Юрий Апрелович Шокар, папа трёх детей, 38 лет, житель Кызыла

Мои дети: какие они?

У меня большая семья. Каждый вечер меня дома ждут мои дети Андрюша, Альфия, Ай-Хаан и супруга Марина Маадыр-ооловна.

Когда четырнадцать лет назад родился старший сын, назвал его Андреем в честь дяди Андрея Ооржака, известного в Баруме борца и поверил, что имя влияет на судьбу человека. Маленький Андрюша тоже серьезно увлекся вольной борьбой. Пять лет занимается у тренера Владимира Тюлюша и не раз на республиканских соревнованиях занимал призовые места. Он у нас немногословный и строгий как мама.

Дочке Альфия не такая. Ей четыре года и она как папа шустрая, разговорчивая. Спокойно общается с незнакомыми людьми. Ее назвал именем дочери моих родственников, известной в республике семьи врачей Шиирипей. Кто знает, может, когда-нибудь и моя дочка, как их Альфия, найдет себя в профессии юриста. А пока она ходит в садик и занимается в танцевальном кружке школы №1.

Младший сын Ай-Хаан, которому десять месяцев, очень избалованный. Имя ему выбрали по совету лам. Назвали сына Ай-Хаан – Царь луны, так как для поднятия жизненного духа ему должно подойти возвышающее имя. Сказали, что будущее сына будет связано с руководящей работой.

А пока младшенький говорит «мама» и «папа», ловко ползает, хоть на ногах стоит нетвердо, на кухне все верх дном переворачивает и посуду на пол скидывает.

Кот Черныш его панически боится. Ай-Хаан его ловит, дерет за шерстку, играет. С его рождением пришел конец спокойной жизни кота.

Дети – это только проблема или только радость?

Дети это – счастье. Жизнь без них не имеет смысла. У меня есть знакомые, у которых нет детей. Смотришь на них и жалеешь. Ведь они же после себя никого не оставят.

Сегодня, если только захотеть, возможностей стать родителями больше, чем раньше. Медицина в этом плане ушла далеко вперед. В Туве уже есть семьи, которым новые медицинские технологии позволили иметь детей.

Если же ничто не помогает, можно взять на усыновление детей из дома ребенка, или у своих многодетных родственников. Ведь у тувинцев издавна существует традиция брать на воспитание детей родни.

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.

Кто настоящий работяга – тот и есть мой идеал. Мой отец Апрель Бадыевич один из них. С детства он учил меня трудиться, с третьего класса брал на сенокос, показывал, как ремонтировать машину, приобщил к чтению и научил играть на баяне.

У отца девять братьев, у мамы Кара Кызыл-ооловны семь сестер и у всех необычные имена. Мою маму зовут Кара – черная, есть тетя Бора – серая, Кок – синяя, Хурен – коричневая и у всех имена – названия цветов.

Даже на пенсии родители продолжают работать в школе.

Когда с супругой после Кызылского автодорожного техникума поступили в политехнический институт, родители взяли к себе семимесячного Андрюшу, чтобы мы закончили образование. Сына мы забрали в три года, но до сих пор он очень привязан к бабушке с дедушкой и все каникулы проводит у них.

Когда перевелся на заочное отделение, чтобы содержать семью и платить за аренду жилья, родители купили нам дом на земле. Со временем его расширил и превратил в большой, добротный и самоблагоустроенный дом.

После института обошел много организаций, чтобы устроиться на работу. Везде говорили: «Молодец, хорошо учился. Мы тебе позвоним» и никто не звонил. Начал таксовать по городу на «Жигулях».

В то время любил мастерить сундуки аптара, изготавливать деревянный каркас юрты. Директору мебельной фабрики Сергею Ивановичу Пешкову как раз нужны были такие мастера, и он позвал меня к себе на работу. Там прошел путь от разнорабочего до заместителя директора по производству. Сейчас Сергея Ивановича нет в живых, но до сих пор благодарен ему за то, что он многому меня научил.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Домом занимается супруга Марина Маадыр-ооловна– главный человек в семье. Она работает инженером по строительству в Управлении федерального казначейства по Республике Тыва. Сейчас находится в декретном отпуске по уходу за Ай-Хааном. Она заботится о детях, занимается уроками, отводит дочку в танцевальный кружок. Воспитывает их строго. Для детей слово мамы – закон, я же их балую, покупаю то, что они просят.

Сын Андрюша моет полы, помогает маме готовить, зимой убирает снег со двора, летом ухаживает за огородом. Трудолюбивым его воспитал мой отец.

Я же, как глава семьи, зарабатываю деньги, продавая на личном грузовике уголь. Работа трудная, без выходных, так как работаешь сам на себя. Намерзнешься за день на морозе, но зато можно содержать большую семью. Так что дома у нас тепло, светло, дети одеты, обуты, есть достаток, что еще надо.

Когда приходишь домой и видишь, как тебя ждут и радуются дети, усталость как рукой снимает. Держишь на руках маленького Ай-Хаана и думаешь, действительно дети – главный смысл жизни человека.

В свободное время балую семью фирменным тувинским супом с домашней лапшой. Когда долго не готовлю их любимый далган ускен мун, дети начинают его требовать.

Мое главное достижение в воспитании.

То, что у меня сын хорошо учится. Думаю, что он пошел в меня. В свое время я окончил Кызылский автодорожный техникум с красным дипломом. Андрей очень способный, уже выбрал себе профессию и готовится учиться после школы на хирурга.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Отцовской ошибки не допускал.

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

Конечно, может победить. Зависит от воспитания: как воспитают в семье, так и будет по жизни.

Отца своего никогда не видел пьяным и сам тоже не пью. Водка может двух закадычных друзей сделать врагами, двух заклятых врагов – друзьями. Пробовал во времена студенчества и не понравилось. Мои четверо братьев и сестер тоже не пьют.

Отец не курит, а я как в школе с мальчишками тайком покуривал, так и не могу от этой привычки избавиться: то начинаю, то вновь бросаю.

Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.

Мне не получается дома книги детям читать. Этим у нас занимается мама.

Наказание ребенка – это обязательно?

Нет. Мы не наказываем детей. Физическое наказание это – насилие, нарушающее психику ребенка. Супруга детей воспитывает, рассказывая поучительные истории.

Есть семьи, которые не дают играть в компьютер, отбирают сотовый телефон ребенка, если он набедокурил. Мы так не делаем. Разве что супруга отругает старшего сына за то, что не сделал домашнее задание, или слишком долго зависает в Интернете.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Андрей уже стал большим помощником, на которого можно надеяться. Он печку топит, дрова колет, готовит, особенно хорошо у него получается суп. Оставишь на него младших, может за ними присмотреть, вовремя накормит, уложит спать.

Альфия, как маленькая хозяюшка, в меру своих сил наводит порядок, помогает мыть посуду, убирает свои игрушки.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Сыну было семь лет, когда он задал мне вопрос: «Папа, а когда человек состарится и умрет, куда он попадет?» Так и не смог ответить.

Отцовский долг: в чем он для меня.

В том, что должен дать детям хорошее образование, помочь с работой, женить сыновей, выдать замуж дочку.

Моя бабушка девять сыновей на ноги поставила и до самой кончины в возрасте восьмидесяти двух лет о них заботилась, отправляла мясо, продукты, овощи с огорода и живых баранов, чтобы закололи и сделали изиг-хан.

До сих пор в бабушкином стаде в селе Ак-Чыраа есть около двадцати личных баранов Андрюши, которые она выделила своему правнуку. Для меня жизнь бабушки – настоящий пример родительского долга.

Ведущая рубрики

Фото: Счастье, когда тебя ждут дома и радуются от души. Семья за вечерним чаем.

Слева направо мама Марина, дочка Альфия, сын Андрей и папа Юрий с маленьким

Ай-Хааном на руках. 27 ноября 2012 год. Фото Саяны Ондур.

Саяна ОНДУР Отцы Тувы – какие они: их лица и ответы – еженедельно, в каждом номере «Центра Азии» и на сайте газеты в течение 2012 года.
  • 5 522