Лазо Монгуш. Четвёртая звезда

 

(Окончание. Начало в №9 от 13 марта, №10 от 20 марта 2015 года)

 

 

Бои для пенсионеров


– Существует стереотипное представление о шамане как о мрачном, замкнутом в себе колдуне, общаться с которым, если уж доведется, надо с большой осторожностью во избежание непредсказуемых поступков с его стороны. Вы, Лазо Довуевич, какой-то нетрафаретный шаман: общительный человек с широким кругом увлечений, среди которых и спорт, и музыка.

Знаю, что и свое шестидесятипятилетие нестандартно отпраздновали: не за скучный стол с алкоголем посадили гостей, а предложили и в спортивном зале побороться, и на сцену с горловым пением выйти.

– Почему я так отпраздновал. Сидел и думал: 17 февраля уже шестьдесят пять стукнет – серьезный возраст. Некоторые мои друзья-ровесники спиваются, некоторые руки опустили, считая себя уже никому не нужными пенсионерами. Но ведь мы – не беспомощные старики, еще полны сил и можем показать свою молодецкую удаль – пример молодым.

Подумал-подумал и сделал так: пригласил своих друзей из Кызыла и районов, с кем вместе когда-то в соревнованиях участвовал, на сценах выступал. Не все приехать смогли: кто постеснялся – зубов нет, кто на здоровье сослался, на домашние заботы. В конкурсе хоомея – горлового пения, например, рассчитывал на тридцать человек, приехали одиннадцать. В Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел свое мастерство показывали.

Шахматистов, они по швейцарской системе играли, больше собралось – тридцать человек. Шахматы и бильярд – самые любимые мои виды спорта, смолоду ими занимался, а еще волейболом, лыжами, вольной борьбой, хурешем.

Двадцать два моих друга-хурешиста приехали на соревнования ветеранов. Две категории. Младшая – от пятидесяти пяти лет, начала пенсионного возраста, до шестидесяти, двенадцать человек в ней боролись. Старшая – от шестидесяти и выше – десять человек. В спортивном зале «Автомобилист» сразились.

– И кто же самым старшим борцом-молодцом оказался?

– Семидесятилетний Михаил Очурович Монгуш, он второе место в своей категории занял. Совсем немного уступил победителю – Валерию Бугалтеровичу Шараю, ему 61 год. А в младшей категории победил Владимир Семис-оолович Монгуш – пятьдесят пять лет.

Самый старший из шахматистов – восьмидесятилетний Ондар Соднамович Алдын-оол. Старший среди горловиков – Эрес-оол Чамыянович Куулар, ему семьдесят один год.

Все очень довольными остались. Некоторые даже плакали от радости: не забыты ветераны.

 

Шаман – тоже артист

 

– Когда началось ваше увлечение горловым пением?

–У нас в юрте большая ценность была – патефон. И несколько пластинок. Когда мне пятнадцать лет было, Содуй-оол, муж сестры, купил пластинку, которая всех нас поразила: с нее, в Москве сделанной, полилось пение по-тувински – хоомей.

Мне так любопытно стало: как это наши тувинцы в граммофоне поют? И однажды, когда взрослые после араки заснули, тайком унес патефон в лес и разобрал. Но ничего, кроме деталей, внутри не нашел. Огорченный, собрал разобранное, тихонько поставил патефон назад, никто и не догадался о моем эксперименте.

Но льющийся из патефона хоомей так задел душу, что когда уходил в степь пасти овец, стал подражать исполнителям. Когда уже на тракторе работал, старался так петь, чтобы заглушить звук мотора.

А на сцену вывел меня Заслуженный работник культуры республики Марк Мырцынмаевич Оюн, он о себе в Пий-Хемском районе добрую память оставил – очень увлеченным музыкой был человек, и меня в художественную самодеятельность втянул.

В июне 1981 года Министерство культуры Тувинской АССР организовало в Кызыле первый республиканский фестиваль хоомея. Принял в нем участие, диплом лауреата получил – за многообразие стилей и высокое мастерство. До сих пор его храню.

После этого солистом пригласили в ансамбль «Саяны» и сразу же – осенью восемьдесят первого поехал с ансамблем на первые гастроли «Золотое кольцо Кавказа». Начали с города Грозного, затем Ессентуки, Минеральные воды.

Очень интересно было в «Саянах» работать. Гастроли – каждый год, почти всю страну увидел: Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Краснодарский край, Осетия, Украина, средняя полоса России. В Ленинграде обновляли программу. Но началась перестройка, а с ней – финансовые трудности, и закончились гастроли «Саян».

– Так вот откуда ваша артистичность – профессиональные навыки сказываются. Последующие поездки по стране и за рубеж – уже в качестве шамана – можно считать своеобразными шаманскими гастролями?

– Да, можно и так считать. Ведь приходится камлать, очищение проводить в самых разных местах: и на природе, и в театрах. Один раз даже в президентском дворце.

 

Плётка для президента Латвии

 

– О президентском дворце поподробнее, пожалуйста.

– Это в январе 2004 года было, в Риге. Там в театре проводил шаманские обряды. Полный зал людей собрался, и среди них оказались сын и дочь президента Латвии. Они так впечатлились, что рассказали об этом матери и предложили ей пригласить шамана в президентский дворец, чтобы провел обряд очищения.

– В то время президентом Латвийской Республики была женщина – Вайра Вике-Фрейберга. Это о ней речь?

– Да. Вот у меня фотографии сохранились от той встречи – с президентом и ее мужем запечатлен после того, как провел обряд очищения. Интересно тогда получилось. Охранники очень растерялись, не знали, как себя вести: такой странный человек в необычном наряде, с бубном, медвежьей лапой. А когда стал плеткой хлестать президента, они и вовсе в ужас пришли, занервничали. Смотрю, а она им знак подает: ничего страшного, не мешайте, пусть продолжает.

– Зачем же вы хлестали плеткой латвийского президента?

– Без нее обряд очищения нельзя провести. Кымчы – плетка – важный инструмент шамана, символ его силы. Плеткой бью по тому, что нуждается в очищении от нечистой силы: по стенам и углам помещений, по предметам. И по людям тоже.

У меня их три. Вот эта, из конского хвоста, очень жесткая, применяется и к мужчинам, и к женщинам в сложных случаях. Две другие – не такие жесткие. Сплетенная из хвоста сарлыка – только для женщин. А эта – из кожи сарлыка – только для мужчин.

– И больно бьете?

– Нет, конечно. Вы не думайте, я же не со всей силы бью, а символически, тем более – женщин. Президент очень довольной осталась, подарила мне на память и в знак дружбы янтарь, сказала, что особенный, потому что большого размера. Янтарь этот в знак уважения к ней на самом видном месте шаманского костюма прикрепил, у горловины.

– Да, вижу, слева, у сердца. А украшение справа – желтое, в тон янтаря – тоже чей-то подарок?

– Тоже подарок – муфтия Турции. Это окаменевшее дерево, много веков под водой пролежавшее. Муфтий подарил его в знак понимания, когда мы в Турции встретились.

Я много езжу по России, за границей не раз бывал, с самыми разными людьми встречался, представителями разных религий. Ко всем всегда с уважением отношусь, и костюм это уважение символизирует.




Мексиканские страсти

 

– Какие еще дружеские сувениры привезли из своих зарубежных поездок?

– Вот этот браслет, символизирующий двенадцать животных, индейский шаман подарил. Змеиную шкуру и змеиное масло – мексиканские шаманы. С ними в сентябре 2014 года познакомился: в ретрит-центре на полуострове Юкатан. Там проходила встреча желающих заняться духовными практиками с шаманами севера и юга Мексики, с североамериканскими шаманами. И российская делегация – пять человек – была приглашена.

О, непростая была дорога: из Москвы в Мехико четырнадцать часов летели. А прилетели – таможня не пропускает: собаки начали принюхиваться к бубнам, они же натуральные. И их конфисковали, сказав: ввоз вещей, изготовленных из животных, запрещен, заберете при вылете из Мексики. В том числе и мой бубен из натуральной кожи горного козла забрали.

Как без бубна работать? Как без рук оставили. Очень я переживал из-за этого. А дальше странные совпадения случились. На побережье Мексики обрушился ураган «Одиль», а 16 сентября у них большой праздник был – День независимости, и когда национальный флаг стали поднимать, он от каната оторвался.

– Неужели это вы, Лазо Довуевич, специально такие неприятности на Мексику насылали из-за их таможенных правил? Как-то слишком недружественно получается, вы же незлой человек.

– Нет, ничего я не насылал, такими злыми делами не занимаюсь. Это местные шаманы встревожились, сочли плохим знаком и решили, что духи показывают свой гнев из-за того, что гостей-шаманов обидели. Прощения у нас попросили. И выручили – одолжили свои бубны. Но у них они пластиковые, эффект совсем не тот. В Мексике в сентябре жарко, в шортиках ходил, а камлал по всем правилам – с костром и в полном шаманском облачении.

 

Природные средства

 

Сколько же весит ваше полное шаманское облачение? Судя по количеству предметов, украшающих костюм, килограммов пятнадцать.

– Не угадали. Больше. Тридцать килограммов. Он легче первого, потому что основа – из плащевой ткани. А первый весил тридцать восемь кило, потому что основа из кожи была – кожаное пальто перекроил, вдобавок клыками кабана украсил. Когда в Туву приезжал исследователь шаманизма Олард Диксон, я ему этот костюм подарил – для музея.

– Непростое это, оказывается, занятие – камлать. Находить общий язык с духами, когда на тебе – тридцать килограммов, наверное, очень физически тяжело?

– Ничего, привык уже. Конечно, очень много сил уходит, восстанавливаю их своим способом: всё с себя снимаю, чай пью, потом плеткой сам себя: раз, раз, раз. И всё – снова полон сил.

У меня свои снадобья есть – исключительно природные. Так считаю: сам себя излечил ими. Вспомнил, как с мамой собирал лечебные растения и со временем придумал для себя рецепт напитка: четырнадцать трав и корений, струя кабарги, желчь медведя, пантокрин. А еще – муравьиные капли. Мама в августе начинала муравьев собирать. И я так делаю.

– Как же вы собираете муравьев, по одному отлавливаете?

– Зачем по одному? Делается так: берется бутылка из-под шампанского, в нее наливается вино кагор – две ложки. Бутылка горлышком вверх ставится на муравейник.

– Так она же муравейник раздавит, всю муравьиную жизнь порушит.

– Надо осторожно поставить, аккуратно. Потом лежишь, смотришь. Слабые и больные муравьи до середины доползут и падают. А здоровые внутрь залезают и в кагоре остаются. День, два это простоит, еще кагора добавил, закупорил, семь дней подержал, процедил. Пьется каплями.

– Только своими средствами и лечитесь, лекарства из аптеки не принимаете?

– Приходится принимать, я же не волшебник, а человек. Вот спина заболела, диклофенак прописали.

 

 

 

 

Не шаманская болезнь, а белая горячка

 

– Сейчас появилось много желающих называться шаманами: это стало считаться выгодным делом. Вы как уже ветеран помогаете начинающим?

– Помогаю, но не всем. Очень много самозванцев развелось, дурят людей. По этому поводу даже с Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном приходилось спорить.

– Как же вы решились перечить самому Монгушу Бораховичу, пожизненному президенту тувинских шаманов, живому сокровищу шаманизма?

– А что оставалось делать? Присылает Монгуш Борахович ко мне человека с запиской: «Любимый мой шаман, хороший шаман, красивый шаман, у этого человека – шаманская болезнь началась, помоги ему, он хочет стать таким, как ты». К нему-то человек этот трезвым приходит, и он не замечает неладного, а я начинаю вникать, расспрашивать про сны и видения кандидата в шаманы и понимаю, что у него – обыкновенная белая горячка от пьянства. Вот ему и мерещатся всякие чудеса и ужасы.

Иногда и жена с ним приходит. Выгоняю мужа, начинаю ее расспрашивать. А она – причитать: «Ой, помоги, шаман, не знаю, как жить дальше, что делать: всё время пьет, всё уже из дома пропил».

Много таких случаев было. Так прямо и давал ответы Монгушу Бораховичу: «Шаманом быть не может, у человека – белая горячка».

А тем, у кого действительно есть способности, помогаю: атрибутику сделать, защитные обереги для себя сделать. Некоторые простые люди сильнее шаманов бывают, и надо оберегаться, чтоб они силой твоей не воспользовались. Вот Чодуре из Бай-Тайгинского района помог: у нее действительно была шаманская болезнь, и она хорошей шаманкой стала.

 

Излечить добротой

 

– Украшенные разноцветными шнурами и бусами черепа наверху юрты, над дымоходом, для чего вам служат?

– Для защиты очага. Черепа – из разных районов Тувы. Медвежий – из Тоджинского, овечий с четырьмя рогами – из Бай-Тайгинского, щуки – из Тере-Хольского. Щука – дух воды, в ней – разные злаки: рожь, пшеница, овес, пшено. Ее использую, когда шаманы собираются вместе и просят дождя во время засух, но это происходит очень редко.

– Эффектные черные перья на вашей парадной шаманской шапке от какой птицы?

– Это перья грифа, и сзади тоже гриф сидит – его череп. Это память о Василии Оюновиче Янчате, Герое Социалистического Труда, который всю жизнь в совхозе «Победа» трудился. Он мне тушу грифа подарил.

Лапа этого грифа – и в самом активном защитном ээрене – амулете, который при очищении использую. В одной связке – лапа медведицы, клык дикого кабана, лапа грифа, волчья лопатка, мошонки медведя и быка, череп рыси.

– На лапе грифа – кольцо, медвежья лапа и другие составляющие этой связки украшены цепочками ярких бусинок. Это, чтобы задобрить духов убитых животных?

– Да, правильно – для этого. Чтобы не обижались, а помогали, потому что их чтят.

– С какими просьбами к вам чаще всего обращаются?

– С разными. Только поминальные обряды не провожу: шаман, помогающий живущим, не должен этого делать, иначе духи верхнего и нижнего миров запутаются.

Очищение квартир, зданий, организаций просят провести. Овюрские таможенники часто приезжают, просят порчу снять, которую им из-за границы наслали. Часто и наши начальники разные ко мне в юрту приходят, просят обряд провести, боль облегчить, и московских начальников привозят. Иногда просят: к нам комиссия приезжает, сделай так, чтобы проверка как-то помягче прошла.

Мне все равно, кто приходит – важный чин, или бабушка бедная, которая сидит и плачет, а я ее душистым чаем пою, успокаиваю. Так считаю: шаман должен вылечить своей добротой. Своей добротой ты должен излечить человека, который пришел к тебе с горем.

– Так все-таки что получилось: мальчику, родившемуся под покровительством четвертой звезды в созвездии Большой Медведицы, всё же удалось стать счастливым – на шестом десятке лет?

– Получается, что удалось, потому что нашел в этом мире свое место, на котором нужен людям. И потому что сохраняю народные традиции. Очень приятно было получить в январе 2014 года почетную грамоту главы Тувы Шолбана Кара-оола, в которой так и написано: «За вклад в сохранение духовных традиций и культурных ценностей тувинского народа».


Фото Василия Балчый-оола и из личного архива Лазо Монгуша.

 

Фото:

1. Ветераны борьбы хуреш – участники соревнований в честь шестидесятипятилетия Лазо Монгуша. Стоят слева направо: секундант Шолбан Ондар, борцы Борис Донгак и Александр Оюн, Лазо Монгуш, борцы Михаил Монгуш и Валерий Шарай, секундант Валерий Монгуш.

Сидят: борцы Андрей Биче-оол, Алексей Салчак, Владимир Монгуш, Василий Чазыр. Республика Тыва, Кызыл, спортивный зал «Автомобилист», 1 марта 2015 года.

2. Лазо Монгуш – новоиспеченный солист ансамбля «Саяны». Кызыл, осень 1981 года.

3. Ветераны хоомея встретились на конкурсе в честь шестидесятипятилетия своего товарища Лазо Монгуша.

Стоят слева направо: Эрес-оол Хертек, Андрей Опей, Герман Куулар, Ангыр-оол Хертек, Геннадий Донгак, Владимир Куулар.

Сидят Солаан Монгуш, Валерий Монгуш, Лазо Монгуш, Алексей Донгак, Эрес-оол Куулар, Ачын-оол Монгуш. Республика Тыва, Кызыл, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. 27 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

4. Вайра Вике-Фрейберга, президент Латвийской Республики с июля 1999 года по июль 2007 года, ее супруг Имантс Фрейбергс с тувинским шаманом Лазо Монгушем. Латвия, Рига, президентский дворец. Январь 2004 года.

5. Шаманы разных континентов: тувинский и мексиканский – встреча на полуострове Юкатан. Лазо Монгуш в Мексике, сентябрь, 2014 года.

6. Костюм шамана Лазо Монгуша спереди. У горловины – два особых подарка: муфтия Турции и президента Латвии. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

7. Три плетки шамана Лазо Монгуша. Снизу вверх: из конского хвоста, из кожи сарлыка, из хвоста сарлыка. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

8. Этот защитный ээрен – амулет – Лазо Монгуш считает самым активным из своих шаманских ээренов. В одной связке – лапа медведицы, клык дикого кабана, лапа грифа, волчья лопатка, мошонки медведя и быка, череп рыси. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

9. Лазо Монгуш – шаманское камлание в тувинской степи. 15 июня 2014 года. Фото Василия Балчый-оола.


Интервью Надежды Антуфьевой с Лазо Монгушем «Четвёртая звезда» войдёт седьмым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».

 

Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru
  • 7 588