост президента страны, а такая женщина в современном Пакистане не нужна, и в результате теракта она погибла.
На меня повлияло очень много людей. В первую очередь – мои мама, папа и первый отчим. Хеймер-оол Курбааевич – удивительный человек. Когда я была президентом московского студенческого землячества, он очень помогал мне: с «Востока» в аэропорт возил на тележке костюмы, в которых мы должны были выступать на фестивале «Народы России». Привозил рано утром и ждал, пока аэропорт откроется.
Мне в жизни везло на хороших людей. Очень часто родственники и друзья семьи помогали в той или иной ситуации. Очень благодарна своим тетям – Татьяне Дамбаевне Кужугет, Тамаре Сурунмеевне Донгак и Тамаре Кара-ооловне Кужугет.
Сейчас самым большим авторитетом для меня является мой научный руководитель Владимир Петрович Орешин, заслуженный профессор МГУ.
Победила смелость
– И каковы ваши успехи в сфере науки?
– Успешно участвовала в конкурсе молодых ученых в рамках Общественного форума «Диалог цивилизаций». Выразила личное представление об интеграции Республики Тыва в мировую экономику, о том, есть ли у нее реальные шансы развивать международные отношения. Отразила свое видение строительства железной дороги Курагино – Кызыл.
На форуме были очень сильные ребята. Среди победителей – африканец, осветивший взаимодействие России и африканских стран; девушка из Узбекистана, аспирантка РУДН, описавшая сотрудничество стран СНГ с Россией; молодой ученый-китаист, изучающий отношения Китая и стран Европейского союза; студентка РЭА имени Плеханова, написавшая про финансовые взаимоотношения России и остального мира.
Все поднимали глобальные темы, поэтому боялась, что не получу никаких премий. Но мое заявление о том, что и у нашей республики есть возможности включиться в мировую экономику, мировое сообщество, получило премию. Думаю, именно за смелость.
Нас, пятерых победителей, в октябре 2008 года отправили на Международный общественный форум «Диалог цивилизаций», который проходит ежегодно на острове Родос в Греции. Там со всего мира собрались мыслители, политологи, экономисты, которых волнуют проблемы глобального развития всего человечества.
У меня был доклад о Туве. О том, что есть такие маленькие регионы, которые нельзя сбрасывать со счетов, что они отстают в социально-экономическом развитии и могут отстать еще больше, если не принимать их стратегическое развитие всерьез.
Таких регионов много, на форуме говорилось о коренных малочисленных народах Севера, странах третьего мира, африканских странах: нужно обращать на них больше внимания, поддерживать, помогать, тем более, что есть люди, которые болеют за свои регионы.
Да, некоторые страны и регионы ушли вперед, но мы можем перенять их опыт и использовать здесь, не придумывая колесо и велосипед заново.
– Сколько всего сегодня тувинских стипендиатов программы Фонда Форда?
– Первой финалисткой в 2005 году была Виктория Пээмот, вторым победителем, в 2006 году, стала я. В 2007 году – Валерия Монгуш. В 2008 году конкурс выиграла сотрудник Национального музея республики Ирина Шокпаа.
Танцуя, бегом – на кухню
– У девушки, которая так серьезно задумывается о глобальных проблемах человечества, есть обычные женские занятия и увлечения?
– Конечно. Чем только не занимаюсь! Знаете, у меня одновременно активно работают области мозга, которые отвечают за аналитическую работу и творческую.
В 13 лет вдруг резко начала танцевать, и любовь к танцам осталась на всю жизнь. Это был семейный феномен, потому что у нас в роду нет ни одного артиста.
В школьные годы танцевала в знаменитой молодежной группе «Азия». Мы постоянно гастролировали, участвовали в региональных конкурсах «Стартинейджер».
При Московском государственном университете есть студия классического индийского танца «Сарасвати». Занимаюсь в ней. Индийские танцы очень хорошо развивают мышцы, учат быть гибкой и женственной.
В последнее время начала активно заниматься спортом. В Университете Арканзаса в течение трех месяцев три раза в неделю по три часа занималась. В моем любимом спортзале, который называется «HYPER» – помню его и скучаю по нему – сбросила 15 килограммов.
После возвращения в МГУ бегаю каждый день два километра, поддерживаю физическую форму.
Поняла: если хочешь быть примером для всех, ты должен быть примером во всем. Каждый успешный молодой человек должен быть в хорошей физической форме, чтобы одним своим видом показывать людям: он организован, ответственен и обязателен.
Люблю путешествовать, ходить в походы – экологический туризм. Люблю заниматься работами на свежем воздухе. После смерти отца пришлось большую часть мужской работы по дому взять на себя, была самая старшая в семье. С тех пор привыкла: могу забор покрасить, в огороде потрудиться, баньку растопить.
Муж мой очень хорошо играет на гитаре, поэтому учу киргизские и тувинские песни. Раньше русскими и зарубежными хитами интересовалась, а теперь мы поем с ним национальные песни.
– Есть что-то, что вы не умеете?
– Честно признаюсь: до замужества не умела готовить. Но любимый муж Кыргыйбек, бедный, исхудал после того, как женился на мне, поэтому в перерывах между написанием диссертации решила научиться готовить. Теперь делаю все на десять с плюсом!
Готовлю всю киргизскую и среднеазиатскую кухню, студенткой еще работала в китайском ресторане – пригодилось. Люблю индийские блюда, сейчас нахожусь в поисках новых рецептов. В общем, активно занялась кулинарией. Балую разными вкусными блюдами мужа, родных и друзей.
А вот ни шить, ни вязать – не умею. Могу только пуговицы пришивать, рукоделие – это не по мне.
Всё равно творите добро
– Что для вас религия?
– Религией интересуюсь, скорее, для общего развития, расширения кругозора. Изучаю дела добродетелей, святых, мудрецов. Сама же стараюсь следовать десяти заповедям: не убий, не укради…
Как любой человек, обладаю недостатками и стараюсь бороться с ними. Если хочешь помочь своей родине, людям, в первую очередь нужно работать над собой.
Сейчас, основываясь на жизненном опыте, пришла к выводу, что кто-то сверху есть. Его можно по-разному назвать, пусть это будет Бог, Всевышний. Кто-то свыше нас есть, он направляет людей.
Если человек совсем неверующий – это неправильно. Человек должен во что-то верить, будь это добро или зло, вера во власть или в свои силы.
– Ваше жизненное кредо?
– Руководствоваться не материальными ценностями, а моральными принципами, не навреди, не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой.
Но кроме этого поняла: если ты добрый, все это принимают за слабость и пытаются использовать тебя, как инструмент для достижения своих целей.
К сожалению, большинство людей не помнят хороших дел, в основном, плохое запоминают. В напутствиях Матери Терезы сказано: «Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра. Все равно творите добро», поэтому стараюсь мыслить положительно и действовать положительно.
Мы в ответе за свои действия. Нельзя делать того, что может в будущем негативно откликнуться на твоих детях или родных.
В последнее время, приезжая в Туву, замечаю, что люди на улицах стали очень замкнутыми, агрессивными, недружелюбными. Это очень сильно бросается в глаза и вызывает тревогу.
Значит, ты – мёртв
– Настрой молодых людей, которые неадекватно относятся к реальной жизни. У многих «розовые очки», они хотят всего и – сразу. Не выполнив черновую работу, сегодня же иметь машину, коттедж, после окончания вуза владеть сразу всем.
Будто все в республике хотят побыстрее прожить, разбогатеть и сразу же помереть. Но это же очень скучно – получить все и сразу.
Нужно же заработать машину, потрудиться на квартиру. Муж говорит: «Если у тебя нет проблем, значит, ты – мертв. Если есть проблемы, значит, ты – жив».
Нажить добро легко, если есть желание, молодость и энергия. Но не стоит зацикливаться на норковой шубе. Имея много денег, но не изменив свой внутренний мир, мы не сможем воспользоваться ими во благо. Знаю, что многие богатые люди не выдерживают эту ношу.
Я толерантный человек, но когда годами стараешься создать положительный имидж республике и ее народу, используешь все возможности, чтобы показать нашу республику достойно, очень нервируют ребята, которые, напившись, за минуту совершают преступления.
Все наши земляки, живущие за границей – в Австралии, Швейцарии, США и те, кто выезжают в другие страны с культурными, научными миссиями, стараются формировать позитивный образ Тувы. Они несут ответственность за свои действия, поведение в рамках стран, сообществ, этносов, культур, где пребывают.
Почему же в своей республике мы не чувствуем этой ответственности за свои поступки?
Когда проблема – в тебе
– И это отрадно. Государство связывает очень большие надежды с новым поколением. Считаю, что у нас не только молодежь, но и весь народ в республике талантливый и способный.
Думаю, в этом году мы услышим новые молодые имена, которые заявят о себе и найдут возможности для профессионального и личностного роста. Ведь кто, если не мы – те, кому сегодня от четырнадцати до тридцати пяти лет – очень скоро будут руководить Правительством, Великим Хуралом, промышленными компаниями.
Я с надеждой смотрю в будущее Тувы, но очень важно, чтобы молодежь объединила свои усилия по развитию региона.
И меня коробит, что есть иждивенческая прослойка, которая считает – им все должны. Никто никому ничего не должен!
Если ты до сих пор ничего не добился в жизни, если тебя никто не берет на работу, если десять раз отказали работодатели, значит проблема – в тебе. Нужно решать эту проблему, начать что-то менять в себе.
Привести в порядок мысли, желания, поступки, а потом уже заявлять о себе. И желательно, чтобы эти заявления не основывались на пустом месте.
Сейчас – век прогресса, дорога каждая минута. Нужно прожить не только с пользой для общества, но и для себя
Молодежи, которая хочет себя проявить, самая пора начинать действовать. А тем, кто еще не определился, быстрее решаться, потому что время уходит, а мы не вечно будем молодыми.
Фото из личного архива Шенне Савындай
Фото:
1. Шенне в доме американских друзей. США, январь 2008 года.
2. Уважая традиции. Знакомство с родителями мужа. На голове у Шенне – обязательный для мусульманской женщины платок. Село Орловка, Чуйская область, Кыргызстан, май 2006 года.
3. Шенне с мужем Кыргыйбеком Кадырмамбетовым. Кыргызстан, озеро Иссык-Куль, 24 мая 2006 года.
4. «Звенящая нежность» – в столице России. Шенне Савындай – первая слева. Москва, День города, сентябрь 2008 года.
5. В любимом спорткомплексе «HYPER». США, февраль 2008 г.
6,7. Зоя Космодемьянская – до войны и 29 ноября 1941 года. Ее ведут на казнь к виселице в деревне Петрищево. Снимок, как и фото самой казни и уже мертвой Зои, сделан одним из солдат вермахта, который вскоре был убит.