Школа землетрясений: надейся на себя

(Окончание. Начало в №10 от 16 марта)

Урок пятый: малыши в детских садах – слабое звено

26 февраля вскоре после первых толчков я оказалась в детском саду № 19, находящемся во дворе магазина «Детский мир»: с дочкой побежала туда за племянником Начыном.

Воспитатели построили все группы, кроме ясельной, рядом со зданием садика, дети были одеты. От их беззащитного вида защемило сердце, подступил ком к горлу.

В игровой комнате несколько малышей сидели на стульях в футболках и шортах, некоторые полусонно бродили. Няня рассказала: когда произошел первый удар, малыши ясельной группы спали, их будили, закутывали в одеяла и выносили на диван в прихожую.

Персонал пытался куда-то звонить, но из-за сбоя связи не получалось. У меня наступило какое-то оцепенение, одевала племянника дочка, затем – подбежавшая сестра. На замечание женщины старшего возраста: почему они не одевают малышей до прихода родителей, растерянные сотрудницы ничего не ответили.

Эта ситуация – не исключение. Мама малыша, посещающего садик №25, рассказала: когда она пришла за ним, все дети были собраны в одной группе, никто не одет. Персонал даже не собирался выводить детей из здания. У нее возникло сомнение в правильности таких действий, безопасности ребенка.

Есть и положительные примеры. У Аяны Ооржак младшая дочь посещает ясельную группу детского сада №36. После второго землетрясения она поехала за ней. Боялась, что в момент толчков разобьется застекленная стена между игровой комнатой и спальней, и стекло рассыплется на спящих детей. Понимала, что воспитательница и няня с девятнадцатью малышами не справятся.

К ее удивлению, все дети стояли на улице. На плечи малышей помимо верхней одежды были накинуты байковые одеяльца. Рядом с ними стояли практически все сотрудники садика во главе с заведующей, она лично отмечала в тетради, кто забрал ребенка.

Оказалось, что сразу после толчков медсестра, сантехник и еще один мужчина из обслуживающего персонала бросились на подмогу в ясельную группу. В спешке они перепутали колготки некоторых детей, но одели их полностью. Такое чуткое и ответственное отношение к ясельной группе растрогало маму до слез. Она поняла: ее дочка – в надежных руках.

Наши дети, в первую очередь – малолетние, самые уязвимые в экстремальных ситуациях. Ребенок школьного возраста может усвоить простые правила поведения в чрезвычайной ситуации и повести себя правильно. Малыши же полностью зависят от действий взрослых: не могут сами быстро одеться, организованно выйти из здания, от страха и шума могут спрятаться, забиться в угол, не слушая команды взрослых.

Сейчас, пока свежи впечатления, надо обсудить в коллективе каждого образовательного учреждения уроки землетрясения 26 февраля. Пригласите сотрудника МЧС, он должен оценить правильность и согласованность действий каждого человека. Крайне важен критический подход: проанализировать каждый шаг, что сделано правильно и неправильно, чего конкретно не знали, какой была реакция родителей.

Родителям тоже нужно инициировать рассмотрение темы безопасности на собрании, выразить свое отношение к действиям сотрудников детского сада или школы. И вы вправе даже требовать этого, ведь речь идет о ваших детях. Не выражайте только претензии, а вместе постарайтесь понять: где слабые места, какая нужна помощь, чтобы их устранить.

Продумайте: кто обеспечит действенную помощь воспитателям и няням ясельной и младшей групп в чрезвычайной ситуации. Может это будут медсестра, завхоз, охранник или родители, которые проживают или работают в непосредственной близости от садика.

Я уверена, сотрудникам образовательных учреждений и, прежде всего, детских садов, тяжело даже от мысли о столь серьезной ответственности за чужих детей в чрезвычайной ситуации. Помогите им, разделите бремя ответственности, от этого станет легче всем.

Урок шестой: лучший эвакопункт – дом на земле и своя машина

27 декабря и 26 февраля мы ночевали в доме на земле, где чувствовали себя спокойнее. В отличие от комфорта благоустроенной квартиры, жизнь в нем несладкая: надо топить печку, таскать дрова и уголь, выносить золу, беречь тепло.

Но, как выяснилось, имеются несомненные достоинства: толчки ощущаются меньше, до выхода на улицу – несколько шагов. Это успокаивало, удавалось даже поспать. Поэтому частные дома моих родственников превращались в пристанище людей, сбежавших из многоэтажных домов.

Благо в городе у нас до сих пор большой частный сектор, в том числе – дачи. Нас приютили, накормили, уложили, хотя лишнего места не было. 27 декабря в двухкомнатной четвертушке моей двоюродной сестры разместились на ночь одиннадцать человек, а в четырехкомнатном доме сестры Татьяны Ооржак – 26. Вместе не страшно, но все-таки неудобно, ни нам, ни нашим благодетелям.

Идея ночевать в эвакопункте не была привлекательной для моей семьи, мы не чувствовали необходимости в этом.

27 декабря не пошли в эвакопункт, так как информация о них появилась слишком поздно, когда мы уже перебрались к сестре в частный дом. А 26 февраля информация о большом числе открытых эвакопунктов в школах Кызыла только насторожила меня, показалась недобрым знаком незнания реального положения дел и стремления властей перестраховаться.

Безопасно ли в школах размещать эвакопункты? Ведь часть из них пострадала от первого землетрясения. Кроме того, школы, в отличие от детских садов, не приспособлены для проживания людей, даже временного. В эвакопунктах в помещениях детских садов, прежде всего, надо размещать родителей с малолетними детьми, многодетные и малообеспеченные семьи, пожилых одиноких людей.

Так ли безопасен и попавший в список эвакопунктов в числе первых спорткомплекс «Субедей» с его резиновым куполом и обширными застекленными поверхностями?

Судя по реакции кызыльчан, эти сомнения возникли не только у меня. Спасение от страха перед стихийным бедствием некоторые нашли в машине. Машина имеет множество преимуществ, своего рода дом на колесах. В нее можно сесть без верхней одежды, не замерзнешь, быстро собрать родных и уехать подальше от города.

Автолюбитель со стажем и мать четырех детей Аяна Ооржак, проживающая в Кызыле в многоэтажке, рассказала следующее. 27 декабря домочадцы проснулись ночью от сильных толчков. Сразу стало плохо дочери-инвалиду, ее начало рвать, она начала оказывать ей первую медицинскую помощь. Из-за страха перед новыми толчками решили покинуть квартиру. Аяна собрала лекарства, взяла детский горшок, одеяло. Муж собрал продукты: молоко, творожок, йогурт, сыр, колбасу, налил чай в термос.

Всемером сели в машину, залили бензином полный бак, на заправках были очереди. Три часа ездили по городу, пытаясь получить информацию о сейсмособытии в МЧС, пожарной части, искали машины с громкоговорителями, но тщетно. Потом поехали в частный дом к родственникам и жили в нем двое суток.

Аяна поняла большую ценность машины: в ней хранит складной стол и стулья, надувные матрасы, можно подзарядить телефон и ноутбук, сварить чай, детям – посмотреть по DVD-плееру мультики.

Очевидно, это поняли и другие кызыльчане. В первой половине дня 26 февраля машин на улице было немного. Но буквально через полчаса после толчков улицы заполонили автомобили, некоторые водители пытались обгонять друг друга, создавая аварийные ситуации.

Таксисты 26 февраля продолжали работать и цены за проезд не завышали. А вот ночью 27 декабря многие из них занимались перевозкой своих родных. Некоторые из тех, кто все же работал ночью, запрашивали за проезд по городу до 500 рублей вместо обычных восьмидесяти, а стоимость проезда в дальний Каа-Хем доходила до 1500 рублей.

Сделала вывод: хорошо иметь дом на земле и свою машину. Возможности такой пока нет, но мы уже задумались об этом. Пока же со своей повышенной тревожностью я нахожусь в зависимости от тех, кто эти блага имеет. Важно поддерживать родственные и дружеские связи, чтобы тебе были рады, захотели искренне помочь, приютить на время.

Урок седьмой: бережёного Бог бережёт

Через месяц после первого землетрясения я расслабилась, в моем сознании поселилась мысль, что все осталось позади, можно забыть, как кошмарный сон. Вполне естественно для человека. Возможно, поэтому так перепугалась в момент второго землетрясения.

Где бы ни находилась в последние две недели кажется, что потрясывает. Успокаиваю себя тем, что говорю: это проехала машина, хлопнула дверь, шатается стул. В действительности, это многочисленные мелкие толчки, так называемые афтершоки. По данным МЧС с 27 декабря 2011 года по 1 марта произошло 179 сейсмических толчков. Их чувствуют жители республики.

По законам природы, сейсмический очаг будет затухать постепенно. Чуйское землетрясение на Алтае в 2003 году с магнитудой 7,3 баллов вызвало мощный афтершоковый процесс, который не завершился и сегодня.

Афтершоки расшатывают не только сознание, но и психику человека. Они опасны для здоровья, психологического самочувствия не менее, чем основной удар стихии. В первую очередь, это касается каа-хемцев, находящихся в эпицентре землетрясений, переживших вслед за ними и наводнение.

На мой взгляд, необходимо создать группу ученых для исследования воздействия сейсмических явлений на организм человека, поведение населения Каа-Хемского района. Здесь, как после ташкентского землетрясения 1966 года, важно объединить усилия терапевтов, эндокринологов, невропатологов, психиатров, инфекционистов, эпидемиологов, акушеров-гинекологов, сейсмологов, социологов и других специалистов. Это ценно в научном плане, в то же время – для практики.

После второго землетрясения психологи Центра «Сайзырал» обследовали 992 ребенка школьного и дошкольного возраста в селах Сарыг-Сеп, Дерзиг-Аксы, Бояровка и Усть-Бурен. Они выявили у 92 детей синдром устойчивых и постоянно появляющихся страхов, причиной которых, по убеждению психологов, стали два сильных землетрясения. Психологические исследования в районе надо продолжать: от детей перейти к взрослым, сделать их регулярными. Ведь, самочувствие детей тесно связано с настроением родителей.

Повторные сотрясения почвы не только выводят людей из равновесия, но и провоцируют пессимистические ожидания. Одна кызылчанка рассказала, что с момента первого землетрясения на ночь вместо сорочки надевает трико, рубашку и красит губы. Мол, если будет сильный удар и ее завалит, хочет выглядеть прилично. Другая женщина ускорила работу по запуску ее личного интернет-сайта: «Если случится разрушающее землетрясение, после меня хоть что-то останется».

По данным В. И. Уломова, изучавшего ташкентское землетрясение 1966 года, ожидание очередных толчков нагнетало нервозную обстановку, вызывало ощущение бессилия, утомляло и изматывало людей. На этой почве может развиться сейсмофобия, «болезнь землетрясения».

В своей статье Уломов отметил такие симптомы «болезни землетрясения»: испуг, страх, учащенное сердцебиение, иногда сжимающая или колющая боль в области сердца, похолодание конечностей, дрожь во всем теле, слабость в ногах, потеря ориентации и связанности в мышлении во время или вскоре после подземного толчка.

Проверьте себя и членов семьи. Если обнаружите один или несколько указанных признаков, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Существует вероятность обострения или развития нервно-психических, сердечнососудистых и эндокринных заболеваний.

Предугадать землетрясение очень сложно. Но нередко его приближение чувствуют домашние питомцы: собаки и кошки. Татьяна Ооржак теперь называет своего кота сейсмологом. 27 декабря он вдруг стал странно себя вести: с громким воем метаться по квартире, царапаться. Она, не понимая в чем дело, взяла кота на руки, чтобы успокоить, но он вырвался. Нехарактерным стал его вид: прижат хвост, опущены ушки. Через минуту стало трясти. С тех пор перед каждым ощутимым толчком кот начинает шуметь и проситься из дома. Собаки, чаще всего, лают или воют, иногда – перестают кушать, забиваются от страха в будку.

Надо быть готовым к повторным подземным толчкам. Следите за своим психологическим самочувствием и состоянием здоровья, регулярно обследуйтесь у врача-терапевта и психолога.

Оба землетрясения показали, что власти, силовые структуры и МЧС реагировали на ситуацию с опозданием. Это вызывало возмущение жителей, в этом смысле я – не исключение.

Мы, как и большинство жителей республики, самостоятельно справились с различными возникшими проблемами и усвоили главный урок школы землетрясений: надеяться на себя. Во время толчков каждый человек приобрел свой личный опыт, который будет ценным вдвойне, если по моему примеру вы проанализируете свое поведение и поймете свои ошибки.

Действия, основанные на знании и опыте, более эффективны. Уверенность в том, что теперь мои действия будут правильными, помогают преодолеть страх и не заражать им близких.

Валерия КАН, kan-tuva@mail.ru,кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ТИГИ, специально для «Центра Азии»
  • 4 344