КОГДА-НИБУДЬ МЫ ВСЕ НАЧНЕМ РАБОТАТЬ
Не все очевидное – истинно, не все прописные истины действительно верны. Но есть такие, с которыми действительно не поспоришь. Нет, сейчас я не о том, что настоящую дружбу или любовь нельзя купить за деньги. Тема нынешнего обзора – работа. Труд – источник всех благ, но это еще и наше конституционное право. Все имеют право на труд, но не все им пользуются. Хотя, частенько, о других своих правах не забывают.
“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов
Письмо ветерана труда Л. Первухина «Возрождать традиции аратства» опубликовано в номере от тридцатого октября. «Гляжу я на некоторых нынешних селян и диву даюсь: когда и где они порастеряли умение трудиться на земле? Зато научились воровству и прочим пакостям», – пишет автор. Он вспоминает годы своей юности: «Все старались делать сами. Сеяли пшеницу, овес, ячмень, рожь, просо, коноплю, лен. Все огородное так и лезло из земли – картошка, овощи, подсолнухи, арбузы, дыни. Из семян подсолнуха давили масло. Убранные коноплю и лен мочили в прудах, ткали холстину, из которой шили рубахи. Из конопли сучили крепкие веревки».
Все это читается как описание далеких былинных времен. Сажать коноплю (!), делать из нее веревки (!). И такое было. «Та сплошная коллективизация, теперешняя перестройка сильно подкосили крепкое крестьянство», – мнение автора. Ну, что было, то было: коллективизация, перестройка, отмена крепостного права, что для некоторых молодых людей явления одного порядка – что-то из истории, все это уже прошло. А как сейчас жить?
В том же номере – письмо жителя Хайыракана Д. Бавуу «Отповедь лентяю». Оно, в принципе, о том же. Автор встретил давнего знакомого из сумона Арыг-Узуу, который немало жаловался на свое житье-бытье: «И работы нет достойной, и семья живет впроголодь, и за проезд нечем платить». А когда автор спросил жалобщика, как его приусадебный участок, кормятся ли они с него, то услышал в ответ: «Какой там! Весь огород чашпаном зарос». Дальше можно не разговаривать. Вот тебе и корень всех бед. Не чашпан, конечно, а обыкновенная лень. Впрочем, и чашпан – как ее символ.
“Эфир”
Редактор Александр Филатенко
В сорок пятом номере газеты – совершенно примечательный заголовок у одной из коротких новостей: «В хозяйствах Тандинского района намолачивают с гектара столько же зерна, сколько посеяли».
Никаких комментариев тут не надо. Да, люди трудились, сеяли, ухаживали за полем, собирали – и все это совершенно зря. Бывает и такой труд. Конечно, это прискорбно, но нельзя ведь опускать руки, по крайней мере, люди попытались что-то сделать.
Или вот: «Медики Тувы зарегистрировали непривычно раннюю вспышку простудных заболеваний». У медиков много работы. Палаты отделения респираторных инфекций переполнены. А причина в том, что: «именно на период резкого спада суточных температур пришелся пик очередной попытки шантажа энергетиками городских властей. Люди мерзли и дома, и на улице, в школах и конторах». И такая работа тоже бывает. Она очень нужна, нужно лечить людей, но ведь ее могло и не быть, медики могли заниматься другими проблемами, уделять больше внимания лечению других заболеваний.
“ТЫВА РЕСПУБЛИКА”
Редактор Маадыр-оол Калчан
«Даже если хочешь работать» – так называется заметка Сай-Суу Оруйгу в номере 46. Она пишет о городском центре занятости.
В Кызыле есть место, где помогают людям найти работу. Здесь говорят, какие документы нужно заполнять, что приносить, какое пособие можно получать – это знать необходимо. Здесь можно устроиться и на курсы по востребованным ныне специальностям. Директор центра – Галина Александровна Сергеева. Она рассказывает о том, что постоянно проводятся ярмарки труда, о том, как можно найти работу на этих ярмарках.
Тех, кто не получил работу, снова ставят на учет. И цифры все время меняются. Самое тревожно то, что молодые не хотят работать. Есть люди, которые отказываются от предложенной работы и желают просто получать государственные деньги.
Кто хочет работать – найдет работу, а те, кто приходит сюда с иждивенческим настроением – те и не ищут работу.
Но даже если и хочешь работать, могут быть проблемы. Не всегда есть работа по специальности и не всем хочется менять свою специальность.
Проблемы с трудоустройством могут быть разные.
“Тыванын аныяктары”
Редактор Вера Куулар
Одна из самых страшных проблем описана Галиной Маспык-оол в статье «Кто остановил бег такси» (№ 45).
Мы часто слышим рекламу «Такси, такси – вези, вези». Услышав эти слова, задумываешься, кто работает в этом такси. Говорят, вот, молодые хотят быстро заработать, другие вторят, за тысячу с лишним никто работать не хочет.
Конечно, молодым хочется иметь больше денег, хорошо зарабатывать, поэтому, несмотря на то, что то и дело пропадают таксисты, они все равно идут работать в такси, потому что живые деньги каждый день на руках имеют водители такси и маршруток.
Проблема зарплаты – не основная, которая поднимается в статье, но и она имеет самостоятельную ценность. Зарабатывать тысячу с небольшим в месяц – это почти как собирать столько же зерна, сколько сеять. После оплаты всех коммунальных услуг – много ли останется? Денег все равно не будет хватать ни на что.
Сейчас в Кызыле более 20 таксофирм, их количество может и увеличиться, будет конкуренция, и это хорошо. Таксисты хорошо зарабатывают. Благодаря такси люди имеют возможность ездить не только по Кызылу, но и в кожууны. Это все здорово, но тут начинаются и проблемы. Точнее – трагедии.
С начала этого года угнано около восьмидесяти машин. Среди пропавших таксистов – Николай Бабак. В июне этого года он сообщил по рации, что повез пассажиров в Сукпак, и бесследно исчез, до сих пор о нем ничего не известно. Нет ни его, ни машины. Осталась только плачущая мать. С каждым месяцем тает надежда найти его.
Автор пишет, что в номере 40 газеты сообщали об исчезнувшем водителе из фирмы «Тыва-Такси». В течение сорока одного дня Артыша, пропавшего водителя, никто не видел. В течение сорока одного дня он не позвал жену – «Наташенька», в течение сорока одного дня он не поднял на руки своего сына. В течение сорока одного дня не обнял, не поцеловал маму.
Черные вороны над ним кружились, на лицо садились, а Артыш не шевелился. Его убили жестокие бесчеловечные люди. Он лежал, задушенный ремнем безопасности.
Бедная мать и жена получили тело с марлевой повязкой на лице. Жена опознала только кроссовки, джинсы и обручальное кольцо на пальце. Это кольцо они вдвоем купили в универмаге «Саяны». Купили два одинаковых кольца. Разве они могли подумать, когда подбирали кольца с одинаковой огранкой, что по этой огранке она будет его когда-нибудь опознавать…
Артыш был очень тихим, скромным, пил только пиво, да и то – до третьего тоста – за любовь. Матери говорил, что ему жалко тратить заработанные деньги даже на пиво.
Мать горюет: она всегда говорила ему: «Уважай людей, доверяй им, будь скромным, добрым». Если бы она его не так воспитала, а говорила бы «не доверяй людям», может быть, его бы и не убили…
Нашли его по дороге из Кызыла в Бай-Хаак. Нашли под черемухой, где были разбросаны бутылки из-под дорогой водки и пачки сигарет «Тройка». Как он принял смерть – об этом знают только убийцы.
Тяжело осознавать, что он не на войне погиб, а погиб от рук негодяев. Найдя тело сына, родители похоронили его на кладбище родного Шагонара, так Артыш вернулся домой и спит в родной земле.
Артыш хотел работать. И он нашел работу. А потом он нашел свою смерть. Не раз в печати появлялись сообщения и о трагедиях из-за грабителей-скотокрадов. Люди могут работать. И хотят работать. В конце концов, они имеют на это право. Горстка мерзавцев не дает им работать. Когда ущемляются чьи-либо политические права, или происходят какие-либо нарушения во время избирательного процесса – поднимается большой шум.
Но все это несравнимо по значимости с нашей проблемой, когда нарушаются основные права человека – право на жизнь, право на труд.
Ирина Качан