Владимир Норенко: Тувинские таланты в Санкт-Петербурге восхищают, покоряют и… голодают

Печально известным является утверждение: “Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами”. В наше время это стало аксиомой, не требующей доказательств. Для тувинского искусства уже давно сложилась традиция быть востребованным и оплачиваемым (и то не всегда) только, когда возникает в этом необходимость у власть имущих . Все же, несмотря на бедственное положение культуры, и сейчас находится молодежь, которая стремится к прекрасному и считает, что только в нем ее настоящая жизнь и призвание. В Санкт-Петербургской Театральной Академии готовится к выпуску тувинская труппа артистов театра и кино, которая заявила о себе уже со студенческой скамьи. Заявила громко, молодо, талантливо, блестяще . За их плечами уже перечень творческих конкурсов, побед, съемок в кинофильмах как в России, так и за рубежом, они имеют почитателей в городе на Неве. Но за этим стоят колоссальный труд, проблемы и все то, что в дальнейшем обрушится на будущее поколение нашего искусства. И самое удивительное, что об этом знает не сама Тува – родина этих талантов, и заботятся не наши правители . Все это становится болью, пропущенной через сердце людей, которые, казалось бы, далеки от проблем существования и развития тувинской культуры. Представляем нашу беседу с Владимиром Норенко – заслуженным деятелем культуры Республика Хакасия, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургской Российской Академии театрального искусства, педагогом тувинской студии.

– Как получилось, что вы стали педагогом тувинской студии: вас назначили или это ваш личный выбор?

– Я не могу сказать, что меня назначали. Как в каждом учреждении у нас есть разные течения. Я, например, сторонник того, чтобы институт набирал студентов по всей России, если ориентироваться на один Питер, значит это будет периферийный, местнический вуз.

– В целом, ведь театральная Академия не ориентируется лишь на один Питер, из ее стен вышли известные, знаменитые артисты театра и кино, режиссеры, не только питерского происхождения.

– Здесь иногда говорят: ”Давайте только питерских набирать”. Я противник этого. Считаю, что надо набирать по всей России. После одного моего такого заявления меня вызывают к ректору и говорят: ”Мы собираемся набрать тувинскую группу, согласен взять?”. “Согласен”, – говорю. Вот и все. Когда-то в молодости я был связан с чувашами – великолепная была студия. Вообще Россия сильна тем, что в ней живут и тувинцы, и эвенки, и татары, и для меня все они – родные люди, потому что я родился в Советском Союзе. Я любил эту страну и люблю до сих пор за то, что в ней все национальности были равны.

– Когда вы набирали эту студию в 1999 году, большой ли был конкурс? Вы сами выбирали или вам подсказывали кого брать, кого не брать?

– Никто не подсказывал. Выбирал не я один – экзамены принимала комиссия в Кызыле. У вас есть талантливые люди – главный режиссер театра Алексей Ооржак и Виктор Наксыл , тогда он был замминистра культуры, сейчас министр. Это образованные, компетентные люди, оба закончили Щукинское училище в Москве. Вот они мне и помогали. К сожалению, конкурс был жестким для девушек. Мы очень многих, талантливых девочек не взяли, потому что в театре нет столько женских мест. Это была трагедия для тех, кого не взяли. А мальчиков как раз было не очень много, не очень большой выбор. И из тех, кого мы взяли, только в одном человеке ошиблись. Он как приехал, так и запил на два месяца , пил без просыпу. А все остальные ребята оказались очень достойными, это заслуга и их личная, и их родителей, вырастивших таких талантливых детей. Сейчас этот курс один из лучших, если не самый лучший в Академии . Говорю это не потому, что я педагог этого курса. Все ребята очень подготовлены: или участвовали в танцевальных коллективах, или закончили хореографические училища, или учились в музыкальной школе.

– Вы сравниваете своих подопечных с другими группами. Отличаются ли они друг от друга?

– У нас в группе, кроме 17 тувинцев, еще 9 человек русскоязычных: есть евреи, азербайджанец, есть русские. Да, тувинцы отличаются . Так судьба распорядилась, что мои тувинцы талантливее моих русскоязычных учеников. Остальные ребята за ними тянутся. Им трудно в этой группе, не потому что здесь учатся тувинцы, а потому что они менее подготовлены.

– Будет приятно это услышать их родным, учителям и друзьям в Туве. Каково мнение других педагогов, которые преподают в Академии?

– Я сейчас не мое личное мнение высказал, это мнение всей кафедры, ректората . Чем у нас хороша специальность? Тем, что человек вышел на сцену, и сразу видно: интересно на него смотреть или не интересно – кого с большим удовольствием слушаешь, кого с меньшим. На последней сессии выступали русскоязычные и тувинцы. В русской драматургии играли русские и тувинцы, но оказалось, что тувинцы интереснее. Весь вопрос этим просмотром снят. Результаты сессии второго курса показали: на 9 человек русскоязычных – одна пятерка, две или три тройки. А у тувинцев несколько четверок, остальные пятерки .

Прошлым летом тувинская диаспора Санкт-Петербурга с большим удовольствием посмотрела экзамен по актерскому мастерству учеников Владимира Норенко по произведениям русских классиков. Действительно, таланты студийцев покоряют.

– Почему их учеба длится только три с половиной года?

– Это не ускоренное обучение, как можно подумать. Они получают все то же самое, что и другие курсы. Просто в нашей Академии, проучившись 3,5 года, еще полгода играют спектакли на сцене. Все предметы сданы, все сдано – начинается актерская практика, они начинают играть на сцене перед зрителями. Я считаю, что тувинской студии повезло. У нас Большая сцена Академии на ремонте уже девятый год, поэтому все проходят актерскую практику в аудиториях. А ваши студенты смогут играть на большой сцене своего родного Муздрамтеатра перед земляками, друзьями, родственниками. Об этом подписан договор, и руководство тувинского театра будет помогать.

– Вот они уже проучились два года. Насколько они изменились? Есть разница между тем, какие они были и какими они стали?

– Разница есть большая: они повзрослели. На первом курсе было им очень трудно: они оторвались от семьи, большая часть только что закончила школу. Их все время тянуло домой, а дом очень далеко. Учебная нагрузка здесь большая и сложная. Занятия начинаются с 9.00 утра, заканчиваются в 21.00 вечера, если не позднее. Материальное положение у подавляющего большинства очень сложное, на каникулы не все могут поехать домой. Да, они стали взрослыми, они научились готовить себе еду, шить костюмы, штопать носки. Они повзрослели, может быть, даже слишком рано. Хотелось бы, чтобы их юность продлилась подольше, но время для них сейчас суровое.

– Как проходила адаптация у ваших подопечных, все-таки они впервые попали в такой большой город? Как они включились в жизнь Академии?

– Мне кажется, они хорошо адаптировались к Академии. Они выступают в концертах, они легки на подъем. Что касается города... Я коренной ленинградец и сам не могу сказать, что полностью адаптировался, особенно в это новое время: настолько мощное социальное, материальное расслоение. Лучше им задать этот вопрос. Что касается случаев: одна наша девочка попала в дорожно-транспортное происшествие, другая обварилась кипятком – это может случиться с каждым студентом. На каждом курсе кто-то шпагой себя поранит, кто-то на лестнице споткнется, ногу сломает, кого-то побьют на улице. Поэтому я думаю, в этом нет ничего характерного только для тувинской студии. Никто в Академии не думает, что этот курс какой-то “аварийный” , наоборот, этим курсом все гордятся.

– Потребовались ли от вас какие-то усилия, чтобы к ним привыкнуть?

– Наверное, да. Я об этом не задумывался... Требуются усилия с обеих сторон. Им, наверное, меня тяжело понимать – другой возраст, другое поколение, другой жизненный опыт. Может быть, и мне самому трудно с собой. И с ними трудно. Но обо всем забываешь, когда видишь, как они стараются, какие они талантливые. Мне с ними приятно работать. Более того, я с ними разбираю пьесу и спрашиваю: “В русских крестьянских семьях не принято в доме свистеть. Можно ли в юрте свистеть?” – “Нельзя.” “В русских крестьянских семьях, если старший не сел за стол, не имеет право сесть за стол младший. Как в Туве?” - “Точно так же.” Оказывается, масса народных традиций абсолютно одинаковых , что в Туве, что в России.

– У вас есть связь с Тувой, с Министерством культуры Тувы? Они интересуются успехами тувинской студии?

– Виктор Наксыл, министр культуры, всегда интересуется. Главный режиссер театра Алексей Ооржак помогает. Связь есть. Но я хочу сказать о негативном . У меня перед глазами примеры двух республик: Бурятии и Тувы . Буряты-студенты каждый месяц получают из Бурятии стипендию, в каждые каникулы ездят домой, их Министерство культуры им оплачивает дорогу туда и обратно. Они могут ездить к родителям, они менее голодные, более ухоженные, а у меня дети – голодные, тощие ... Две республики рядом, а как будто не в одной стране живем . Это несправедливо, когда такое разное отношение к своим студентам у республик. Я никого не обвиняю. Если, Бог даст, попаду еще раз в Туву, попробую снова рассказать, как живут тувинские студенты в нашей Академии. Они получают такую же стипендию, как наши питерские студенты, но последние живут дома. Конечно, тувинские родители как могут помогают своим детям. Но у меня учатся, в основном, дети работников культуры, музыкантов, артистов театра, которые сами получают мизерную зарплату, и не могут выделить своим детям больше денег. Хотелось бы, чтобы об этом подумало правительство Тувы, ваш парламент.

– Вы сталкиваетесь с их бытом?

– Это очень мрачная картина . 10-15 лет Академия не получала ни одной копейки на приобретение оборудования для общежития, о холодильниках вообще речь не идет. То, что сейчас есть в общежитиях Академии, это давно отслужившее свой срок оборудование, и то, что учащиеся сами когда-то доставали. Студентов спасает то, что они приходят в Академию с утра и поздно вечером уходят, практически только ночуют в общежитии. И по субботам учатся. Расписание занятий такое: утром – лекции, вечером – репетиции, или наоборот. У них двойной рабочий день – так у нас в Академии исторически сложилось. Учащиеся не в состоянии прийти в общежитие, приготовить покушать, они этого не могут сделать физически. Что они делают? Выбегают на улицу перекусить в кафе. А, учитывая то, что Академия находится в центре города, в дорогом районе, сами понимаете, как это накладно. В основном, они постоянно едят в пакетах лапшу быстрого приготовления . Но ведь так можно питаться только день-два!.. А когда это происходит месяцами, нечего удивляться тому, что они такие ослабленные, часто болеют , пропускают занятия. Поэтому считаю, правительство Тувы должно как-то помочь этим талантливым детям получить полноценное театральное образование.

– Ваши открытия и разочарования в студентах?

Несколько открытий : хорошее чувство юмора, пластичность, изобретательность. Есть открытия, связанные, наверное, с природой тувинской нации. Есть чрезвычайно медлительные: пока он со всех сторон несколько дней не обдумает, шагу не сделает. Есть быстрые, взбалмошные. Вот такие разные полюса национального характера. Еще одно открытие: тувинцы очень наивные . Для нашей профессии это хорошо. Очень обидчивые, но не вредные. Хорошие ребята, в общем.

А разочарований не было . Не буду грешить – не было. Были ошибки с моей стороны. Например, на одного можно кричать: если крикнешь на него, он понимает, возбуждается, начинает работать. На другого нельзя даже голос повышать, потому что у него начинают руки дрожать – он хуже работает. Но это мои педагогические просчеты.

– Ваши студенты снимаются в кино?

Куулар Эдик снялся в фильме “Послание космонавту” режиссера Владимира Торбицы в Германии. Он прошел большой конкурс на Ленфильме – я к этому никакого отношения не имею, это было помимо меня. Он спросил разрешения, можно ли ему сняться в фильме в Германии, и мы ему разрешили. Он успевает по всем предметам, отличник. К тому же его пригласили не на маленький эпизод, а на роль. Языковых проблем не было, так как кроме него, из России было еще несколько человек, работавших с переводчиком. Когда он снимался, из Германии позвонили и передали: “Спасибо Академии, что есть такой студент” . По окончании съемок немцы приехали и снова благодарили. В начале 2002 года фильм будет принимать участие в Берлинском кинофестивале.

В августе прошедшего года еще один студент Айдын Бады-Саган участвовал в съемках фильма “Баллада о бабочке”. Режиссер фильма известный всем создатель “Шерлока Холмса” и “Зимней вишни” – Игорь Масленников. Айдын у него играл роль одного из матросов интернациональной команды военного катера.

– Участвуют ли ваши студенты в творческих конкурсах?

– Да, участвуют. Первое место взял хор тувинской театральной студии среди ансамблей в конкурсе “Песни народов мира” , который состоялся во Дворце искусств. Это был большой конкурс, который шел несколько часов. Они пели английскую, русскую и тувинскую песни. В индивидуальном пении Сайдаш Монгуш занял 2-е место. 1-е место отдали кореянке из Южной Кореи. Мне же понравилось больше, как пел Сайдаш. В апреле в конкурсе “Молодой Петербург” он стал лауреатом . Там не давали 1,2,3 места, было всего 6 лауреатских мест. В этом же месяце Сайдаш участвовал в смотре профессиональных артистов эстрады “Таланты и поклонники” на призы студий звукозаписи, получил приз студии “Юника рекордз” .

– С предыдущей тувинской студией, с курсом Анатолия Шведерского вы как-то соприкасались?

– Нет, я не знаком с этим курсом, но я их видел на экзамене, – тоже очень хорошие, талантливые и яркие ребята. Среди них: Станислав Ириль , Ляна Ондур , Эдуард Ондар , Саяна Оюн , Олег Сат и другие. И когда я приезжал в Туву, они мне понравились во второй раз. Там есть люди, в которых я просто влюбился. К сожалению, знаю, что некоторые ушли из театра – зарплата там просто невероятно низкая. Мой курс тоже яркий, но это совсем другое поколение.

– Насколько вы знакомы с тувинской драматургией и собираетесь ли ставить со своими студентами пьесы тувинских авторов?

– С тувинской драматургией я не знаком. Не считаю это большим достоинством, но и не считаю большим недостатком. Театр – это дело интернациональное . Когда говорят “русский национальный театр”, “тувинский национальный театр”, это, прежде всего европейский театр. Если есть хорошие пьесы тувинские, можно ставить, если нет – можно ставить русскую, английскую, еврейскую, японскую, мне все равно какие – лишь бы ставить проблемы, которые близки людям. Например, взаимоотношения родителей и детей, между мужчиной и женщиной – это общечеловеческие вечные темы. Если все время спекулировать на национальных темах – это просто скучно.

– Вы летом побывали в Туве по приглашению режиссера Алексея Ооржака. Какие у вас впечатления остались?

– Я встречался, в основном, с людьми театра. От этих встреч у меня остались самые теплые впечатления и радостные воспоминания. А то, что я увидел в целом в Туве, добавило мне скорбных впечатлений обо всей нашей современности. Такая же скорбь охватывает меня, когда вижу окрестности Питера. Многие дома в Кызыле старые, деревянные, уже сгнившие – их надо сносить. Это не только к Туве относится, это ко всей стране относится. Куда мы все несемся?.. А какие стада были раньше в Туве, какие бараньи отары, сколько было крупного рогатого скота!.. Сейчас в деревнях это просто жалкие клочки от того, что когда-то было. Поэтому впечатления тяжелые… Хотя вот жители Кызыла говорят, что есть небольшие радости : например актерам стали платить чуть больше.

– Вы побывали на празднике “Наадым”?

– Я был на стадионе, смотрел борьбу, смотрел концерт в театре. Тоже двоякое впечатление. Вечером в театре шел концерт, я ушел чуть пораньше. А на улицах огромные толпы молодежи. Полузатемненный город , улицы не освещаются. Они ходили, как говорится, по кругу, потому что им некуда пойти – ждали фейерверка после концерта…

– От самого концерта какие впечатления?

– Я гость и не могу критиковать. Хотя, мне показалось, что если бы Тува проводила концерт своими силами, было бы гораздо лучше . Я видел раньше хорошие концерты в Туве. А тут понаехали приезжие не очень высокого класса, затянули все, как говорится, “потянули на себя одеяло”. Хотелось, наверное, деньги заработать. Концерт от этого только проиграл.

– Вам удалось добиться какой-либо материальной помощи для ваших студентов? С кем-нибудь из правительства или парламента разговаривали об этом?

– Со всеми разговаривал: с директором театра, с главным режиссером, с министром культуры. Но ведь, понимаете, в чем дело, этот вопрос не уровня министерства культуры. Культура в России финансируется по остаточному принципу. Если 2 года не могли помочь ребятам материально, наверное, сейчас будем рассчитывать только на свои силы – больше не на что рассчитывать. Вот сделали концерт “Тувинский метеорит” – будем сами зарабатывать по 400-500 рублей на человека в месяц, даст Бог. Хоть какая-то подкормка

– Что за концерт? Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Это были учебные упражнения, которые делали ребята – использовали и то, что делают на вокале, на танцах. Соединили, и – получился концерт. Вот сейчас будем выезжать, в месяц по 4-5 концертов будет. Обещали за каждый концерт примерно по 200 рублей платить на человека. Вот играли в Музее русской водки, каждому дали пакет продуктов на двести рублей. Концерт организовал творческое объединение “Арт Питер”. Спонсором является российский экспортер молдавских вин “IMPERIAL VIN”. Название предложили спонсоры, которые одели ребят в концертные костюмы, сделали декорации. Они нашли нас очень просто: пришли к нам на зачет. Те номера, которые ребята показывали, им понравились, попросили немного расширить по времени и сделать больше остроумных эстрадных номеров. Мы так и сделали.

Как говорится, продали себя денежному дьяволу

Венера Донгак, г. Санкт-Петербург,
Чимиза Даргын-оол, г. Москва.
  • 3 825