Доступ к жизни
25846 человек, имеющих различные группы инвалидности, проживают в Туве, по данным Министерства труда и социальной политики РТ. Из них 2906 – дети.
В Кызыле – 8264 инвалида, из них 810 – дети.
Каждый одиннадцатый житель нашей республики имеет инвалидность.
3 декабря – Международный день инвалидов, и в последний месяц года в Кызыле традиционно проходит месячник, посвященный им.
Мероприятие ежегодное и почти неизменное. Вот только всех проблем этой группы населения не охватить в столь краткий срок, и усиленное внимание к ней в этот период не компенсирует невнимания в остальное время.
Для них мучением может стать обычная прогулка.
Например, ступени, ведущие к Национальному музею, инвалиду с ДЦП придется брать штурмом. На лестнице здания, поглотившего многомиллионные инвестиции, не нашлось место обычным поручням – чтобы мог уцепиться человек, которому трудно передвигаться.
Это лишь одна из проблем, с которыми приходится жить инвалидам в столице. Насколько Кызыл приспособлен для их полноценной жизни – ваше мнение.
УХВАТИТЬСЯ НЕ ЗА ЧТО
Мажит ИСМАКОВ, председатель Кызылской городской организации Всероссийского общества инвалидов:
– Одна из главных проблем инвалидов – доступность объектов медицины, культуры, быта и так далее. Важно, чтобы инвалид мог до них добраться. Сейчас для колясочников недоступны правительство, мэрия, театр, многие магазины, аптеки с их крутыми лестницами, без поручней и пандусов.
В Кызыле местами есть пандусы, но некоторые не приспособлены для подъема – крутые и скользкие. Пандусы должны быть пологими, не более 8 градусов, а некоторые сделаны под 20. В городе мало звуковых светофоров, и не все работают. Они должны быть хотя бы там, где часто ходят незрячие.
Много раз ставили перед мэрией проблему: открывается много магазинов, при их строительстве должно соблюдаться требование – оборудовать пандусами и перилами, не так уж это и дорого. Мы внесли в программу развития Республики Тыва и Кызыла до 2020 года предложение о ревизии существующих пандусов, переоборудовании в соответствии с нормами, пристройке пандусов к основным зданиям города.
Отговорка одна и та же – нет денег, мы на дотациях. Но ведь привлекли же инвестиции на строительство «Субедея»? Значит, можно найти деньги. Но эта проблема не попадает в первоочередные. Власть пока не повернулась к ней лицом.
ХОТИМ УЧИТЬСЯ
Буяна КУЖУГЕТ, студентка Московского Государственного социально-гуманитарного института:
– В Кызыле инвалиду сложно получить высшее образование, разве что заочно. Не думала, что буду учиться в вузе, родителям трудно было бы возить меня на учебу, не хотелось поступать туда, где будут коситься и акцентировать внимание на том, что я инвалид. Но мы узнали, что в Москве есть Государственный социально-гуманитарный институт, в котором учатся студенты с нарушением опорно-двигательной системы.
В этом году я поступила в этот вуз на юридический факультет. Этот вуз приспособлен для инвалидов: есть пандусы, лифты. Общежитие и учебный корпус объединены, не нужно далеко ходить. У студентов бесплатное питание и проживание, есть центр досуга, секции по параолимпийским видам спорта.
Там я много общаюсь, появилось много знакомых и друзей. Конечно, родители опасались отпускать меня так далеко, и сама побаивалась поначалу. Но все-таки поступила, потому что знала, что смогу реализовать там свое право на образование. Здесь бы у меня таких условий не было.
Светлана НАМЧЫЛ-ООЛ, главный специалист-эксперт Тывастата:
– Меня сейчас больше всего волнует вопрос с поступлением моего сына в высшее учебное заведение, так как Белек учится в 11 классе.
Из-за болезни – ДЦП – Белек начал ходить поздно, но все-таки имел возможность посещать школу, общаться со сверстниками. В школе у него всегда были поддержка и понимание со стороны учителей и особенно одноклассников.
Сегодня много детей-инвалидов находится дома, пропускают важный период развития, знакомство с миром через школу. Им нужно общение, любовь сверстников. Видеть кого-то, кроме родителей и педагога на дому. Это не только реабилитация для больных детей, но и важный воспитательный процесс для здоровых ребят – возможность учиться любви, сочувствию, пониманию.
За пределами республики во многих городах существуют начальные школы для детей с ограниченными возможностями. В программе, кроме учебы, высококвалифицированное лечение детей и психологическая реабилитация. По-моему, мы достигли такого уровня цивилизации, чтобы помочь нашим детям – организовать начальную школу для малышей с ограниченными возможностями.
НЕ ВИСЕТЬ ГРУЗОМ
Александр УЛЬЯНОВ, безработный:
– При нынешнем кризисе многие специалисты остаются без работы, что говорить про улучшение трудоустройства инвалидов. Если создавать рабочие места, то вначале нужно создавать условия для обучения. При обучении на дому детей-инвалидов выбор предметов небольшой, только основные, а это сильно ограничивает и выбор профессии.
Я окончил Кызыльское медучилище с красным дипломом по специальности фельдшер-акушер. Позднее получил специализацию массажиста, много лет проработал, длительно стоя на ногах. На фоне ДЦП последствием стал артроз голеностопных суставов, и больше я работать не смог.
У меня еще одна специальность: закончил Высшую медико-экологическую школу Киева по информационно-волновой терапии. Это отдельная отрасль медицины, которая позволяет лечить многие заболевания. Но необходима дорогостоящая аппаратура. Приобрести ее планировалось, когда я работал в центре реабилитации, нашим учредителем являлся департамент социального развития Кызыла. Но затем произошли изменения во власти, мэра Кашина сменил Донгак, департамент реорганизовали в комитет, и все планы закончились.
Не понимаю политики правительства. Притом, что ежегодно происходят землетрясения, обрушения зданий, аварии, число инвалидов растет. С развитием капитализма собственники не считаются с техникой безопасности, с графиком и условиями работы человека, которого нанимают – лишь бы шел доход. А это ведет к развитию заболеваний, от тех же нервных перегрузок.
Поддержка безработных инвалидов это в определенной степени груз на плечах государства, а если бы они были обеспечены работой, какие-то доходы в виде налогов поступали бы в казну.
НЕ В ДЕНЬГАХ ДЕЛО
Людмила ВОЛГИНА, первый заместитель мэра Кызыла по социальной и информационной политике:
– Чтобы инвалиды имели равный доступ к объектам соцкультбыта, все вопросы должны решаться при строительстве. Претензии к отсутствию доступа обоснованные. Если магазин продуктовый, имеет социальную значимость, и находится на первом этаже, нужно рекомендовать строительство пандусов. Но эти вопросы – строителям.
В свое время у города была возможность выделять помещения для обществ слепых, глухих, инвалидов, все они находятся в зданиях, принадлежащих городу. Вопрос о создании отдельно стоящего помещения для работы по реабилитации инвалидов должны решать республиканские власти.
Наша работа – профилактика травматизма населения, чтобы меньше было людей с инвалидностью. Диспансеризация работающих, предотвращение травм в школах и садах, знакомство детей с правилами дорожного движения, ревизии спортплощадок, мастерских. Практически во всех школах и детских садах отремонтирована электропроводка, установлены пожарные сигнализации, очищены запасные выходы. И главное – условия для рождения здоровых детей, приобретение современного оборудования и своевременный ремонт в роддоме № 1.
В программе социально-экономического развития Кызыла на 2007-2015 годы заложены средства на установку звуковых светофоров при строительстве дорог, пандусов при возведении объектов соцкультбыта. Но большая часть тех проблем, которые возникают сейчас перед инвалидами, не связана с деньгами.
Построили Муздрамтеатр, прекрасное здание с мастодонтистыми ступеньками, а кто подумал об инвалиде, которому тоже нужно посмотреть спектакль. Больницы, музей – средства вкладывались огромные, а о таком моменте не думали. Считалось, что у нас все здоровы, думаю, в этом причина.
Необходимо при реконструкции этих зданий, при утверждении проектно-сметной документации часть лестниц отвести под пандусы. Проектировщики о таком не задумываются, а это не дополнительные расходы, то же самое крыльцо, которое нужно лишь видоизменить.
То, о чем удалось рассказать – лишь верхушка айсберга. Отсутствие жилья и качественного медицинского обслуживания – отдельные больные темы. Кызыл был взят лишь как наиболее развитый населенный пункт Тувы. В районах к перечисленным проблемам прибавились бы и те, которые гнетут и людей без проблем со здоровьем. Какие пандусы, если не во всех населенных пунктах центральные дороги заасфальтированы.
И все же какая-то, хотя бы мизерная часть проблем – решаема. Путь к цивилизации может быть начат с того, что при проектировании крыльца, ведущего еще к одному продуктовому магазину или парикмахерской, будут, наконец, предусмотрены пандусы и поручни.
Фото: Олег Кузнецов мужественно пытается преодолеть ступени Дома быта. 2002 год. С той поры для инвалидов на улицах Кызыла ничего не изменилось. Фото из книги «Люди Центра Азии», третий том.