Мерген Монгушевич Шойдан, папа трёх сыновей, опекун троих детей, 49 лет, житель Кызыла
Старший сын Маадыр имеет среднее экономическое образование, работает в селе Хандагайты. Средний Менги – медбрат в городской поликлинике, младший Мерген – студент.
Кроме них у нас есть и другие дети. Старшая дочка Ай-Чечек – учительница в селе Усть-Бурен, Айдаш – студент сельхозтехникума, Айсуу учится в педагогическом колледже. Мы являемся их опекунами. Они маленькими лишились матери, но ее доброта, трудолюбие и любовь к чистоте и порядку передалась им.
Так что я – многодетный папа и дедушка: шесть детей, три внучки и внук. Мы с супругой никогда одни не оставались, всю жизнь – среди детей и родственников. Тесть Валерий Самбылдаевич удивляется: «Поражаюсь твоему терпению, столько лет с таким количеством народа жить – это уму непостижимо». Даже когда мы жили в однокомнатной квартире, помимо шести детей, у нас всегда было много родственников. Хотя в Кызыле у других родных есть большие квартиры, они всегда шли и идут к нам.
Приходишь после работы поздно, а дома некуда шагу ступить – на полу все застелено. Осторожно через спящих перешагиваешь, берешь матрац и идешь спать на кухню. Теперь стало хорошо, переехали в двухэтажную дачу, и места всем хватает. Мы шутим: сбеги от них хоть в Новосибирск, все равно за нами переедут.
Наверно, им у нас тепло и хорошо. Не зря тувинцы говорят: на ветвистом дереве птицы не переводятся, в добром доме народ не переводится.
Дети – это только проблема или только радость?
Нельзя про детей говорить, что они проблема, это – радость. Ждешь девочку, а рождается мальчик – все равно радость. Когда второй ребенок родился, радовался страшно: «Девочка!» Прилетел в роддом, как на крыльях, а там ошибочка: на бирке написано «девочка», в списке новорожденных тоже значится как девочка, а на самом деле – сын. Третий ребенок – опять сын.
Но я вовсе не печалюсь – долгожданных девочек нам подарили дети: это наши внучки – Айгуля и Алдын-Сай, Долгармаа.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Чтобы воспитывать детей, мне не нужно опираться на чей-то идеал, кому-то подражать. Воспитываю их так, как чувствую, считаю нужным. Не думаю, что ошибаюсь – у меня сыновья выросли замечательными людьми.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Все с супругой Маргаритой Маадыр-ооловной и сыновьями делаем сообща. Живем на земле: у нас – курятник, гараж, баня, огород площадью 12 соток, поэтому нет времени прохлаждаться.
Тяжелую физическую работу делаю сам. На огороде трудимся вместе, но больше заботы и внимания ему отдает супруга, мы ее даже прозвали Огородовна.
Традиционные блюда готовят жена и младший сын. Когда сам готовлю, люблю фантазировать и смешиваю даже то, что нельзя смешивать, но такие необычные блюда детям нравятся. Люблю реставрировать мебель, старой даю новую жизнь, да такую, что все думают – купили.
Мое главное достижение в воспитании.
Достижение в том, что сыновья не только хорошо разбираются в технике, но и играют на музыкальных инструментах, поют, у всех есть музыкальный слух. Старший – духовик, играет на саксофоне, средний – на бас-гитаре и ударных инструментах, младший окончил музыкальную школу по классу фортепиано.
По-другому и быть не могло, потому что мой дедушка – знаменитый музыкант, композитор Александр Лаптан. Моя мама – известная в свое время всей Туве аккордеонистка Наталья Донгак. С четвертого класса играю на гитаре, пою, являюсь членом Союза композиторов Тувы. В молодости создал ансамбли «Сылдыс» и «Ангырак». Впоследствии они стали известными в мире тувинской эстрады группами. Музыка предопределила профессию: работаю в ГТРК «Тыва» звукорежиссером. Так что любовь к музыке у нас – фамильная черта.
Есть у нас мечта – создать ансамбль четырех Шойданов. Только затея требует больших финансовых затрат: малый комплект аппаратуры стоит минимум 50 тысяч рублей. Пока мечтаем.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Каждый отец допускает ошибки. Как-то старший сын-студент зашел домой с запахом алкоголя. Не разобравшись, сгоряча накричал на него. Оказалось, что друзья не пускали, уговаривали выпить, уламывали и, чтобы отвязаться, пришлось отпить пива и бежать домой. Это он уже матери объяснил.
Мне не стыдно было признать свою ошибку, обнять его и попросить прощения за непонимание. Крепко уяснил для себя: прежде, чем кричать, надо обязательно выслушать.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Может. Бросил пить 10 лет назад. Раньше, когда выпивал, меня избегали. Перестал пить – зауважали и стали обращаться на «Вы». Я не лечился, просто решил завязать и до сих пор держусь.
Не курю два года. Курение для певца очень вредно. Когда заметил, что начал задыхаться во время пения, нашел силы отказаться отсигарет. Со мной на работе бросали четверо, но продержались только двое. Так что все от человека зависит.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Читал детям русские сказки, по ходу переводя на тувинский язык. Особенно малыши любили сказку «Волк и семеро козлят». Когда были в младших классах, любили читать все подряд. Став постарше, увлеклись компьютерными играми, интернетом. Но не все потеряно, они у меня в последнее время слушают аудиокниги.
Наказание ребенка – это обязательно?
Не обязательно. Я своим детям объяснял, разъяснял, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь ребенок – это тоже мудрый человек, только маленький.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Главное – научил их уважительному отношению к женщине. Женщин обижать нельзя. Старший сын поссорится с женой, не отмахиваюсь, мол, это дело молодых, а всегда стараюсь конфликт уладить, разобраться, объяснить.
Специально ничему не учу. Просто они идут по моему проторенному следу. С детства дети смотрели на меня и учились ремонтировать машину, делать сувениры, играть на инструментах. Выросли работящими, рукастыми. Компьютер или телевизор сломается – сами разберут, починят и соберут. У старшего сына в селе есть своя станция техобслуживания.
Своим примером, каждодневным поведением надо учить. А будешь неправильно жить, значит, детям неправильный пример подашь, и они проживут жизнь также беспутно, как и ты.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Трудных вопросов хватало. У среднего сына они были бесконечными. Укладываю спать, а он: «Почему нужно спать?» «Потому что надо отдохнуть». «А почему надо отдохнуть?» «Чтобы завтра встать сильным и здоровым». «А почему надо быть сильным и здоровым?» «Чтобы ходить в садик и радовать маму и папу».
Всегда старался дать исчерпывающий ответ. Не позволял себе отмахнуться: «Ну-ка, спать», потому что, если прерву, сын не заснет, и вопросы без ответов будут его мучить.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Вспоминаю картину: птицы без устали собирают насекомых и спешат в гнездо, чтобы накормить желторотых птенцов. Мы с супругой на них очень похожи. До сих пор помогаем даже старшему, хотя он уже свил свое гнездо. Как родители-птицы хлопочем над детьми, потому что без этого уже не можем.
Тувинцы – это такой народ, который до седин не перестает заботиться о своих детях и нести за них ответственность. Это и есть в моем понимании отцовский долг.
Фото: В добром доме народ не переводится: в семье Шойданов всегда многолюдно и шумно.
В первом ряду слева направо супруга Маргарита Маадыр-ооловна с внучкой Айгулей, Мерген Монгушевич с внучкой Долгармой, сестра Маргариты Маадыр-ооловны Рада
Маадыр-ооловна Ховалыг с внучкой Алдын-Сай. Во втором ряду: сын Менги, зять Эрес, племянники Ай-Чечек и Эртине-Очур. 25 июня 2012 года. Фото Саяны Ондур.
Ведущая рубрики Саяна ОНДУР Отцы Тувы – какие они: их лица и ответы – еженедельно, в каждом номере «Центра Азии» и на сайте газеты в течение 2012 года. Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: sayana-66@mail.ru