ПРЕССА ТУВЫ И О ТУВЕ

“Тыванын аныяктары”
Редактор Вера Куулар

Когда обеспеченным дамам хочется позлословить, они могут обсуждать недостатки своей прислуги, насколько та неумела или неряшлива. Одна из любимейших тем местной прессы – работа городского транспорта, и, в частности, работа маршрутных такси. В тридцать втором номере газета приводит письмо Ак-оола Сарыглара, написанное им по просьбе пассажиров: «Пользуясь тем, что нет проверок и контроля». Он пишет о работе маршруток, среди разных видов транспорта больше всего именно маршруток, «ужас, как их много», они напоминают коней на скачках. И цель у них только одна – собрать как можно больше денег. Невозможно не писать о тех, кто ездит по маршруту на правый берег, это номера 7А и 18. Работа и совесть не могут друг без друга, говорят люди, но те, кто работает на этих маршрутках, не думают о том, что они работают на людей, не думают о том, что должны приносить пользу. Они запихивают пассажиров, чуть ли не утрамбовывают их, а когда просят больше не брать пассажиров, отвечают: «Не вы одни, и другие тоже хотят уехать». Автор обращается с просьбой к мэрии: постоянно проверять маршрутки. Если за это не взяться, может случиться авария.

“Информ плюс”
И.о. редактора Елена Локоткова

В тридцатом номере газета тоже обращается к теме маршруток. Напечатан ответ на публикацию ряда материалов, касающихся работы в Кызыле транспорта общего пользования. «НПА «Маршрут»: игра по правилам», автор – председатель НПА «Маршрут» А. Кузнецов. Автор напоминает читателям о временах, когда перевозками занималось только пассажирское АТП, когда транспорта приходилось ждать очень долго, люди мерзли на остановках, штурмом брали каждый автобус.  Он считает, что  водители и не хотят брать много пассажиров, напротив, пассажиры, не желая ожидать следующего такси, сами просят о том, чтобы их впустили именно в эту машину. «Маршрутники» вовсе не купаются в сверхдоходах, и не стараются оттолкнуть пассажиров тем, что останавливаются далеко от остановок, или грубят на каждом шагу. Он считает, что необходима правильная организация автомобильных перевозок, что нужно улучшать дороги, что перевозками надо заниматься организованно, а все беды оттого, что нынче пассажирскими перевозками занимаются все, кому не лень, включая и аратские хозяйства. Картину портят именно такие малоквалифицированные водители, которые работают «дикарями».

“Шын”
Редактор Артур Хертек

Продолжается тема в газете «Шын», в номере от двадцать шестого июля: «А если быть повежливее». Это письмо читателя газеты Кызыла Монгуша из Кызыла. Очень хорошо, считает автор, что мэрия города смогла выделить маршруты, на которых действуют льготы для ветеранов войны и труда, это автобусы с номерами: 6, 7, 11, 13, 17 и 20. По маршруту 20 ходит автобус с номером Н90АА, персонал которого исключительно вежлив и обходителен, но есть и другие экипажи. Автор был свидетелем безобразной сцены, когда кондуктор отчитала пожилую больную женщину за то, что та замешкалась с предъявлением документа, подтверждающего льготы, и потребовала оплатить поездку. Кондуктор – молодая тувинка, рассказывает автор письма, продолжала ругаться и после того, как некоторые пассажиры попытались образумить ее. Право ж, некоторые молодые женщины ведут себя хуже парней.

Да чего там, маршрутки, грубость водителей и кондукторов стали уже традиционной темой газет. Впрочем, говорят, что и в других городах с маршрутками происходит то же самое.

“Эфир”
Редактор Александр Филатенко

О тех, кто уже является почетными гражданами, пишет Александр Филатенко в своей публикации «За все, что сделали» (№ 31). Каждый почетный гражданин Кызыла ежемесячно получает от города вознаграждение – 100 рублей. Шутка? Издевательство? Или все так и должно быть? Среди ныне живущих почетных граждан города: вдова Салчака Тока Хертек Анчимаа-Тока, один из уникальных людей Тувы – Монгуш Кенин-Лопсан, профессор ТГУ Регина Бегзи, другие замечательные люди. Небольшая зарплата, маленькая пенсия, плюс – от города 100 рублей. В то же время мелкие чиновники, государственные служащие, только начав работать, могут получать значительно большие деньги.

Моя бабушка была почетным гражданином другого города – Батуми. Кроме того, что она была просто замечательным человеком, она была еще и Заслуженным учителем Грузии, и получала «огромную» зарплату – 60 рублей в месяц, и, оставшись одна, вырастила двух детей в тяжелые военные и послевоенные времена. Я не помню, чтобы была какая-то речь о надбавках, о дополнительном вознаграждении. Каждый человек сам  делает выбор – деньги любой ценой, или интересное поприще, на котором можно многого достичь, и самое главное – признания народа. Деньги, конечно, всегда нужны. Но учителя, ученые, почетные они граждане или нет, могут гордиться своей маленькой зарплатой, а вот стыдно должно быть тому, кто устанавливает ее. Да и все равно, все знают Монгуша Кенин-Лопсана, знают, как много он сделал для Тувы, а знает ли кто имена «простых, не обремененных особыми заслугами чиновников», которые «получают пенсии, размеры которых в три, а то и в четыре раза превышают размеры пенсий почетных граждан Кызыла»?

Разные публикации в газетах вызывают и разные эмоции. Некоторые просто пугают. Веками человек выращивал животных для того, чтобы их впоследствии убить – съесть их, использовать их шкуру или мех. И это, в общем-то, нормально. Говорят, что Пол Маккартни стал вегетарианцем, когда увидел стадо животных, которых вели на убой. Однако горы куриных окорочков на прилавках магазинов ни у кого не вызывают паники, никто не видит призраки убиенных кур. А как с песцами? «Голод не тетка. И запертые в тесные клетки животные решают проблему в соответствии с законами природы: сильные поедают слабых. А недавно здесь столкнулись с фактом беспрецедентным: щенки съели свою мать». Это заметка «Зверьки  поедают друг друга» из «Новостей недели». И дальше: «В этом году на свет появились 100 щенков лисят и 900 – песца. Почти все они умерли от голода. Шкурки выживших песцов и лис не соответствуют самым низким стандартам качества».

А вот на качество шкурок уже плевать. Веками человек выращивал животных на убой, ему нужна пища и теплая одежда. Но в любом случае он оставался человеком. Но нельзя же до такой степени издеваться над животными?! У зверофермы респотребсоюза есть хозяева, они же не прирожденные садисты? Им не снятся щенки, съевшие от голода свою мать? Если ничего нельзя сделать, то можно хотя бы перестать их разводить и мучить?

Ирина Качан
  • 3 293