Доходы – в Китай, отходы – в Енисей

Всемирный фонд дикой природы – WWF России – выражает обеспокоенность в связи со строительством китайской компанией «Лунсин» горно-обогатительного комбината в Республике Тыва и предлагает правительству республики создать экспертный совет по вопросам возведения и эксплуатации комбината, учитывая его расположение в истоках Енисея.

Деятельность ГОКа может нанести ущерб не только Туве, но и находящимся ниже по течению Хакасии и Красноярскому краю.


В 240 километрах от Кызыла, столицы Республики Тыва, расположено месторождение полиметаллических руд с примесями золота и серебра Кызыл-Таштыг.

В 2006 году компания «Лунсин», входящая в крупнейший горнодобывающий холдинг Китая «Zijin Mining Group», выиграла тендер на разработку месторождения. Проектом, разработанным Красноярским институтом «Сибцветметниипроект», предусматривается строительство карьера для добычи руды и строительство горно-обогатительного комбината.

По информации руководства компании, объем инвестиций с начала строительства составил 3,8 миллиарда рублей. До 2014 года планируется инвестировать еще 3 миллиарда рублей, в том числе 1,3 миллиарда – в 2012 году.

«Лунсин» планирует производить на горно-обогатительном комбинате концентраты цинка, свинца и меди, которые будут вывозиться в Китай. Строительство самого комбината при этом ведется силами китайских рабочих. На сегодняшний день численность рабочих превышает заявленную вдвое: тысяча человек вместо планировавшихся пятисот.

И этот факт также вызывает обеспокоенность, поскольку это один из первых известных прецедентов, когда разработку и эксплуатацию месторождения в России полностью ведет китайская компания с использованием китайской рабочей силы. По словам Евгения Симонова, координатора организации «Реки без границ», так устроено 90% начинаний китайского сырьевого бизнеса за рубежом.

«Задача официальной политики «выхода вовне» – обеспечить приток ресурсов для развития китайской экономики. Подобные случаи в России мало чем отличаются от схем по всему миру от Монголии до Австралии. Это глобализация в действии в самом ее рафинированном виде, – говорит Симонов. – Выгоды в этом для нашей страны практически никакой, ибо цена лицензий и выплата пошлин редко покрывают существенные социально-экологические издержки. Кстати, компания «Zijin Mining Group», чьей «дочкой» является ООО «Лунсин», известна крупными отравлениями местного населения и конфликтами как в Китае, так и за рубежом».

При этом тувинские новостные порталы пока бодро рапортуют о том, что «Лунсин» оказывает материальную помощь учреждениям республики, уделяет большое внимание подготовке технических кадров из местного населения, вкладывает средства в укрепление материально-технической базы Ак-Довуракского горного техникума и ремонт местных автодорог.

И никто не говорит о том, что, несмотря на то, что до ввода ГОКа в эксплуатацию остается чуть больше полугода, комбинат уже сейчас оказывает значительное негативное воздействие на природу.


Месторождение Кызыл-Таштыг находится в Тоджинском районе Тувы на берегу реки Ак-Хем посреди кедровой тайги.

К сожалению, на сегодняшний день сотни гектаров векового кедрового леса уже уничтожены, а на его месте, по данным на 6 ноября 2012 года, образовался карьер глубиной 175 метров. И он должен расшириться, ведь проектом предусмотрен карьер глубиной 255 метров.

Также в проекте предусмотрено сооружение полигона для хранения твердых бытовых отходов и очистных сооружений для очистки используемой воды. Но пока строительный, промышленный и бытовой мусор просто закапывают, зачастую по месту его образования, и вопросы стоков, попадающих в результате этого в реку Ак-Хем, до сих пор никак не решены.

Река Ак-Хем является одним из притоков Большого Енисея – Бий-Хема. Бий-Хем, сливаясь у города Кызыла с Каа-Хемом, образует собственно Енисей – одну из величайших рек мира.

По расчетным данным, после запуска ГОКа в эксплуатацию в Ак-Хем будет ежедневно сбрасываться 500 кубических метров неочищенных хозяйственно-фекальных сточных вод, а это – 182,5 тысячи тонн в год, что может привести к росту кишечных и прочих инфекций у населения, проживающего в бассейне Енисея, а также к снижению рыбных запасов.

Отставание в строительстве очистных сооружений по сравнению с возведением самого комбината вызывает наибольшую обеспокоенность WWF России и других общественных экологических организаций.

Так, на недавнем заседании Экологической палаты Красноярского края было принято решение поставить вопрос о ситуации с ГОКом на совете Гражданской ассамблеи края.


Ряд нарушений в проекте комбината нашла и прокуратура Республики Тува.

По состоянию на август 2011 года в отношении ООО «Лунсин» было возбуждено 11 административных дел, в том числе – о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пользовании недрами с нарушением условий лицензии, самовольном занятии водного объекта, нарушении правил пользования лесами и соблюдения санитарной безопасности в лесах.

В том же году прокуратура сообщила, что территория участка, выделенного «Лунсин», захламлена стволами деревьев, ветками и сучьями, которые во время загорания в пожароопасный период могут способствовать распространению огня.

Общая сумма наложенных на «Лунсин» штрафов ничтожна по сравнению с объемом инвестиций, и составила чуть более 640 тысяч рублей, которые были уплачены в полном объеме.

Из других так называемых «компенсаций», сделанных ООО «Лунсин», можно назвать подготовку «Программы мониторинга состояния окружающей среды при разработке полиметаллических руд на Кызыл-Таштыгском месторождении» и выделение 30 тысяч рублей неправительственному экологическому фонду им. В.И. Вернадского и 500 тысяч рублей тувинскому отделению «Российского общества лесоводов».

О рекультивации земель говорится только в связи с донной частью хвостохранилища, где по окончанию работы ГОКа – через 25 лет по документам и через 12 лет по планам компании – будут практически все элементы таблицы Менделеева, включая такие высокотоксичные вещества как кадмий, сурьма.

На минимизацию вреда природе в рамках Кызыл-Таштыгского проекта заложено не так уж много: по оценкам экспертов совокупная стоимость комплекса мероприятий для уменьшения ущерба природной среде составит около 164 миллиона рублей, то есть чуть более 4% от уже инвестированных денег и лишь 2,4% от запланированных до 2014 года!

И пока «комплекс мероприятий» остается лишь на бумаге, природа в районе предприятия вполне ощутимо изменяется и деградирует уже сейчас. Кто посчитает, в какие миллионы или миллиарды выльется для экономики страны экологический ущерб?


Любой способ добычи полезных ископаемых значительно влияет на природную среду, но открытый карьер, как в случае с Кызыл-Таштыгским месторождением, в этом смысле наиболее опасен.

При любом способе добычи нарушается цельность определенного объема пород, увеличивается их трещиноватость, появляются крупные полости и пустоты, а создание карьеров сопровождается активизацией различных инженерно-геологических и физико-химических процессов: оползней, оседанием земной поверхности над отработанными шахтными полями.

На соседних с горными выработками площадях усиливаются процессы эрозии почв, оврагообразования, а в выработках и отвалах активизируются процессы выветривания, во много раз быстрее, чем в природе, идет миграция химических элементов, в радиусе нескольких сот метров, а иногда и километров, происходит загрязнение почв тяжелыми металлами при транспортировке, ветровом и водном разносе. Почвы также загрязняются нефтепродуктами, строительным и промышленным мусором.

Повышенная запыленность атмосферного воздуха, приводит к деградации хвойных пород деревьев. В конечном счете, вокруг крупных горных выработок создается пустошь, на которой растительность не выживает.

Особенно негативно горная выработка открытого типа сказывается на состоянии гидросферы, и это относится не только к водным объектам в непосредственной близости от карьера, но и к удаленным на расстояния до нескольких десятков километров. Понижение уровня подземных вод приводит к уменьшению подземного стока в реки и водоемы. При значительных водопонижениях снижается водность рек, падает уровень озер, высыхают болота, исчезают родники, ручьи и мелкие реки. Не стоит забывать и о том, что технологические процессы обогащения руд связаны с потреблением больших объемов воды, а избыток технологических вод часто без очистки сбрасывается в открытые водоемы.

Координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников так комментирует создавшуюся в Туве ситуацию:

«В итоге выходит, что китайская компания «Лунсин» получит свои гигантские прибыли, промышленность Китайской Народной Республики – необходимый ей металл, а России, похоже, достанется только плата за аренду месторождения и огромный ущерб в виде загрязненного стоками Енисея, вырубленной кедровой тайги, уродливых карьеров и измененных, уничтоженных экосистем».



Фото:

 

1. Мусор будет погребен тут же или где-то в тайге. На строительстве китайской компанией «Лунсин» горно-обогатительного комбината. Республика Тыва, Тоджинский район. Фото Сибирской Экологической палаты.

2. На месте этой плеши был великолепный кедровый лес. На строительстве китайской компанией «Лунсин» горно-обогатительного комбината. Республика Тыва, Тоджинский район. Фото Сибирской Экологической палаты.

Екатерина ЛУКОНИНА, пресс-секретарь Алтае-Саянского отделения WWF – Всемирного фонда дикой природы.
  • 6 157