Это мои отец и бабушка!
На ачая пришла похоронка, но он вернулся с войны
На снимке № 2 «Аратка провожает сына на фронт», опубликованном в №12 «Центра Азии» от 26 марта 2010 года в рубрике конкурса фотопамяти «Моя победа», изображен мой отец Монгуш Калзанович Докпут – тувинский доброволец и моя бабушка Дамар Дувеновна Тулуш.
Монгуш Калзанович Докпут родился в 1917 году в Кок-Чыраа Улуг-Хемского кожууна. В 1939-1942 годах служил в Тувинской народно-революционной армии, был командиром военно-ополченского взвода в Шагонаре.
Он написал заявление о добровольной отправке на фронт. Добровольцев в то время готовили в Кызыле.
Узнав об отправке сына на фронт мать Дамар Дувеновна Тулуш приехала из Кок-Чыраа Улуг-Хемского кожууна в Кызыл. Добровольцы в это время находились в Доме культуры, где фотографировались и проходили медосмотр. Мой отец сфотографировался вместе со своей мамой.
1 сентября 1943 года тувинский добровольческий кавалерийский эскадрон, в составе которого был Докпут, отправился из Кызыла на фронт. Но сначала в городе Муроме Владимирской области была проведена подготовка. Опытные русские офицеры учили тувинских добровольцев вести бой, проводить разведку, метко стрелять, умело защищаться.
Потом из Мурома передислоцировались в город Ковров. В этом городе учили стрелять по движущимся и стоящим мишеням, стрелять на полном скаку, точно бросать гранаты по целям.
Освобождая в конце 1943-начале 1944 годов село Деражно, город Ровно, тувинские добровольцы потеряли много бойцов, было много раненных. В этих боях, наряду с товарищами, боец Докпут отличился своей храбростью, меткой стрельбой, умелым ведением боя, являлся боевым примером для других.
Здесь ему вручили боевую награду – орден Славы III степени.
После Ровно в сражениях за другие населенные пункты Украины шесть бойцов отбились от своих. Они были приняты в 203 полк 8-й дивизии.
Они перешли границы Западной Украины, участвовали в освободительных сражениях за Польшу, Венгрию.
В боях трое были убиты, остались в живых Монгуш Докпут, Балчат Тулуш, Сотпа Оюн. В июле 1944 года в большом кровопролитном сражении боец Докпут отличился. Был представлен к награде – орден Славы II степени. Кроме этого за всю войну Докпут был награжден пятью медалями.
В сражениях на территории Чехословакии доброволец Докпут был тяжело ранен.
Осенью 1944 года в Улуг-Хемский кожуун пришло извещение с фронта «Боец Докпут Монгуш Калзанович героически погиб на поле боя». Родственники, близкие и знакомые провели скорбную церемонию по поводу его кончины.
А в июле 1945 года папа живым вернулся домой в Чаа-Холь! Для нашей семьи это был самый счастливый день!
Вот как это было. Стоял ряд юрт. Мой отец сначала зашел к своей сестре Норжунме. Она в это время варила молоко – поварешкой пенила его – и вдруг увидела брата Докпута.
Она испугалась, уронила поварешку на землю и закричала:
– Ой, оршээ, бурган! Бог послал нам дух умершего брата!
Докпут говорит ей:
– Сестра, это не дух, это я живой вернулся с войны.
Некоторое время она была не в себе. Постепенно пришла в себя, поверив, что этот очень бледный пришелец, а отец тогда еще не оправился после ранений, действительно живой брат, а не его дух.
Бросилась к брату, обнимала, целовала его, плакала от радости. Потом собралась вся родня. Радовались, удивлялись, с уважением рассматривали награды на его груди.
Мне было тогда девять лет. Когда я зашла в юрту, отец обнял меня, долго-долго целовал в щеку. А потом вытащил из рюкзака подарки для детей и родных: платки, детское платье, гимнастерку и даже кусковой сахар.
Скромные подарки по нынешним временам, но тогда это были очень ценные и редкие дары. Особенно ценные потому, что их привез живой ачай – отец.
Папа был весь израненный: многочисленные раны на теле, правая рука не работала. Потом ему дали инвалидность второй группы.
Немного подлечившись после возвращения с фронта, он окунулся в мирную работу.
Он жил и работал в селе Чаа-Холь. Сначала работал в водном хозяйстве, потом по своему желанию перешел в животноводство – устроился скотником на чаа-хольскую молочно-товарную ферму. Много лет трудился в совхозе «Дружба», был очень ответственным, исполнительным.
Учил молодых ухаживать за скотом. Его как передовика и наставника часто приглашали в Кызыл на разные торжественные мероприятия, встречи по обмену опытом.
Приезжая в Кызыл он часто встречался со своими однополчанами: жившим на улице Интернациональная Севилом Ооржаком, на Комсомольской – Таржаа Тонгаком, на Рабочей – Оолаком Оюном.
Отец получил тяжелое ранение и в мирное время.
Однажды в темную летнюю ночь громко залаяла собака. Он вышел и увидел, что вор уводит совхозного бычка. Бросился вдогонку. Вор остановился и ударил отца ножом в грудь.
Наутро его повезли в Шагонар на совхозной машине. В районной больнице сделали операцию, но состояние было по-прежнему тяжелым. Надо было везти его в Кызыл, а врачи это затягивали.
Мой муж Монгуш Мунзукович Суге-Маадыр в то время работал в редакции «Шын». Во время командировки он пришел к первому секретарю Улуг-Хемского райкома партии Сояну Сотпаевичу Чакару. Рассказал ему о состоянии моего отца.
Чакар строго сказал главному врачу района: «Докпут – фронтовик. Он войну выдержал, сейчас в мирное время славно трудится. Почему у вас такое равнодушное отношение к фронтовикам? Немедленно отправьте его в Кызыл. Если он умрет в Шагонаре, вы будете за это отвечать».
На машине «Скорой помощи» его доставили в Кызыл. Опытные хирурги Верещагин и Орус-оол сделали операцию. Отец выжил.
Когда он выписался из больницы и пришел к нам домой, это была моя вторая большая радость.
У папы было правило: никогда не возвращаться без подарков.
Когда он приезжал в Кызыл, всегда долго ходил по магазинам, покупал подарки детям, а потом и внукам. Обязательно целый рюкзак подарков накупит, чтобы все радовались.
Он всегда беспокоился, как поедет обратно домой. В то время было очень трудно достать билеты на автобус. В кассе пассажирского АТП никогда не было свободного билета.
Отец говорил кассиру, что он участник войны, но ему билет не продавали. В то время фронтовикам уделялось слабое внимание. Папа очень радовался, когда мы ему всеми правдами и неправдами доставали автобусный билет.
Папа ушел из жизни в 1982 году, он успел еще раз побывать в городе Ровно, куда приглашали тувинских добровольцев, освобождавших город.
У бойца Докпута сегодня много потомков.
У Монгуша Калзановича и Анай Шанмак-ооловны Докпутов было девять детей. Сегодня живы семеро.
Старший сын Монгул – музыкант, самодеятельный композитор, много лет работал в Кызылской школе глухонемых детей, в городе Туране, селе Черби. Учил детей играть на баяне и духовых инструментах. Имеет сборник песен для детей.
Другие дети – Маадыр-оол, Жанна, Зинаида, Светлана, Николай выросли достойными людьми, работают в разных отраслях народного хозяйства.
Я – старшая дочь. Моя профессия – учитель. Много лет трудилась в школе, на ответственных должностях партийной работы, ветеран труда.
Мой муж – Монгуш Мунзукович Суге-Маадыр. С 1978 года его трудовая деятельность непосредственно связана с развитием печати республики. Работал первым руководителем республиканского комитета печати, Тувинского книжного издательства. Под его непосредственным участием были заново созданы районные газеты со своими типографиями в городах Чадан, Ак-Довурак, Шагонар, в районных центрах Бай-Хаак, Кызыл-Мажалык.
У нас трое сыновей. Старший сын Вадим Суге-Маадыр окончил Ленинградский институт холодильной промышленности, средний сын Вячеслав – Ленинградский институт торговли, младший Мерген получил финансово-кредитную специальность. Они успешно работают.
У нас шесть внуков и внучек, среди них есть врач, студентка вуза и ученики.
Фото:
1. Аратка провожает сына на фронт. 1943 год. Дамар Дувеновна Тулуш с сыном Монгушем Калзановичем Докпутом. Запечатленные на фотографии узнаны дочерью Монгуша Докпута Раисой Монгушевной Суге-Маадыр, в девичестве Докпут.
2. Монгуш Калзанович Докпут в шестидесятые годы.
Раиса СУГЕ-МААДЫР, в девичестве Докпут, г. Кызыл.