Фанфары в центре Азии: музыка без границ

«Нет, вы сумасшедшие люди, как можно соединять в фестивале столько всего и сразу!» – весело изумлялся в Кызыле латвийский профессор Янис Пуриньш.

Сумасшедшие люди – это организаторы второго Международного фестиваля духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». Посвященный столетию единения России и Тувы, столетию города Кызыла, он проходил в республике со 2 по 6 июня и дал старт масштабным культурным мероприятиям, связанным с юбилеями.


В темпе фестиваля

 

Масштаб тувинских фанфар определяла и насыщенная программа, и высочайший уровень профессионализма участников.

Янис Пуриньш – президент Балтийской ассоциации духовых оркестров, профессор Латвийский академии музыки имени Язепа Витола – за тридцатишестилетнюю творческую деятельность основал несколько духовых коллективов, которые становились победителями престижных европейских конкурсов, дирижировал оркестрами в Швеции, Германии, Норвегии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Эстонии, Литве, России, Словении, США. Он, один из основателей ежегодного Форума дирижеров духовых оркестров и ансамблей стран Балтии, устраивает творческие летние лагеря для юных музыкантов, входит в жюри многих международных музыкальных форумов.

И этот очень занятой человек, побывав на фанфарах в Туве в сентябре 2012 года, сдержал свое обещание и принял самое деятельное участие в фестивале и в 2014 году.

Перелет Рига – Москва, затем Москва – Абакан, пять часов через горы Саяны в автомобиле до Кызыла, открытие фестиваля, встречи с коллегами-музыкантами и официальными лицами – такими были только первые сутки фанфар для господина Пуриньша.

Он посетил все концерты, давал мастер-классы, консультировал, работал в жюри, выступал на конференции, отвечал на вопросы журналистов, завязывал контакты с музыкантами и дирижерами, строил вместе с ними планы дальнейшей совместной работы. И при этом всегда был бодр и подтянут – ни признака усталости.

В том же темпе вместе со сбивавшимися с ног организаторами жили и все почетные гости, состав которых заставлял удивляться участников, зрителей и журналистов.

 

Знакомство с Россией началось с села Бурен-Хем

 

Адам Фрей – один из лучших исполнителей на диковинном для России эуфониуме – басовом музыкальном инструменте семейства туб. Дает концерты по всему миру, выступая в качестве солиста с самыми именитыми оркестрами. Специально для него написаны и аранжированы 90 произведений.

Концерты Адама Фрея распланированы на многие месяцы вперед. В России до нынешнего лета он не был ни разу. В начале июня его ждали в Пекине, а он уехал в Туву.

Длительный перелет – из штата Джорджия в Нью-Йорк, затем в Москву, оттуда – в Абакан, потом автомобильная дорога до Кызыла – не смогли заставить Адама 2 июня отказаться от поездки в Каа-Хемский район – в село Бурен-Хем. Там в 18 часов начался концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ под управлением народного артиста России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова. В толпе зрителей на деревенском стадионе мало кто знал, что вместе с ними аплодировал военным музыкантам Адам Фрей – человек, впервые видевший Россию.

Через день он вышел на сцену Национального музыкально-драматического театра с духовым оркестром Правительства Тувы под управлением Тимура Дулуша. С его соло на эуфониуме и тувинским горловым пением в стиле каргыраа в исполнении Артыша Ооржака прозвучал «Гобой Габриэля» Эннио Морриконе.

Затем были несколько сольных номеров Адама, в том числе – из репертуара «Битлз». Публика восторженно аплодировала. Выступал Адам Фрей и на закрытии фестиваля, исполнив со сводным оркестром под управлением Петра Казимира «Ля бель Американо» Джона Хартмана в собственной аранжировке.

За несколько недель до фестиваля Адам написал нам: «С нетерпением жду встречи с новыми друзьями, узнав о прекрасной земле и её замечательной культуре! Мы все говорим на языке музыки, и я надеюсь своими выступлениями показать теплоту и дружбу музыки во всем мире».

И все дни в Туве он делился этой теплотой. Грустил лишь о том, что снова вдали от своей семьи, от двухлетней дочки. И в редкие свободные минуты втягивал свое семейство в орбиту фестиваля, сообщая супруге по скайпу о своих впечатлениях и знакомя с новыми друзьями. На заключительной пресс-конференции гость из Америки признался: «В Туве я насладился музыкой, здесь действительно была очень яркая и насыщенная программа».


Позитивный образ

 

Если бы на фестивале присуждали приз «За самый позитивный образ», его, несомненно, вручили бы представителю Венгрии – профессору Йожефу Чикоте, президенту Восточно-Европейской ассоциации духовых оркестров и ансамблей. Везде, где появлялся Йожеф, начиналось веселье, сияли радостные лица. Больше всего его интересовали дети и студенты.

Этот большой улыбчивый профессор появился на публике со строгим лицом лишь несколько раз – когда дирижировал сводным оркестром, исполнявшим «Маленькую венгерскую рапсодию» Альфреда Бёзендорфера, и когда сообщал о том, что на фестиваль в Венгрию приглашен Духовой оркестр Правительства Тувы, отобранный в числе десяти лучших коллективов.

Еще он запомнился тем, что на закрытии форума, присоединившись со своими коллегами к сводному оркестру во время исполнения пьесы Александра Гилева для тубы с оркестром «Частушка», устроил настоящий бой на ударных с дирижером из Монголии Баастом Тогсбаяром. Чуть ранее он лично вручал Баасту диплом – как дирижеру отмеченного на конкурсе сводного оркестра Детской творческой лаборатории имени Константина Тамдына.

Еще один почетный гость – заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов Московского государственного университета культуры и искусств, Заслуженный работник культуры и искусств России, шеф-редактор журнала «Оркестр», профессор Анатолий Дудин работал на фестивале так, словно принимал бесконечный и очень важный экзамен.

Организатор всероссийских и международных фестивалей, с легкой руки которого началось несколько лет назад успешное продвижение тувинского духового оркестра в России и в мире, он как раз был одним из тех, для кого «Фанфары в центре Азии» 2014 года начались много месяцев назад.

Анатолий Леонидович входил в состав оргкомитета, помогал разрабатывать необходимые документы. В рамках фестиваля под руководством профессора Дудина прошли выездные курсы повышения квалификации МГУКИ. За три дня, помимо работы в жюри и на курсах, мастер-классов, он провел еще десятки индивидуальных встреч с музыкантами и дирижерами. И, как всегда, передал важнейшие подарки для оркестров – ноты.

Позже всех добрался на фестиваль маэстро Наохико Хатано, известный дирижер из Японии, композитор, аранжировщик, преподаватель университета Тамагава. Привыкшему к точности японцу пришлось провести несколько часов в аэропорту Иркутска – рейс на Кызыл задерживался.

Самолет совершил посадку в столице Тувы, когда церемония открытия фестиваля была в самом разгаре. Господин Хатано успел наверстать упущенные часы – сразу окунулся во все мероприятия фестиваля. После закрытия форума он продолжал активно знакомиться с Тувой, даже заставил поволноваться организаторов: отправился с местными музыкантами отдыхать на Дус-Холь, забыв об этом предупредить. Вернувшись в Токио, написал, что впечатлен всем, что увидел и услышал.


Особенное событие – участие военного оркестра Минобороны России

 

Совершено особенное событие в рамках фестиваля – участие в нем Центрального военного оркестра Министерства обороны России под управлением начальника военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ – главного военного дирижера, Заслуженного деятеля искусств и Народного артиста России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова.

Эта часть программы согласовывалась в высших эшелонах власти. С просьбой направить коллектив в Туву на фестиваль к министру обороны России Сергею Шойгу обращался глава республики Шолбан Кара-оол. Согласие было получено.

Знаменитый коллектив – семьдесят девять человек – прибыл в Кызыл спецрейсом за два дня до официального открытия фестиваля. 1 июня в Хабаровске закончился форум военных оркестров «Амурские волны», в котором наши гости также участвовали. Высокое военное руководство посчитало, что дважды гонять самолет через всю страну – сначала возвращать музыкантов в Москву, а через день отправлять в Туву – неэффективно.

Благодаря такому стечению обстоятельств жители Каа-Хемского и Дзун-Хемчикского районов первыми в республике увидели выступления знаменитого на весь мир оркестра, а фестиваль «Фанфары в центре Азии» стал первым из юбилейных мероприятий, добравшимся до глубинки.

Как там принимали военных музыкантов, которые в большинстве своем оказались не просто молодыми, а даже юными, как приветствовали дирижеров – генерал-лейтенанта, народного артиста России Валерия Халилова; полковника, Заслуженного артиста России Сергея Дурыгина; капитана Андрея Нисенбаума, солистов – это надо было видеть.

Духовую классику, русские песни и даже женскую ностальгическую «Зачем вы, девушки, красивых любите?» все встречали восторженно. Оказалось, для коренных жителей Тувы быть включенными в общую культуру страны – не менее важно, чем любить потрясающую по силе и красоте национальную музыку.

Гости показали большое уважение ко всему, чем так дорожат в Туве, и, казалось, не замечали наши скромные возможности. Искренне интересовались всем вокруг, побывали в храме Устуу-Хурээ, восстановленном по инициативе и активном участии тувинских музыкантов с помощью министра обороны Сергея Шойгу и главы Тувы Шолбана Кара-оола, во время выступлений выкладывались на всю катушку – и на деревенском стадионе, и на чаданской улице, и в театре.

Во время парада в Кызыле Центральный военный оркестр шел последним, пропустив вперед все гражданские коллективы. Его руководитель посчитал это правильным и достойным – поставить безупречную точку в патриотическом и красочном действе.

 

Мы можем жить красиво и достойно

 

Дольше всех в режиме фестиваля жили самые младшие участники – дети. Их музыкальный марафон продолжался 11 дней – с 27 мая, когда начала свою работу четвёртая Творческая лаборатория имени Константина Тамдына, плавно перешедшая в фестиваль.

Нынче в ее составе впервые объединились «старожилы» – юные духовики из разных районов Тувы и горловики – участники конкурса «Сарадак», проведенного в начале мая под руководством народного мастера Тувы, директора Центра традиционной тувинской культуры и ремесел Алдара Тамдына.

А еще лаборатория стала по-настоящему международной. Дирижер Бааст Тогсбаяр, воспитанник духового оркестра Правительства Тувы, который два года назад вернулся на родину – в Монголию, приехал к своим тувинским ученикам не один. Баир-башкы, как зовут педагога обожающие его дети, привез с собой 16 мальчишек и девчонок – юных музыкантов из Улангома.

Первые дни знакомств и притирок прошли быстро, и вот уже наш Шова Монгуш, веселый ударник, кричит мне радостно: «Башкы, мы уже всех поделили, чтобы не потерять, и подружились». Девочки-монголки смеются: «Да-да, здравствуйте, башкы!»

1 июня идем всем сводным детским оркестром, это 40 детей, в Молодежный сквер. Всё по полной программе – мороженое, сладости. Аттракцион – коллективные прыжки через самодельную длинную скакалку – они устраивают сами, а вечером – очередная репетиция. Без нытья и жалоб.

В итоге во всех фестивальных мероприятиях участвовали сразу два детских коллектива из Тувы – сводный оркестр лаборатории и духовой оркестр республиканской школы искусств. Оба были отмечены профессорами с мировыми именами.

Особенный восторг жюри и зрителей вызвал номер сводного оркестра Творческой лаборатории имени Константина Тамдына – тувинская народная песня «Декей-оо» – совместное творчество юных духовиков и горловиков, дирижера Бааста Тогсбаяра, хоомейжи и народного мастера Алдара Тамдына и преподавателя Чеди-Хольской школы искусств Шолбана Куулара, выступившего в роли художественного руководителя.

Диплом одному из солистов детского духового оркестра, воспитаннику РШИ Кайгал-оолу Куулару вручил на сцене театра в день закрытия фестиваля Янис Пуриньш. После концерта бабушке пришлось ждать Кайгал-оола довольно долго. Он не хотел уезжать: ждал профессора, чтобы сфотографироваться и попрощаться: «Очень нужно». Дождался.

Уже ночью, прощаясь с организаторами перед отъездом к самолету в Абакан, господин Пуриньш напомнил Алдынай Араптан, флейтистке духового правительственного и одновременно – дирижеру духового оркестра Республиканской школы искусств: «Мы будем ждать вас с вашими детьми у нас».

Год назад наши юные духовики уже побывали в лагере в Латвии, занимались там под руководством известных прибалтийских музыкантов. Они за свою небольшую пока творческую жизнь успели уже многое повидать. В том числе – встречались практически со всеми известными музыкантами, которые в последние годы приезжают в Туву.

И это фестиваль – в первую очередь именно для них и для тех мальчишек и девчонок, что наблюдали 5 июня за парадом оркестров. Чтобы понимали: всё возможно. Чтобы знали: мы можем жить красиво и достойно.

 

Вовлечённые в тувинскую орбиту

 

Во время пяти насыщенных дней фестиваля в Туве в его орбиту были вовлечены представители шести стран, 15 духовых оркестров и ансамблей, в том числе один коллектив из Монголии, в общей сложности – 380 участников, 10 тысяч зрителей.

Состоялись шесть концертов: два из них – в селах республики, три – в Национальном театре, один – в Тувинской филармонии. Последний, многочасовой, со свободным для зрителей входом – в рамках конкурса, в котором на суд международного жюри под руководством Валерия Халилова свои программы представили сразу 13 коллективов.

Большая репетиция парада оркестров вечером 4 июня. Красочный парад 5 июня – от площади Победы, где состоялась церемония возложения цветов к Вечному огню, по улице Кочетова до площади Арата. Дефиле в центре города. Молодежная программа, представленная духовым оркестром Правительства Тувы и группой «Хартыга».

Встреча руководителей оркестров-участников с членами жюри – с разбором выступлений коллективов. Конференция по вопросам развития духовой музыки. Пресс-конференция для республиканских СМИ. Многочисленные мастер-классы, творческие встречи, репетиции. Посещение Национального музея, Центра традиционной тувинской культуры и ремесел. Все это – «Фанфары в центре Азии» две тысячи четырнадцатого, юбилейного, года.

В этом событии переплелись участие и усилия очень многих, в том числе федеральных, республиканских муниципальных структур, организаций, конкретных людей и коллективов – начиная с главы республики Шолбана Кара-оола, республиканского оргкомитета, который по его поручению возглавил вице-премьер Анатолий Дамба-Хуурак и заканчивая перекрывавшими улицы полицейскими.

 

Большие плюсы и досадные минусы

 

И почти всё получилось: обеспечить насыщенную программу, организовать безопасное передвижение, питание, обеспечить электричество, звук, работу ведущих и журналистов, привлечь зрителей – даже детишки из детского дома смогли увидеть парад, а ветераны – все концерты.

Как часы, работали водители автобазы правительства республики, на которых пришлась основная нагрузка по перемещению, встрече и проводам почетных гостей, а также участников из Монголии. В резерве был транспорт Пассажирского АТП. Автобусом поделился МУП «Комбинат благоустройства». Коммунальщики буквально вычистили улицы и переулки по ходу движения парада и даже помыли площадь Арата.

Как всегда, на высоте оказались сотрудники Национального музея. 3 июня, например, они одновременно организовали экскурсии для пяти групп гостей – это восемьдесят человек. Техническое обеспечение фестиваля взял на себя коллектив филармонии – и не подвел ни разу. Для прохождения парада пришлось перекрыть сразу две улицы в центе города, оказалось, что возможно не создать при этом коллапс в движении. Свою сцену и даже крышу, ее – для телесъемок, предоставил Национальный театр.

Основные хозяйственные и творческие хлопоты по проведению фестиваля легли на две базовые организации – духовой оркестр Правительства Тувы (художественный руководитель и дирижер – Тимур Дулуш, директор Артыш Опуйлаа) и Республиканскую школу искусств (директор – Тимур Дулуш, заместитель – Артур Седип).

Штаб фестиваля, работавший в режиме нон-стоп, располагался на базе РШИ. Здесь жила также большая часть гостей. Повара РШИ, перейдя на двухсменный режим, кормили по 200 человек в день, в том числе – полсотни детей. Здесь был диспетчерский пункт, здесь сочиняли сценарии, придумывали дипломы, встречали гостей, проводили конференции и разборы полетов, решали возникающие одна за другой проблемы и проблемки.

Бытовых трудностей оказалось больше всего. Именно в эти дни в городе отключили горячую воду. Холодный душ для гостей и хозяев был обеспечен. Бойлерами наши гостиницы, как оказалось, не очень-то укомплектованы. Выходили из положения как могли.

Отдельный вопрос – об умении нашего бизнеса одновременно принимать много гостей, учитывая прилеты и приезды. В одном из известных в городе кафе – «Sanny night club» – однажды поутру забыли приготовить и подать заказанный и оплаченный завтрак для четырех десятков человек. В другом, в гостинице «Одуген», в первый же день почетные гости еле дождались своего обеда. А на претензии организаторов администратор не нашла ничего более подходящего, чем дать совет: «Вы можете отказаться от наших услуг».

 

Спасибо за новые возможности!

 

К счастью, все эти шероховатости для большинства участников оказались за кадром. Как подчеркивали почетные гости и руководители коллективов, Тува за несколько лет не только обеспечила себе мощный рывок в развитии духового искусства, но и стала площадкой для обмена опытом, повышения квалификации духовиков для нескольких регионов Сибири и Монголии.

Из соседних Красноярского края и Хакасии на фестиваль прибыли сразу девять коллективов: от концертного оркестра Абакана под управлением Заслуженного работника культуры России Андрея Штарка, оркестра Красноярской академии музыки и театра под руководством Заслуженного деятеля искусств Тувы Петра Казимира до любительского коллектива из Саяногорска, возглавляемого Петром Анисимовым.

Из Монголии, кроме детей из Увсанурского аймака, приехал также брасс-квинтет студентов музыкально-хореографического колледжа из Улан-Батора. И, как утверждали гости, никто не пожалел.

Янис Пуриньш, вернувшись в Ригу, прислал директору духового оркестра Правительства Тувы Артышу Опуйлаа дружеское письмо – для всех организаторов фестиваля: «Надеюсь, что будут следующие встречи, концерты, мастер-классы, а ваши талантливые дети смогут приехать к нам летом. Спасибо всем вам за огромную работу и новые возможности!»

Весточка из столицы Латвии напомнила: фестиваль «Фанфары в центре Азии» достиг своей цели, стал настоящим праздником единства, для которого не важны политические, этнические, языковые и прочие особенности и сложности, не преграда границы и расстояния.

Фото Виктории Лачугиной и Виталия Шайфулина.


 

Фото:

1.Музыканты Центрального военного оркестра Министерства обороны России и новые – приобретенные в Туве – поклонницы их таланта. Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

2. Профессор Латвийский академии музыки Янис Пуриньш и его тувинский ученик Кайгал­оол Куулар, воспитанник Республиканской школы искусств. Республика Тыва, Кызыл, Национальный театр, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

3. Музыкант из США Адам Фрей – соло на эуфониуме. Республика Тыва, Кызыл, Национальный театр, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

4. На тувинских просторах в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны России звучит марш «Тува». Дирижирует автор – главный военный дирижер, генерал­лейтенант Валерий Халилов. Каа­Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

5. Почетные гости второго Международного фестиваля духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». Слева направо: Йожеф Чикота, Анатолий Дудин, Янис Пуриньш, Наохико Хатано. Кызыл, Национальный театр. 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

6. Степная сказка духового оркестра Правительства Тувы. В центре на вороном коне – главный дирижер оркестра Тимур Дулуш. Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

7. Центральным военным оркестром на параде командует капитан Андрей Нисенбаум. Республика Тыва, Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виталия Шайфулина

 

8. Встречаем парад оркестров! Солистка Центрального военного оркестра Светлана Ильина с жителями Кызыла. Республика Тыва, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

9. На марше – юные музыканты из Творческой лаборатории имени Константина Тамдына во главе с монгольским дирижером Баастом Тогсбаяром. Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

10. Торжественным маршем по улице Кочетова проходит Концертный оркестр Абакана, дирижер – Заслуженный работник культуры России Андрей Штарк. 5 июня 2014 года. Республика Тыва, Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». Фото Виталия Шайфулина.

Анна ЛАЧУГИНА annalachugina@mail.ru
  • 6 022