Бабушка ЕГЭ уже не так страшна?

Дискуссии на тему «нужен или не нужен ЕГЭ» остались в прошлом.

С 1 января 2009 года единый государственный экзамен является обязательным.

В Туве ЕГЭ в качестве эксперимента начали сдавать с 2004 года.

В 2009 году его сдавали 5774 человека. Из них 3949 – выпускники дневных общеобразовательных учреждений, 687 – выпускники вечерних школ, 117 – выпускники начального и среднего профессионального образования и 1021 выпускник прошлых лет.

Участниками ЕГЭ-2009 в Туве стали 145 общеобразовательных учреждений, в том числе 4 лицея, 3 гимназии, 2 школы-интерната.

Кроме того, 13 вечерних (сменных) школ, 3 учреждения начального профессионального образования (№№ 4, 10, 11), 4 учреждения среднего профессионального образования (Кызылский автодорожный техникум, Кызылский техникум экономики и права, Кызылское училище искусств, Тувинский сельхозтехникум).

Не принимали участие в проведении ЕГЭ профклассы Тувинского государственного университета ввиду их отсутствия в 2008-2009 годах и средняя школа села Шивилиг из-за отсутствия выпускных классов.

Были определены 28 пунктов проведения ЕГЭ на базе общеобразовательных школ в мае-июне и 3 пункта на базе Тувинского государственного университета в июле.

О том, как сдан ЕГЭ-2009, на каком организационном уровне прошла новая форма итоговой аттестации в республике, говорили на заседании «круглого стола» в Законодательной палате Великого Хурала 29 октября.

Не знаешь русский – не сдашь математику

Пожалуй, самыми знаковыми для Тувы являются результаты ЕГЭ по русскому языку.

Как отметил министр образования РТ Петр Морозов, у школьников Тувы, большая часть из которых живет в моноязычной (тувинской) среде, уровень знания русского языка оставляет желать лучшего.

В 2009 году выпускники школ республики сдавали ЕГЭ по русскому языку как обязательный в третий раз. По результатам 2009 года уровень обученности русскому языку увеличился, составив 87,8 процентов (в 2008 году – 76,9%).

Но были годы и с лучшим результатом – в 2005 году уровень обученности русскому языку составил 90,1%.

Высокие результаты по уровню обученности русскому языку показали выпускники школ г. Кызыла, Тандинского кожууна, г. Ак-Довурака.

Низкие результаты у выпускников школ Тере-Хольского кожууна (48,3%), Тоджинского (66,6%), Дзун-Хемчикского и Чеди-Хольского кожуунов (по 78,2%).

Уровень знания русского языка сказывается на знаниях выпускников по другим предметам.

Председатель республиканской экспертной комиссии по математике Галина Троякова отметила, что главная причина низких базовых знаний по математике – плохое знание русского языка: «Дети элементарно не понимают условий задания».

Та же самая картина и по другим предметам.

В 2009 году ЕГЭ по математике сдавали 3910 выпускников, уровень обученности составил 98,7%. Доля выпускников, не справившихся с заданиями по математике, составила 1,3%. Однако, как отметила Галина Троякова, минимальный балл по математике в 2009 году составил 21, а не 31, как в прошлом году.

Общий вывод о слабых базовых знаниях по математике выпускников школ республики Галина Троякова убедительно объяснила:

«21 балл – это правильное решение четырех элементарных задач, которые может решить большая часть учеников. Что касается сложных задач, то их правильно решают всего 422 ученика из примерно 2000 приступающих к их решению, а неправильно – 1500.

Что самое интересное, эти 1500 выпускников задачи решают и думают, что решают правильно, то есть они неправильно обучены. Задачи уровня «С1-С2-С3» решают всего 8 – 10 выпускников в республике. Вот вам и вся математика!»

Галина Троякова не смогла скрыть своего глубокого разочарования уровнем знаний поступающих в Тувинский государственный университет: «К большому сожалению, общий уровень знаний, и не только математических, низкий: говорить по-русски не можем, общаться не можем, задач не понимаем».

Справедливости ради надо заметить, что в местный университет поступают отнюдь не участники олимпиад, а большей частью те дети, которые не имеют шансов по различным причинам получить образование в вузах за пределами республики.

Тувинскому государственному университету предстоит еще много сделать для того, чтобы стать конкурентоспособным вузом.

Но Галина Троякова права – общий уровень базовых знаний у выпускников школ, особенно кожуунных, остается низким. И это, как отметили участники «круглого стола», проблема общероссийская.

Требуются новые программы

Все участники «круглого стола» согласились с тем, что знание русского языка для Тувы – это основа качества знаний по всем предметам.

Директор Государственного лицея РТ Татьяна Санчаа выступила с предложением пересмотреть программу русского языка в национальных классах:

«Проблема в том, что программа русского языка в национальных классах запаздывает от общих программ по русскому языку на два года.

Мы проверяем детей при поступлении в лицей: мышление прекрасное, но по темам ребенок из национальной школы выпадает практически на два года. Восполнить это за короткий срок невозможно. Такие же проблемы возникают при переходе из одной школы в другую.

Программу русского языка в национальных классах надо срочно пересматривать, иначе мы нарушаем права тувинскоговорящих детей, они находятся в неравных условиях.

Сегодня национальные школы не могут обеспечить углубленный уровень обучения, у них нет разработанных программ и методик».

В основе – учитель

Депутат Зинаида Дехтяр обратила внимание на решение системной задачи образования, которую выявила ЕГЭ:

«В Кызыле мы проводим ЕГЭ с 2004 года. У нас есть возможность не просто проанализировать итоги экзамена, а выявить серьезные проблемы обучения.

Анализ показал, что в основе успешной сдачи ЕГЭ стоит не профильное обучение, не наличие статуса «лицей» или «гимназия», в основе находится учитель.

Если Учитель с большой буквы, если он применяет новаторские педагогические методики, то и знания его учеников будут высокими, они успешно справляются с ЕГЭ. И родители это понимают: в Кызыле детей отдают в школы на фамилии конкретных учителей».

Эту точку зрения поддержала директор Государственного лицея РТ Татьяна Санчаа:

«Единица образовательного процесса – урок. Если мы сегодня не перестроим по новым педагогическим достижениям урок, то мы не получим результатов».

Недостатки ЕГЭ

Ряд критических замечаний по организации ЕГЭ было высказано и в адрес федеральный структур.

О главном из них сказал Татьяна Санчаа:

«Министерство образования Российской Федерации вело-вело эксперимент, а что в итоге? Никакого обобщения результатов. Никаких выводов по эксперименту сделано не было! Для чего все эти годы проводился эксперимент?»

Было высказано немало замечаний по ЕГЭ, которые напрямую касаются защиты прав выпускников.

Если результаты по математике и русскому языку являются основанием для выдачи или невыдачи школой документа государственного образца о получении общего образования, необходимо ориентироваться на базовый стандарт, который отражен в частях «А» и «Б» единого государственного экзамена по этим предметам.

Сейчас предлагается убрать из ЕГЭ часть «А», оставить части «Б» и «С».

«Мы считаем, что это нарушение права детей на гарантированное получение образования», – отметила Татьяна Санчаа.

По итогам поступления в Тувинский государственный университет было заметно, что профессиональная ориентация школьников запаздывает.

То есть к окончанию школы многие ученики еще не определились с выбором профессии и дальнейшего обучения, следовательно, не определились, по каким предметам будут сдавать ЕГЭ. Погнались за количеством экзаменов, но проиграли в качестве.

В этом году нормативная документация на федеральном уровне очень запаздывала. Фактически до февраля будущие выпускники не знали, какие экзамены им придется сдавать в те или иные вузы, что, безусловно, ущемляет их права и возможность более качественной подготовки.

Нужен общественный контроль

Вывод Службы по контролю и надзору в сфере образования РТ был в целом положительным: «Никаких крупных нарушений, способных повлиять на общие итоги сдачи ЕГЭ в 2009 году, выявлено не было».

Однако руководитель службы Вячеслав Март-оол привел примеры ряда нарушений, самым громким из которых было использование двойника одного из учеников в селе Тээли, в результате чего заведующая кожуунным отделом образования лишилась своего кресла.

Безусловно, были зафиксированы случаи использования мобильных телефонов, движения сдающих экзамен без сопровождения, «активность» родителей, чьи машины в день сдачи ЕГЭ блокировали подъезды к школе и так далее.

Вячеслав Март-оол, комментируя эти нарушения, отметил:

«Единственный способ справиться с информационной безопасностью проведения ЕГЭ – участие в контроле над проведением экзамена наблюдателей из числа представителей общественности, высших и средних профессиональных учебных заведений, СМИ, членов попечительских советов и родительских комитетов, депутатов.

С сожалением приходится констатировать, что в 2009 году никто из них аккредитован на проведение ЕГЭ не был».

Стимул к качеству

Тем не менее, практически по всем предметам итоги ЕГЭ в республике показывают положительную динамику за шесть лет.

Это говорит о том, что учебный процесс в Туве все-таки перестраивается на сдачу единого государственного экзамена, дает свои результаты.

Участники «круглого стола» отметили, что все положительные моменты, отмеченные при старте ЕГЭ, подтвердились на практике.

Речь, в первую очередь, идет о независимой аттестации учеников, объективности при отборе абитуриентов, равенства условий поступления в ВУЗы для всех выпускников России.

И немаловажный плюс – ЕГЭ может стать ведущим элементом управления качеством образования.

Что касается бесконечных сомнений в результатах ЕГЭ, то Татьяна Санчаа по этому поводу сказала:

«Надо верить этим результатам. Это же наша работа. Есть ошибки, но все это можно и нужно исправлять».

Вообще, оптимизм по поводу ЕГЭ представителей элитного образования несоизмеримо выше, чем у представителей общеобразовательных школ. Это заметно.

Но это еще раз подтверждает, что ЕГЭ – это стимул к лучшему и более качественному обучению.

И лучше двигаться в эту сторону, чем бесконечно сетовать на трудности ЕГЭ.

Основной минус: умные, но больные

Кстати, если спросить у нынешних старшеклассников, нужен ли им ЕГЭ, они не поймут сути вопроса.

Дискутируют по этому поводу большей частью взрослые, а сами дети уже плохо представляют, что такое традиционный экзамен с билетами. Они уже шестой год нацелены на ЕГЭ и, начиная со второго класса, по три раза в год участвуют в тестовых мониторингах.

И вот здесь особенно хочется отметить, как кажется, основной минус модернизации образования – не пострадает ли здоровье детей в этой гонке за новыми знаниями?

То, что стрессов и нагрузки у школьников существенно прибавилось, видно невооруженным глазом.

Нужны ли будут стране умные, но с подорванным здоровьем граждане?

Марина ЧАНЗАН
  • 3 971