Мерген Тулуш, учитель литературы Государственного лицея Республики Тыва: «В русском языке нет глаголов «ложить», «ложил», «буду ложить».
– Ошибка, которая особенно раздражает вас в устной и письменной речи, Мерген Алексеевич?
– Раздражает бесконечная путаница со словами «класть» и «ложить». Нужно знать, что в русском языке нет глаголов «ложить», «ложил», «буду ложить». Это несуществующее слово следует употреблять только с приставками: «положил», «положу», «выложил», «выложу», «приложил», «приложу».
Глагол «кладу» употребляется, как правило, без приставок. Например, слова «покладу» в литературном языке нет, хотя оно считается устаревшим и ранее применялось. А вот «кладу» можно употреблять во всех временах, и он имеет несовершенный вид: «клал», «буду класть». Вот примеры: «Я положил ручку на стол» или «Я кладу ручку на стол», «Строители клали кирпич в течение трех дней» или «Виталий положил кирпич».
Режет слух, когда говорят: «Он тебе позвО́нит» вместо: «Он тебе позвонИ́т». Нужно четко знать, что слово «звонИ́т» должно произноситься только с ударением на втором слоге.
Еще часто неправильно произносят слово «ходатайство», ошибаются даже на федеральных телеканалах, где идут передачи о судебных процессах. Следует запомнить, что ударение в слове «ходатайство» ставится на второй слог, например: «Глава государства подписал закон, позволяющий осужденным самостоятельно подавать ходА́тайство о смягчении назначенного наказания».
Также юристы довольно часто ошибаются, когда ставят ударение в слове «договО́р» на первый слог.
В письменной речи раздражает, когда люди игнорируют знаки препинания – пишут текст так, как будто бы нет ни запятых, ни тире, ни двоеточий.
– Ошибка, которую вы сами постоянно делаете и пытаетесь исправить.
– Некоторые местоимения пишу то с дефисом, то без него. Хорошо знаю это правило, но все равно ошибаюсь. Даже своих учеников попросил, чтобы они меня поправляли, если буду делать оплошности во время написания этих слов на доске – а это тоже своеобразная учеба для наших лицеистов.
Если обратиться к правилу, вспомним: неопределенные местоимения с приставкой «кое» и суффиксами «то», «либо», «нибудь» пишутся через дефис: «кое-кто», «кому-либо», «что-нибудь». Если после «кое» стоит предлог, то неопределенное местоимение пишется в три слова, например: «кое у кого».
– Ваше любимое правило русского языка?
– В русском языке у меня нет любимого правила – они все очень важны. Если не знать хотя бы одного, то уже не будет правильной речи на письме. Мне, в силу своей профессии, часто приходится использовать правила написания прямой речи, например: «Здравствуйте, дети!» – сказал учитель. «Здравствуйте», – ответили дети.
– Какого писателя вы считаете эталоном русской словесности?
– Хотя уже многие в этой рубрике упоминали именно его, эталоном русской словесности считаю гениального поэта и писателя Александра Пушкина. Его слог очень легкий для восприятия, плавный и мелодичный, больше похожий на песню. Пушкиным нельзя не восхищаться, хотя бы потому, что определенных успехов в литературе он добился уже в пятнадцать лет. Именно Александр Сергеевич – первый русский писатель мирового значения, его творчество было тем поворотным пунктом, когда русская культура стала голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир.
– По какому произведению вам было бы интересно написать диктант?
– По повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Обожаю это произведение, поэтому и диктант мне будет писать интересно. Также можно будет проверить себя на знания многих правил русского языка, начиная от прямой речи и заканчивая однородными предложениями.
– Ваш главный учитель русского языка?
– Моя бабушка Таисия Ивановна Тулуш – преподаватель русского языка и литературы школы села Кочетово Тандинского района. Она очень много в меня вложила – учила читать, занималась грамматикой, давала жизненные наставления и советы, за что своей бабушке безгранично благодарен.
В нашей семье педагогической деятельностью занималась не только бабушка. Мой дедушка, Павел Сундуй-оолович Тулуш, был учителем математики и директором школы села Кочетово. Мама – Валентина Павловна Тулуш – преподаватель агрономии в Тувинском государственном университете, а дядя – Олег Павлович Тулуш – учил детей географии в первой школе Кызыла. Когда я учился в десятом классе, серьезно задумался о выборе профессии. В итоге решил пойти по стопам родителей – стать учителем.
Окончил пятнадцатый лицей Кызыла, высшее образование получил в Тувинском государственном университете на филологическом факультете. С 2014 года преподаю в Государственном лицее Республики Тыва. Получается, что я учитель уже в третьем поколении.
– Какие орфографические и стилистические оплошности вы замечали в тувинских газетах, журналах, телевизионных и радиопрограммах?
– Представители тувинской прессы, особенно те, кто работает на радио и телевидении, часто ставят неправильно ударения, бывает, что используют слова не по назначению. В газетах ошибки также встречаются, в основном, связанные с пунктуацией.
– Монофон – это рассказ, все слова в котором начинаются на одну букву. Составьте по этому принципу хотя бы одно предложение. Ваша буква – «О».
– Однажды очень опечаленный ослик отобедал овсом.
– Интересно, Мерген Алексеевич, а как пишется и что означает слово «селадон»?
– Пишется через «е» в первом слоге. Селадон – это пастух, который признавался в любви пастушке Астрее. Это по роману Оноре д’Юрфе «Астрея».
– Верно, а имя собственное стало нарицательным. Согласно «Большому толковому словарю русского языка» Кузнецова, селадон – назойливый, обычно пожилой, ухажер, волокита.
Теперь ваша очередь: называйте слово, а я попытаюсь правильно написать его и объяснить, что оно значит.
Мерген Алексеевич дал мне слово «декламация». Написал правильно, но значение объяснить не смог. На выручку пришел Мерген Алексеевич, поведав, что декламация – это чтение стихов либо пафосная речь.
Дома я заглянул в «Большой толковый словарь русского языка» Кузнецова. В нем декламация – это выразительное чтение художественных произведений, искусство выразительного произнесения стихов и прозы. Напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить, напыщенные слова, речи.
Вот так, искусство декламировать может перейти в банальный пафос.
Фото: Мерген Тулуш у доски в Государственном лицее Республики Тыва указывает на симпатичную ему букву «з»: если ее повернуть на бок, она будет похожа на знак бесконечности. Кызыл, 1 ноября 2014 года. Фото Андрея Алдын-оола.