Дыдый Сотпа. Жизнь в телевизоре
(Окончание. Начало в №17 от 3 мая 2013 года)
Политический казус с товарищем Картером
– После первого появления в телеэфире в сентябре 1966 года вас сразу начали узнавать на улицах, Дыдый Давааевна?
– Нет, не сразу. Только что рожденному телевидению еще предстояло завоевать популярность у жителей Тувы. В 1966 году оно еще не могло конкурировать с тувинским радио, которое за тридцать лет вещания, с 1936 года, стало привычным другом в каждой семье.
Радиодикторов люди узнавали по голосу. Со школьных лет помню завораживающие меня голоса, ежедневно доносившиеся из радиоприемников. У Галины Темир-ооловны Дугержаа был сочный бархатный грудной голос, особенно проникновенно звучащий, когда она вела литературно-художественные передачи. Допчаа Чысынмаевича Монгуша в народе называли тувинским Левитаном. Его уникальный приятного тембра голос с особенной возвышенной окраской так и приглашал радоваться успехам, призывая к новым трудовым достижениям.
Эти дикторы были для меня образцами правильного грамотного тувинского языка, позже – в девяностые годы – сделала о них передачи, которые сегодня хранятся в архиве ГТРК «Тыва».
Новорожденное телевидение было невиданным чудом, особенно – для жителей районов республики, а то, что тувинская речь зазвучала в телеэфире, вызывало огромнейший интерес и восхищение. Но поначалу по своему охвату оно не могло соперничать с радио: в районах республики еще не были построены передающие телевизионные станции.
Да и в Кызыле в редких семьях имелись телевизоры. Черно-белые телеприемники с маленькими экранами считались предметами роскоши и престижа, не каждая семья могла себе позволить купить их.
Но постепенно голубые огоньки телевизоров, загоревшиеся в столице республики и близлежащих селах Кара-Хаак, Черби, засветились и в селе Бай-Хааке, городе Туране, а затем – и во всех районах Тувинской АССР.
И это огромная ответственность, когда на тебя смотрят столько глаз: оценивают, замечают все ошибки и критикуют за них. Причем, не только на работе, но и дома. Когда стала работать диктором, мы сразу же купили свой самый первый телевизор «Рассвет» – черно-белый, с маленьким экраном, и супруг стал моим самым взыскательным критиком. Если считал, что плохо прочитала текст – волновалась, торопилась, нечетко произносила слова, всегда напрямую высказывал свое мнение.
– Самая большая ваша дикторская ошибка в прямом эфире?
– Политическая. От которой папа предостерегал: «Надо помнить о большой ответственности, дочка, ведь на тебя смотрит вся республика. Особенно внимательной будь, когда читаешь информацию о политической обстановке в мире, здесь ошибаться нельзя».
А я именно такую ошибку и совершила, когда президентом США был Картер. На всю республику назвала его: «Товарищ Картер». И как у меня выскочило это слово, сама понять не могу.
За этого «товарища» председатель госкомитета по телевидению и радиовещанию Николай Шиирипей мне такую выволочку устроил! «Вы что, с капиталистами дружите, товарищами их называете?! Я прямо с дивана соскочил, чуть не упал, когда услышал!» Он обязательно все передачи отсматривал, все контролировал.
– Самый трудный текст, который вам пришлось читать?
– О гибели 27 марта 1968 года – в авиакатастрофе во время тренировочного полета – Юрия Гагарина, первого космонавта Земли.
Читаю сообщение о его смерти, и так мне горько, что готова разрыдаться: это ведь Юрий Гагарин, гордость нашей страны. Стараюсь сдерживаться, ведь главное правило диктора – не проявлять никаких эмоций, официальное сообщение ТАСС – Телеграфного агентства Советского Союза – должно быть прочитано строго и четко, но в горле – ком, из-за которого делаю неоправданно долгие паузы.
Вдобавок, в аппаратной студии сидит несколько человек из обкома партии во главе с Кужугетом Сереевичем Шойгу и внимательно слушают, как я читаю. Это и вовсе вывело меня из равновесия.
С трудом преодолев нервную дрожь, дочитала до конца, на дрожащих ногах вышла из студии, а навстречу мне – Кужугет Сереевич. Стою, растерянная и смущенная тем, что слишком эмоционально прочитала сообщение, а он похлопал меня по плечу и сказал: «Все нормально, молодец».
Первые слова
– С какими словами вы впервые вышли в телеэфир?
– «Экии, эргим телекорукчулер» – «Здравствуйте, дорогие телезрители». И каждый день потом именно этими словами и открывался отпечатанный текст, который готовили редакторы.
Никакого отклонения от текста не допускалось, с этим было очень строго. Ежедневно приходил человек из Обллита – организации, отвечающей за партийно-государственную цензуру, садился в специально отведенной комнате, проверял все тексты, вносил поправки. Только после его визы тексты можно было произносить в эфире.
Никакого негатива, криминала. Новости республики, всей страны – исключительно позитивные. Например, сегодня совершен успешный запуск космического корабля, выполнен план по сдаче зерна в закрома государства, построен новый объект народного хозяйства, чабан такой-то получил столько-то ягнят сверх плана.
Сегодня с чтением текстов на телевидении проблем нет: ведущие новостей читают строчки, бегущие на уровне их глаз на экране телесуфлера. При этом создается впечатление того, что диктор смотрит прямо в камеру, а значит – в лицо каждому зрителю. А нам приходилось читать тексты с лежащих на столе листов, и при этом надо было умудриться и читать, и смотреть в камеру, чтобы телезрители видели глаза диктора. Это умение приходило только с годами работы.
– Кто был вашим учителем в дикторском деле?
– Сергей Дмитриевич Кондинкин. У Сергея Дмитриевича уже имелся опыт работы на телевидении в городе Бийске, откуда он со своими коллегами – телеоператором Валентином Клиндуховым, кинооператором Юрием Косарьковым и режиссером Галиной Гаркавая – приехал работать в Кызыл: рождающемуся тувинскому телевидению нужны были опытные кадры.
Для меня, не имеющей никакого опыта в телевизионном деле, Сергей Кондинкин был первым наставником: учил, как держаться в эфире, советовал, какую одежду лучше всего подобрать, поддерживал, когда переживала, что что-то не получается. Глядя на то, как он уверенно держится за дикторским столом, училась преодолевать волнение.
Он был не только профессионалом своего дела, но и хорошим интеллигентным человеком. Мы с ним стали друзьями.
– Из чего в первые телевизионные годы состоял рабочий день дикторов?
– Мы с Сергеем Кондинкиным приходили на работу к двенадцати часам и готовились к выходу в эфир: читали тексты, которые нам приносили редакторы, отрабатывали дикцию, произношение.
Передачи тогда начинались в шесть часов вечера. Мы, сидя вдвоем в студии за дикторским столом, открывали программу передач. Сначала слова приветствия и свой текст на тувинском языке произносила я, потом – Сергей Кондинкин, на русском языке. Новости читали в таком порядке: сначала – из жизни республики, затем – материалы ТАСС: сообщения о событиях в стране, за рубежом.
Потом – передачи, подготовленные корреспондентами разных редакций. Уже осенью 1966 года начали создаваться редакции: информационная, общественно-политическая, литературно-художественная, народнохозяйственная, детско-юношеская.
Редакции состояли из главного редактора, ведущего редактора, редактора, режиссера, ассистента режиссера, звукорежиссера, ассистента звукорежиссера.
Показывали короткометражные научно-популярные, мультипликационные фильмы. В конце программы – художественный фильм. Пленки с фильмами заведующая нашей фильмотекой Ольга Григорьевна Артас приносила из Тувинской республиканской конторы кинопроката Госкино РСФСР. Художественные фильмы зрители особенно любили и постоянно требовали на зрительских конференциях.
Все время, пока шло вещание, мы с Сергеем Дмитриевичем должны были находиться поблизости от студии. Частенько случались накладки: из-за скачка напряжения электроэнергии, технических сбоев изображение на экранах начинало мелькать или вовсе прерывалось. Когда все налаживалось, мы выходили в эфир со словами: «По техническим причинам произошел срыв».
В самом конце вещания мы снова появлялись в кадре: читали прогноз погоды, программу на завтра и прощались с телезрителями – на двух языках.
Вещание заканчивалось в двенадцать часов ночи, и только тогда мы отправлялись домой. Так что сын и муж видели меня в будние дни преимущественно в телевизоре.
Конечно, какому мужу понравится, что жена возвращается домой после полуночи, но что мог сказать Алан-оол Тулушевич, ведь он сам уговорил меня на эту «легкую женскую работу». Только вздыхал и молчал.
Я же шутливо успокаивала супруга тем, что никогда не забываю о нем, даже во время эфира на всю республику твержу его имя. Был у меня такой случай: однажды вместо отпечатанного в тексте имени Анай-оол выдала: «Алан-оол». Понимаю, что не то произнесла, но слово вылетело – назад не вернешь, невозмутимо продолжаю читать дальше. Надеялась, что никто не заметит, но не тут-то было: заметили и родные, и коллеги. Потом долго надо мной потешались: мол, мужа не могу ни на минуту забыть.
Несостоявшийся борщ для Кондинкина
– Сколько лет вы проработали в паре с Сергеем Кондинкиным, ежедневно открывая эфир?
– До восьмидесятого года. Виновницей оказалась я: однажды побежала в магазин, чтобы купить продуктов, надеясь, что успею к выходу в эфир, но задержалась в очереди и опоздала. Сергею Дмитриевичу пришлось открыть эфир одному.
Думаю: «Все, завтра начальство на ковер вызовет. Как оправдываться?» Назавтра – тишина, послезавтра – тоже. Не заметили, пронесло. Мы решили, что и не обязательно двум дикторам сидеть в кадре, и потихоньку стали приучать зрителей: то один откроет эфир, то другой. Стало гораздо легче работать, ведь у нас хватало и других забот: вели всевозможные передачи, беседы с интересными людьми.
Особенно большая нагрузка была на Сергее Дмитриевиче: он и на телевидении, и на радио успевал. И никогда не срывал прямой эфир. В то время такси было мало, да и не по карману дикторам с их небольшой зарплатой было на такси разъезжать, а попасть в переполненный автобус было проблемой. И однажды мой коллега приехал на мопеде.
Как только хрупкий мопед выдержал и не расплющился под тяжестью Сергея Дмитриевича, имевшего солидные габариты, да еще никогда не расстававшегося с огромным кожаным портфелем? Вахтеры и сотрудники, видевшие это эффектное прибытие, криками «Ура!» встретили и Кондинкина, и хозяина мопеда, худенького мальчика, который выжал из своего транспорта все, что только было возможно, чтобы помочь опаздывающему на прямой эфир уважаемому диктору.
Популярность у Сергея Дмитриевича Кондинкина среди населения республики была огромной. И он сохранил свою преданность телевидению и зрителям – до самой своей смерти 31 октября 1993 года.
– О популярности Кондинкина, особенно – у телезрительниц, ходили легенды.
– И это правда. Симпатии со стороны зрительниц к красавцу-диктору с завораживающим голосом были нешуточными. Ему писали письма, а одна из поклонниц однажды приехала к нему с серьезными намерениями.
Эта дородная женщина, выше его ростом, работала поваром санатория в селе Сой и явилась на телестудию с большой сумкой, в которой были свекла, морковь, капуста. И ошеломила Кондинкина словами: «Борщ вам варить буду».
Сергей Дмитриевич сначала не мог прийти в себя, не зная, что делать, а потом попросил меня выручить его: взять эту гостью к себе – переночевать. Что ж, надо выручать коллегу. Оставив овощи в дикторской, повела женщину к себе, удивив неожиданной гостей мужа.
Ночь она провела у нас, а на следующий день Сергей Дмитриевич ее деликатно уговорил и отправил домой. Тогда она начала ему отправлять в посылках банки тушенки. Тушенка была тогда продуктом дефицитным, но Сергей Дмитриевич все банки, до единой, обратно отправил.
Стоптанные туфли
– А вам поклонники письма писали, на улице останавливали?
– Письма приходили. Помню, из поселка Черби настойчиво писал телезритель, присылал жуткого вида мои фотографии, снятые фотоаппаратом прямо с экрана телевизора. Но это были очень деликатные письма.
Узнаваемость – одна из издержек работы тех, кто постоянно появляется на телеэкранах. Некоторым нравится, когда их узнают, я же смущалась, когда дети, увидев меня, кричали: «Телевизор идет!»
Когда приезжала в гости к родителям в село Баян-Тала, приходилось безвылазно сидеть в доме. Стоило выйти на улицу, как земляки окружали: радовались за меня, пожимали руку, поздравляли, словно какой-то геройский поступок совершила.
И в магазине, и на автобусной остановке – постоянно внимательные взгляды. И на отдыхе – тоже. Когда летом с семьей выбиралась на аржааны – целебные источники, отдых превращался в постоянные зрительские конференции: каждому отдыхающему хотелось пообщаться с диктором, которого люди тогда воспринимали как хорошего знакомого, каждый день приходящего в их дом.
Зато были и приятные моменты: в обувной мастерской мне без очереди ремонтировали туфли. Последняя остановка автобуса была на Донмас-Суге, на гору, к телецентру он не ходил. Столько туфель ободрала на камнях, добираясь до работы, не сосчитать.
– Стоптанная обувь не считалась спецодеждой, ее стоимость вам не компенсировали?
– Нет. А вот на одежду раз в два года бухгалтерия выделяла дикторам небольшую сумму. Тогда изобилия одежды, как сейчас, в магазинах не было, но было много красивых тканей. Можно было купить неплохой материал, за метр – шестнадцать рублей, и сшить в ателье костюм, платье, блузку.
Когда одежда приедалась, порой, выворачивала ее наизнанку и перешивала – экономила. Ведь зарплата у дикторов была небольшая и зависела от категории. Первая ступень – диктор-практикант с зарплатой семьдесят пять рублей. По результатам работы тарификационная комиссия присваивала поочередно третью, вторую, первую и высшую категории, что сказывалось и на зарплате. Начав работу диктором-практикантом, через десять лет дослужилась до диктора высшей категории.
Ткани и фасон одежды для выхода в эфир подбирали самостоятельно.
Урок Левитана: работа над ошибками
– Где, помимо практики, вы учились дикторскому мастерству?
– В Москве, где в 1975 году занималась на специальных курсах с дикторами из разных городов Советского Союза.
Мы тогда сильно сдружились друг с другом. Было очень приятно, когда через много лет после той учебы, напомнил о себе диктор Александр Бердников из Кургана. Через знакомых передал мне привет из Сочи, где был членом жюри телевизионного фестиваля. И даже не запнулся, выговаривая мои трудные для произношения имя и фамилию.
Курсы для дикторов проводил Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Трехмесячные занятия, проходившие в телецентрах на Останкино и Шаболовке, были очень насыщенными. Нам читали лекции по основным принципам телевидения, его истории и перспективах развития. На практических занятиях мы брали интервью друг у друга, а потом разбирали и анализировали их. С каждым отдельно педагоги занимались техникой речи.
Нас учила знаменитая диктор Всесоюзного радио Ольга Высоцкая. Она была прекрасным педагогом, настоящим профессором дикторского дела. Мы встречались и с диктором-легендой, главным голосом Советского Союза Юрием Левитаном. Задавали ему бесконечные вопросы, а он очень интересно, с юмором, на них отвечал.
Мне особенно запомнился его рассказ о человеке, который всегда старался найти в выступлениях диктора ошибки и постоянно критиковал его. К моему изумлению, Юрий Борисович назвал этого недоброжелателя не врагом, а самым большим своим учителем, потому что благодаря ему еще упорнее работал над дикцией и техникой речи.
Суровая критика только учит умного человека, и работа над своими ошибками у профессионала не заканчивается никогда – этот урок Левитана мне запомнился на всю жизнь.
– Коллективу тувинского телевидения приходилось много работать над своими ошибками?
– Очень много. Ох, накладок и брака в работе было предостаточно, особенно – в первые годы. Порой осветители перебарщивали со светом, по неопытности думая, что чем ярче они осветят дикторов и гостей передач, тем будет лучше.
В результате зрители видели на экранах телевизоров белые блины вместо лиц, а мы выходили из студии мокрыми, как после бани, и со слезящимися от ослепительного света глазами.
Иногда от неумелых команд режиссера операторы путались, возникала неразбериха с камерами, кадры начинали скакать, и телезрители слышали заполошный крик: «Давай вторую камеру, третьей бери!»
Так что ошибки случались часто, и все мы упорно учились на них. Разбор полетов проходил на летучках, которые проводились по понедельникам. Заранее назначались обозреватели, которые должны были просмотреть недельный эфир и оценить работу всех: дикторов, операторов, ведущих, редакторов, режиссеров, звукорежиссеров, помощников режиссеров. Оценивали по пятибалльной системе.
Летучки проходили очень эмоционально, часто – в жарких спорах. Характер летучек зависел от того, кто был обозревателем. Некоторые могли беспощадно разнести в пух и прах, другие старались высказать свои замечания более мягко. Интересно выступали коллеги, приехавшие из Бийска, мы слушали их, раскрыв рты. Очень активно выступал редактор Семен Содунам, бурно отстаивавший свою позицию.
Главный редактор Алексей Чараш-оол, мягкий по натуре человек, и на летучках выступал тактично и деликатно. Людмила Буянова, творческий и сильный режиссер с богатым внутренним миром, всегда имела свое, отличное от других, мнение и видение.
После летучек народ расходился по своим редакциям и продолжал горячо спорить, указывая друг другу на недостатки в монтаже, съемке, звуковом оформлении, режиссерском решении. В этих спорах рождалось творчество.
Совместными усилиями
– Лучшие, на ваш взгляд, передачи тувинского телевидения советского времени?
– В конце шестидесятых – начале семидесятых годов – «Хоглуг ог» – «Веселая юрта». Затем – «Голубой огонек», ее делали по образцу аналогичной на Центральном телевидении, трансляция передач которого началась в Туве в 1969 году с введением в действие станции «Орбита».
Снимались «Голубые огоньки» не только в телестудии, но и в ресторане «Улуг-Хем», Доме политпросвещения. В них участвовали передовики сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Попасть в передачи было очень престижно, их готовили под контролем работников обкома и горкома партии. Велись они на двух языках.
Интересными были передачи «Малышок», «Мы учим русский язык», «Тува: перекресток времен», «Круглый стол», «Тувинская неделя», «Саян эдээнде кежээ» – «Вечер у подножья Саян», «Тыва ТВ чалап тур» – «Тувинское ТВ приглашает», «В центре Азии», «Новеллы о любви».
Население тогда было очень активным. Телезрители постоянно звонили, писали письма. По письмам телезрителей была создана передача «Адрес: Кызыльская телестудия», которую вела журналист Лариса Кром, отвечая на поступающие вопросы.
Проблемы и недостатки очень артистично высмеивал в сатирических передачах «Телеёж», «С лёгким паром» Василий Журавлев. И на критику с экрана ответственные работники обязаны были отвечать немедленно.
В 1989 году считаю лучшей нашей работой попытку создать телефильм по пьесе Виктора Кок-оола «Хайыраан бот». Проект был подготовлен и реализован силами тувинского телевидения в местечке Торгалыг Овюрского района, где непосредственно в начале прошлого века и происходили трагические события, описанные в пьесе. Роли главной героини Кары исполняла Римма Сарыг-Хуурак, актриса музыкально-драматического театра. Режиссером была Светлана Момбужай-Мунзук.
Телевизионный коллектив советского времени был большой семьей со своим старшим, средним и младшим поколением, а день рождения тувинского телевидения – 12 июня – общим праздником для всех.
У нас была добрая традиция: отмечать этот день на природе. Заранее закупали барана, загружались на телевизионный автобус и ехали на свое любимое местечко у села Кара-Хаак. Там пели, играли в спортивные игры, проводили всевозможные конкурсы, варили изиг-хан и самую почетную часть угощения подносили старшим по возрасту уважаемым людям коллектива.
Телевизионный труд – всегда коллективный. Хороший итог можно получить только в результате совместных усилий. За тридцать восемь лет моей работы столько людей служило голубому экрану! Одни начинали с самых первых дней и посвятили ему всю жизнь, другие – несколько лет, но частичка труда каждого важна и дорога. Поэтому хочу назвать всех, кого помню.
Директорами телецентра, а впоследствии РТПЦ – радиотелевизионного передающего центра – в разные годы были Александр Иргит, Олег Кожевников, Кан-оол Саян.
Заместителем председателя по технической части двадцать лет работал Очур Шириндуу. Инженерами были Маадыр Куулар, Шактар-оол Ондар, Алексей Конгар, Владимир Фатеев, Иван Шоев, Валерий Соколов, Любовь Муклаева, Лариса Тарасова, в девичестве Лавринович.
Первыми телеоператорами были Шур-оол Ортеней, Иван Рассказов, режиссерами – Сергей Баир, Клара Сагды, Павел Чимит, Людмила Буянова, Светлана Сат, Римма Норбу.
Редакторами-корреспондентами работали Олег Сувакпит, Салим Сурун-оол, Окан-оол Намчылак, Семен Содунам, Мария Якушева, Петр Гриценко, Владимир Чешуин.
Замечательные заставки к передачам рисовал художник Ян Чолдак, над качеством звука трудились звукорежиссеры Клим Чадамба, Анатолий Зайцев. Техническое качество контролировали Кама Аракчаа, фотографом работала Нина Лобыкина.
Первым осветителем в студии был Николай Панкратов, а переводчиком материалов ТАСС на тувинский язык – Алексей Делгер-оол.
После московских вузов – МГУ и ВГИКа – приступили к работе дипломированные специалисты Дакан-оол Ондар и кинооператор Карма Монгуш. Чуть позже со вгиковским образованием пришел к нам Юрий Зорин.
Очень помогали в дни становления нашего телевидения специалисты, приехавшие с Бийского телевидения – режиссер Галина Гаркавая, телеоператор Валентин Клиндухов, кинооператор Юрий Косарьков; с Абаканского – редактор Александр Конушкин и режиссер Нелли Сидлер-Лысенко.
В 1967 и 1968 годах пришли на должности ассистентов кинооператора и телеоператора Шамиль Седен-оол и Сергей Кунчун.
Режиссерскую группу пополнили Клара Шакирова, Наталья Принцева, Светлана Хертек, Эремаа Ашак-оол, Ондар Сузукей, Айлана Чадамба, группу звукорежиссеров – Валентина Селиванова-Носкова, Николай Ензак. А еще – монтажница Галина Ушакова, машинистка Любовь Селиванова, кинооператор Виктор Кондрашов, фото- и кинооператоры Анатолий Мельников, Анатолий Сокуров, ассистент режиссера Эрес-оол Ооржак, диктор Галина Земляникина, художник Светлана Опай, телетайпистка Валентина Медкова.
Михаил Норбу прошел большой путь от постановщика, фотографа и кино-телеоператора до режиссера и стал настоящим универсалом. Проявщицами пленки работали Ирина Доржу, в замужестве – Ткаченко, и Людмила Аракчаа. С 1967 года до самого выхода на пенсию в программном отделе работала Екатерина Вакар, в замужестве – Казарина. Ее супруг, Валерий Казарин, заведовал постановочным цехом.
В семидесятые годы появились редактор Яков Кром, режиссеры Луиза Рудольф, Любовь Тыртык-Кара, корреспонденты Наталья Богдановская, Ольга Тока, Людмила Костюкова, Анатолий Бармашов, Нил Чемезов, ассистент телеоператора Эдер-оол Ооржак, диктор Ольга Маланова, работавшая на двух языках – русском и тувинском.
Пришли работать на телевидение и партийно-советские работники Иван Келик-Сенги, Салчак Чигжит, Яков Норбу, Родион Далай-оол, Монгуш Кызыл-оол, Кенден Ооржак.
В последующие годы коллектив постепенно обновлялся новыми сотрудниками: директоры телевидения Кызыл-Эник Кудажы, Валерий Шаравии, Василий Журавлев, Анатолий Серен, Радомир Куулар; редакторы Алексей Чараш-оол, Алексей Дугержаа, Анай-оол Даржаа, Владимир Алексеев, Маргарита Малецкая, Шангыр-оол Суван, Анай Яндараа; инженеры Юрий Шыырап, Петр Глазунов, Темир Артас, Ангыр Хертек, Маадыр Монгальбии, Андрей Алдын-оол, Александр Потехин; режиссеры Павел Коновалов, Мерген Люндуп, Мария Чолдак-оол, Светлана Базыр-оол, в замужестве – Ондар, Светлана Саган-оол, Светлана Кочега, Лидия Донгак, Татьяна Ооржак, Светлана Момбужай.
Программно-производственный отдел пополнили Валентина Кипко, Марта Кужугет, Татьяна Петрова; постановочный цех – Валерий Казарин, Бичии-Уруг Монгуш, Допчут-оол и Нина Салчаки. Появились телеоператоры Алексей Монгуш, Виктор Люндуп, Ооржак Эдер-оол, Борис Черногубов, ассистент телеоператора Александр Танов, осветители Владимир Очур, Кара-оол Салчак, звукорежиссеры Валентина Хомченкова, Татьяна Ершова, Валентина Цыденжапова, Татьяна Потехина, Тамара Бобровская, Борис Люндуп.
Неизгладимый след в истории тувинского телевидения оставили заместители председателя комитета по телевидению Сандро Даваевич Маады, Екатерина Дуктуг-ооловна Танова, Василий Андреевич Ананьин, Василий Васильевич Журавлев, заместитель председателя комитета по радиовещанию Тонгак Хорун-оолович Таржаа.
Большую роль не только в музыкальном оформлении передач, но и в культурной жизни республики, сыграл созданный в 1967 году коллектив симфонического оркестра комитета телерадиовещания.
На моем веку у нас сменилось пять руководителей-председателей: Николай Дамбаевич Шиирипей, Сергей Чоодуевич Юша, Даваалай Чылбакович Салчак, Анатолий Сергеевич Серен, Роман Всеволодович Тас-оол. Сегодняшний директор филиала ВГТРК ГТРК «Тыва» Андрей Иванович Чымба начинал с должности редактора творческого объединения «Содружество».
Мои родные
– Ваш сын тоже выбрал телевизионное поприще?
– Нет. Орлана увлекла медицина. Он окончил Алтайский мединститут, стал врачом. У него прекрасная семья, трое детей. Его супруга Кара Ким-ооловна – начальник отдела кадров Арбитражного суда Республики Тыва. Моя старшая внучка Айдысмаа учится в Санкт-Петербурге в Российской академии правосудия. Внук Долаан – ученик одиннадцатого класса лицея №15. В прошлом году окончил музыкальную школу, хорошо играет на фортепиано. В 2011 году Долаан был удостоен премии Президента России по поддержке талантливой молодежи. Младшая – Саяна – учится в четвертом классе.
Очень грустно, что внуки растут без дедушки, который их так любил. Алан-оола Тулушевича не стало в 2004 году. Через год после смерти мужа – очередной удар судьбы: ушла из жизни дочь Юля, наша яркая звезда. Юлечка – дочка моего младшего брата, мы с Алан-оолом Тулушевичем воспитывали ее с годовалого возраста. Юля росла на телевидении, я постоянно брала ее с собой на работу, и она полюбила этот мир, решив посвятить себя телевидению. Дочка радовала нас: быстро освоила телевизионную технику, ее ожидало будущее в режиссуре. Но жизнь распорядилась иначе. Юлечка оставила нам внучку Адилю, сейчас она заканчивает школу №1.
Мне тогда казалось, что земля уходит из-под ног. Спасли внуки, их пухленькие губки, целующие меня, маленькие ручки, крепко обнимающие бабушку. Поняла: надо не поддаваться отчаянию, я нужна и внукам, и детям. Ведь нужно было еще поставить на ноги Алену и Монге, которые стали моими дочкой и сыном после того, как их мама, моя племянница Валентина Ондар, разбилась в 1994 году в автомобильной аварии. Алене тогда было шесть лет, Монге – два года.
Сегодня дочка и сын радуют меня: Алена окончила вуз с красным дипломом и работает юристом в ОАО «Тывасвязьинформ», Монге – второкурсник Тувинского университета.
И это – наше счастье
– Дыдый Давааевна, ваши любимые дикторы центрального телевидения?
– Мои кумиры – из советских времен. Валентина Леонтьева, Владимир Ухин, Игорь Кириллов, Светлана Моргунова, Ангелина Вовк, Анна Шатилова, Анна Шилова. Видела их не только на экране, но и в огромном дикторском цехе Центрального телевидения в 1971 году, когда мы в часовой программе представляли зрителям Советского Союза Тувинскую АССР: сельское хозяйство, промышленность, культуру.
Программу открывала в паре с диктором Центрального телевидения Владимиром Ухиным. Я приветствовала зрителей на тувинском языке, он – на русском. Московский коллега остался в памяти как очень добрый, улыбчивый человек. Да и все дикторы ЦТ, с которыми довелось видеться – доброжелательные, интеллигентные люди. Такими же были и передачи советского телевидения. Сегодня – не так.
– Что огорчает вас в телевидении двадцать первого века?
– Низкопробная пошлость, ничего не дающая ни уму, ни сердцу, которую часто демонстрируют многочисленные центральные каналы. Новейшим оборудованием, облегчающим сегодня труд телевизионщиков, не перестаю восхищаться, а вот содержание многих передач тревожит.
А на местном телевидении оригинальные авторские программы и вовсе исчезли: и познавательные, и сатирические. Вещание сократилось до минимума: остались только короткие повторяющиеся выпуски новостей, реклама да коммерческое «Музыкальное поздравление».
Исчезло творчество, и мне очень жаль молодых способных коллег, лишенных его. Помню, с каким вдохновением в девяностых годах делала авторскую программу «Сыгырганын унун дынааш» – «Заслышав голос иволги», телепортреты людей, ставшими гордостью тувинской культуры: Виктор Кок-оол, Кара-кыс Мунзук, Александр Лаптан, Монгуш Кенин-Лопсан, Ростислав Кенденбиль, Саая Бюрбе.
Сегодня федеральные каналы усердствуют в стремлении показать побольше негатива, телевидение стало агрессивным проводником потребительства, взахлеб пропагандируются удовольствия и развлечения. Создается впечатление, что глобальной проблемой общества стали перхоть и запах подмышек.
Прежде телевидение было другим: родным, домашним, близким. Уже девять лет как не выхожу в эфир, но телезрители старшего поколения до сих пор узнают и по-доброму радуются: «О-о, это же наш диктор».
Знаете, когда мы в декабре 2012 года прощались с Василием Васильевичем Журавлевым – еще один ветеран эфира ушел из жизни, я вспоминала наш с ним самый последний разговор. Коллега сказал тогда: «Я рад, что мы были вместе в период становления и расцвета тувинского телевидения, и это – наше счастье».
Да, это так. Это действительно наше счастье. И я горжусь тем, что награждена почетным знаком «Отличник телевидения и радио СССР» и принадлежу светлой эпохе советского телевидения.
Фото Откан-оола Монгуша, Анатолия Мельникова, из архива ГТРК «Тыва» и личного архива Дыдый Сотпа.
Интервью Надежды Антуфьевой и Саяны Ондур с Дыдый Сотпа «Жизнь в телевизоре» войдет сорок первым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии». Пятый том планируется к изданию в 2014 году.
Фото:
1. «Внимание, через минуту – выход в эфир!» Первые дикторы тувинского телевидения Сергей Кондинкин и Дыдый Сотпа готовятся к появлению в телеэфире. Кызыл, 1967 год.
2. Встречи с интересными людьми стали традицией с первых лет телевидения. В студии – особый гость из Москвы: генерал-майор авиации Виктор Шпагин.
Слева направо в первом ряду: диктор Галина Земляникина, Виктор Шпагин, диктор Дыдый Сотпа. Во втором ряду: осветитель Николай, телеоператор Шур-оол Ортеней, диктор Сергей Кондинкин, телеоператор Алексей Монгуш. Кызыл, 1968 год.
3. Идет передача. За пультом – режиссер Павел Коновалов и звукорежиссер Валентина Хомченкова. Кызыл, 1975 год.
4. В студии юная участница детской передачи Оля Куулар и диктор Дыдый Сотпа. Кызыл, 1980 год.
5. Сначала проводили трактовую репетицию, чтобы прямой эфир прошел без проблем. Репетиция передачи детско-юношеской редакции: встреча со студентами филологического факультета Кызылского пединститута. В центре – диктор Дыдый Сотпа, справа от нее – Шангыр-оол Суван, который впоследствии придет работать на телевидение и станет известным журналистом и писателем. Кызыл, семидесятые годы.
6. Проявщица пленки Людмила Аракчаа за работой. Кызыл, 1970 год.
7. АСК – аппаратно-студийный комплекс. Сидят инженеры Лариса Тарасова и Шактар-оол Ондар. Стоят инженер Иван Шоев и техник Владимир Фатеев. Кызыл, начало семидесятых годов.
8. Первый профессиональный кинооператор тувинского телевидения, выпускник ВГИКа Карма Монгуш. Поначалу приходится работать с любительской чехословацкой кинокамерой. Кызыл, 1967 год.
9. Анатолий Мельников, фотограф и кинооператор телевидения. Человек, который своей камерой не только запечатлел мгновения жизни республики, но и оставил после себя фотоисторию тувинского телевидения. Кызыл, 1978 год.
10. Ее передачи отличались тонким лиризмом, оригинальным решением и особым буяновским почерком. Режиссер Людмила Буянова за новым режиссерским пультом. Кызыл, 1980 год.
11. Одна из первых передач для детей – «Малышок». Передачу ведет Лариса Лавринович. Кызыл, 1968 год.
12. Семья старшего сына Дыдый Сотпа Орлана Сотпа. Слева направо: сын Долаан, мама Кара, папа Орлан, дочка Айдысмаа, в центе – младшая дочка Саяна. Кызыл, 24 апреля 2010 года.
13. Здесь многое по-новому, но все равно – родное. Ветеран телеэфира Дыдый Сотпа с телеведущим Мергеном Ондаром в студии ГТРК «Тыва». Кызыл, 18 апреля 2013 года.
Беседовали Надежда АНТУФЬЕВА, Саяна ОНДУР