Возмущение шёпотом
До каких пор мы будем прятаться, как кроты в своих «норах» – квартирах, и делать вид, что все хорошо?
Моего брата Артыша Александровича Деспипек зверски убили 14 августа 2009 года в селе Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна.
Его тело нашли ранним утром за магазином РТС, который находится рядом со школой №1, там же лежал его велосипед. Убийцы велосипед не взяли, цель у них была одна – причинить смерть.
Представьте состояние бедной матери, увидевшей спрятанное в куче мусора теплое тело еще вчера живого сына…
Большое горе, невосполнимый урон для нашей семьи. Не стало нашей опоры, человека, заменившего нам отца, который умер в 1994 году.
Прошел месяц, но ответа, как пережить это горе, я так и не нашла. У меня больная мама, грудной ребенок, братья, сестры, семья. Ради них просыпаешься, что-то делаешь, а душой и сердцем – всегда с трагически ушедшим братом.
Благодаря брату у меня два высших образования, средний брат закончил Тувинский госуниверситет, сестра учится на последнем курсе Сибирского государственного медицинского университета, младшая сестра – на пятом курсе ТывГУ.
Вспоминаю детские годы, как он всех нас поставил на ноги. Мы ему говорили: «Через два года купим тебе и квартиру и машину, и все что ты хочешь». А он отвечал: «Для меня самое главное, чтобы с вами все было хорошо».
Нашим мечтам не дано было сбыться. Вечером, перед тем, как выйти из дома, брат сказал маме: «На улице меня зовет Араптан Алеша. Я поговорю с ним и приду». Так и не пришел…
Мой брат знал своих убийц, наверное, поэтому и не ожидал, что его ударят сзади.
Благодаря оперативной работе правоохранительных работников 14 августа были задержаны Араптан Алексей Валерьевич, Хомушку Отчугаш Экер-оолович.
У Араптан Алеши есть маленький ребенок, жена. Как же он мог? Ведь этими же руками он пеленал, кормил свое дитя. А родственники Хомушку каждый день «навеселе» и в пьяном угаре даже не переживают, не замечают что он сидит в СИЗО за убийство.
В уголовном деле, возбужденном межрайонным следственным отделом следственного комитета в Барун-Хемчикском кожууне фигурируют эти лица. Но мы, родные и близкие, не верим, что их было только двое.
Мой брат был крепкого телосложения, спортивного вида, хотя был инвалидом третьей группы с больной ногой. Видимо, он долго сопротивлялся. Судя по следам, брата убили в скверике школы №1, ударив его сзади по голове тупым предметом.
Когда он был еще жив, его добивали очень долго, с особой жестокостью, нанесли большое количество телесных повреждений, затем уже бездыханное тело перенесли за магазин, чтобы спрятать.
Когда его нашли утром, тело было еще теплое, значит, его убили под утро. Вокруг места происшествия находятся жилые дома, магазин, школа.
С четырех часов утра уже светлеет, но не нашлось ни одного свидетеля, который бы видел или слышал хоть что-нибудь. Мы ходили, спрашивали, чтоб хоть что-то выяснить, узнать.
Никто ничего не видел и не слышал. Неужели мой брат молча дрался с отморозками и так же молча умирал, когда его убивали?
Шепотом, «по секрету» говорят, что нападали четверо или пятеро нелюдей, возмущаются, что они моральные уроды, которые должны находиться в местах не столь отдаленных.
Но когда просишь, чтоб сделали официальное заявление, сразу замолкают, говорят, что ничего не знают, а только слышали это от кого-то.
Люди, будьте же людьми, в конце концов! Такие же нелюди могут напасть на любого из нас в любое время, никто не застрахован от этого.
Если каждый будет думать, что «своя рубашка ближе к телу» и молчать, то к чему это приведет?
Нас мама воспитывала быть чуткими, неравнодушными к другим людям, учила помогать им всегда. И мы руководствовались в жизни этими принципами.
Наша совесть – невидимый, могущественный и строгий внутренний контролер. Совесть видит и знает все. В первую очередь перед ней нам приходится держать ответ.
Столкнувшись с равнодушием, трусостью людей, понимаешь, что все это ведет к разрушению, вражде, ненависти. А жить так нельзя. До каких пор мы будем прятаться, как кроты в своих «норах» – квартирах, и делать вид, что все хорошо?
Я пишу эти строки, а у самой слезы текут. Сегодня убили моего брата, а завтра еще кого-нибудь. Убьют «просто так».
Я считаю, что нам сегодня не хватает именно гуманизма. И смелости. Не бывает чужого горя, чужой беды. Если всем обществом возьмемся за руки и будем бороться с тем беспределом, который творится на улицах наших городов, сел, деревень, то будет результат.
По крайней мере, отморозки будут бояться трогать наших детей, братьев, сестер, нас.
Айтыс ДОРЖУ, г. Шагонар