Возможны гораздо более сильные землетрясения, и ближе к Кызылу

Эпицентры обоих зимних тувинских землетрясений, 27 декабря 2011 года и 26 февраля 2012 года, находились в одном месте – в Каа-Хемском районе на левом берегу реки Дерзиг в районе хребта Час-Тайга.

Пока непонятно, каким из звеньев цепи сейсмического цикла являются эти землетрясения – началом, продолжением или окончанием активизации разломной зоны.

Ясно только одно – возможны гораздо более сильные землетрясения по сравнению с зимними, и ближе к столице Тувы, так как один из активных разломных сегментов Уюк – Каа-Хем – Ужепской неотектонической зоны расположен на Уюкском хребте всего в тридцати километрах к северу от Кызыла.

К такому выводу пришли сотрудники сейсмотектонического отряда Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта Российской академии наук, с 19 августа по 11 октября проводившие полевые исследования в бассейнах рек Дерзиг, Хопто и Улуг-О с целью изучения геологических проявлений землетрясений на хребте академика Обручева.


В состав экспедиции Института физики Земли входили начальник отряда, старший научный сотрудник Александр Мараханов, ведущий научный сотрудник Александр Овсюченко, научный сотрудник Сергей Новиков, аспирант Александр Ларьков, инженер Евгений Липилов.

Полевые исследования отряда включали в себя пешие маршруты с выявлением и изучением природы сейсмодислокаций, в том числе древних, включая обвалы, оползни, разрывы, а также проходку канав и их документацию с целью выявления характера деформаций. При этом использовались снимки района из космоса.

«Положение очага, породившего зимние землетрясения, в результате исследований было уточнено непосредственно на местности, – рассказал Александр Овсюченко. – Очаг представляет собой сейсмотектоническое нарушение земной коры, проникающее, по данным геофизической службы Российской академии наук, на глубину около десяти километров.

На поверхности он проявлен разрывами, трещинами, валами, сдвигами и другими нарушениями значительной длины. Экспедиция зафиксировала все типы разрывов – сдвиги, сбросы, надвиги, сбросо-надвиги, сбросо-сдвиги, сдвиги левые и правые, взбросы. Системы очень сложные, но строго закономерные. Цельная картина деформаций будет получена после обработки полевых данных. Но уже сейчас, судя по данным полевых наблюдений, можно сказать, что эпицентры обоих зимних землетрясений находились в одном месте – на левобережье реки Дерзиг, в районе хребта Час-Тайга».

У подножия этого хребта сотрудники экспедиции обнаружили взорвавшуюся лиственницу. Дерево в двух – двух с половиной метрах от корня было расщеплено, ствол упал рядом, вертикально воткнувшись в землю на 20 сантиметров. Длина отлетевших щеп – до трех метров, одна из них повалила два молодых кедра с толщиной ствола 10 сантиметров.

Лиственница располагалась, вероятно, прямо над гипоцентром – центральной точкой – очага землетрясения, сейсмическая волна ударила снизу строго в вертикальном направлении.

Первичные сейсмотектонические дислокации – разрывы – локализованы так же в верховьях левых притоков реки Дерзиг – Верхнем и Нижнем Кара-Хеме – на участке протяженностью до четырех километров в северо-западном направлении и шириной до одного километра.


Кроме новых разрывов экспедиция обнаружила в Каа-Хемском районе активные разломы земной коры – следы древних землетрясений, гораздо более крупных по сравнению с землетрясениями 27 декабря 2011 года и 26 февраля 2012 года.

Эти землетрясения прошлого были катастрофическими: магнитуда по шкале Рихтера 7 – 7,5, по шкале сотрясаемости MSK-649 – 10 баллов. По сравнению с ними землетрясения, которые произошли этой зимой, отражают, как отмечают исследователи, «просто вялую фоновую жизнь Каа-Хемской разломной зоны».

Были отобраны пробы для радиоуглеродного датирования возраста древних землетрясений на основе палеосейсмогеологического метода, который изучает землетрясения с возрастом до сотен тысяч лет.

Сильные землетрясения, как правило, повторяются через определенные промежутки времени, причем, чем сильнее землетрясение, тем больший промежуток времени требуется для того, чтобы скопилась энергия для его порождения.

Если иметь такие данные о временных промежутках между сильными землетрясениями на ретроспективу, то можно делать достаточно аргументированный вывод о том, какой максимальной силы и с каким периодом повторяемости происходят землетрясения в конкретном регионе. Этот вывод имеет прямые последствия на перспективу: как строить здания и сооружения, в какой мере усиливать их сейсмоустойчивость.

Поэтому результаты полевых исследований экспедиции под руководством Мараханова – только часть работы. Необходимо проведение работ по составлению сейсмотектонических карт как для района исследований, так и всей территории Тувы с выявлением кинематики, магнитуды прошлых землетрясений, периодов их повторяемости, что даст более объективную оценку сейсмической опасности региона и составить нормативную карту сейсмического районирования Республики Тыва.

Для этой большой работы усилий только ученых недостаточно: нужна поддержка и республиканских властей, и МЧС.



Фото:

1. В поисках следов землетрясений. Сейсмотектонический отряд Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта Российской академии наук. Слева направо: научный сотрудник Сергей Новиков, начальник отряда, старший научный сотрудник Александр Мараханов, житель села Сарыг-Сеп, проводник Андрей Видягин, житель села Сарыг-Сеп, рабочий отряда Эдуард Лабутин, аспирант Александр Ларьков. Лежит инженер Евгений Липилов. Республика Тыва, Каа-Хемский район, 24 сентября 2012 года. Фото Александра Овсюченко.

2. Новейшие разломы Уюк – Каа-Хем – Ужепской тектонической зоны.

Андрей МОНГУШ, заместитель директора по научной работе Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.
  • 6 349