Аяс Сендааевич Хертек, папа шести детей, 39 лет, житель Кызыла

Мои дети: какие они?
Мои дети дружные, хотя и разные по характеру, потому что для пятерых из них, младших, я – приемный отец.
Старшей Алине двенадцать лет, она добрая и заботливая старшая сестра. Затем по старшинству идет десятилетняя Алдын-Сай. Алдын-Сай у нас умница, хорошо учится. Даниилу – девять лет, он увлекается вольной борьбой, как и я. Алдын-Херел закончил первый класс. За ним – пятилетний Александр, мы его зовем Аян-оолом, он теперь на домашнее имя только и откликается. Аян-оол у нас стеснительный, особенно, при посторонних.
Самая младшая у нас – Вика, ей четыре года, она всеобщая любимица, ее и соседи балуют. Вика – настоящая непоседа, не сидит на месте, все время норовит куда-нибудь вскарабкаться, поэтому одну во двор ее не отпускаем. Она очень изменилась, став нашей дочкой, и я очень этому рад, ведь когда мы взяли Вику из Дома малютки, она целый день могла просидеть на одном месте и ни словечка не вымолвить.
Все девочки любят петь и танцевать, когда у кого-нибудь из нас день рождения, они готовят настоящие концерты. А мальчики любят подвижные спортивные игры, вместе играют в футбол. Мы живем в Кызыле в ближнем Каа-Хеме в доме на земле, поэтому детям есть, где безопасно гулять и играть.

Дети – это только проблема или только радость?
Дети для меня – смысл жизни, и та ответственность, которую я несу за них, только в радость. А ответственность – очень большая, ведь приемная семья должна стать для детей действительно родной. Сотрудники управления по опеке и попечительству готовили нас к возможным трудностям.
Все началось четыре года назад, когда расформировывали Шивилигскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где работал учителем рисования. Воспитанников распределяли в другие интернаты или в приемные семьи. Сестры Лена и Света Тарасенко, Юля Наркина и Валя Шестопалова не хотели в другой интернат и обратились ко мне с просьбой стать их приемным отцом.
Посоветовался с супругой Саидой Маадыр-ооловной, и мы решили взять девочек. Младшей Свете было шесть лет, остальные девочки – в подростковом возрасте. Понимал, какую ответственность на себя беру как приемный отец, но для меня было важно дать девочкам настоящую семью.
С трудностями, конечно, столкнулись: тогда нашей Алине было восемь лет, и первое время она ревновала нас к новым сестренкам. Это обычное явление для детей, но мы все вместе это преодолели. Алдын-Сай, Даниил, Алдын-Херел, Аян-оол и Вика – уже второе поколение детей, которых мы взяли в приемную семью, и с ними уже сложностей не возникло: Алина – наша большая помощница в их воспитании.
Три наши первые взятые в семью дочки сейчас уже совершеннолетние, живут самостоятельно. Лена взяла в свою семью младшую сестру Свету. Я уже стал очень молодым дедушкой: внуков подарили Лена и Юля.

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Для меня идеалом является отец – Сендаа Монмеевич Хертек. Нас в семье было шестеро: три брата, три сестры, и для каждого отец находил время. Он работал ветеринарным врачом в селе Тээли Бай-Тайгинского района, часто ездил по чабанским стоянкам, а я любил сопровождать его.
Подражал отцу во всем. Он искусно резал по дереву, очень любил мастерить. Любовь к работе с деревом перенял от него. У меня есть токарный станок, мебель сам делаю. Сейчас учу этому сыновей, как отец учил меня в детстве.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Стирка, готовка, уборка лежат на жене и старших дочках. У них есть график дежурств. Девочки никогда не ленятся и не пытаются от него уклониться. Саида Маадыр-ооловна– учитель истории в школе № 4, и когда она на работе, девочки готовят сами. Алина и Алдын-Сай хорошо пекут блины, оладьи. Даниил тоже любит готовить, даже суп с мясом может сварить. За любое блюдо готов взяться, даже за манты.
Я с мальчиками обычно мужской работой занимаюсь: трудимся в огороде, весной забор новый поставили. Сыновья у меня – молодцы, их даже звать на помощь не надо. Только приступаю к работе, они тут как тут. Раньше наш дом был трехкомнатным, мы его вместе расширили: пристройку сделали. Даже малыш Аян-оол помогал, как мог: инструменты и гвозди приносил.

Мое главное достижение в воспитании.
Главное, что дети чувствуют себя родными по отношению друг к другу. Конечно, мальчики больше общаются между собой, и девочки тоже – по возрасту и интересам, как и бывает в семьях. А самые маленькие Вика с Аян-оолом могут часами играть вдвоем.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Чтобы в семье был достаток, днем подрабатываю таксистом, а за детьми, пока супруга в школе, присматривает теща Клара Дамбаевна Манчакай.
Жаль, что из-за этой подработки днем недостаточно времени провожу с сыновьями и дочками. Но с этим ничего не поделаешь: мужчина должен зарабатывать.

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
У меня только одна вредная привычка – курю. В школе никогда не курил, вел здоровый образ жизни, занимался вольной борьбой, только после армии начал. Стараюсь бросить: если раньше выкуривал по четыре сигареты в день, то сейчас – только одну. Алкоголь не употребляю, и не только потому, что у меня язва желудка, а еще и потому, что должен быть примером для детей.

Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
В нашей семье Даниил увлекается чтением, он и определяет перечень книг. Даня предпочитает серьезную литературу, последняя книга, которую я купил по просьбе сына – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Иногда он читает вслух, а остальные дети слушают, и я тоже прислушиваюсь краем уха.
Алина читает и рассказывает младшим русские народные сказки, недавно они слушали в ее исполнении сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Все вместе любят читать детский журнал на тувинском языке «Алдын-Кушкаш» – «Золотая птичка», я его им постоянно покупаю.

Наказание ребенка – это обязательно?
Никогда не наказываю детей физически, даже не шлепаю. И голос не повышаю, потому что это бесполезно и даже вредно. Лучше спокойно и основательно объяснить ребенку, почему он поступил неправильно.
Иногда дети между собой ссорятся, но мы с женой стараемся не вмешиваться без веской причины. И правильно делаем, потому что они через несколько минут опять веселятся друг с другом, как ни в чем ни бывало.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Главное в жизни любого человека – уметь трудиться, не бояться любой честной работы. Это девиз нашей семьи. Считаю, что к труду нужно приучать с малолетства. Это получается: дети никогда не отлынивают от своих обязанностей.
Неплохо рисую и черчу и стараюсь научить этому детей, особенно мальчикам это умение всегда пригодится, чтобы, например, эскиз для будущей полки или скворечника начертить.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Он стандартный для приемных отцов. В четыре года Александр совершенно неожиданно отвлекся от игры, повернулся ко мне и задал вопрос «А почему у нас разные фамилии? Я же ваш сын, а фамилии – разные».
Мне было сложно объяснить ему, что это такая необходимая условность, что на самом деле значение имеют только наши чувства: отцовская любовь и сыновья привязанность. Сказал тогда, что он пока маленький, а когда вырастет, то все поймет. Этот вопрос о фамилиях всегда будет сложным для меня.

Отцовский долг: в чем он для меня.
Главное для меня, чтобы дети выросли в счастливой полноценной семье, не чувствовали себя непохожими на сверстников и обделенными родительской любовью.
От того, чему научу сегодня, зависит, какой путь они выберут в будущем, смогут ли создать прочную семью. Мой долг – быть примером для них.

Фото: Аяс Хертек с детьми во дворе родного дома. Слева-направо: Алдын-Херел, Алина, Александр – Аян-оол, Аяс Хертек с Викой на руках, Даниил. Алдын-Сай отдыхает в детском лагере. Кызыл, 4 июля 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

Айлана МОНГУШ ailana_ch_r17@mail.ru 89233864102
  • 5 218