Взрослые дети

Людской поток на улицах Москвы кажется серым, однообразным и скучным. Особенно в восемь часов утра, когда все спешат, зевают, курят, толкаются и опаздывают. Но, если присмотреться – все люди разные. Я говорю сейчас не об индивидуальном внутреннем мире каждого человека, а о принадлежности к какой-то субкультуре.

Панки, эмо, кидалты, готы, рокеры, рэперы, ролевики, последние хиппи… Как живут они в Москве? Почему появились? Чем занимаются?

 

Веяния и течения очень быстротечны, на смену одним приходят другие.

Например, еще год назад вся Москва была заполнена мальчиками и девочками эмо. Название стиля произошло от английского emotional – эмоциональный.

В Кызыле, кстати, эмо много и сейчас. Присмотритесь, вы наверняка увидите группу подростков с густо подведенными глазами, длинными черными челками, арафатками на шеях, в розовых кроссовках и узких джинсах. Также в стиле эмо приветствуются болезненная худоба, грустный взгляд и беспричинные слезы.

Собирались эмо в Москве обычно на Пушкинской площади, по вечерам ими были заняты все лавочки, теперь почти никого не осталось. Быть эмо перестало быть модно, к тому же это стало опасным. В Москве эмо не любят. Их часто бьют гопники и скинхеды, а иногда им даже, как стилягам в Советском Союзе, отрезают челки.

Сопротивление и борьба в кодексе эмо не прописаны, им куда ближе слезы и вздохи о несправедливости бытия. Поэтому одно время даже гуляла шутка о том, как пять гопников побили двадцать эмо.

Кстати, несмотря на совершеннейшую безобидность эмо, 2 июня 2008 года в Госдуме России состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности».

Крайнюю нетерпимость разработчики концепции проявили к эмо и готам. По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Правда, стоит отметить, что законопроект был встречен с иронией, его подвергли осмеянию и критике.

Особое место в жизни Москвы занимают скины и их антагонисты – антифашисты. Чаще всего противостояние заключается в том, что одни бьют других.

Побеждают те, кого больше. Как можно разрешить проблему национальной нетерпимости с помощью драки – совершенно неясно. Но ни скинхедов, ни антифашистов это не останавливает.

Как выглядят стереотипные воинствующие скинхеды, знают все: естественно, бритая голова, темная одежда, тяжелые ботинки – чтобы было удобно пинаться, и непременный кастет в кармане.

А как выглядят антифа? Обычно – клетчатые яркие штаны, подтяжки, часто платки, скрывающие пол-лица и, как и у скинов, тяжелые ботинки, потому как антифа антифой, а ноги в драке отбить никому не хочется. Ботинки обычно фирмы dr. Martins или Grinders.

Когда движение скинхедов только зарождалось – в самом-самом начале восьмидесятых в Великобритании – о национальной нетерпимости речи не шло. Они просто радовались жизни и старались выделяться из общей массы.

Да и выглядели они очень похоже на сегодняшних антифашистов: клетчатые штаны, подтяжки и непременные мартинсы. Субкультуры видоизменяются, а обувь этой марки остается прежней, даже фасон за тридцать лет почти не изменился.

Еще, конечно, как и в любом другом городе, в Москве полно металлистов и рокеров. Как они выглядят, все и так прекрасно знают.

Обычно их можно встретить вечером в метро с бутылками пива (вообще-то пиво в метро запрещено, хотя несколько раз мне доводилось видеть в метро и доблестных стражей закона с бутылками в руках).

Самое большее количество рокеров, металлистов и им подобных собирается, наверное, в середине лета в Тушино. Там проходит очень ими любимый музыкальный фестиваль «Крылья».

Я живу как раз в Тушино, но про то, что именно там проходит этот фестиваль, до поры до времени не знала. Однажды, в прошлом году, выйдя на улицу в яркий погожий день, я перепугалась до дрожи в коленках, подумала, что наступил конец света или, в крайнем случае, его репетиция.

Без преувеличения, все улицы от метро до моего дома и дальше были заполнены людьми в косухах, банданах и цепях. Все эти паломники от рока направлялись на фестиваль «Крылья».

Надо добавить, что вели они себя вполне прилично, даже почти не пили (принесенное с собой отобрала милиция, а на Тушино в этот день алкоголь не продавали). Правда, потом всю ночь орали невдалеке от моего дома старые песни Виктора Цоя, но это мне было нипочем.

А теперь об еще одной субкультуре, сформировавшейся в нашей стране относительно недавно. Речь пойдет о кидалтах.

«Все дети, кроме одного-единственного, рано или поздно вырастают…». Так начинается книга о первом кидалте, о Питере Пене.

Герой Джеймса Барри – типичный кидалт: человек, которому уже давным-давно пора было бы стать взрослым. Ежедневно ходить в офис, разговаривать о политике и подыскивать перспективную жену. Но он сознательно оказался от этого, предпочел вечное детство. Только в 1904 году никто еще не знал, что Питер Пен – самый настоящий, «взаправдашний» кидалт.

Прозрение пришло только в 1998 году, когда известный психолог Алекс Калькут в работе «Задержка развития: поп-культура и эрозия взросления» предположил, что современное общество отказывается взрослеть.

Кто же такие кидалты? Это люди за двадцать или тридцать, которым не нравится быть взрослыми. Они смотрят мультики, играют в компьютерные игры, объединяются, чтобы поиграть в «войнушку» – оружием часто служат водные пистолеты, пистолеты с краской, а иногда и тухлые яйца.

В Москве кидалтов не так уж много, не говоря уже о других городах России. Увлечение это не из дешевых и позволить себе бездельничать в тридцать лет может далеко не каждый.

Часто кидалтами становятся крупные бизнесмены или президенты фирм. Днем они ходят в костюмах и галстуках, а вечером переодеваются в футболки с покемонами или другими мультяшными персонажами и играют друг с другом в шпионов или киллеров.

Кидалты очень любят яркую, почти детскую одежду, аксессуары с мультяшками и разные бесполезные мелочи, такие как, например, утка-пылесос для «мышиного» коврика.

И все-таки кидалтов становится все больше и больше, все больше людей стремится убежать от серой рутины и политических конфликтов, о которых нам каждый день вещают по телевизору.

Есть даже специальный телеканал для кидалтов: «2х2», целыми днями там показывают одни только мультики и ничего кроме мультиков.

На самом деле почти каждый представитель любой субкультуры – немного кидалт. Все они хотят убежать от рутины, как-то выделится из серой массы, забыть о насущных проблемах.

И окунуться в другой мир, будь то мир эмо, металлиста или растамана. Подойдет даже мир гота, пусть в нем только черные краски, главное, что в нем нет места серому и стандартному.

«Все дети, кроме одного-единственного, рано или поздно вырастают…»

Но с каждым поколением, людям хочется этого все меньше и меньше.

 

 

Подписи к фото:

1. Мальчик-эмо.

2. Примерно так выглядели английские скинхеды в начале восьмидесятых.

3. Кидалт.

Надя АНТУФЬЕВА, Москва
  • 9 446