А до неба – ещё ближе

Монгун-Тайга – горный массив на юго-западе республики, на стыке Алтая, Западного Саяна и хребта Танну-Ола. Здесь находится высочайшая вершина Тувы – гора Монгун-Тайга: 3970 метров.

Отсюда рукой подать до Монголии и Алтая, а до неба – и того ближе.

Здесь живет молодой сарлыковод Кежик Хомушку, Заслуженный животновод Республики Тыва, шестикратный чемпион республиканских и районных Наадымов, продолжающий животноводческие традиции предков.

 

Хотя я родился и рос в соседней Бай-Тайге, но никогда не был у соседей. И меня всегда тянуло в этот чудесный уголок Тувы.

Знакомые не раз расписывали мне, как прекрасен этот горный район: природа там изумительна, жизнь проста, а чабаны, пасущие сарлыков – так в Туве, Бурятии и на Алтае называют яков – хранят традиции, о которых давно забыли в котловинах у подножия гор.

В общем, край легенд. Жалко, что в городе яков не встретишь. Разве что изображение сарлыка – на гербе Кызыла. Еще можно найти парики из их шерсти, такие часто используют театральные гримеры.

Чтобы лично познакомиться с этими симпатягами, придется добраться до Монгун-Тайги, хоть путь туда и не близкий.

К встрече с молодым сарлыковом готовился заранее. Благо, и случай подходящий выпал. Меня с другими тувинскими писателями пригласили на Дни тувинской литературы в Монгун-Тайге.

Итак, вперед – на встречу с сарлыками.

В центре мира

Совершаем ряд маршрутов по долине реки Каргы, к озеру Ак-Холь, а потом к Хиндиктиг-Холю – по преданию на островок в середине этого озера поселяли нелюбящих друг друга юношей и девушек.

Близ северного берега озера вытянулся каменный остров. Высота каменной гряды над уровнем воды достигает 70 – 100 метров. Несмотря на большую абсолютную высоту озера – 2337 метров, в его водах много рыбы.

Высота, ветер и небо создают потрясающие эффекты: облака проносятся над горами с невероятной скоростью, словно в ускоренной съемке.

И столь же стремительно, никогда не повторяя своей траектории, бегут по склонам лучи света, падающие на землю сквозь разрывы туч. Такое ощущение, что ты стоишь в центре мира, а вокруг, сверху и снизу, все кипит и бурлит: силуэты возникают и пропадают, тут же проступают новые.

Стоя на одном месте, ты оказываешься в непрерывно меняющемся пейзаже, и кажется, что земля еще только отделяется от неба.

Самая высокая гора Тувы – красавица Монгун-Тайга – громадным снежным куполом главенствует над другими вершинами. Сказочно хороша она в белом наряде. Крупнокристаллические граниты слагают ее, а солнце, отражая свои лучи, превращает снег в бесчисленно искрящиеся алмазы.

Реки, стекая со склонов горы, орошают высокогорные пастбища.

Но Монгун-Тайга – коварна и часто шлет вниз холодный воздух, который с ревом и свистом устремляется в теплые долины. Становится свежо, несмотря на солнечный свет.

На вершину Монгун-Тайги долго никто не поднимался, и только в 1947 году советские альпинисты под руководством В. Никольского водрузили на ее вершине государственный флаг Советского Союза. И после этого ее покоряли многие альпинисты, в том числе и тувинские.

Сарлык – символ

В село Мугур-Аксы, центр Монгун-Тайгинского района, приезжаем ночью и лишь на обратном пути узнаем, что у въезда в село есть памятник тарбаганам. Эти животные служат как бы визитной карточкой Монгун-Тайги.

А символ Монгун-Тайги – сарлык, он – на гербе кожууна.

Хозяйство самого молодого чемпиона-сарлыковода Кежика Хомушку находится в сумоне Тоолайлыг, объединяющем тех, чьи чабанские стоянки расположены в местечке с тем же названием.

В сумоне – 176 человек. За ним закреплена начальная школа, детский сад, расположенные в Мугур-Аксы.

Создан сумон в 2005 году. И глава сумона Эрес-оол Бады-Очурович Хомушку, как опытный человек избранный жителями на второй срок – как раз и оказался отцом чемпиона-сарлыковода.

Всего в Монгун-Тайгинском районе на 1 июля 2009 года числится 6136 яков, из них 528 – в сельскохозяйственном кооперативе «Сайзырал» («Развитие»), в котором и трудится молодая семья сарлыководов: Кежик Эрес-оолович и Аржаана Каадыр-ооловна Хомушку.

До их стоянки от села – около шестидесяти километров, а в кожууне как раз – дефицит бензина. На помощь приходит глава района Алексей Ооржакович Очур-оол: выделяет для поездки к чемпиону запасы из резерва – 20 литров.

Через родину кроликов

И вот мы с отцом чемпиона едем на стоянку. Минуя погранзаставу, направляемся к перевалу Чолдак-Арт, в дословном переводе – короткий перевал.

Посмотришь вниз – голова кружится. Но шофер Эрес-оол Бады-Очурович уверено крутит баранку«УАЗа». Он так хорошо знает эти места и так подробно объясняет, что хочется его слушать и слушать.

Поднимаемся на вершину почитаемой горы, останавливаемся около оваа – жертвенного кургана, чтобы положить два камня и поклониться духам горы. Кропим молоко в разные стороны света.

Едем дальше по долине, названной Тоолайлыг – по имени одной из рек. Здесь можно встретить целые колонии диких кроликов, отсюда и название Тоолайлыг – родина кроликов.

Дорога прилепляется к одному из склонов, стали попадаться юрты, вслед машине залаяли собаки, заблеяли в загонах овцы.

Наконец – местечко Поштуг-Белдир, что означает – устье реки, изобилующее кедром. На высокой горе пасутся козы, овцы. Они кажутся такими маленькими белыми точками, настолько высокие здесь горы.

Из юрты выходит мать Кежика – Зоя Донгаковна. В прошлом бухгалтер с многолетним стажем, сейчас на пенсии и помогает в хозяйстве сына и невестки.

Загорелое лицо, легкие движения, доведенные почти до автоматизма.

Пьем чай с молоком. А на железной печке стоит аппарат, скоро будет молочная арака.

Но где же Кежик? Оказывается, отправился на День молодежи в Мугур-Аксы. Поехал на коне – коротким путем, а не автомобильным, вот мы и разминулись. И его жена Аржаана – тоже в селе: скоро должна родить, ждут первенца.

Столько добираться и не застать… Я загрустил. Но отец Кежика утешает: найдем молодых в селе, а пока предлагает познакомиться с пасущимися сарлыками.

Хрюкающий бык

Сарлык (як) – красивое, сильное низкорослое животное с рогами обычной коровы, но с горбинкой на спине, у основания шеи.

Издали сарлыки кажутся одетыми в длинные попоны, так длинна шерсть на животе и ногах этих животных. Шелковистый хвост напоминает лошадиный, он красиво развевается при беге животного.

Вид у сарлыка свирепый. Когда он сердится, или, наоборот, радуется, издает звуки, напоминающие хрюканье свиньи.

Отсюда и научное название яка: Bos grunniens – бык хрюкающий.

На самом же деле сарлык безобиден. По утрам и вечерам сарлычих доят, как простых коров, молоко их жирное, питательное.

На сарлыках перевозят грузы через высокогорные перевалы, они покорно идут друг за другом по высоким горам и узким скальным тропам.

Но большинство сарлыков остаются необъезженными и необузданными. Все-таки полудикое животное.

Сарлыки неутомимы в работе, не требовательны к пище и представляют собой особо ценную породу молочно-мясного и рабочего скота.

Их тела покрыты черной, светлой, коричневой шерстью, которая на ногах, боках и брюхе образует сплошную «юбку», прикрывающую ноги до колен. Поэтому понять, кто передо мной – корова или бык – я не мог: сарлыки, в отличие от наших буренок, целомудренно прикрываются своими «юбками».

Яки – рогатые и безрогие – выглядели задумчивыми и спокойными и не сводили с меня глаз, пристально следя за всеми перемещениями.

Чабаны с образованием

Хозяина этих сарлыков Кежика и его жену я нашел в Мугур-Аксы. Беседуя, заметил, как нежно они смотрят друг на друга. Поженились они три года назад.

Кежику Эрес-ооловичу – 31 год, а он уже имеет звание «Заслуженный животновод Республики Тыва». Он – шестикратный чемпион республиканских и районных Наадымов, ежегодных праздников животноводов.

Родился в селе Моген-Бурен. Школу закончил в 1994 году, отслужил в армии. По образованию – юрист, окончил в 2003 году Кызыльский техникум экономики и права. С 2003 года пасет сарлыков.

Аржаана в этом году с красным дипломом закончила ПУ № 10 по специальности «Коммерсант в торговле».

Так что сарлыководы они непростые: с юридическим и коммерческим образованием.

Откуда же тяга к животноводству?

Кежик поясняет: родители всегда работали в сельском хозяйстве. Бабушка пасла яков, и он пошел по ее стопам.

Аржаана родилась в Кызыле, но ее все время тянуло к чабанам: мама работала главным зоотехником, а дедушка всегда брал ее с собой пасти скот и подробно рассказывал о нем. Поэтому она хорошо знает повадки животных, без труда может определить их возраст.

А когда стала жить с Кежиком, научилась и сарлыков доить.

Корове и в страшном сне не приснится

Сладковатое сарлычье молоко необычайно жирное – 6-7%. Самка дает один – полтора литра в сутки.

Для животного такого размера – совсем немного, но ведь сарлыки живут и пасутся в условиях, которые ни одной корове в страшном сне не снились.

Об удобствах коровника и машинной дойки сарлыки не ведают, им даже корма не запасают. Сутки напролет они пасутся на горных пастбищах, а зимой добывают себе пропитание из-под снега.

Густая шерстяная «юбка» служит им подстилкой. Зимой, когда температура в тувинских горах опускается до минус 40, животные ложатся отдыхать прямо на снег.

Яков на стоянках доят так: доярка выпускает из загона теленка, тот стремглав несется к матери, зарывается головой в ее мохнатую «юбку» и, нащупав губами вымя, жадно сосет молоко.

Но вскоре непреклонная хозяйка уже волочет недовольного и упирающегося теленка обратно в загон, а справиться с рослым голодным сарлыченком не так-то просто, требуется физическая подготовка.

Потом доят корову, опутав ей веревкой ноги. Доить сарлычиху – дело небыстрое, а ведь еще ждут своей очереди козы и овцы. Все это делается без длительного отдыха и отпуска.

Трудоголики.

Красное – не носить!

За Кежиком Хомушку числится 400 яков, но поблизости они держат лишь 130 самок. Из них лишь 20 доят. В день надой составляет 20-25 литров. Кроме сарлыков есть 20 коров, 25 лошадей, 300 коз и овец.

Особенность дойки яков заключается в том, что они привыкают только к одному человеку. Сначала они обнюхивают доярку, потом только подпускают к себе.

Доярке нельзя одеваться в яркие одежды. Яки не любят красный цвет.

Ведерко тоже должно быть не цветным.

Из молока готовят хойтпак – особым образом заквашенное молоко, сметану, сыр, ааржы – гуща процеженного молока, оставшегося после перегонки молочной водки, курут – вид сушенного творога, молочную водку – араку. С одной перегонки получится два с половиной литра араки.

Аржаана со временем думает открыть в Мугур-Аксы магазин натуральных продуктов и в этом деле использовать знания, полученные в профессиональном училище.

А из шерсти сарлыка делают парики для артистов, мончар – ошейник для телят, подпругу, ог куру – ленту для опоясывания юрты, чеп – веревку, сплетенную из длинных остистых волос.

А еще – носки, которые спасают в любой мороз. Аржаана хорошо вяжет, и Кежик зимой предпочитает только носки, связанные руками жены.

Из кожи изготовляют сумки для зерна, одежды, они очень удобны и практичны при перекочевках на новую стоянку.

Четыре перекочевки

Молодая семья кочует постоянно. Менять стоянки надо минимум четыре раза в год.

Весной и летом они живут в Поштуг-Белдире. Проблема: родник здесь рано высыхает, поэтому возникают трудности с организацией водопоя животных.

Осенью перебираются в местечко Узун-Кыйыг – длинная сторона. До декабря находятся в Кургаг-Кара-Суге – высыхающий родник, а зимой отправляютя в Элдиг-Хем-Аксы – обрыв, подмываемый рекой.

Раньше главным транспортным средством в этих местах были яки. Теперь чабаны отправляются в Мугур-Аксы и нанимают машину, которая перевозит семью на новую стоянку.

Но есть места, куда можно добраться только на конях и на яках. С наступлением холодов на двух яках, приученных к кочевке, перебираются к зимовке.

В этих местах можно увидеть горного архара, козерога, марала, кабаргу, сурка, а также барсука, орла. Но Кежик не охотится, говорит: пусть лучше растет богатство края.

Местные хищники: волки и скотокрады

Но разрешенное ружье у Кежика есть, им спасается от волков: чтобы спугнуть хищников, стреляет в воздух.

В этих местах промышляет четыре здоровых волка. А еще – рысь.

Зимой яки ложатся на снег обязательно навстречу ветру и чуют запах приближающихся хищников. Взрослые яки могут себя защитить: мощный бык забодает волка своими рогами.

Но вот телят волки могут задрать, что и случалось в прежние годы из-за малого опыта молодых сарлыководов. Поэтому, рассказывают супруги, они постоянно следят за яками, пасут их, как овец, особенно – во время отела.

Другая беда: скотокрады. У тувинцев особое отношение к скотокрадам, или, как их здесь называют, кайгалам, хитрецам.

В легендах и байках они предстают этакими бесшабашными джигитами. Ловкий кайгал в считанные минуты разделывал барана прямо на стоянке, оставляя хозяину-ротозею шкуру да чистые мослы. Но это раньше, чтобы угнать животное, нужно было обладать смекалкой, ловкостью и выносливостью – иначе не уйти от погони.

Сейчас по-другому. Современные скотокрады подъезжают на машинах, иногда с грузовиком, и, показав чабанам карабины, спокойно загружают машины.

К счастью, у Кежика такого не было. Правда, прошлым летом у них украли восемь лошадей.

А когда были около Саглы, украли дойных сарлыков. Четыре дня искали, но не нашли.

Скотокрады приходят со стороны Барун-Хемчикского кожууна. Нужен постоянный присмотр за скотом. Особенно в пасмурную погоду, в туман, когда человек может и не заметить, как отделились несколько яков. Именно это и произошло с теми пропавшими сарлыками.

Здоровое потомство

Отел у сарлыков – в феврале. Семье Хомушку удается сохранить всех новорожденных сарлыков – стопроцентно.

Обычно в стаде оставляют лишь несколько быков, остальных до достижения одного года кастрируют.

Чтобы улучшить потомство, обмениваются быками из разных бригад. Еще лучше – из других кожуунов, где есть яки. В прошлом году Кежик обменял четырех своих быков на яков дяди, который живет в селе Шуй Бай-Тайгинского района.

Если не делать такого обмена, телята яка родятся маленькими, будут частенько хворать.

Хотя опытные чабаны всегда отличат своих яков от чужих, родовые метки, на всякий случай, всем телятам делают. У яков Кежика эти метки – на левом ухе. Это еще со времен его бабушки пошло.

Предсказатели погоды

Сарлыки – животные свободолюбивые. Никаких загонов для них не строят: не любят они этого, плохо себя чувствуют в ограниченном пространстве.

Сарлыки – хорошие предсказатели погоды. Если они начнут резвиться – к непогоде. Если будут рваться к вершинам гор, значит, будет сухо и жарко. Если чувствуют сильные морозы, наоборот, спускаются с гор, в низины.

И летом, и зимой пасутся, питаясь подножным кормом. Они постоянно находятся в движении и зимой за день могут пройти десятки километров.

Летом сами к стоянке придут, а ближе к зиме надо обязательно класть неподалеку от палатки каменную соль, тогда обязательно вернутся лизать ее.

Со снабжением солью сейчас нет проблем, за это они хвалят молодого директора своего сельхозкооператива «Сайзырал» Экер-оола Семис-ооловича Саая: очень энергичный руководитель.

Семейный оваа

Вы можете удивиться, но никакие ночные клубы, дискотеки, городская жизнь молодых чабанов не притягивают.

По вечерам Кежик и Аржаана с младшими братьями играют в шашки, шахматы. Изредка выбираются на праздники в райцентр: Кежик очень любит волейбол, конные скачки и борьбу хуреш.

Раз в месяц, если позволяют бесчисленные дела, ездят в бригадный центр: там все блага цивилизации: электроэнергия от движка, гостиница, парикмахерская, телевизор и баня.

А еще у рода Хомушку есть традиция: каждый год они освящают свой семейный оваа – жертвенный курган из жердей и камня. Туда приезжают все родственники со своими детьми. Там особенно четко чувствуется связь времен и связь с предками, умения и навыки которых они не забыли.

И там до неба – еще ближе.

 

Фото автора и Виталия Шайфулина

Местечко Тоолайлыг Монгун-Тайгинского кожууна – село Уюк Пий-Хемского кожууна

Фото:

 2. Родители Кежика Зоя Донгаковна и Эрес-оол Бады-Очурович Хомушку.

3. Тарбаганы у въезда в село Мугур-Аксы – визитная карточка Монгун-Тайги.

4. Молодая семья сарлыководов. Аржаана и Кежик Хомушку.

5. Сарлык на просторах Монгун-Тайги.

6. Телята сарлыка.

7. Парадный выезд на сарлыках делегации Монгун-Тайгинского района. Республиканский Наадым-2009. Июль. Фото Виталия Шайфулина.

Радион ДОНГАК
  • 14 704