Школьные подруги и педагоги-небожители

В № 51 «Центра Азии» от 25 декабря 2009 года прочитала интервью Саяны Ондур с режиссером музыкально-драматического театра Мариной Сарыг.

Марина – дочь моей школьной подруги Тамары, в своем интервью она очень тепло рассказывает о своей маме. Прочитала его, и нахлынули воспоминания о наших школьных днях, об учителях.

В те далекие пятидесятые годы мы учились в семилетней школе поселка Тарлаг. Это один из самых живописных уголков Тувы. Наша школа была расположена у горы, весной розовой от цветущего багульника.

Жили все скромно – всего-то прошло около десяти лет, как закончилась война. Трудились все – и стар, и млад.

Мы, подростки, вместе с родителями готовили дрова в тайге для школы-интерната. Летом работали на сенокосе, в колхозном огороде.

Колхоз наш был миллионером, председателем работал Сергей Болдырович Мучаев. Прекрасный организатор, к старшим обращался всегда уважительно «акый», «угбам». Как бывший директор туранской школы он и детей привлекал к посильному труду.

Мы, дети, были рады помочь взрослым. А зимой были заняты своими школьными делами, интересами.


В те годы учителя были для нас уважаемы, как небожители. Даже не помнится, чтобы мы видели их в магазине или на улице за разговорами.

Учитель русского языка Лидия Михайловна Тутубалина разучивала с нами стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, как песни, учила нас выразительному чтению.

Помню, как я вошла в образ, представила себе бушующее море, читая наизусть «Песню о Буревестнике» М. Горького, а когда закончила читать, в классе стояла тишина. Учительница молча поставила оценку в журнал.

Однажды в открытое окно залетела бабочка и села на рукав ее платья с цветочным рисунком. Мы зашептали: «Башкы» и показали на бабочку. Лидия Михайловна с удивленной улыбкой сказала: «Надо же…» и осторожно смахнула бабочку, чтобы она улетела и не отвлекала наше внимание.


Приехал к нам работать физрук Тимофей Сергеевич Клименков – дюжий моряк в матросской форме.

Смущаясь, мы прятали от него лица под платками. Он смеялся: «Ну что ж вы, девчонки, такие смешные, снимите платки».

Зимой он играл с нами в игру «взятие снежной крепости». Мальчишки первыми влезали на вершину. Учитель призывал их уступить нам, девочкам, но куда там – шел настоящий бой: в нас летели снежки и катились вместе с нами с горы огромные снежные комья.

По вечерам мы любили посиделки перед открытой дверью печи. Пели песни про любовь из кинофильмов тех лет.

Когда в интернате дежурил Тимофей Сергеевич, он запевал мощным голосом свою любимую песню: «Хас-Булат удалой, бедна сакля твоя». Мы потихоньку подпевали, глядя на горящие поленья. Нам было жалко Хас-Булата. Позже Тимофей Сергеевич стал директором нашей школы.


Весной на полянке играли в футбол. Спортивной одежды тогда не было, и мы играли в школьных формах.

Мяч прятался в наших длинных юбках, мальчишки возмущались. Иногда мы и сами не знали, у кого в юбке запутался мяч.

Мы с подругой Тамарой были высокие, на концертах танцевали в роли кавалеров, спрятав свои косы под кепки. Из зала слышалось: «Кто эти красивые парни?»


Через несколько лет, уже студенткой, я побывала у своей подруги в гостях. Она жила в четвертушке большого дома, в небольшой уютной квартирке.

Тамара была в незнакомом мне образе расторопной хозяйки, успевала все: пеленала, кормила ребенка, топила печь готовила вкусный ужин. Вечером, уже засыпая, услышала:

– Наш одноклассник служит с моим мужем, просил твой адрес.

Я насторожилась. Она продолжила:

– Но я не дам адреса, у него дома остались жена с ребенком.

Прошли годы, как-то при встрече она сказала:

– Зря тогда не дала твоего адреса.

Потом мы виделись с одноклассником, но наша первая любовь так и осталась невысказанной. Такие были времена и нравы.


очень рада, что дочь моей подруги Тамары нашла свой творческий путь.

Желаю Марине блестящих успехов в работе, крепкого здоровья, счастья, благополучия в семейной жизни.

Фото: На этом школьном снимке – мы с подругой. Тамара – справа. Поселок Тарлаг Пий-Хемского района, 1957 год.

Татьяна КЫЗЫЛ-ООЛ, г. Кызыл
  • 3 397